Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



МЕХАНИЗМ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 2 часть



6) стимулирующая — включает разработку и использование сис­темы материального и морального поощрения трудового коллектива за конечные результаты деятельности подразделений фирмы;

7) организация процесса производства включает формирование устойчивой согласованной деятельности структурных подразделе­ний фирмы и трудового коллектива по эффективному использова­нию ресурсов с целью максимизации прибыли и других социаль­но-экономических результатов.

Свои функции менеджмент реализует через менеджеров (руко­водители предприятий, фирм, банков, структурных подразделений). Они планируют, управляют, контролируют деятельность своих орга­низаций. В США, например, их численность составляет около 8 % от числа всех работающих, в финансовых и страховых компаниях — около 17 %.

Различают менеджмент по объектам управления:

1) управление материально-вещественными факторами про­изводства (продукция, оборудование и т.п.) — техническое управле­ние;

2) управление информационной системой или базой (документы, проекты программ и т.п.) — так называемый информационный менед­жмент,-,

3) управление человеком, личностью — управление кадрами

В каждом из названных видов менеджмента реализуются свои формы и методы управления, есть своя специфика. Например, управ­ление техникой принимает в развитой рыночной системе форму ин­жиниринга (от англ. технический, прикладной). Инжиниринг обес­печивает технико-экономическое обоснование и создание новых предприятий или обслуживание действующих на коммерческой ос­нове.

Шескон МХ, Альберт М.} Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. С.259.

Информационный менеджмент представляет собой не менее сложную и структурно разветвленную систему. Компьютерная техника обеспечивает создание не только внутрипроизводствен­ной информационной системы, национальных и межнациональ­ных информационных систем (центров). Система обслуживается на различных уровнях и различивши способами также на коммер­ческих началах.

К информационному менеджменту относится ноу-хау.

Ноу-хау — информация технического, коммерческого, управ­ленческого, финансового и иного характера, которая имеет ком­мерческую ценность. Ноу-хау может включать в себя коммерчес­кие секреты, незапатентованные технологические процессы. Ос­новным признаком ноу-хау является секретность этого вида ин­формации. К ноу-хау нередко относятся новые знания в области маркетинга, менеджмента. Обычно ноу-хау со временем теряет свою коммерческую ценность и становится доступным широкому кругу лиц.

Менеджмент в области человеческого фактора считается опреде­ляющим видом менеджмента в условиях непредсказуемости рынка.

Основными принципами такого менеджмента являются:

1) создание равных стартовых возможностей для развития лич­ности;

2) сочетание интересов (прежде всего творческих, поисковых) личности с интересами коллектива.

Первый принцип не следует понимать как тождество личностей. Следует иметь в виду, что равенство и свобода — два противоречивых начала. Нельзя быть свободными, не имея права быть неравными. Свобода означает одновременно право на неравенство. Этот принцип заложен в философии современного менеджмента в области челове­ческого фактора.

По оценке социологов и психологов, человек развивает только 3 % данных ему природой способностей, поэтому главной задачей менеджмента является снятие барьера, мешающего развитию. Для этого необходимо реализовать одновременно первый и второй принципы: сочетание целей (интересов) коллектива (общества) и личности.

Наукой доказано, что личность так относится к обществу, кол­лективу, как коллектив относится к личности. В системе коллек­тивного труда личность не выбирает, а следует коллективной, об­щей цели, общему интересу. Личная цель (интерес) может не сов­падать с коллективной. Тогда возникнут противоречия. Личность можно заставить физически, экономически следовать общей цели. И все же это не будет высшей мерой эффективности ни со сторо­ны конечного результата труда, ни со стороны развития самой лич­ности.

Необходимость развития менеджмента в нашей экономике связа­на с переориентацией интересов на предпринимателя или собствен­ника.

17.4 МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ МИКРОРЕГУЛИРОВАНИЯ

Маркетинг — комплексная система организации производства, сбыта продукции, ориентированная на исследование и прогнозиро­вание конкретного рынка (нескольких независимых рынков).

