![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
МЕХАНИЗМ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 3 часть
Вместе с тем государство, регулируя поведение товаропроизводителей на микроуровне, должно учитывать внешние эффекты деятельности фирмы, которые могут быть положительными или отрицательными. Положительный внешний эффект - это полезность от деятельности предприятия, не отраженная в ценах. Например, обеспечение пожарной безопасности или озеленение территорий приносит положительный эффект не только товаропроизводителю, но и окружающим. Отрицательный внешний эффект - это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене товара или услуги. Он может быть результатом как производства, так и потребления товаров и услуг. Например, Белорусский калийный комбинат наносит ущерб близлежащим землям и не возмещает его. При наличии отрицательного внешнего эффекта альтернативная стоимость сельскохозяйственных земель и населенных пунктов вокруг комбината, подвергшихся загрязнению калийным производством, не будет включена в издержки производства удобрений. Несмотря на то что выгоды или убытки, получаемые от положительных или отрицательных внешних эффектов, не отражаются в ценах производимых товаров и услуг, они могут стать источником увеличения или снижения социально-экономической эффективности. Количественное выражение влияния внешних эффектов можно определить с помощью показателя чистого экономического благосостояния, который учитывает совокупные внешние издержки производства ТЕС. Они представляют собой общественный ущерб, который зависит от объема производства и предельных внешних издержек МЕС. Предельные внешние издержки — это дополнительные издержки, связанные с выпуском каждой дополнительной единицы товаров, которые не оплачиваются товаропроизводителем и переносятся на общество в целом: МЕС = А ТЕС / АО. При игнорировании отрицательного внешнего эффекта товаропроизводители не оплачивают совокупные внешние эффекты, уменьшая таким образом собственные издержки производства. В результате увеличивается возможность наращивать производство, не оплачивая использование определенного природного ресурса. Литература Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989. ГрейсонДж., ОДейлК. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991. Лемегиевский И. М. Микроэкономика: В 2 ч. Мн., 1994. Курс экономической теории: Конспект лекций / Под ред. Э.ИЛобковича. Мн., 1997. ^ Развитие "экономики участия" в передовых странах Запада //МЭиМО. 1990. Экономическая теория: Учебник /Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн., 1996. Раздел 3 МАКРОЭКОНОМИКА ГЛАВА 18 НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: ЦЕЛИ И СТРУКТУРА 18.1. МАКРОЭКОНОМИКА КАК РАЗДЕЛ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Макроэкономика, ее предмет и объект анализа. Целью экономической теории является изучение взаимодействия людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества. В отличие от микроэкономики, которая изучает главным образом поведение отдельного хозяйствующего субъекта, макроэкономика исследует систему как целое и ее важнейшие составные элементы, такие, как совокупное производство, общий уровень цен, цели и проблемы экономической политики, внешней торговли, безработицы, инфляции, функционирования государственного сектора и др. Важнейшей особенностью макроэкономики является использование агрегированных параметров. Само понятие "агрегирование" представляет собой объединение, суммирование однородных экономических показателей по определенному признаку с целью получения более общих величин. Такой подход позволяет рассматривать только четыре экономических субъекта: домашнее хозяйство, сектор предпринимательства, государственный сектор и иностранный. Очевидно, что каждый из названных хозяйствующих агентов есть совокупность реальных субъектов. Сектор домашних хозяйств включает в себя все частные национальные ячейки, деятельность которых связана с удовлетворением собственных потребностей. Отличительной чертой данного хозяйствующего агента является то, что он выступает частным собственником всех факторов производства. В результате вложения ресурсов в определенную деятельность домашние хозяйства получают доход, который в процессе его распределения делится на потребляемую и сберегаемые части. Таким образом, реализуется три вида экономической активности данного сектора экономики: во-первых, поставка факторов производства на соответствующие рынки; во-вторых, потребление; в-третьих, сбережение части полученного дохода. Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных на территории государства. Характерная черта данного сектора — производственная деятельность, цель которой — получение готового продукта. Для ее достижения, во-первых, приобретаются на рынке факторов производства все необходимые ресурсы; во-вторых, предлагаются произведенные продукты на соответствующем рынке; в-третьих, для осуществления процесса воспроизводства организуется инвестирование средств. Государственный сектор включает в себя все государственные институты и учреждения. Этот хозяйствующий субъект является производителем общественных товаров, к числу которых относятся национальная обороноспособность и оборонная промышленность, образование, фундаментальные науки и т.