Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



МЕХАНИЗМ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 7 часть



Ценовые факторы совокупного спроса. К числу ценовых факто­ров совокупного спроса следует относить прежде всего эффект про­центной ставки, эффект материальных ценностей, или реальных кас­совых остатков, и эффект импортных закупок.

Совокупный спрос. Кривая со­вокупного спроса. Совокупный спрос представляет собой абстрак­тную модель соотношения между уровнем цен и реальным объемом национального производства. Об­щая характеристика данной модели состоит в том, что чем ниже уровень цен на товары, тем большую часть реального объема национального производства смогут приобрести по­купатели. Можно вести речь и от об­ратного: более высокий уровень цен сопровождается падением возмож­ного объема реализации националь-

Эффект процентной ставки воздействует на характер движения кривой совокупного спроса таким образом, что от ее уровня зависят, с одной стороны, потребительские расходы, а с другой - инвестиции. Если выразиться точнее, то с повышением уровня цен повышаются и процентные ставки, а рост процентных ставок сопровождается сокра­щением потребительских расходов и инвестиций. Дело в том, что по­вышение уровня цен расширяет спрос на наличные деньги. Потреби­
телям нужны дополнительные деньги для осуществления покупок, предпринимателям - для закупки сырья, оборудования, выплаты за­работной платы и т.д. Если объем денежной массы не меняется, "взвинчивается" цена за пользование деньгами, т.е. процентная став­ка, а это ограничивает расходы и по покупкам, и по инвестициям. От­сюда следует вывод, что повышение уровня цен на товары увеличива­ет спрос на деньги, поднимает ставку процента и тем самым сокраща­ет спрос на реальный объем производимого национального продукта.

Эффект материальных ценностей ( эффект богатства ) также усиливает нисходящую траекторию кривой совокупного спроса. Это связано с тем, что с ростом цен покупательная способность таких фи­нансовых активов, как срочные счета, облигации снижается, реаль­ные доходы населения падают, а значит, сокращается покупательная способность семей. Если же цены будут снижаться, покупательная способность будет повышаться, а расходы будут увеличиваться.

Эффект импортных закупок выражается в соотношении нацио­нальных цен и цен на международном рынке. Если цены на нацио­нальном рынке возрастут, покупатели оолыпе купят импортных то­варов, а на международном рынке сократится продажа отечествен­ных товаров. Таким образом, эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Снижение цен на товары усиливает экспортные возможности эконо­мики и увеличивает долю экспорта в совокупном спросе населения.

Неценовые факторы совокупного спроса. Соотношение между уровнем цен и реальным объемом производства, зафиксированное на рис. 21.1 кривой совокупного спроса, не касается прочих равных усло­вий, так называемых неценовых факторов спроса. В случае их действия положение кривой на графике будет изменяться. К неценовым факто­рам спроса относятся изменения в потребительских, инвестиционных, государственных расходах и расходах на чистый объем экспорта. Воз­действие этих факторов на кривую совокупного спроса различно (рис. 21.2).

Действие неценовых факторов сопровождается изменениями в со­вокупном спросе. Если оно способ­ствует увеличению совокупного спроса, кривая от линии АО 1 смеща­ется к АЕ>% если неценовые факторы ограничивают совокупный спрос, кривая смещается влево к АОз. .

Р
Р и с. 21.2. Изменение совокупного спроса

Изменения в потребительских расходах могут воздействовать на совокупный спрос и под влиянием различных мотивов. На совокуп­ный спрос влияет как изменяемый уровень цен на внешнем и внутрен­нем рынке, так и неизменный. Неце­новые факторы, действующие на со­вокупный спрос, классифицируют с
учетом потребительских расходов, например благосостояние потре­бителя, задолженность потребителя и налоги. Благосостояние потре­бителей зависит от состояния дел в сфере финансовых активов (ак­ций, облигаций) и положения с недвижимостью (земля, постройки). Так, разное повышение курса акций при неизменном уровне цен на рынке приведет к росту благосостояния и совокупного спроса. В это же время падение цен на землю снизит благосостояние и сократит со­вокупный спрос.

Можно привести примеры и с ожиданиями потребителей. Если потребители будут рассчитывать на увеличение своих доходов, они будут тратить значительно больше своих доходов, что сместит кри­вую совокупного спроса вправо. Если же их доходы снизятся, кривая совокупного спроса сместится влево. Очень чувствителен сдвиг в со­вокупном спросе в случае надвигающейся инфляции. Каждый поку­патель стремится совершить покупку до повышения цен, но задер­жит ее в первые дни после повышения.