Главная задача маркетинговых служб фирмы — определить, в ка­ком цикле находится товар на рынке и на основе этого — стратегию маркетинга.

Цель маркетинга — это создание системы опережающего опера­тивного отражения данным производством запросов рынка. Фун­кциями маркетинга являются:

1) комплексное изучение рынка;

2) планирование товарного ассортимента;

3) политика цен;

4) реклама и стимулирование сбыта;

5) управление сбытом и послепродажным обслуживанием.

Все функции маркетинга выполняются специальной службой маркетинга на предприятии, которая может быть создана различны­ми способами, в частности:

по отдельным функциям маркетинга, если число товаров на рын­ке невелико и они выступают как однородные;

по видам товаров, если число велико и они требуют специфичес­ких условий выпуска, сбыта, обслуживания (дублируются сбытовые отделы);

по рынкам, если отдельные товары имеют значительную специ­фику;

по территориям, если имеются существенные различия по демог­рафическому, культурному и другим признакам потребителей.

Эти функции определяют направленность маркетинговой дея­тельности, которая находится в прямой зависимости от масштаба производства, видов товара и рынков сбыта.

В зависимости от ситуации на рынке используют различные ви­ды маркетинга:

конверсионный, маркетинговая служба должна быть направлена на формирование спроса по причине отсутствия спроса на товар неза­висимо от его качества;

стимулирующий, маркетинговая деятельность должна быть нап­равлена на создание спроса или условий для его появления, посколь­ку спрос на товар слабый;

развивающий, маркетинговые усилия направляются на повыше­ние качества товара, так как существует потенциальный спрос и не­обходимо сделать его реальным;

ремаркетинг, служит для увеличения спроса путем придания това­ру дополнительной новизны или переориентации на другие рынки, при уменьшении спроса в результате насыщения рынка данным товаром;

синхромаркетинг, используется при колебании спроса на товар в зависимости от сезона и конъюнктуры. При этом стабилизируется сбыт с учетом колебания спроса;

поддерживающий маркетингу необходим для поддерживания сбыта в соответствии со спросом;

демаркетинг, направлен на уменьшение спроса путем увеличе­ния цен, прекращения рекламы и т.д., применяется, если спрос вы­ше производственных возможностей предприятия. В таком случае можно продать лицензию на право производства другим предприя­тиям;

противодействующий, необходим при повышенном националь­ном спросе, который нужно свести к нулю (например, спрос на нарко­тики, спиртные, табак). Для этого сокращают производство и торгов­лю;

целевой, представляет собой разграничение сегментов рынка, вы­бор одного или нескольких из них и разработку товаров в соответ­ствии с каждым выбранным сегментом. Предприятие, как правило, одновременно занимается несколькими видами маркетинговой дея­тельности, так как может выпускать различную продукцию, иметь различный результат на разных рынках (сегментах);

экспортный, комплексное изучение внешних рынков и разработ­ка программ по экспорту продукции на средне- и долгосрочные пери­оды.

Субъектами маркетинговой деятельности являются фирмы, про­изводящие продукцию, организации, обслуживающие торговые предприятия, различные другие потребители и отдельные специа­листы.

В фирме служба маркетинга организует комплексное изучение рынков сбыта продукции и перспективы их развития, деятельности конкурентов, стратегии и тактики их воздействия на покупателя (реклама, ценовая политика и другие методы конкурентной борьбы), формирования спроса и стимулирования сбыта продукции, просле­живает рыночную ориентацию НИР и НИОКР.

В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговая дея­тельность подчинила себе деятельность предприятий, заставляя их быть активными не только в сфере предложения товара, но и спроса, что способствует укреплению связей между производством, обраще­нием и потреблением.

Постоянно меняющаяся ситуация на рынке, успешная организа­ция маркетинга требует творческого подхода, особых навыков и зна­ний организации хозяйственной деятельности предприятия в рыноч­ной системе. На первый план маркетинг в своем развитии выдвигает проблему менеджмента.