д. Для осуществления такого рода благ государство вынуждено приобретать в качестве средств производства товары, производимые предпринимательским сектором. Затраты на них вместе с оплатой труда служащих представляют собой государственные расходы. Их источником служат налоги, которые взимаются с домашних хозяйств и предпринимательства. В государственные расходы включаются также выплаты как домашним хозяйствам (пенсии и пособия), так и сектору предпринимательства (дотации). Необходимым условием функционирования государственного сектора является равенство расходов доходам. Если первые превышают вторые, то придется прибегнуть к займам, чтобы покрыть имеющийся дефицит. Таким образом, экономическая деятельность государства проявляется через государственные закупки на рынке продуктов, чистые налоги (разница между налоговыми поступлениями и трансфертными платежами) и государственные займы. Иностранный сектор включает все экономические субъекты, находящиеся за рубежом в совокупности с иностранными государственными институтами. Его учет позволяет анализировать два вида экономической активности — экспорт и импорт товаров и услуг и финансовые операции. Процесс агрегирования распространяется и на рынки. Как известно, рыночная экономика представляет собой систему, состоящую из четырех основных элементов: рынка благ, факторов производства, денег и ценных бумаг. На рынке благ имеет место купля-продажа товаров и услуг, производителем здесь выступает предпринимательский сектор, а потребителями — домашние хозяйства, государство и фирмы. Рынок денег характеризует спрос и предложение национальной валюты, продавцом здесь выступает государство, а потребителем — остальные хозяйственные агенты. Рынок труда представляет собой форму движения рабочей силы, предложение осуществляют домашние хозяйства, а все остальные субъекты предъявляют спрос на данный ресурс. На рынке ценных бумаг взаимодействуют две группы: с одной стороны, государство и фирмы, с другой — государство, фирмы и домашние хозяйства. Все указанное множество рынков агрегируется в понятие "макрорынок", исчезает микроэкономическое понятие цены блага и предметом изучения становится абсолютный уровень цен и его изменение. Методы анализа. Отличительной особенностью макроэкономического анализа является моделирование, позволяющее исследовать экономические явления и процессы посредством построения их условных образов. Поскольку специфика макроэкономики как единого целого исключает возможность экспериментального моделирования, в основном используется теоретическое. Наиболее важное значение для макроэкономики имеют три метода: математическое, балансовое, статическое и динамическое моделирование. Математическое моделирование основывается на том, что основные параметры экономики соизмеримы, и устанавливает качественные и количественные зависимости переменных величин, описывающих экономический процесс. При построении модели применяется метод научной абстракции — воспроизводятся наиболее существенные связи между переменными, а от второстепенных исследователь абстрагируется. Макроэкономические модели основываются на балансовом методе, так как предполагается, что на всех рынках обеспечивается равенство доходов и расходов, производства и объема продаж, совокупного спроса и совокупного предложения. И хотя в реальности такое равновесие практически недостижимо, именно стремление к нему и позволяет решать макроэкономические проблемы занятости, экономического роста, инфляции и др. Используемые в макроэкономике модели могут быть статическими или динамическими. Статические анализируют экономическую систему в определенный период времени. Динамические модели на основе исходных данных дают прогноз развития экономической системы. Особенностью статического моделирования является использование системы национальных счетов, что позволяет определить значения макроэкономических параметров за период с целью получения информации о результатах функционирования экономики. Динамические же модели представляют прогнозное моделирование экономических явлений и процессов на основе определенных теоретических разработок. 18.2. ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ Содержание понятия "национальная экономика". Обыденное сознание связывает понятие "национальная экономика" с искусством ведения хозяйства. Это, несомненно, верно с точки зрения его этимологии. Наша задача — дать научное определение категории. К определению содержания указанного понятия существуют два подхода: технологический и социально-экономический. Технологический подход акцентирует внимание на структуре и элементах народного хозяйства данного государства или группы стран с учетом уровня развития производительных сил общества, производительности труда и т.