![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
МЕХАНИЗМ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 2 часть
6) стимулирующая — включает разработку и использование системы материального и морального поощрения трудового коллектива за конечные результаты деятельности подразделений фирмы; 7) организация процесса производства включает формирование устойчивой согласованной деятельности структурных подразделений фирмы и трудового коллектива по эффективному использованию ресурсов с целью максимизации прибыли и других социально-экономических результатов. Свои функции менеджмент реализует через менеджеров (руководители предприятий, фирм, банков, структурных подразделений). Они планируют, управляют, контролируют деятельность своих организаций. В США, например, их численность составляет около 8 % от числа всех работающих, в финансовых и страховых компаниях — около 17 %. Различают менеджмент по объектам управления: 1) управление материально-вещественными факторами производства (продукция, оборудование и т.п.) — техническое управление; 2) управление информационной системой или базой (документы, проекты программ и т.п.) — так называемый информационный менеджмент,-, 3) управление человеком, личностью — управление кадрами В каждом из названных видов менеджмента реализуются свои формы и методы управления, есть своя специфика. Например, управление техникой принимает в развитой рыночной системе форму инжиниринга (от англ. технический, прикладной). Инжиниринг обеспечивает технико-экономическое обоснование и создание новых предприятий или обслуживание действующих на коммерческой основе. Шескон МХ, Альберт М.} Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. С.259. Информационный менеджмент представляет собой не менее сложную и структурно разветвленную систему. Компьютерная техника обеспечивает создание не только внутрипроизводственной информационной системы, национальных и межнациональных информационных систем (центров). Система обслуживается на различных уровнях и различивши способами также на коммерческих началах. К информационному менеджменту относится ноу-хау. Ноу-хау — информация технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которая имеет коммерческую ценность. Ноу-хау может включать в себя коммерческие секреты, незапатентованные технологические процессы. Основным признаком ноу-хау является секретность этого вида информации. К ноу-хау нередко относятся новые знания в области маркетинга, менеджмента. Обычно ноу-хау со временем теряет свою коммерческую ценность и становится доступным широкому кругу лиц. Менеджмент в области человеческого фактора считается определяющим видом менеджмента в условиях непредсказуемости рынка. Основными принципами такого менеджмента являются: 1) создание равных стартовых возможностей для развития личности; 2) сочетание интересов (прежде всего творческих, поисковых) личности с интересами коллектива. Первый принцип не следует понимать как тождество личностей. Следует иметь в виду, что равенство и свобода — два противоречивых начала. Нельзя быть свободными, не имея права быть неравными. Свобода означает одновременно право на неравенство. Этот принцип заложен в философии современного менеджмента в области человеческого фактора. По оценке социологов и психологов, человек развивает только 3 % данных ему природой способностей, поэтому главной задачей менеджмента является снятие барьера, мешающего развитию. Для этого необходимо реализовать одновременно первый и второй принципы: сочетание целей (интересов) коллектива (общества) и личности. Наукой доказано, что личность так относится к обществу, коллективу, как коллектив относится к личности. В системе коллективного труда личность не выбирает, а следует коллективной, общей цели, общему интересу. Личная цель (интерес) может не совпадать с коллективной. Тогда возникнут противоречия. Личность можно заставить физически, экономически следовать общей цели. И все же это не будет высшей мерой эффективности ни со стороны конечного результата труда, ни со стороны развития самой личности. Необходимость развития менеджмента в нашей экономике связана с переориентацией интересов на предпринимателя или собственника. 