Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



МЕХАНИЗМ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 3 часть



Вместе с тем государство, регулируя поведение товаропроизво­дителей на микроуровне, должно учитывать внешние эффекты дея­тельности фирмы, которые могут быть положительными или отрица­тельными.

Положительный внешний эффект - это полезность от деятель­ности предприятия, не отраженная в ценах. Например, обеспечение пожарной безопасности или озеленение территорий приносит поло­жительный эффект не только товаропроизводителю, но и окружаю­щим.

Отрицательный внешний эффект - это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене товара или услуги. Он может быть ре­зультатом как производства, так и потребления товаров и услуг. Нап­ример, Белорусский калийный комбинат наносит ущерб близлежа­щим землям и не возмещает его. При наличии отрицательного внеш­него эффекта альтернативная стоимость сельскохозяйственных зе­мель и населенных пунктов вокруг комбината, подвергшихся загряз­нению калийным производством, не будет включена в издержки про­изводства удобрений.

Несмотря на то что выгоды или убытки, получаемые от положи­тельных или отрицательных внешних эффектов, не отражаются в ценах производимых товаров и услуг, они могут стать источником увеличения или снижения социально-экономической эффектив­ности.


Количественное выражение влияния внешних эффектов можно определить с помощью показателя чистого экономического благо­состояния, который учитывает совокупные внешние издержки про­изводства ТЕС. Они представляют собой общественный ущерб, кото­рый зависит от объема производства и предельных внешних издер­жек МЕС. Предельные внешние издержки — это дополнительные из­держки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы то­варов, которые не оплачиваются товаропроизводителем и переносят­ся на общество в целом:

МЕС = А ТЕС / АО.

При игнорировании отрицательного внешнего эффекта товаро­производители не оплачивают совокупные внешние эффекты, уменьшая таким образом собственные издержки производства. В ре­зультате увеличивается возможность наращивать производство, не оплачивая использование определенного природного ресурса.

Литература

Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989.

ГрейсонДж., ОДейлК. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991.

Лемегиевский И. М. Микроэкономика: В 2 ч. Мн., 1994. Курс экономической теории: Конспект лекций / Под ред. Э.ИЛобковича. Мн., 1997.

^ Развитие "экономики участия" в передовых странах Запада //МЭиМО. 1990. Экономическая теория: Учебник /Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн., 1996.


Раздел 3

МАКРОЭКОНОМИКА

ГЛАВА 18

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ЦЕЛИ И СТРУКТУРА

18.1. МАКРОЭКОНОМИКА КАК РАЗДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Макроэкономика, ее предмет и объект анализа. Целью эконо­мической теории является изучение взаимодействия людей в про­цессе поиска эффективных путей использования ограниченных про­изводственных ресурсов в целях удовлетворения потребностей об­щества. В отличие от микроэкономики, которая изучает главным об­разом поведение отдельного хозяйствующего субъекта, макроэконо­мика исследует систему как целое и ее важнейшие составные элемен­ты, такие, как совокупное производство, общий уровень цен, цели и проблемы экономической политики, внешней торговли, безработи­цы, инфляции, функционирования государственного сектора и др.

Важнейшей особенностью макроэкономики является использо­вание агрегированных параметров. Само понятие "агрегирование" представляет собой объединение, суммирование однородных эконо­мических показателей по определенному признаку с целью получе­ния более общих величин. Такой подход позволяет рассматривать только четыре экономических субъекта: домашнее хозяйство, сектор предпринимательства, государственный сектор и иностранный. Оче­видно, что каждый из названных хозяйствующих агентов есть сово­купность реальных субъектов.

Сектор домашних хозяйств включает в себя все частные нацио­нальные ячейки, деятельность которых связана с удовлетворением собственных потребностей. Отличительной чертой данного хозяй­ствующего агента является то, что он выступает частным собственни­ком всех факторов производства. В результате вложения ресурсов в определенную деятельность домашние хозяйства получают доход, который в процессе его распределения делится на потребляемую и сберегаемые части. Таким образом, реализуется три вида экономи­ческой активности данного сектора экономики: во-первых, поставка факторов производства на соответствующие рынки; во-вторых, пот­ребление; в-третьих, сбережение части полученного дохода.

Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных на территории государства. Харак­терная черта данного сектора — производственная деятельность, цель которой — получение готового продукта. Для ее достижения, во-первых, приобретаются на рынке факторов производства все не­обходимые ресурсы; во-вторых, предлагаются произведенные про­дукты на соответствующем рынке; в-третьих, для осуществления процесса воспроизводства организуется инвестирование средств.

Государственный сектор включает в себя все государственные ин­ституты и учреждения. Этот хозяйствующий субъект является про­изводителем общественных товаров, к числу которых относятся нацио­нальная обороноспособность и оборонная промышленность, образова­ние, фундаментальные науки и т.д. Для осуществления такого рода благ государство вынуждено приобретать в качестве средств производ­ства товары, производимые предпринимательским сектором. Затраты на них вместе с оплатой труда служащих представляют собой государ­ственные расходы. Их источником служат налоги, которые взимаются с домашних хозяйств и предпринимательства. В государственные рас­ходы включаются также выплаты как домашним хозяйствам (пенсии и пособия), так и сектору предпринимательства (дотации). Необходи­мым условием функционирования государственного сектора является равенство расходов доходам. Если первые превышают вторые, то при­дется прибегнуть к займам, чтобы покрыть имеющийся дефицит. Та­ким образом, экономическая деятельность государства проявляется че­рез государственные закупки на рынке продуктов, чистые налоги (раз­ница между налоговыми поступлениями и трансфертными платежа­ми) и государственные займы.

Иностранный сектор включает все экономические субъекты, на­ходящиеся за рубежом в совокупности с иностранными государ­ственными институтами. Его учет позволяет анализировать два вида экономической активности — экспорт и импорт товаров и услуг и фи­нансовые операции.

Процесс агрегирования распространяется и на рынки. Как извес­тно, рыночная экономика представляет собой систему, состоящую из четырех основных элементов: рынка благ, факторов производства, де­нег и ценных бумаг. На рынке благ имеет место купля-продажа товаров и услуг, производителем здесь выступает предпринимательский сек­тор, а потребителями — домашние хозяйства, государство и фирмы. Ры­нок денег характеризует спрос и предложение национальной валюты, продавцом здесь выступает государство, а потребителем — остальные хозяйственные агенты. Рынок труда представляет собой форму движе­ния рабочей силы, предложение осуществляют домашние хозяйства, а все остальные субъекты предъявляют спрос на данный ресурс. На рын­ке ценных бумаг взаимодействуют две группы: с одной стороны, госу­дарство и фирмы, с другой — государство, фирмы и домашние хозяй­ства. Все указанное множество рынков агрегируется в понятие "макро­рынок", исчезает микроэкономическое понятие цены блага и предме­том изучения становится абсолютный уровень цен и его изменение.

Методы анализа. Отличительной особенностью макроэкономи­ческого анализа является моделирование, позволяющее исследовать экономические явления и процессы посредством построения их ус­ловных образов. Поскольку специфика макроэкономики как единого целого исключает возможность экспериментального моделирова­ния, в основном используется теоретическое. Наиболее важное зна­чение для макроэкономики имеют три метода: математическое, ба­лансовое, статическое и динамическое моделирование.

Математическое моделирование основывается на том, что основ­ные параметры экономики соизмеримы, и устанавливает качествен­ные и количественные зависимости переменных величин, описываю­щих экономический процесс. При построении модели применяется метод научной абстракции — воспроизводятся наиболее существен­ные связи между переменными, а от второстепенных исследователь абстрагируется.