На размер совокупного спроса влияет задолженность потребите­лей. Если человек приобрел крупную вещь в кредит, в течение опре­деленного времени он будет ограничивать сеоя в других покупках, чтобы скорее рассчитаться с кредитом. Вместе с тем стоит погасить задолженность, как спрос на покупки быстро возрастет.

Прямая связь существует между размером подоходного налога и совокупным спросом. Налог уменьшает доходы семей, поэтому его увеличение сокращает совокупный спрос, а снижение - расширяет последний.

На совокупный спрос также воздействуют и изменения в инвести­циях. Если предприятия с целью расширения производства будут при­обретать дополнительные средства, кривая совокупного спроса пойдет вправо, а при обратной тенденции - влево. Здесь могут действовать и оказывать влияние процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвес­тиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности.

Когда речь идет о процентной ставке, имеется в виду не ее движе­ние вверх или вниз (это учитывалось в ценовых факторах), а воздей­ствие на нее изменения денежной массы в стране. Рост денежной массы снижает ставку процента и увеличивает капиталовложения, уменьше­ние же массы денег увеличивает ставку процента и ограничивает инвес­тиции. Ожидаемые прибыли повышают спрос на инвестиционные то­вары, а налоги с предприятий снижают спрос на инвестируемые това­ры. Новые технологии стимулируют инвестиционные процессы и рас­ширяют совокупный спрос; наличие избыточных мощностей, наобо­рот, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары.

На совокупный спрос влияют и государственные расходы. При неизменных налоговых сборах и процентных ставках государствен­ные закупки национального продукта расширяются, увеличивая тем самым потребление товарных ценностей.


Совокупный спрос связан и с расходами на экспорт товаров. При­нцип здесь таков: чем больше товаров будет поступать на мировой рынок, тем шире совокупный спрос. Может возникнуть вопрос, где
же здесь неценовой фактор? Он проявляется вследствие того, что возрастание национальных доходов в других странах позволяет им расширять закупки импортных товаров и изделий, что повышает спрос на товары в тех странах, откуда импортируются товарные цен­ности. Поэтому для развитых государств внешняя торговля выгодна и с развивающимися, и с развитыми странами. В первом случае они имеют возможность продавать продукцию, не пользующуюся спро­сом на цивилизованных рынках, во втором, наоборот, покрывать зап­росы других государств на современные товары и услуги.

21.2. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЕГО ФАКТОРЫ

Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения.

Совокупное предложение представляет собой абстрактную модель, ха­рактеризующую реальный объем производства при данном уровне цен. Повышение цен стимулирует увеличение производства товаров, их снижение сопровождается снижением объема производства товаров. Обнаруживается прямая зависимость между данными факторами. На кривой совокупного предложения можно выделить три отрезка: I — кейнсианский (горизонтальный), II — промежуточный (отклоняю­щийся вверх) и III — классический (вертикальный) (рис. 21.3).

На горизонтальном, или кейнсианском, отрезке национальный продукт изменяется, а уровень цен остается постоянным; на верти­кальном, или классическом, национальный продукт остается посто­янным, а уровень цен изменяется; на промежуточном изменяются и реальный объем производства, и уровень цен.

Проанализируем три отрезка кривой совокупного предложения. Отрезок 0/ означает потенциальный уровень реального объема про­изводства при полной занятости населения. При таком объеме наци­онального продукта возникает естественный уровень безработицы. Потенциальный характер уровня реального объема производства вы- р ражается в том, что на горизонталь­ном отрезке отражено состояние производства, значительно мень­шее, чем при полной занятости. Эко­номика в данном случае находится в состоянии глубокого кризиса, наб­людается огромная недогрузка про­изводственных мощностей, рабочая сила бездействует. Эти неиспользу­емые ресурсы можно привести в действие без изменения уровня цен, ибо рабочие, втягиваемые в про­изводство из состояния безработ­ных, пока не думают о требовании Рис.21.3.Кривая повышения заработной платы. Ма- совокупного предложения

14 Зак. 1635
шины, сырье, оборудование можно закупать по стабильно низким це­нам. Значит, издержки производства останутся на прежнем низком уровне, а производство начнет расширяться. Такое состояние про­изводства оыло проанализировано Дж. Кейнсом после "великой деп­рессии" 1929 - 1933 гг., когда безработица во многих странах достиг­ла 25 %. В этой ситуации можно расширять производство, не опасаясь повышения издержек производства и роста цен на продукцию. Этот вывод заслуживает серьезного анализа и использования в нынешней экономике.