д. При таком анализе национальная экономика представляет собой совокупность отраслей, видов производств, их состояние и характеризуется объемом произведенной продукции или выполненных услуг, их качеством, уровнем использования ресурсов, степенью выполнения договоров и т.д. Например, исходя из технологического подхода в национальной экономике можно выделить следующие элементы: материальное и нематериальное производства. Их можно еще структурировать и более детально. Материальное производство, как известно, предполагает преобразующее воздействие человека на природу, в результате чего создаются предметы потребления и средства производства. Оно имеет сложную отраслевую структуру и включает промышленность, сельское и лесное хозяйства, отрасли, непосредственно связанные с доведением продукта до потребителя (транспорт, торговля, связь). Нематериальное производство предполагает предоставление труда в форме услуги. Это врачевание, информирование, обучение и т.д. Социально-экономический подход основан на понятии общественного производства, представляющего собой процесс взаимодействия человеческого общества и природы, направленный на удовлетворение потребностей. Таким образом, общественное производство интегрирует в себе две формы отношений. Во-первых, отношения людей к природе, что находит выражение в категории "производительные силы"; во-вто- рых, людей друг с другом, представляющие собой "производственные отношения", в которых определяющими выступают отношения собственности. Отсюда следует, что национальная экономка — это совокупность производственных отношений, соответствующих данной стадии развития производительных сил, базис общества, определяющим элементом которого являются отношения собственности. Цели развития национальной экономики. Человеческое общество не может развиваться, не имея перед собой определенной цели, не направляя свои усилия на ее достижение. Каждая экономическая система в конкретный период времени ставит перед собой цель исходя из своих реальных возможностей и применяемых средств. В этом плане она будет носить частный характер. Однако можно утверждать, что возможно формирование общей цели, так как у людей имеются сходные материальные, психологические, гуманистические и другие надежды и идеалы. Если говорить о целях, свойственных разным экономическим системам, то можно выделить следующие. 1. Экономический рост. Данное понятие подразумевает такое развитие, когда имеет место увеличение реального ВНП или НД. Мерой экономического роста служит темп прироста ВНП или НД в целом или на душу населения. В основе этого поступательного процесса лежит противоречивая связь между производством и его результатом - способностью удовлетворять потребности человека. Дело в том, что сами экономические потребности порождаются производством, их удовлетворение же диктует необходимость повторения производства, его роста и совершенствования. Растущие потребности общества экономика должна обеспечить непрерывным приростом благ. Жизнеспособность же экономической системы определяется именно тем, в какой степени она может решить эту проблему. 2. Обеспечение эффективной занятости, при которой каждый желающий получить работу тратит на это время или имеет возможность соответствующей переквалификации. Хотелось бы отметить, что реально для рыночной экономики сложно применить понятие полной занятости в силу существования ряда объективных причин, которые будут охарактеризованы в курсе макроэкономики. Таким образом, в условиях рыночной экономики справедливо говорить не о достижении полной занятости, а об эффективности. 3. Эффективность производства. В данном случае имеется в виду получение максимальной отдачи при минимуме затрат имеющихся ограниченных ресурсов. Необходимо отметить, что в данном случае общество стремится к достижению экономической эффективности: наибольшие результаты при наименьших издержках. Вместе с тем необходимо достижение социальной эффективности, т.е. соответствия результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества. 4. Стабильный уровень цен. Процесс долговременного снижения покупательной способности денег вызывает инфляцию. При невысоких темпах она стимулирует развитие производства. Однако если цены растут значительно, то возможны разрушительные последствия: неэффективность производственной деятельности, обесценение денежных доходов, их перераспределение, ухудшение управляемости экономики и т.д. 5. Справедливое распределение доходов. В рамках рыночной экономики справедливыми будут доходы от вложенных факторов производства, размеры же их будут определяться эффективностью производящих ресурсов. Однако в обществе есть люди (престарелые, дети, инвалиды и т.