Макроэкономические модели основываются на балансовом мето­де, так как предполагается, что на всех рынках обеспечивается равен­ство доходов и расходов, производства и объема продаж, совокупного спроса и совокупного предложения. И хотя в реальности такое равно­весие практически недостижимо, именно стремление к нему и позво­ляет решать макроэкономические проблемы занятости, экономичес­кого роста, инфляции и др.

Используемые в макроэкономике модели могут быть статическими или динамическими. Статические анализируют экономическую сис­тему в определенный период времени. Динамические модели на основе исходных данных дают прогноз развития экономической системы. Особенностью статического моделирования является использование системы национальных счетов, что позволяет определить значения макроэкономических параметров за период с целью получения инфор­мации о результатах функционирования экономики. Динамические же модели представляют прогнозное моделирование экономических яв­лений и процессов на основе определенных теоретических разработок.

18.2. ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ

Содержание понятия "национальная экономика". Обыденное сознание связывает понятие "национальная экономика" с искус­ством ведения хозяйства. Это, несомненно, верно с точки зрения его этимологии. Наша задача — дать научное определение категории. К определению содержания указанного понятия существуют два под­хода: технологический и социально-экономический.

Технологический подход акцентирует внимание на структуре и элементах народного хозяйства данного государства или группы стран с учетом уровня развития производительных сил общества, производительности труда и т.д. При таком анализе национальная экономика представляет собой совокупность отраслей, видов про­изводств, их состояние и характеризуется объемом произведенной продукции или выполненных услуг, их качеством, уровнем исполь­зования ресурсов, степенью выполнения договоров и т.д. Например, исходя из технологического подхода в национальной экономике можно выделить следующие элементы: материальное и нематериаль­ное производства. Их можно еще структурировать и более детально. Материальное производство, как известно, предполагает преобразу­ющее воздействие человека на природу, в результате чего создаются предметы потребления и средства производства. Оно имеет сложную отраслевую структуру и включает промышленность, сельское и лес­ное хозяйства, отрасли, непосредственно связанные с доведением продукта до потребителя (транспорт, торговля, связь). Нематериаль­ное производство предполагает предоставление труда в форме услу­ги. Это врачевание, информирование, обучение и т.д.

Социально-экономический подход основан на понятии обществен­ного производства, представляющего собой процесс взаимодействия человеческого общества и природы, направленный на удовлетворение потребностей. Таким образом, общественное производство интегрирует в себе две формы отношений. Во-первых, отношения людей к природе, что находит выражение в категории "производительные силы"; во-вто- рых, людей друг с другом, представляющие собой "производственные отношения", в которых определяющими выступают отношения соб­ственности. Отсюда следует, что национальная экономка — это сово­купность производственных отношений, соответствующих данной ста­дии развития производительных сил, базис общества, определяющим элементом которого являются отношения собственности.

Цели развития национальной экономики. Человеческое общес­тво не может развиваться, не имея перед собой определенной цели, не направляя свои усилия на ее достижение. Каждая экономическая система в конкретный период времени ставит перед собой цель исхо­дя из своих реальных возможностей и применяемых средств. В этом плане она будет носить частный характер. Однако можно утверждать, что возможно формирование общей цели, так как у людей имеются сходные материальные, психологические, гуманистические и другие надежды и идеалы. Если говорить о целях, свойственных разным эко­номическим системам, то можно выделить следующие.

1. Экономический рост. Данное понятие подразумевает такое раз­витие, когда имеет место увеличение реального ВНП или НД. Мерой экономического роста служит темп прироста ВНП или НД в целом или на душу населения. В основе этого поступательного процесса ле­жит противоречивая связь между производством и его результатом - способностью удовлетворять потребности человека. Дело в том, что сами экономические потребности порождаются производством, их удовлетворение же диктует необходимость повторения производ­ства, его роста и совершенствования. Растущие потребности общес­тва экономика должна обеспечить непрерывным приростом благ. Жизнеспособность же экономической системы определяется именно тем, в какой степени она может решить эту проблему.