Маркетинг как порождение рыночной экономики является в оп­ределенном смысле философией производства и полностью подчи­нен условиям и требованиям рынка. При этом сам рынок, его требо­вания являются постоянно меняющимися, движущимися под воз­действием научно-технических и социальных факторов.

Маркетинг должен найти способы, изучить, зафиксировать цель фирмы, снизить риск ошибки, а значит, обеспечить стабильное, ус­тойчивое положение, создать условия развития и процветания.

17.5. МЕХАНИЗМ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ

ТРУДА

Поведение фирмы в микроэкономической сфере определяется бесчисленным множеством мотивов, которые заставляют каждого члена трудового коллектива действовать и вести себя определенным образом. Мотивация — это процесс стимулирования отдельного че­ловека или группы людей к деятельности, направленной на достиже­ние целей фирмы или общества в целом. Понимание мотивов дает ключ к объяснению всех видов организованной деятельности, пре­жде всего предпринимательства.

Датский психолог К.Б.Мадсен выделяет 19 основных мотивов, которые он подразделяет на четыре группы:

I — органические мотивы: голод, жажда, половое влечение, мате­ринское чувство, ощущение боли, ощущение холода (самосохране­ние), ощущение жары, анальные потребности (выделения), потреб­ность дышать;

II — эмоциональные мотивы: страх, или стремление к безопаснос­ти, агрессивность или бойцовские качества;

III — социальные мотивы: стремление к контактам, жажда власти (отстаивание своих притязаний), жажда деятельности;

IV — деятельные мотивы: потребность в опыте, потребность в фи­зической и интеллектуальной деятельности, потребность в возбуж­дении (эмоциональная деятельность), жажда творчества.

То или иное поведение людей (например, менеджеров) является результатом одновременного действия целого ряда мотивационных сил. Таким образом, мотивационные системы формируются под воз­действием различных мотивов, определяющих в свою очередь стан­дарты поведения. Когда мотивационные системы вступают в проти­воречие или блокируют друг друга, то возникают конфликты. Поэто­му как работодатель (фирма), так и каждый член трудового коллек­тива в равной мере заинтересованы в том, чтобы проявить интерес к работе. Интерес — это мощная движущая сила или мотивационная система в себе.

Концепции мотивации прошли ряд этапов в своем развитии. На­иболее простой была система, основанная на принципе "кнута и пря­ника", т.е. наказание за невыполнение заданий и поощрение за успеш­ную работу. Затем американский предприниматель Ф.Тейлор ввел понятие "достаточная дневная выработка", которую он установил путем хронометража работы и определения дневной выработки сред­него рабочего как нормы для всех. В конце XX в. изменилось место человека на производстве, ибо на смену массовому стандартизиро­ванному производству пришло индивидуализированное. В этих ус­ловиях фирме нужны были не столько физическая сила работника, сколько его творческие способности и интеллект.

Многие современные исследователи и практики отмечают, что крайне важно знать движущие силы, определяющие поведение ин­дивидуума. Последний же действует в рамках некоторой организаци­онной структуры, где личные мотивы должны идеально соответство­вать работе, которую призван выполнять тот или иной человек. Еще более важно то, как руководство фирмы понимает мотивационную систему своих потребителей. Различия мотивационных систем явля­ются современными критериями сегментации, т.е. разделения насе­ления на подгруппы, для которых характерны сходные мотивацион- ные системы. В связи с этим современные теории мотивации подраз­деляют на две группы: содержательные и процессуальные. Первые основаны на выделении внутренних побуждений, которые заставля­ют людей действовать так, а не иначе, вторые базируются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

По теории А. Маслоу, все потребности можно расположить в строгой последовательности (рис. 17.3).

Он исходил из того, что необходимо добиться понимания поведе­ния индивидуума, ибо потребности более высокого уровня удовлет­воряются после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня. Основываясь на его теории, специалисты создали механизм стимулирования труда работников — вначале более высоким зара­ботком, а затем созданием условий для более высокой социаль­но-экономической активности.