17.4 МАРКЕТИНГ В СИСТЕМЕ МИКРОРЕГУЛИРОВАНИЯ Маркетинг — комплексная система организации производства, сбыта продукции, ориентированная на исследование и прогнозирование конкретного рынка (нескольких независимых рынков). Главная задача маркетинговых служб фирмы — определить, в каком цикле находится товар на рынке и на основе этого — стратегию маркетинга. Цель маркетинга — это создание системы опережающего оперативного отражения данным производством запросов рынка. Функциями маркетинга являются: 1) комплексное изучение рынка; 2) планирование товарного ассортимента; 3) политика цен; 4) реклама и стимулирование сбыта; 5) управление сбытом и послепродажным обслуживанием. Все функции маркетинга выполняются специальной службой маркетинга на предприятии, которая может быть создана различными способами, в частности: по отдельным функциям маркетинга, если число товаров на рынке невелико и они выступают как однородные; по видам товаров, если число велико и они требуют специфических условий выпуска, сбыта, обслуживания (дублируются сбытовые отделы); по рынкам, если отдельные товары имеют значительную специфику; по территориям, если имеются существенные различия по демографическому, культурному и другим признакам потребителей. Эти функции определяют направленность маркетинговой деятельности, которая находится в прямой зависимости от масштаба производства, видов товара и рынков сбыта. В зависимости от ситуации на рынке используют различные виды маркетинга: конверсионный, маркетинговая служба должна быть направлена на формирование спроса по причине отсутствия спроса на товар независимо от его качества; стимулирующий, маркетинговая деятельность должна быть направлена на создание спроса или условий для его появления, поскольку спрос на товар слабый; развивающий, маркетинговые усилия направляются на повышение качества товара, так как существует потенциальный спрос и необходимо сделать его реальным; ремаркетинг, служит для увеличения спроса путем придания товару дополнительной новизны или переориентации на другие рынки, при уменьшении спроса в результате насыщения рынка данным товаром; синхромаркетинг, используется при колебании спроса на товар в зависимости от сезона и конъюнктуры. При этом стабилизируется сбыт с учетом колебания спроса; поддерживающий маркетингу необходим для поддерживания сбыта в соответствии со спросом; демаркетинг, направлен на уменьшение спроса путем увеличения цен, прекращения рекламы и т.д., применяется, если спрос выше производственных возможностей предприятия. В таком случае можно продать лицензию на право производства другим предприятиям; противодействующий, необходим при повышенном национальном спросе, который нужно свести к нулю (например, спрос на наркотики, спиртные, табак). Для этого сокращают производство и торговлю; целевой, представляет собой разграничение сегментов рынка, выбор одного или нескольких из них и разработку товаров в соответствии с каждым выбранным сегментом. Предприятие, как правило, одновременно занимается несколькими видами маркетинговой деятельности, так как может выпускать различную продукцию, иметь различный результат на разных рынках (сегментах); экспортный, комплексное изучение внешних рынков и разработка программ по экспорту продукции на средне- и долгосрочные периоды. Субъектами маркетинговой деятельности являются фирмы, производящие продукцию, организации, обслуживающие торговые предприятия, различные другие потребители и отдельные специалисты. В фирме служба маркетинга организует комплексное изучение рынков сбыта продукции и перспективы их развития, деятельности конкурентов, стратегии и тактики их воздействия на покупателя (реклама, ценовая политика и другие методы конкурентной борьбы), формирования спроса и стимулирования сбыта продукции, прослеживает рыночную ориентацию НИР и НИОКР. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговая деятельность подчинила себе деятельность предприятий, заставляя их быть активными не только в сфере предложения товара, но и спроса, что способствует укреплению связей между производством, обращением и потреблением. Постоянно меняющаяся ситуация на рынке, успешная организация маркетинга требует творческого подхода, особых навыков и знаний организации хозяйственной деятельности предприятия в рыночной системе. На первый план маркетинг в своем развитии выдвигает проблему менеджмента. Маркетинг как порождение рыночной экономики является в определенном смысле философией производства и полностью подчинен условиям и требованиям рынка. При этом сам рынок, его требования являются постоянно меняющимися, движущимися под воздействием научно-технических и социальных факторов. Маркетинг должен найти способы, изучить, зафиксировать цель фирмы, снизить риск ошибки, а значит, обеспечить стабильное, устойчивое положение, создать условия развития и процветания. 17.5. МЕХАНИЗМ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА Поведение фирмы в микроэкономической сфере определяется бесчисленным множеством мотивов, которые заставляют каждого члена трудового коллектива действовать и вести себя определенным образом. Мотивация — это процесс стимулирования отдельного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей фирмы или общества в целом. Понимание мотивов дает ключ к объяснению всех видов организованной деятельности, прежде всего предпринимательства. Датский психолог К.Б.