Классический (вертикальный) отрезок получил свое название благодаря тому, что на данном отрезке отражено состояние про­изводства, работающего с полной отдачей. Здесь наблюдаются пол­ная занятость населения, достаточно высокий уровень цен, обеспечи­вающие возможный объем национального производства. Такое сос­тояние, по мнению классиков, может сложиться только благодаря "невидимой регулирующей руке" рынка. В реальной действитель­ности подобное положение практически недостижимо, но стремить­ся к нему следует и оно возможно, как показывает опыт, в экстремаль­ных условиях действия экономики, например экономика периода времен Великой Отечественной войны, во многих странах не только была обеспечена полная занятость, но и приходилось трудиться в 1,5-2 рабочие смены при шестидневной, а иногда и семидневной ра­бочей неделе, дополнительно использовался и детский труд. Значит, теоретически полная занятость может быть обеспечена и в этом смысле она - реальность, к ней можно стремиться.

Для промежуточного (восходящего) отрезка характерно одновре­менное движение вправо реального объема производства и вверх - уровня цен. Такое положение возможно из-за неравномерности разви­тия отдельных фирм и отраслей народного хозяйства: одни производ­ства развиваются при совершенной технологии и полной занятости; другие вынуждены эксплуатировать устаревшее оборудование и нани­мать неквалифицированных работников, что увеличивает издержки производства и уровень цен. Именно в силу этих моментов на промежу­точном отрезке кривой совокупного предложения идет одновременное движение и реального объема производства, и уровня цен.

Кривая совокупного предложения имеет более теоретический, чем практический смысл. Она весьма противоречива и не случайно нали­чие множества возможных толкований содержания данной кривой.

Неценовые факторы совокупного предложения. Кривая сово­купного предложения показывает зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, устанавливаемая при условии, что так называемые прочие условия не действуют. Од­нако в реальной жизни прочие условия оказываются весьма дей­ственными факторами, ибо они определяют характер кривой сово­купного предложения. К таким факторам относятся цены на ресурсы, рост или падение производительности труда, изменения в правовых нормах. Действие неценовых факторов приводит к смещению кривой совокупного предложения (рис. 21.4). Если совокупное предложение
растет, кривая сдвигается вправо; если сокращается, кривая смещает­ся влево, от А5\ к А5з.

Важным неценовым фактором выступают цены на ресурсы (в отли­чие от цен на готовую продукцию). При повышении цен на ресурсы уве­личиваются издержки на единицу продукции, а это сокращает сово­купное предложение. Если цены на ресурсы сокращаются, происходит обратное действие. Важнейшими видами внутренних ресурсов высту­пают земля, трудовые ресурсы, ка­питал и предпринимательские спо­собности. Кроме этих внутренних

ресурсов действуют также цены на импортные ресурсы. К ресурсно­му потенциалу может быть отнесено господство на рынке.

Следующим неценовым фактором выступает производитель­ность. В экономической науке она рассчитывается как отношение ре­ального объема производства к количеству используемых ресурсов. Можно также сказать, что производительность - это показатель среднего объема выпуска продукции на единицу затрат. Если про­изводительность возрастает, значит, на том же ресурсном потенциале производится больший объем продукции и, следовательно, совокуп­ное предложение возрастает, а кривая на графике сдвигается вправо.

На совокупное предложение влияет изменение правовых норм. Оно может касаться либо налогов, либо субсидий. В случае ужесточе­ния налоговой системы увеличиваются издержки и совокупное пред­ложение сокращается, если налоги снижаются, то сокращаются издер­жки и совокупное предложение возрастает. Если речь идет о субсидиях, под ними следует понимать прямые правительственные платежи биз­несу или снижение налоговых ставок. И те и другие сокращают издер­жки и, следовательно, стимулируют рост совокупного предложения.

На величину издержек оказывает воздействие государственное регулирование, которое, как правило, увеличивает издержки про­изводства, а значит, выступает фактором, противодействующим ак­тивизации совокупного предложения.