Теории Ф. Герцберга и В. X. Врума раскрывают взаимосвязь меж­ду индивидуальной мотивацией и действиями хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и целями организации и индивидуума — с другой. Это дает возможность понять, почему индивидуум ведет се­бя именно так, а не иначе, хотя возможны и другие поведенческие мо­дели. В рамках процессуальных теорий мотивации анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения конкретных целей и как выбирает вид поведения.

Существуют три основные процессуальные теории мотивации:

1) теория ожиданий, которая сводится к оценке работником веро­ятности определенного события. Например, что будет иметь работ-


 

ник, если получит более высокое образование, т.е. эта теория включа­ет в себя четыре элемента: затраты — результаты — вознаграждение — удовлетворение потребностей;

теория справедливости сводится к оценке полученного вознаг­раждения за затраченные усилия и сравнению их результатов по та­ким же показателям коллег по профессии. Если сравнение показыва­ет несправедливость, то работник утрачивает интерес к более эффек­тивному труду;

теория Портера — Лоулера включает комплексную процессу­альную теорию мотивации. Их модель основана на том, что оценка усилий работника зависит не только от ценности вознаграждения, но и от уверенности, что оно будет обеспечено.

В условиях низкого жизненного уровня населения главным мо­тивирующим фактором становится уровень дохода, основу которого составляет заработная плата. Поэтому экономическое и неэкономи­ческое стимулирование труда является важным элементом механиз­ма микроэкономического регулирования.

В основе трудовой деятельности людей лежит необходимость постоянно удовлетворять совокупность потребностей, которые фор­мируют их экономические интересы. Поэтому система стимулирова­ния труда должна включать совокупность форм, методов и средств воздействия на личный экономический интерес с целью формирова­ния заинтересованности работника реализовать свои индивидуаль­ные способности.

Основой системы является выбор и внедрение на предприятиях такой системы заработной платы, которая бы мотивировала у работ­ников активность и повышение производительности труда.

При этом следует учитывать, что эффект применения той или иной системы заработной платы зависит от множества обстоятельств: харак­тера производимой продукции, структуры предприятия, его размера, особенностей доминирующих в коллективе ценностей и т.д.

В основе труда работников нашей страны лежит республиканская тарифная система, составной частью которой является единая тариф­ная сетка. Роль последней состоит в установлении общих методичес­ких требований к оценке сложности труда на рынке рабочей силы и ориентации предприятий и фирм на установление соотношения в оп­лате различных профессионально-квалификационных групп населе­ния. Разработка единой тарифной сетки является основой новой систе­мы оплаты труда, повышающей ее стимулирующую роль.

Благодаря тарифной сетке фирмы могут использовать различные системы заработной платы: индивидуальную, коллективную (бри­гадную), аккордную, или за конечные результаты.

Различные системы индивидуальной оплаты труда основаны на нормативах. Их цель — распределение созданного продукта в зависи­мости от количества и качества вложенного труда.

В основе всех систем заработной платы лежат две формы: повре­менная и сдельная и их разновидности — повременно-премиальная, сдельно-премиальная и аккордная (за конечные результаты).

При повременной оплате заработок исчисляется за отработанное время: рабочий день, месяц, год; при сдельной — в зависимости от количества выполненных работ. При этом устанавливаются расцен­ки за одну единицу операции или конечной продукции и т.д.

Различные системы по-разному влияют на мотивацию работника.

Главным стимулирующим мотивом является оплата труда в зави­симости от его количества и оплата по конечному результату дея­тельности всего коллектива.

В западных странах широкое применение получила система ин­дивидуальной оплаты труда, основанная на аналитической оценке работ, т.е. тарифная ставка устанавливается путем сложной оценки различных видов работ по баллам, которые суммируются. Баллы на­числяются в зависимости от:

1) требований, которые предъявляются к работнику (физическая сила, умственное развитие, наличие опыта и т.д.);

2) вредности труда;

3) ответственности работника (материальная ответственность и т.д.).