Мадсен выделяет 19 основных мотивов, которые он подразделяет на четыре группы: I — органические мотивы: голод, жажда, половое влечение, материнское чувство, ощущение боли, ощущение холода (самосохранение), ощущение жары, анальные потребности (выделения), потребность дышать; II — эмоциональные мотивы: страх, или стремление к безопасности, агрессивность или бойцовские качества; III — социальные мотивы: стремление к контактам, жажда власти (отстаивание своих притязаний), жажда деятельности; IV — деятельные мотивы: потребность в опыте, потребность в физической и интеллектуальной деятельности, потребность в возбуждении (эмоциональная деятельность), жажда творчества. То или иное поведение людей (например, менеджеров) является результатом одновременного действия целого ряда мотивационных сил. Таким образом, мотивационные системы формируются под воздействием различных мотивов, определяющих в свою очередь стандарты поведения. Когда мотивационные системы вступают в противоречие или блокируют друг друга, то возникают конфликты. Поэтому как работодатель (фирма), так и каждый член трудового коллектива в равной мере заинтересованы в том, чтобы проявить интерес к работе. Интерес — это мощная движущая сила или мотивационная система в себе. Концепции мотивации прошли ряд этапов в своем развитии. Наиболее простой была система, основанная на принципе "кнута и пряника", т.е. наказание за невыполнение заданий и поощрение за успешную работу. Затем американский предприниматель Ф.Тейлор ввел понятие "достаточная дневная выработка", которую он установил путем хронометража работы и определения дневной выработки среднего рабочего как нормы для всех. В конце XX в. изменилось место человека на производстве, ибо на смену массовому стандартизированному производству пришло индивидуализированное. В этих условиях фирме нужны были не столько физическая сила работника, сколько его творческие способности и интеллект. Многие современные исследователи и практики отмечают, что крайне важно знать движущие силы, определяющие поведение индивидуума. Последний же действует в рамках некоторой организационной структуры, где личные мотивы должны идеально соответствовать работе, которую призван выполнять тот или иной человек. Еще более важно то, как руководство фирмы понимает мотивационную систему своих потребителей. Различия мотивационных систем являются современными критериями сегментации, т.е. разделения населения на подгруппы, для которых характерны сходные мотивацион- ные системы. В связи с этим современные теории мотивации подразделяют на две группы: содержательные и процессуальные. Первые основаны на выделении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать так, а не иначе, вторые базируются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. По теории А. Маслоу, все потребности можно расположить в строгой последовательности (рис. 17.3). Он исходил из того, что необходимо добиться понимания поведения индивидуума, ибо потребности более высокого уровня удовлетворяются после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня. Основываясь на его теории, специалисты создали механизм стимулирования труда работников — вначале более высоким заработком, а затем созданием условий для более высокой социально-экономической активности. Теории Ф. Герцберга и В. X. Врума раскрывают взаимосвязь между индивидуальной мотивацией и действиями хозяйствующих субъектов, с одной стороны, и целями организации и индивидуума — с другой. Это дает возможность понять, почему индивидуум ведет себя именно так, а не иначе, хотя возможны и другие поведенческие модели. В рамках процессуальных теорий мотивации анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения конкретных целей и как выбирает вид поведения. Существуют три основные процессуальные теории мотивации: 1) теория ожиданий, которая сводится к оценке работником вероятности определенного события. Например, что будет иметь работ-
ник, если получит более высокое образование, т.е. эта теория включает в себя четыре элемента: затраты — результаты — вознаграждение — удовлетворение потребностей; теория справедливости сводится к оценке полученного вознаграждения за затраченные усилия и сравнению их результатов по таким же показателям коллег по профессии. Если сравнение показывает несправедливость, то работник утрачивает интерес к более эффективному труду; теория Портера — Лоулера включает комплексную процессуальную теорию мотивации. Их модель основана на том, что оценка усилий работника зависит не только от ценности вознаграждения, но и от уверенности, что оно будет обеспечено. В условиях низкого жизненного уровня населения главным мотивирующим фактором становится уровень дохода, основу которого составляет заработная плата. Поэтому экономическое и неэкономическое стимулирование труда является важным элементом механизма микроэкономического регулирования. В основе трудовой деятельности людей лежит необходимость постоянно удовлетворять совокупность потребностей, которые формируют их экономические интересы. Поэтому система стимулирования труда должна включать совокупность форм, методов и средств воздействия на личный экономический интерес с целью формирования заинтересованности работника реализовать свои индивидуальные способности. Основой системы является выбор и внедрение на предприятиях такой системы заработной платы, которая бы мотивировала у работников активность и повышение производительности труда. При этом следует учитывать, что эффект применения той или иной системы заработной платы зависит от множества обстоятельств: характера производимой продукции, структуры предприятия, его размера, особенностей доминирующих в коллективе ценностей и т.