2. Обеспечение эффективной занятости, при которой каждый же­лающий получить работу тратит на это время или имеет возможность соответствующей переквалификации. Хотелось бы отметить, что ре­ально для рыночной экономики сложно применить понятие полной занятости в силу существования ряда объективных причин, которые будут охарактеризованы в курсе макроэкономики. Таким образом, в условиях рыночной экономики справедливо говорить не о достиже­нии полной занятости, а об эффективности.

3. Эффективность производства. В данном случае имеется в виду получение максимальной отдачи при минимуме затрат имеющихся ог­раниченных ресурсов. Необходимо отметить, что в данном случае об­щество стремится к достижению экономической эффективности: наи­большие результаты при наименьших издержках. Вместе с тем необхо­димо достижение социальной эффективности, т.е. соответствия ре­зультатов хозяйственной деятельности социальным целям общества.

4. Стабильный уровень цен. Процесс долговременного снижения покупательной способности денег вызывает инфляцию. При невысо­ких темпах она стимулирует развитие производства. Однако если це­ны растут значительно, то возможны разрушительные последствия: неэффективность производственной деятельности, обесценение де­нежных доходов, их перераспределение, ухудшение управляемости экономики и т.д.

5. Справедливое распределение доходов. В рамках рыночной эко­номики справедливыми будут доходы от вложенных факторов про­изводства, размеры же их будут определяться эффективностью про­изводящих ресурсов. Однако в обществе есть люди (престарелые, дети, инвалиды и т.п.), которые не владеют ни одним из факторов производ­ства, им нечего предложить на рынке факторов производства. Не полу­чают рыночного дохода и занятые в производстве общественных това­ров, поскольку их содержание становится уделом государства. Таким образом, рынок не обеспечивает равенства в распределении доходов и скорректировать этот недостаток может государство посредством тран­сфертных платежей (пособия по безработице, пенсии по старости и ин­валидности) илй путем вмешательства в механизм ценообразования (законодательство о минимальной заработной плате, установление за­купочных цен для сельскохозяйственных производителей и т.п.).

6. Поддержание платежного баланса, являющегося комплексным показателем внешнеэкономической деятельности государства и от­ражающего все операции с денежными средствами между резидента­ми данного и иных государств. Состояние платежного баланса имеет важные последствия для экономики. Сильные колебания в ту или иную сторону нежелательны. Если, например, имеет место положи­тельное сальдо, то это ведет к росту денежной массы в обращении и провоцирует инфляцию. Отрицательное сальдо может вызвать паде­ние валютного курса и отразиться на внешнеэкономической деятель­ности государства. Т.е. для стабилизации операций на международ­ных рынках необходима сбалансированность платежного баланса.

18.3. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Элементы национальной экономики. Технологический и социаль­но-экономический подходы к определению понятия национальной экономики позволили представить ее как сложное системное явление, предполагающее наличие относительно самостоятельных элементов. Такая постановка проблемы дает возможность не только выявить раз­личные составные части целого, но и рассчитать количественное соот­ношение (в процентах) между ними, т.е. определить структуру нацио­нальной экономики. В зависимости от критерия классификации мож­но выделить воспроизводственную, социальную, отраслевую, террито­риальную и инфраструктуру рыночной экономики.

Если воспроизводственная структура будет определяться по ха­рактеру и видам осуществляемой хозяйственной активности в рам­ках экономической системы, то национальная экономика будет включать в качестве составляющих три субъекта: домашнее хозяй­ство, предпринимательство и государство.

В основу характеристики социальной структуры национальной экономики положены отношения собственности. В соответствии с этим критерием в странах с развитой рыночной экономикой можно выделить два крупных сектора: государственный и частный (сюда включаются индивидуальная, акционерная, трудовая и другие фор­мы собственности). Что же касается Республики Беларусь, то здесь необходимо выделить следующие составные части социальной структуры экономики: государственный, частный, смешанный и ос­нованный на совместной форме собственности секторы.