п.), которые не владеют ни одним из факторов производства, им нечего предложить на рынке факторов производства. Не получают рыночного дохода и занятые в производстве общественных товаров, поскольку их содержание становится уделом государства. Таким образом, рынок не обеспечивает равенства в распределении доходов и скорректировать этот недостаток может государство посредством трансфертных платежей (пособия по безработице, пенсии по старости и инвалидности) илй путем вмешательства в механизм ценообразования (законодательство о минимальной заработной плате, установление закупочных цен для сельскохозяйственных производителей и т.п.). 6. Поддержание платежного баланса, являющегося комплексным показателем внешнеэкономической деятельности государства и отражающего все операции с денежными средствами между резидентами данного и иных государств. Состояние платежного баланса имеет важные последствия для экономики. Сильные колебания в ту или иную сторону нежелательны. Если, например, имеет место положительное сальдо, то это ведет к росту денежной массы в обращении и провоцирует инфляцию. Отрицательное сальдо может вызвать падение валютного курса и отразиться на внешнеэкономической деятельности государства. Т.е. для стабилизации операций на международных рынках необходима сбалансированность платежного баланса. 18.3. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Элементы национальной экономики. Технологический и социально-экономический подходы к определению понятия национальной экономики позволили представить ее как сложное системное явление, предполагающее наличие относительно самостоятельных элементов. Такая постановка проблемы дает возможность не только выявить различные составные части целого, но и рассчитать количественное соотношение (в процентах) между ними, т.е. определить структуру национальной экономики. В зависимости от критерия классификации можно выделить воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную и инфраструктуру рыночной экономики. Если воспроизводственная структура будет определяться по характеру и видам осуществляемой хозяйственной активности в рамках экономической системы, то национальная экономика будет включать в качестве составляющих три субъекта: домашнее хозяйство, предпринимательство и государство. В основу характеристики социальной структуры национальной экономики положены отношения собственности. В соответствии с этим критерием в странах с развитой рыночной экономикой можно выделить два крупных сектора: государственный и частный (сюда включаются индивидуальная, акционерная, трудовая и другие формы собственности). Что же касается Республики Беларусь, то здесь необходимо выделить следующие составные части социальной структуры экономики: государственный, частный, смешанный и основанный на совместной форме собственности секторы. Отраслевая структура национальной экономики представляет собой совокупность отраслей, т.е. качественно однородных хозяйственных единиц с особыми условиями функционирования в системе общественного разделения труда. Здесь могут быть выделены отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство) и непроизводственной сферы. Группа предприятий, для которой характерно единство назначения производимой продукции, однородность используемых ресурсов и технологии, образует соответствующую отрасль в рамках национальной экономики, например в рамках легкой промышленности выделяются пищевая, обувная, текстильная и др. Территориальная структура определяет деление национальной экономики на экономические районы. Например, в Республике Беларусь можно выделить элементы данной структуры в соответствии с принятым административным делением на области и районы. Совокупность связанных между собой институтов, осуществляющих деятельность в пределах осооых рынков и выполняющих определенные функции, образует инфраструктуру. Элементами рынка товаров и услуг являются товарные биржи, оптовая и розничная торговля, ярмарки и аукционы, рекламные и маркетинговые компании и т.д. Рынок капиталов, включающий кредитный рынок и рынок ценных бумаг, представляют банки, страховые компании, инвестиционные фонды, государственные финансы, фондовая биржа и т.д. Рынок труда организован в виде биржи труда. Направления структурных преобразований в экономике республики. Каждая экономическая система обладает своей специфической структурой, которая формируется в зависимости от факторов экономического, социального и культурного порядка. Не является исключением и экономика Республики Беларусь. Характерным здесь является то, что структура ее экономики сложилась в рамках бывшего СССР и всегда рассматривалась как сборочный цех Союза, что обусловило поставку значительной части продукции за ее границы, в частности, по легкой промышленности она составляла примерно 50-60 %, по пищевой - 30, по химической, нефтехимической и машиностроению - 80-90 %. Для дальнейшего развития экономики Республики Беларусь необходимо сохранить ее ориентацию на внешние рынки, так как национальный рынок недостаточно емкий. В этом плане основной проблемой является проблема осуществления