21.3. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ МЕЖДУ РЕАЛЬНЫМ ОБЪЕМОМ ПРОИЗВОДСТВА И УРОВНЕМ ЦЕН

Л53 Л5{ А82
Р и с. 21.4. Изменение совокупного предложения

Момент равновесия и его значение. При характеристике инди­видуальных рынков определялось состояние рыночного равновесия, которое находилось в точке пересечения кривых спроса и предложе­ния. Макроэкономический подход требует характеристики равно-


р

р


 

 


а

А б


 

 


А5
АО
А5

Р. Л


 

 


а, & &

Р и с. 21.5. Равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства: а — для промежуточного; б — для кейнсианского отрезков кривой

весного уровня цен и равновесного реального объема национального производства. При этом равновесные характеристики могут возни­кать на разных отрезках кривой совокупного предложения (рис 21.5).

Точка пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения показывает равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства. На рис. 21.5, а это пе­ресечение наблюдается на промежуточном отрезке кривой совокуп­ного предложения; на рис. 21.5, б — на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения. Если обратиться к рис. 21.5, а и опреде­лить объем реального продукта, который бы купили потребители при уровне цен, равном Р\, то это будет реальный объем производ­ства, равный Ог. Что же произойдет в такой ситуации на рынке? Кон­куренция среди покупателей поднимет цены с Р1 до Ре, что заставит производителей увеличить объем производства с (){до 0>. В резуль­тате действий и продавцов и покупателей равновесная цена устано­вится на отметке Ре> т.е. в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения.

Кривые на рис. 21.5, б пересекаются на кейнсианском отрезке. Здесь уровень цен не участвует в образовании равновесного объема национального производства. Дело в том, что если бы объем про­изводства и был увеличен, он не был бы реализован, ибо для этого не хватило бы совокупного спроса. Появившиеся излишки продукции вынудили бы производителей сократить объем производства. В слу­чае производства на данном уровне возникла бы дополнительная потребность и экономика вынуждена была бы выпустить дополни­тельную продукцию до определенных пределов. Производство вош­ло бы в равновесное состояние уровня цен и реального объема про­изводства.

Нарушение равновесия: смещение кривой совокупного спроса.

а

Достигнутое равновесие может быть нарушено как за счет смещения

кривой совокупного спроса, так и за счет смещения кривой совокупного предложения. Рассмотрим последствия смещения кривой совокупного спроса.

Подобное смещение может произойти вследствие как увеличе­ния, так и уменьшения совокупного спроса. Увеличение совокуп­ного спроса происходит в результате изменения в потребительс­ких расходах, в размерах инвестиций, в государственных расходах или в расходах на чистый объем экспорта. Допустим, что домашнее хозяйство (фирма), ориентируясь на перспективы развития эконо­мики страны, произвело дополнительные закупки товаров для пот­ребления или инвестиций. Возникает вопрос: как данное действие отразится на уровне цен и реальном объеме национального про­изводства? Однозначный ответ дать невозможно. Для этого необ­ходимо определить, на каком отрезке кривой данное изменение произойдет (рис. 21.6). Возникающие тенденции лучше отразить на соответствующих графиках.

Известно, что для кейнсианского отрезка кривой совокупного спроса характерно наличие высокого уровня безработицы и больших неиспользованных производственных мощностей. Расширение со­вокупного спроса в этих условиях приведет к довольно значительно­му увеличению реального объема национального производства и росту занятости, причем без повышения уровня цен.

Поскольку на классическом отрезке рабочая сила занята полнос­тью и производственные мощности загружены, повышение совокуп­ного спроса будет сопровождаться ростом цен, поэтому с экономи­ческой точки зрения оно нецелесообразно. Как видим, по значению (ЗУ реальный объем производства остается на прежнем уровне.

На промежуточном отрезке расширение совокупного спроса бу­дет сопровождаться увеличением реального объема национального производства и повышением уровня цен. Увеличение совокупного спроса на классическом и промежуточных отрезках, сопровождаемое ростом цен, указывает на инфляцию спроса.