В зависимости от количества баллов работы подразделяются на группы. Например, в сталелитейной промышленности США сущес­твует 32 группы работ, для каждой из которых установлены тариф­ная ставка и тарифный коэффициент.

Кроме заработной платы как цены рабочей силы система стиму­лирования включает и другие элементы распределения созданного продукта, например распределение прибыли на вложенный капитал и природные ресурсы. Наиболее активно данная форма используется на предприятиях коллективных форм собственности.

17.6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ НА МИКРОУРОВНЕ

Государственное регулирование представляет собой совокуп­ность форм и методов целенаправленного воздействия на экономи­ку предприятия для обеспечения или поддержания ее в заданном режиме.

Теоретически поведение государства в рыночных условиях осно­вывается на принципе невмешательства в хозяйственную жизнь фирмы (известный принцип экономического либерализма Ыззег ппге — Ыззег раззег). Однако рыночные механизмы несовершенной конкуренции не могут обеспечить сбалансированности кругооборота доходов и расходов хаусхолдов1.

*В англоязычной экономической литературе термин обозначает группу людей, которые объединяют свои доходы, имеют общую собственность и принимают эконо­мические решения сообща. Они осуществляют предложение факторов производства, а потребляют произведенные товары и услуги.


Государственное регулирование может преследовать самые различные цели: сдерживание производства одних товаров и сти­мулирование выпуска других, сокращение уровня безработицы, выравнивание доходов населения, оорьба с инфляцией и т.д. Мето­ды воздействия на микроэкономические субъекты могут быть пря­мыми и косвенными. Прямые методы базируются на силе государ­ственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения, т.е. прямое вмешательство государства в экономику предприятий в виде целевого финансирования программ, введения фиксированных цен, госзаказов и т.д. Например, государство уста­навливает фиксированные или предельные цены на товары с тем, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию. При этом ди­рективная цена может быть установлена на уровне как превышаю­щем цену равновесия, так и ниже ее. В первом случае возникает из­быток товаров, во втором — дефицит, активизация черного рынка, очереди, административные формы распределения товаров, сни­жение их качества и т.д.

Типичная ситуация, вызванная установлением фиксированных цен (ниже равновесных) на продовольственные товары первой необ­ходимости в Беларуси, представлена на рис. 17.4.

Поскольку фиксированная цена Р\ увеличивает спрос, на рын­ке возникает дефицит товаров в объеме Ох Оз. Такая экономическая ситуация позволяет товаропроизводителям увеличить объем про­изводства, который переместится в сферу "теневой" экономики. Соответственно за рамками легального рынка кривая предложе­ния сдвинется вверх в положение 82. Расстояние между 51 и 5г бу­дет представлять собой издержки риска, которые суммируются с обычными издержками производства. Новое рыночное равновесие в точке Е2 будет менее предпочтительным для потребителя, ибо це­на "черного" рынка Р2 выше равновесной и фиксированной, а объем производства (?2 будет меньше равновесного (X Таким образом, ус­тановление фиксированных цен на уровне ниже равновесной невы­годно для потребителей. Кроме того, в результате директивного за­нижения цен происходит сни­жение качества товаров, кото­рое может привести к квази­равновесию, когда объемы спроса и предложения опти­мизируются на уровне зани­женной фиксированной це­ны. Состояние квазиравнове­сия характеризуется тем, что потребитель получает тот же . объем продукции, что и при О, & О Оз свободном ценообразовании,

г. , но продукции низкого качес-

Р и с. 17.4. Влияние фиксированных цен т ^ ^акже невыг0дно пот-

на объем производства и потребления ребителю 366

Вместе с тем государство может воздействовать на поведение фирмы, используя такие финансовые рычаги, как налоги, льготы, та­моженные пошлины, дотации, субсидии, политику ускоренной амор­тизации и т.д. Роль и масштабы налогов в отечественной экономике значительно выше, чем в развитых рыночных системах, ибо их доля в доходной части государственного бюджета составляет более 75 %. Налоги выполняют различные функции. Одни способствуют пере­распределению доходов, другие выполняют функцию защиты оте­чественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции и т.д. Плательщиками налогов, как правило, выступают продавцы, поэ­тому введение новых налогов или увеличение их ставок приводит к нарушению равновесного состояния объема спроса и предложения. При этом налоговое бремя распределяется между продавцом и поку­пателем: количественное выражение налогового бремени зависит от ценовой эластичности спроса и предложения товаров и услуг, облага­емых налогом.