д. В основе труда работников нашей страны лежит республиканская тарифная система, составной частью которой является единая тарифная сетка. Роль последней состоит в установлении общих методических требований к оценке сложности труда на рынке рабочей силы и ориентации предприятий и фирм на установление соотношения в оплате различных профессионально-квалификационных групп населения. Разработка единой тарифной сетки является основой новой системы оплаты труда, повышающей ее стимулирующую роль. Благодаря тарифной сетке фирмы могут использовать различные системы заработной платы: индивидуальную, коллективную (бригадную), аккордную, или за конечные результаты. Различные системы индивидуальной оплаты труда основаны на нормативах. Их цель — распределение созданного продукта в зависимости от количества и качества вложенного труда. В основе всех систем заработной платы лежат две формы: повременная и сдельная и их разновидности — повременно-премиальная, сдельно-премиальная и аккордная (за конечные результаты). При повременной оплате заработок исчисляется за отработанное время: рабочий день, месяц, год; при сдельной — в зависимости от количества выполненных работ. При этом устанавливаются расценки за одну единицу операции или конечной продукции и т.д. Различные системы по-разному влияют на мотивацию работника. Главным стимулирующим мотивом является оплата труда в зависимости от его количества и оплата по конечному результату деятельности всего коллектива. В западных странах широкое применение получила система индивидуальной оплаты труда, основанная на аналитической оценке работ, т.е. тарифная ставка устанавливается путем сложной оценки различных видов работ по баллам, которые суммируются. Баллы начисляются в зависимости от: 1) требований, которые предъявляются к работнику (физическая сила, умственное развитие, наличие опыта и т.д.); 2) вредности труда; 3) ответственности работника (материальная ответственность и т.д.). В зависимости от количества баллов работы подразделяются на группы. Например, в сталелитейной промышленности США существует 32 группы работ, для каждой из которых установлены тарифная ставка и тарифный коэффициент. Кроме заработной платы как цены рабочей силы система стимулирования включает и другие элементы распределения созданного продукта, например распределение прибыли на вложенный капитал и природные ресурсы. Наиболее активно данная форма используется на предприятиях коллективных форм собственности. 17.6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ НА МИКРОУРОВНЕ Государственное регулирование представляет собой совокупность форм и методов целенаправленного воздействия на экономику предприятия для обеспечения или поддержания ее в заданном режиме. Теоретически поведение государства в рыночных условиях основывается на принципе невмешательства в хозяйственную жизнь фирмы (известный принцип экономического либерализма Ыззег ппге — Ыззег раззег). Однако рыночные механизмы несовершенной конкуренции не могут обеспечить сбалансированности кругооборота доходов и расходов хаусхолдов1. *В англоязычной экономической литературе термин обозначает группу людей, которые объединяют свои доходы, имеют общую собственность и принимают экономические решения сообща. Они осуществляют предложение факторов производства, а потребляют произведенные товары и услуги. Государственное регулирование может преследовать самые различные цели: сдерживание производства одних товаров и стимулирование выпуска других, сокращение уровня безработицы, выравнивание доходов населения, оорьба с инфляцией и т.д. Методы воздействия на микроэкономические субъекты могут быть прямыми и косвенными. Прямые методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения, т.е. прямое вмешательство государства в экономику предприятий в виде целевого финансирования программ, введения фиксированных цен, госзаказов и т.д. Например, государство устанавливает фиксированные или предельные цены на товары с тем, чтобы стабилизировать экономическую ситуацию. При этом директивная цена может быть установлена на уровне как превышающем цену равновесия, так и ниже ее. В первом случае возникает избыток товаров, во втором — дефицит, активизация черного рынка, очереди, административные формы распределения товаров, снижение их качества и т.