структурной перестройки, так как экономика отягощена большой энерго-, металлоемкостью выпускаемых товаров и значительным удельным весом непроизводительных затрат. С целью решения указанной проблемы в мировой практике возможно применение двух вариантов. Первый состоит в предоставлении свободы рыночному механизму в решении проблемы структурных преобразований под воздействием конъюнктуры. Второй предусматривает определение приоритетных отраслей экономики, так называемых "полюсов роста", посредством развития которых обеспечивается выход национальной экономики на международный рынок. Однако, какой бы вариант ни был выбран, особую роль в этом процессе призваны сыграть инвестиции, поскольку именно они позволяют создавать новый потенциал производства на качественно иной основе. Анализ инвестиционной сферы республики показывает, что достижения здесь достаточно скромны. В 1995 г. объем инвестиций составил 22 трлн руб., или около 2 млрд дол. США, их удельный вес в ВВП - 18,5 %. В основном (52,5 % от общего объема) финансирование осуществлялось за счет собственных средств. Вырос удельный вес инвестиций в непроизводственную сферу с 33 % в 1986 - 1990 гг. до 40 % в 1991 -1995 гг. Эта тенденция сопровождалась сокращением вложений в социальную сферу, например в 1990 -1994 гг. расходы на науку уменьшились с 2,27 до 0,8 % ВВП. Преодоление инвестиционного кризиса возможно лишь при глубоком реформировании экономики. Сложность заключается в наличии определенных дестабилизирующих факторов, сдерживающих этот процесс: инфляция, дефицит ресурсов, неконкурентоспособность продукции, ограниченность денежных средств у большинства субъектов хозяйствования. Такое положение диктует необходимость выбора приоритетных отраслей экономики, распыление же ограниченных капитальных вложений по секторам не является эффективным. В качестве приоритетных целесообразно отметить приборостроение, электронику, биотехнологию, автомобильную, химическую, легкую, пищевую промышленность и т.д. Для стимулирования инвестиционного процесса необходимо прежде всего развитие системы самофинансирования. Это предполагает рост доли собственных источников предприятий (прибыли и амортизационных отчислений) и дополнение их привлеченными средствами (кредиты, эмиссия ценных бумаг). Так, если в 1990 г. в Беларуси за счет амортизации осуществлялось 36 % инвестиций на полное восстановление основных фондов, то в 1994 - 1995 гг. — не более 27 %. Что же касается развитых стран, то этот показатель находится на уровне 50 - 60 %. Практика структурной перестройки развитых стран показывает, что в этом процессе активно используются возможности иностранных государств. Это может происходить как в виде кредитов и займов, так и посредством осуществления прямых или портфельных инвестиций. В 1995 г. иностранные инвестиции составили 372,3 млн дол. США. В то же время внешний долг Республики Беларусь на 1.01.96 г. составил более 2 млрд дол. США. Согласно расчетам Всемирного банка, к 2000 г. внешний долг нашего государства может превысить 30 % ВВП, т.е. согласно международным нормам страна относится к категории государств, "серьезно обремененных долгами". Это, очевидно, поставит под угрозу возможность доступа к иностранному капиталу. Наконец, необходимо отметить, что особая роль в преодолении инвестиционного кризиса должна отводиться государству. Осуществляемое им регулирование включает управление государственными инвестициями и контроль за инвестиционной деятельностью других субъектов хозяйствования. Важно отметить, что государственное регулирование должно осуществляться преимущественно экономическими методами, такими, как налогообложение с дифференцированием его субъектов и объектов, амортизационная политика, в том числе ускоренная амортизация, предоставление финансовой помощи, кредитов, антимонопольные меры и т.п. 18.4. СИСТЕМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОПОРЦИЙ И ИХ ВИДЫ Макроэкономические пропорции и их виды. Макроэкономическими пропорциями признается количественное соотношение между отдельными частями и сферами общественного производства. Различают общеэкономические, меж- и внутриотраслевые, территориальные и межгосударственные пропорции. Общеэкономические пропорции представляют собой соотношение между сферами экономики, выполняющими различную роль в общественном воспроизводстве и характеризующимися, как правило, однотипными видами деятельности. В основу выделения элементов в данном случае можно положить весьма разнообразные критерии. Например, по способу участия в создании продукта можно выделить две сферы и рассматривать общеэкономические пропорции между материальным и нематериальным производством. Вычленение групп отраслей, обеспечивающих создание продукта, его перемещение к потребителю и др., позволяет анализировать соотношение между производством, обращением и потреблением. В качестве примеров данного рода пропорций можно привести соотношения между потребительскими и инвестиционными расходами, базовыми отраслями и инфраструктурными, сферой создания материально-вещес- твенных благ и сферой услуг и т.