Допустим, что государство увеличило ставку налога на добавлен­ную стоимость, который должен уплачивать товаропроизводитель в размере 10 % (рис. 17.5 ). Естественно, что на эту сумму возросли из­держки товаропроизводителя.

Следовательно, кривая предложения сдвинется вверх с 5 до 51 на величину 10 %, а равновесие сместится с точки .Ев точку Е\ и будет ха­рактеризоваться объемом производства Оь который будет меньше первоначального объема на величину 0, и ценами Р\ и Рг. Цена Рь которую будет платить покупатель, оказалась больше первоначаль­ной равновесной цены Р, значит, покупатели отреагируют на это сок­ращением спроса, а цена Рг, которую фактически получает товаро­производитель после уплаты налога, наоборот, будет ниже равно­весной Р. Потери товаропроизводителя при этом составят Р — Рг, что заставит его либо уменьшить объем производства, либо улучшить ор­ганизацию процесса производства, чтобы снизить издержки. При снижении налоговой ставки кривая предложения сдвинется вниз.

Р и с. 17.5. Распределение налогового бремени

Наиболее распространенными финансовыми рычагами воздей­ствия государства на экономическое поведение товаропроизводите­ля являются дотации и субсидии. Дотации (от лат. (ЗЬгайю — дар) представляют собой безвозмез­дную финансовую помощь прави­тельства непроизводственной сфе­ре, а также предприятиям или от­раслям для того, чтобы стимулиро­вать производство товаров, разви­тие отраслей, снизить уровень без­работицы, обеспечить независи­мость страны от поставок опреде­ленных товаров из-за границы и т.д. Если дотация устанавливается в постоянном размере в расчете на

5 единицу продукции, то ее воздействие

' на товаропроизводителя можно рас-

' ^ сматривать как снижение налога, т.е.

2 млн ^ кривая предложения сместится вниз , на величину дотации. В результате це-

\ / 2 на, уплачиваемая покупателем, умень- шится, а цена, получаемая продавцом, увеличится, что положительно отра- : \ зится на объеме производства.

:_______ ^ Субсидирование (от лат. зиЬ - под

& Ог что-то) представляет собой получение

Рис. 17.6. Влияние субсидий товаропроизводителями определен­на объем производства ной Финансовой поддержки из госу­дарственного бюджета под производ­ство определенного вида товара или населению для улучшения жи­лищных условий в пределах минимальной нормы проживания. Предположим, правительство субсидирует молочную отрасль АПК Товаропроизводители получают субсидии, например, 2 млн руб. за каждую тонну произведенного и проданного молока. Эта ситуация эквивалентна примерно 10%-ному снижению издержек производ­ства (рис. 17.6).

Субсидия в 2 млн руб. за каждую тонну молока, предоставленная товаропроизводителям, сократит средние издержки как в кратко-, так и в долгосрочном периоде на сумму субсидий. Кривая предложе­ния сместится вниз из положения 51 в положение 5г. Если цена моло­ка до субсидирования была 6 млн руб. за 1 т, а равновесие — в точке Е\, то сейчас, в новом равновесии, составит 4 млн руб., а точка равнове­сия сместится в положение Еъ В результате, несмотря на снижение цены, объем производства молока увеличится с до Ог- Следует от­метить, что в данном случае правительственная субсидия стимули­рует производство и увеличивает объем продаж. В некоторых случа­ях правительством предоставляются адресные субсидии покупате­лям, например молока, что активизирует спрос.