д. Типичная ситуация, вызванная установлением фиксированных цен (ниже равновесных) на продовольственные товары первой необходимости в Беларуси, представлена на рис. 17.4. Поскольку фиксированная цена Р\ увеличивает спрос, на рынке возникает дефицит товаров в объеме Ох Оз. Такая экономическая ситуация позволяет товаропроизводителям увеличить объем производства, который переместится в сферу "теневой" экономики. Соответственно за рамками легального рынка кривая предложения сдвинется вверх в положение 82. Расстояние между 51 и 5г будет представлять собой издержки риска, которые суммируются с обычными издержками производства. Новое рыночное равновесие в точке Е2 будет менее предпочтительным для потребителя, ибо цена "черного" рынка Р2 выше равновесной и фиксированной, а объем производства (?2 будет меньше равновесного (X Таким образом, установление фиксированных цен на уровне ниже равновесной невыгодно для потребителей. Кроме того, в результате директивного занижения цен происходит снижение качества товаров, которое может привести к квазиравновесию, когда объемы спроса и предложения оптимизируются на уровне заниженной фиксированной цены. Состояние квазиравновесия характеризуется тем, что потребитель получает тот же . объем продукции, что и при О, & О Оз свободном ценообразовании, г. , но продукции низкого качес- Р и с. 17.4. Влияние фиксированных цен т ^ ^акже невыг0дно пот-
на объем производства и потребления ребителю 366 Вместе с тем государство может воздействовать на поведение фирмы, используя такие финансовые рычаги, как налоги, льготы, таможенные пошлины, дотации, субсидии, политику ускоренной амортизации и т.д. Роль и масштабы налогов в отечественной экономике значительно выше, чем в развитых рыночных системах, ибо их доля в доходной части государственного бюджета составляет более 75 %. Налоги выполняют различные функции. Одни способствуют перераспределению доходов, другие выполняют функцию защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции и т.д. Плательщиками налогов, как правило, выступают продавцы, поэтому введение новых налогов или увеличение их ставок приводит к нарушению равновесного состояния объема спроса и предложения. При этом налоговое бремя распределяется между продавцом и покупателем: количественное выражение налогового бремени зависит от ценовой эластичности спроса и предложения товаров и услуг, облагаемых налогом. Допустим, что государство увеличило ставку налога на добавленную стоимость, который должен уплачивать товаропроизводитель в размере 10 % (рис. 17.5 ). Естественно, что на эту сумму возросли издержки товаропроизводителя. Следовательно, кривая предложения сдвинется вверх с 5 до 51 на величину 10 %, а равновесие сместится с точки .Ев точку Е\ и будет характеризоваться объемом производства Оь который будет меньше первоначального объема на величину 0, и ценами Р\ и Рг. Цена Рь которую будет платить покупатель, оказалась больше первоначальной равновесной цены Р, значит, покупатели отреагируют на это сокращением спроса, а цена Рг, которую фактически получает товаропроизводитель после уплаты налога, наоборот, будет ниже равновесной Р. Потери товаропроизводителя при этом составят Р — Рг, что заставит его либо уменьшить объем производства, либо улучшить организацию процесса производства, чтобы снизить издержки. При снижении налоговой ставки кривая предложения сдвинется вниз.
Наиболее распространенными финансовыми рычагами воздействия государства на экономическое поведение товаропроизводителя являются дотации и субсидии. Дотации (от лат. (ЗЬгайю — дар) представляют собой безвозмездную финансовую помощь правительства непроизводственной сфере, а также предприятиям или отраслям для того, чтобы стимулировать производство товаров, развитие отраслей, снизить уровень безработицы, обеспечить независимость страны от поставок определенных товаров из-за границы и т.д. Если дотация устанавливается в постоянном размере в расчете на 5 единицу продукции, то ее воздействие ' на товаропроизводителя можно рас- ' ^ сматривать как снижение налога, т.е. 2 млн ^ кривая предложения сместится вниз , на величину дотации. В результате це- \ / 2 на, уплачиваемая покупателем, умень- шится, а цена, получаемая продавцом, увеличится, что положительно отра- : \ зится на объеме производства. :_______ ^ Субсидирование (от лат. зиЬ - под & Ог что-то) представляет собой получение Рис. 17.6. Влияние субсидий товаропроизводителями определенна объем производства ной Финансовой поддержки из государственного бюджета под производство определенного вида товара или населению для улучшения жилищных условий в пределах минимальной нормы проживания. Предположим, правительство субсидирует молочную отрасль АПК Товаропроизводители получают субсидии, например, 2 млн руб. за каждую тонну произведенного и проданного молока. Эта ситуация эквивалентна примерно 10%-ному снижению издержек производства (рис. 17.6). Субсидия в 2 млн руб. за каждую тонну молока, предоставленная товаропроизводителям, сократит средние издержки как в кратко-, так и в долгосрочном