Отраслевая структура национальной экономики представляет со­бой совокупность отраслей, т.е. качественно однородных хозяйствен­ных единиц с особыми условиями функционирования в системе об­щественного разделения труда. Здесь могут быть выделены отрасли ма­териального производства (промышленность, сельское хозяйство) и непроизводственной сферы. Группа предприятий, для которой харак­терно единство назначения производимой продукции, однородность используемых ресурсов и технологии, образует соответствующую от­расль в рамках национальной экономики, например в рамках легкой промышленности выделяются пищевая, обувная, текстильная и др.

Территориальная структура определяет деление национальной экономики на экономические районы. Например, в Республике Бела­русь можно выделить элементы данной структуры в соответствии с принятым административным делением на области и районы.

Совокупность связанных между собой институтов, осуществля­ющих деятельность в пределах осооых рынков и выполняющих опре­деленные функции, образует инфраструктуру. Элементами рынка товаров и услуг являются товарные биржи, оптовая и розничная тор­говля, ярмарки и аукционы, рекламные и маркетинговые компании и т.д. Рынок капиталов, включающий кредитный рынок и рынок цен­ных бумаг, представляют банки, страховые компании, инвестицион­ные фонды, государственные финансы, фондовая биржа и т.д. Рынок труда организован в виде биржи труда.

Направления структурных преобразований в экономике рес­публики. Каждая экономическая система обладает своей специфи­ческой структурой, которая формируется в зависимости от факторов экономического, социального и культурного порядка. Не является исключением и экономика Республики Беларусь. Характерным здесь является то, что структура ее экономики сложилась в рамках бывшего СССР и всегда рассматривалась как сборочный цех Союза, что обусловило поставку значительной части продукции за ее грани­цы, в частности, по легкой промышленности она составляла пример­но 50-60 %, по пищевой - 30, по химической, нефтехимической и ма­шиностроению - 80-90 %.

Для дальнейшего развития экономики Республики Беларусь не­обходимо сохранить ее ориентацию на внешние рынки, так как наци­ональный рынок недостаточно емкий. В этом плане основной про­блемой является проблема осуществления структурной перестрой­ки, так как экономика отягощена большой энерго-, металлоемкостью выпускаемых товаров и значительным удельным весом непроизво­дительных затрат.

С целью решения указанной проблемы в мировой практике воз­можно применение двух вариантов. Первый состоит в предоставле­нии свободы рыночному механизму в решении проблемы структур­ных преобразований под воздействием конъюнктуры. Второй пред­усматривает определение приоритетных отраслей экономики, так называемых "полюсов роста", посредством развития которых обес­печивается выход национальной экономики на международный ры­нок. Однако, какой бы вариант ни был выбран, особую роль в этом процессе призваны сыграть инвестиции, поскольку именно они поз­воляют создавать новый потенциал производства на качественно иной основе.

Анализ инвестиционной сферы республики показывает, что дос­тижения здесь достаточно скромны. В 1995 г. объем инвестиций сос­тавил 22 трлн руб., или около 2 млрд дол. США, их удельный вес в ВВП - 18,5 %. В основном (52,5 % от общего объема) финансирова­ние осуществлялось за счет собственных средств. Вырос удельный вес инвестиций в непроизводственную сферу с 33 % в 1986 - 1990 гг. до 40 % в 1991 -1995 гг. Эта тенденция сопровождалась сокращением вложений в социальную сферу, например в 1990 -1994 гг. расходы на науку уменьшились с 2,27 до 0,8 % ВВП.