д. Межотраслевые пропорции — это количественное соотношение между качественно однородными хозяйственными единицами с особыми условиями функционирования в системе общественного разделения труда. Таким образом, можно сопоставлять, например, промышленность и сельское хозяйство, машиностроение и транспорт и т.п. Внутриотраслевые пропорции представляют собой соотношение производств в рамках одной отрасли. Например, производство одежды и обуви в легкой промышленности, молока и мяса в пищевой, растение» и животноводство в сельском хозяйстве. Территориальные пропорции - это количественные соотношения между подразделениями, сферами, отраслями, выделяемыми в рамках административно-территориальных образований. Примерами могут служить соотношения между потребительскими и инвестиционными расходами юридических и физических лиц Минска; промышленностью и сельским хозяйством в Минской области и т.п. Межгосударственные пропорции складываются между отдельными государствами на основе международного разделения труда. Кроме того, могут быть выделены материально-вещественные пропорции — между производством и потреблением отдельных видов продукции в натуральном выражении; и стоимостные, характеризующие распределение отдельных частей стоимости ВНП. Сбалансированность экономического развития. Макроэкономическая пропорциональность лежит в основе сбалансированного развития экономической системы. Действительно, мало установить определенное количественное соотношение между частями целого, необходим механизм поддержания соответствия между элементами экономики, в качестве которых выступают отрасли, сферы, подразделения общественного производства. В командно-административной экономике пропорциональность и сбалансированность поддерживалась сознательно, в ходе осуществления директивного планирования. Формально это выражалось в составлении и необходимости выполнения баланса народного хозяйства. Что же касается рыночной экономики, то пропорциональность и сбалансированность устанавливаются под действием стихийных сил. О сбалансированности макроэкономики можно говорить лишь в том случае, если величина и структура совокупного спроса совпадают с аналогичными параметрами совокупного предложения, т.е. если весь произведенный продукт будет потреблен. С точки зрения производства это предусматривает соответствующее распределение ресурсов между всеми отраслями производства. Предположим, что на каком-то рынке спрос начинает падать. Это вызовет излишки товарной продукции, в результате чего для стимулирования необходимо будет снизить цену. В то же время в рамках национальной экономики будет иметь место иной рынок, где можно будет наблюдать обратную ситуацию. Происходящие изменения цен в результате колебаний спроса и предложения будут свидетельствовать о разбалансирован- ности экономики. Ситуация будет нормализована в результате процесса перелива капитала, когда ресурсы станут направляться в те отрасли, где спрос превышает предложение, и уходить из тех, где имеет место иная ситуация. Проблемы макроэкономической пропорциональности и сбалансированности длительное время занимали и занимают внимание экономистов. Наибольшую известность приобрели только три модели: таблица Кенэ, теория воспроизводства К. Маркса и межотраслевой баланс В.Леонтьева. В 1758 г. придворный врач Людовика XV Ф.Кенэ описал процесс воспроизводства ВНП по аналогии с механизмом кровообращения человека. Ученый представил экономику как результат взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: крестьян, производящих ежегодно продукции на 5 млрд ед., ремесленников, изготавливающих изделий на 2 млрд, и земельных собственников, получающих ренту, равную 2 млрд. Таким образом, ВНП равен 7 млрд ед. Наличие 2 млрд у собственников земли, составляющих ренту за предшествующий год, позволяет этому классу израсходовать деньги на приобретение предметов питания на сумму 1 млрд и промышленных изделий на ту же сумму. Ремесленники на полученные деньги покупают у фермеров предметы потребления, а в обмен продают сельскохозяйственные орудия труда, необходимые для осуществления процесса воспроизводства. Следующим моментом является покупка сельскохозяйственного сырья ремесленниками у фермеров. В результате описанного процесса реализуется сельскохозяйственная продукция в размере 3 млрд и промышленные изделия на сумму 2 млрд. Земельные собственники получают в качестве арендной платы 2 млрд единиц. Следующая балансовая модель появилась в экономике более чем через 100 лет и известна как теория воспроизводства К.Маркса. Проблема была рассмотрена им на основе анализа двух секторов экономики с учетом натурально-вещественной и стоимостной форм их продуктов. Заслугой К.Маркса было выведение условий простого (табл. 18.1) и расширенного воспроизводства, которые и предопределяют возможность сбалансированного развития.
![]() |