Государственная политика ускоренной амортизации позволяет увеличить или снизить уровень накопления с целью обновления ос­новных и оборотных фондов, сопровождающихся увеличением или уменьшением издержек производства.

Неотъемлемой частью государственного регулирования на мик­роуровне является антимонопольное регулирование. Общеизвестно, что монополист устанавливает цены и объем производства, руковод­ствуясь лишь ведомственными интересами, нанося при этом иногда ущерб обществу. Развитые страны более 100 лет ведут активную борьбу с монополизмом. Например, Конгресс США в 1890 г. принял антимонопольный закон Шермана, а в 1914 г. — закон Клейтона. Впоследствии антимонопольное законодательство неоднократно со­вершенствовалось. В условиях перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь в 1993 г. был принят Закон "О противодей­ствии монополистической деятельности и развитию конкуренции".

Через такие законодательства государство вмешивается в деятель­ность монополий с помощью следующих основных форм:

установление высоких налогов;

контроль над ценами;

участие государственной собственности на монополизирован­ных предприятиях;

антитрестовская политика и т.д.

Критерием оценки степени монополизации цен служит доля хозяйствующего субъекта в производстве товаров. Например, в со­ответствии с законодательством ФРГ доминирующее положение предприятия на рынке возникает, если на него приходится 1/3 все­го оборота на рынке. Аналогично определяется уровень монополи­зации и в других развитых странах. Для количественного определе­ния степени монополизации производства используется индекс Харфиндела — Хиршмана:

1-1

где п - общее количество фирм на рынке; Х{ - доля 1-й фирмы на рын­ке, %.

В развитых странах разрешаются любые объединения хозяйству­ющих субъектов, для которых 11ХХсоставляет менее 1000. При 1/ХХ} превышающем 1800, запрещается всякое слияние фирм, представ­ленных на рынке. Если показатель [/ХХнаходится в пределах от 1000 до 1800, требуются дополнительные исследования процесса монопо­лизации.

В отечественной хозяйственной практике рекомендуется рас­сматривать доминирующее положение предприятий, доля которых на рынке составляет 70 % и более. До этого предела определяется их дифференциация.

Высокой степенью монополизации в республике характеризуют­ся отрасли машино- и приборостроения, производство ЭВМ и холо­дильников. Кроме производственного в республике сформировался государственный и ведомственный монополизм. Государственный проявляется во всеобщем огосударствлении отношений собствен­ности и управлении экономикой, ведомственный - в отчуждении функций управления у предприятий и передаче их отраслевым ми­нистерствам и ведомствам. В результате расширения и усиления мо­нополистических тенденций экономике был нанесен определенный ущерб.

Преодоление монополизма в Беларуси решается путем созда­ния соответствующей законодательной базы, правовых норм пове­дения хозяйствующих субъектов, активизации конкурентных от­ношений и т.д.

Однако следует отметить, что монополия не всегда является воплощением абсолютного зла. Исторически возникновение моно­полий было следствием развития производительных сил общества, поэтому монополия способна более эффективно реализовать пре­имущества крупного производства, используя технические и тех­нологические преимущества. Следовательно, на таких предприя­тиях ниже издержки производства. Как показывает опыт развитых стран, монополии удовлетворяют массовые потребности населе­ния за счет крупномасштабного производства дешевых и качес­твенных товаров. Поэтому следует различать фактические выгоды от деятельности монополий и тех тенденций, которые определя­ются ее экономической сущностью и проявляются лишь при опре­деленных условиях (искусственная поддержка их государством, отсутствие совершенного антимонопольного законодательства, от­вечающего требованиям конкретной экономической обстановки и т.д.). Следовательно, к разукрупнению предприятий в республике следует подходить с позиций экономической целесообразности. Кроме того, коммунальное хозяйство, общественный транспорт, связь, водопровод, электро- и газоснабжение во многих странах яв­ляются монопольными. Тем не менее государство может оказывать определенное воздействие на такого рода монополии в интересах общества через установление фиксированных цен, дотации госу­дарства и т.д.



Просмотров 791

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!