Преодоление инвестиционного кризиса возможно лишь при глу­боком реформировании экономики. Сложность заключается в нали­чии определенных дестабилизирующих факторов, сдерживающих этот процесс: инфляция, дефицит ресурсов, неконкурентоспособ­ность продукции, ограниченность денежных средств у большинства субъектов хозяйствования. Такое положение диктует необходимость выбора приоритетных отраслей экономики, распыление же ограни­ченных капитальных вложений по секторам не является эффектив­ным. В качестве приоритетных целесообразно отметить приборо­строение, электронику, биотехнологию, автомобильную, химичес­кую, легкую, пищевую промышленность и т.д. Для стимулирования инвестиционного процесса необходимо прежде всего развитие систе­мы самофинансирования. Это предполагает рост доли собственных источников предприятий (прибыли и амортизационных отчисле­ний) и дополнение их привлеченными средствами (кредиты, эмис­сия ценных бумаг). Так, если в 1990 г. в Беларуси за счет амортизации осуществлялось 36 % инвестиций на полное восстановление основ­ных фондов, то в 1994 - 1995 гг. — не более 27 %. Что же касается раз­витых стран, то этот показатель находится на уровне 50 - 60 %.

Практика структурной перестройки развитых стран показывает, что в этом процессе активно используются возможности иностран­ных государств. Это может происходить как в виде кредитов и зай­мов, так и посредством осуществления прямых или портфельных ин­вестиций. В 1995 г. иностранные инвестиции составили 372,3 млн дол. США. В то же время внешний долг Республики Беларусь на 1.01.96 г. составил более 2 млрд дол. США. Согласно расчетам Все­мирного банка, к 2000 г. внешний долг нашего государства может пре­высить 30 % ВВП, т.е. согласно международным нормам страна отно­сится к категории государств, "серьезно обремененных долгами". Это, очевидно, поставит под угрозу возможность доступа к иностран­ному капиталу.

Наконец, необходимо отметить, что особая роль в преодолении инвестиционного кризиса должна отводиться государству. Осущес­твляемое им регулирование включает управление государственны­ми инвестициями и контроль за инвестиционной деятельностью дру­гих субъектов хозяйствования. Важно отметить, что государственное регулирование должно осуществляться преимущественно экономи­ческими методами, такими, как налогообложение с дифференциро­ванием его субъектов и объектов, амортизационная политика, в том числе ускоренная амортизация, предоставление финансовой помо­щи, кредитов, антимонопольные меры и т.п.

18.4. СИСТЕМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОПОРЦИЙ И ИХ ВИДЫ

Макроэкономические пропорции и их виды. Макроэкономичес­кими пропорциями признается количественное соотношение между отдельными частями и сферами общественного производства. Раз­личают общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, территори­альные и межгосударственные пропорции.

Общеэкономические пропорции представляют собой соотношение между сферами экономики, выполняющими различную роль в об­щественном воспроизводстве и характеризующимися, как правило, однотипными видами деятельности. В основу выделения элементов в данном случае можно положить весьма разнообразные критерии. Например, по способу участия в создании продукта можно выделить две сферы и рассматривать общеэкономические пропорции между материальным и нематериальным производством. Вычленение групп отраслей, обеспечивающих создание продукта, его перемеще­ние к потребителю и др., позволяет анализировать соотношение меж­ду производством, обращением и потреблением. В качестве приме­ров данного рода пропорций можно привести соотношения между потребительскими и инвестиционными расходами, базовыми отрас­лями и инфраструктурными, сферой создания материально-вещес- твенных благ и сферой услуг и т.д.

Межотраслевые пропорции — это количественное соотношение между качественно однородными хозяйственными единицами с особыми условиями функционирования в системе общественного разделения труда. Таким образом, можно сопоставлять, например, промышленность и сельское хозяйство, машиностроение и тран­спорт и т.п.

Внутриотраслевые пропорции представляют собой соотношение производств в рамках одной отрасли. Например, производство одеж­ды и обуви в легкой промышленности, молока и мяса в пищевой, рас­тение» и животноводство в сельском хозяйстве.

Территориальные пропорции - это количественные соотноше­ния между подразделениями, сферами, отраслями, выделяемыми в рамках административно-территориальных образований. Приме­рами могут служить соотношения между потребительскими и ин­вестиционными расходами юридических и физических лиц Мин­ска; промышленностью и сельским хозяйством в Минской области и т.п.