Проанализируем, что же будет происходить, если совокупный спрос уменьшится? В таком случае на кейнсианском отрезке ре­альный объем производства уменьшается, а уровень цен остается

Р Р Р Р и с. 21.6. Последствия увеличения совокупного спроса: а — на кейнсианском; б — на классическом; в — на промежуточных отрезках кривой

 

неизменным. Что касается клас­сического отрезка, то здесь упа­дут цены, реальный же объем на­ционального производства оста­нется на уровне полной занятос­ти. А вот промежуточный отрезок покажет, что и реальный объем национального производства, и уровень цен уменьшатся. Однако серьезные возражения вызывают теоретические допущения сни­жения уровня цен на классичес­ком и промежуточных отрезках. Дело в том, что цены на товары, особенно на ресурсы, достаточно мобильны и динамичны при дви­жении вверх, но очень консерва-

тивны, если возникает тенденция к обратному изменению. Подоб­ная закономерность в движении цен получила среди экономистов название эффекта храповика, т.е. маховика, движущего колесо впе­ред, но тормозящего движение при повороте назад.

Смещение кривой совокупного предложения. Рассмотрим ситу­ацию с движением кривой совокупного предложения вправо или вле­во (рис. 21.7).

Сначала рассмотрим тенденцию смещения кривой совокупного предложения влево. Для нынешнего состояния экономики стран СНГ это явление весьма типично. Разрыв хозяйственных связей бывшего СССР, неоднократное подорожание ресурсов привели к резкому падению предложения на товарном рынке. С позиции А5\ кривая в таком случае сдвигается в сторону Л52, следствием чего является, с одной стороны, сокращение реального объема про­изводства с ()х до 02, а с другой - повышение уровня цен с отметки Р\ до значения Р2. Оба движения вызывают и одновременно усили­вают инфляцию. Положение, при котором под воздействием паде­ния совокупного предложения происходит одновременное паде­ние реального национального производства и повышение уровня цен, называется стагфляцией.

Рг Р,
АЗ о АЗ*
АВ
Р и с. 21.7. Последствия изменений совокупного предложения
& <2,0з

Рассмотрим ситуацию в иной плоскости. Экономика технически и технологически перевооружена, осуществлена подготовка и пере­подготовка кадров, усилилось значение рыночных рычагов управле­ния экономикой. В этих условиях должно произойти значительное повышение производительности общественного труда, превосходя­щее темпы роста заработной платы. Это приведет к снижению издер­жек производства, уровня цен и росту реального объема националь­ного производства. Такое положение будут характеризовать кривая совокупного предложения Л5з, значения уровня цен Рз и реального объема производства Оз, определяющие направления выхода эконо­мики из кризисной ситуации.

21.4. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЯ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОЗДАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА

Потребление, сбережения и доход. Для выяснения вопросов, связанных с производством валового национального продукта, надо четко определиться, от чего зависит количество создаваемых в об­ществе материальных благ и услуг. Согласно кейнсианской теории занятости ооъем производимых товаров и услуг, а значит, и уровень занятости населения находятся в прямой зависимости от уровня об­щих, или совокупных, расходов.

Следовательно, при ориентации на возможный объем националь­ного производства следует учитывать ресурсный потенциал, ибо он является базисом производства. Затем анализируются размер дохо­дов домохозяйств, пропорция, в которой этот доход распадается на потребление и сбережения, исследуются инвестиции, выясняются принципы установления равновесия между объемом производства, доходами и занятостью и, наконец, рассматривается роль внешней торговли в формировании валового национального продукта.

Следует иметь в виду, что при характеристике процесса создания ВВП обычно во внимание принимается формирование чистого нацио­нального продукта, ибо этот показатель наиболее четко отражает по­тенциал экономики, ее возможности обеспечить будущий прогресс. Дело в том, что ВВП отличается от ЧНП величиной средств амортиза­ции, а они выступают как бы заданной величиной, более того, осущес­твленной. Наконец, формирование валового внутреннего продукта рассматривается без учета фискальной политики государства.

Главным компонентом совокупных расходов выступает потреб­ление (спрос), являющееся составной частью дохода домохозяйств после уплаты налогов I)/. Частью этого дохода выступают и сбереже­ния. Доход участвует в создании валового национального продукта по двум направлениям: потребляемая часть дохода реализует про­изведенный в обществе продукт и тем самым формирует спрос на продукцию будущего производства. Расход же сберегаемой части до­хода совершенствует и расширяет производственную базу, задавая ему динамизм развития.