периоде на сумму субсидий. Кривая предложения сместится вниз из положения 51 в положение 5г. Если цена молока до субсидирования была 6 млн руб. за 1 т, а равновесие — в точке Е\, то сейчас, в новом равновесии, составит 4 млн руб., а точка равновесия сместится в положение Еъ В результате, несмотря на снижение цены, объем производства молока увеличится с до Ог- Следует отметить, что в данном случае правительственная субсидия стимулирует производство и увеличивает объем продаж. В некоторых случаях правительством предоставляются адресные субсидии покупателям, например молока, что активизирует спрос. Государственная политика ускоренной амортизации позволяет увеличить или снизить уровень накопления с целью обновления основных и оборотных фондов, сопровождающихся увеличением или уменьшением издержек производства. Неотъемлемой частью государственного регулирования на микроуровне является антимонопольное регулирование. Общеизвестно, что монополист устанавливает цены и объем производства, руководствуясь лишь ведомственными интересами, нанося при этом иногда ущерб обществу. Развитые страны более 100 лет ведут активную борьбу с монополизмом. Например, Конгресс США в 1890 г. принял антимонопольный закон Шермана, а в 1914 г. — закон Клейтона. Впоследствии антимонопольное законодательство неоднократно совершенствовалось. В условиях перехода к рыночной экономике в Республике Беларусь в 1993 г. был принят Закон "О противодействии монополистической деятельности и развитию конкуренции". Через такие законодательства государство вмешивается в деятельность монополий с помощью следующих основных форм: установление высоких налогов; контроль над ценами; участие государственной собственности на монополизированных предприятиях; антитрестовская политика и т.д. Критерием оценки степени монополизации цен служит доля хозяйствующего субъекта в производстве товаров. Например, в соответствии с законодательством ФРГ доминирующее положение предприятия на рынке возникает, если на него приходится 1/3 всего оборота на рынке. Аналогично определяется уровень монополизации и в других развитых странах. Для количественного определения степени монополизации производства используется индекс Харфиндела — Хиршмана: 1-1 где п - общее количество фирм на рынке; Х{ - доля 1-й фирмы на рынке, %. В развитых странах разрешаются любые объединения хозяйствующих субъектов, для которых 11ХХсоставляет менее 1000. При 1/ХХ} превышающем 1800, запрещается всякое слияние фирм, представленных на рынке. Если показатель [/ХХнаходится в пределах от 1000 до 1800, требуются дополнительные исследования процесса монополизации. В отечественной хозяйственной практике рекомендуется рассматривать доминирующее положение предприятий, доля которых на рынке составляет 70 % и более. До этого предела определяется их дифференциация. Высокой степенью монополизации в республике характеризуются отрасли машино- и приборостроения, производство ЭВМ и холодильников. Кроме производственного в республике сформировался государственный и ведомственный монополизм. Государственный проявляется во всеобщем огосударствлении отношений собственности и управлении экономикой, ведомственный - в отчуждении функций управления у предприятий и передаче их отраслевым министерствам и ведомствам. В результате расширения и усиления монополистических тенденций экономике был нанесен определенный ущерб. Преодоление монополизма в Беларуси решается путем создания соответствующей законодательной базы, правовых норм поведения хозяйствующих субъектов, активизации конкурентных отношений и т.д. Однако следует отметить, что монополия не всегда является воплощением абсолютного зла. Исторически возникновение монополий было следствием развития производительных сил общества, поэтому монополия способна более эффективно реализовать преимущества крупного производства, используя технические и технологические преимущества. Следовательно, на таких предприятиях ниже издержки производства. Как показывает опыт развитых стран, монополии удовлетворяют массовые потребности населения за счет крупномасштабного производства дешевых и качественных товаров. Поэтому следует различать фактические выгоды от деятельности монополий и тех тенденций, которые определяются ее экономической сущностью и проявляются лишь при определенных условиях (искусственная поддержка их государством, отсутствие совершенного антимонопольного законодательства, отвечающего требованиям конкретной экономической обстановки и т.д.). Следовательно, к разукрупнению предприятий в республике следует подходить с позиций экономической целесообразности. Кроме того, коммунальное хозяйство, общественный транспорт, связь, водопровод, электро- и газоснабжение во многих странах являются монопольными. Тем не менее государство может оказывать определенное воздействие на такого рода монополии в интересах общества через установление фиксированных цен, дотации государства и т.д.
![]() |