Межгосударственные пропорции складываются между отдельны­ми государствами на основе международного разделения труда.

Кроме того, могут быть выделены материально-вещественные пропорции — между производством и потреблением отдельных ви­дов продукции в натуральном выражении; и стоимостные, характе­ризующие распределение отдельных частей стоимости ВНП.

Сбалансированность экономического развития. Макроэконо­мическая пропорциональность лежит в основе сбалансированного развития экономической системы. Действительно, мало устано­вить определенное количественное соотношение между частями целого, необходим механизм поддержания соответствия между элементами экономики, в качестве которых выступают отрасли, сферы, подразделения общественного производства. В коман­дно-административной экономике пропорциональность и сбалан­сированность поддерживалась сознательно, в ходе осуществления директивного планирования. Формально это выражалось в состав­лении и необходимости выполнения баланса народного хозяйства. Что же касается рыночной экономики, то пропорциональность и сбалансированность устанавливаются под действием стихийных сил.

О сбалансированности макроэкономики можно говорить лишь в том случае, если величина и структура совокупного спроса совпада­ют с аналогичными параметрами совокупного предложения, т.е. если весь произведенный продукт будет потреблен. С точки зрения про­изводства это предусматривает соответствующее распределение ре­сурсов между всеми отраслями производства. Предположим, что на каком-то рынке спрос начинает падать. Это вызовет излишки товар­ной продукции, в результате чего для стимулирования необходимо будет снизить цену. В то же время в рамках национальной экономики будет иметь место иной рынок, где можно будет наблюдать обратную ситуацию. Происходящие изменения цен в результате колебаний спроса и предложения будут свидетельствовать о разбалансирован- ности экономики. Ситуация будет нормализована в результате про­цесса перелива капитала, когда ресурсы станут направляться в те от­расли, где спрос превышает предложение, и уходить из тех, где имеет место иная ситуация.

Проблемы макроэкономической пропорциональности и сбалан­сированности длительное время занимали и занимают внимание эко­номистов. Наибольшую известность приобрели только три модели: таблица Кенэ, теория воспроизводства К. Маркса и межотраслевой баланс В.Леонтьева.

В 1758 г. придворный врач Людовика XV Ф.Кенэ описал процесс воспроизводства ВНП по аналогии с механизмом кровообращения человека. Ученый представил экономику как результат взаимодей­ствия трех хозяйствующих субъектов: крестьян, производящих еже­годно продукции на 5 млрд ед., ремесленников, изготавливающих из­делий на 2 млрд, и земельных собственников, получающих ренту, равную 2 млрд. Таким образом, ВНП равен 7 млрд ед. Наличие 2 млрд у собственников земли, составляющих ренту за предшествующий год, позволяет этому классу израсходовать деньги на приобретение предметов питания на сумму 1 млрд и промышленных изделий на ту же сумму. Ремесленники на полученные деньги покупают у ферме­ров предметы потребления, а в обмен продают сельскохозяйственные орудия труда, необходимые для осуществления процесса воспроиз­водства. Следующим моментом является покупка сельскохозяй­ственного сырья ремесленниками у фермеров. В результате описан­ного процесса реализуется сельскохозяйственная продукция в раз­мере 3 млрд и промышленные изделия на сумму 2 млрд. Земельные собственники получают в качестве арендной платы 2 млрд единиц.

Следующая балансовая модель появилась в экономике более чем через 100 лет и известна как теория воспроизводства К.Маркса. Про­блема была рассмотрена им на основе анализа двух секторов эконо­мики с учетом натурально-вещественной и стоимостной форм их продуктов. Заслугой К.Маркса было выведение условий простого (табл. 18.1) и расширенного воспроизводства, которые и предопреде­ляют возможность сбалансированного развития.



Просмотров 652

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!