Определить четко, чему следует отдавать предпочтение при анали­зе влияния дохода на создание валового внутреннего продукта - пот­реблению или сбережениям, - достаточно сложно. Конечно, на уровень потребительских расходов наиболее существенно влияет доход после уплаты налогов (располагаемый доход), но в зависимости от складыва­ющихся социально-экономических условий наиболее действенным в нем оказывается либо потребление, либо сбережения. Если же рас­сматривать потребление и сбережения по долевому весу в доходах, то большую часть дохода все же составляет потребление. Общая формула дохода после уплаты налогов (располагаемого дохода) имеет вид

Ш = С + 5,

где й1 - располагаемый доход; С - потребление; 5 - сбережения.

Пропорция, в которой доход делится на потребление и сбереже­ния, зависит от склонности домохозяйств к сбережениям. Различают среднюю и предельную склонность к сбережению. Доля общего дохо­да, идущая на потребление и выраженная в процентах, называется средней склонностью к потреблению АРС, а доля общего дохода, включаемая в сбережения и выраженная в процентах, — средней склонностью к сбережению АР5:

АРС = С / Э1\ АР5 - 5 / Б1.

Соотношение этих величин между собою значимо только для данной конкретной величины общего дохода. Ее изменение вовсе не означает, что долевое соотношение останется прежним, скорее нао­борот, оно изменится. Доля, или часть прироста (сокращения), дохо­да, идущая на увеличение потребления, называется предельной склонностью к потреблению МРС. Предельная склонность к потреб­лению есть отношение доли изменения в потреблении ДС к измене­нию в доходе АИ1. Формула предельной склонности к потреблению выглядит так:

МРС = АС / ДО/.

Предельная склонность к сбережению МР5 представляет собой долю прироста (сокращения) дохода, идущую на сбережения. Иначе говоря, МР5 есть отношение произошедшего изменения в сбереже­ниях к тому изменению в доходе, которым оно сопровождалось:

МР5 =Д5/ДГ>/.

Сумма предельной склонности к потреблению МРС и предельной склонности к сбережению после уплаты налогов должна быть равна единице. В экономиках цивилизованных стран соотношения МРС и МР5 относительно стабильны и составляют соответственно 0,75 и 0,25. Это означает, что домохозяйствами потребляется 75 % и сбере­гается 25 % общего дохода.

Факторы потребления и сбережений, не связанные с доходом. Основным фактором, определяющим величину потребления и сбе­режений, выступает размер получаемого дохода, однако существует ряд не связанных с ним факторов, которые оказывают свое воздей­ствие на порядок формирования потребления и сбережения. К числу таких факторов относится, например, размер накопленного у домо­хозяйств богатства.

Богатство - следствие развития процесса сбережения части дохо­да. Домохозяйства воздерживаются от потребления, чтобы накапли­вать богатство. Это накопление происходит путем строительства и приобретения домов, гаражей, дачных строений, автомобилей, теле­визоров, холодильников, ценных бумаг, страховых полисов и т.д., причем в определенной закономерности: "страсть" к сбережениям вначале проявляется достаточно бурно, а затем ослабевает. Страсть к сбережениям, реализованная в богатстве, превращается со временем в сдерживающий фактор по отношению к сбережениям.

На размер потребления и сбережений влияет уровень цен на това­ры. Если цены растут, потребление сокращается; если цены падают, потребление увеличивается. Рост цен снижает покупательную спо­собность богатства и наоборот. Появляется так называемый эффект богатства. В данном случае действует реальное финансовое богат­ство: если цены снижаются, падает потребление; если повышаются, растет покупательная способность и расширяется потребление. Что касается сбережений, то они находятся не в таком соотношении с пот­реблением, как в случае стабильных цен. Если цены возрастут в большей степени, чем доход, произойдет падение и потребления и сбережений. Если рост цен окажется равнозначным увеличению до­хода, доля потребления и сбережений скорее всего останется неиз­менной. Снижение цен, как правило, в основном сопровождается уве­личением реального дохода. И потребление и сбережения в долевом отношении могут либо остаться прежними, либо одна из величин во­зрастет.

Существенное воздействие на текущие расходы и сбережения мо­гут оказывать ожидания домохозяйств. Если ожидается повышение цен, расширяются границы потребления, идет накопление богатства, но меньше средств в виде сбережений расходуется на предпринима­тельство, покупку ценных бумаг, страховых полисов и т.д. Ожидание стабильности функционирования экономики приводит к увеличе­нию сбережений, их включению в производство, сферу торгового бизнеса или услуг.



Просмотров 720

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!