Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Учение о психологическом стрессе



Психологический

стресс:

I

развитие и преодоление

Москва 2006


УДК 159.9 ББК88

Б 75


Введение


 


Бодров В.А.

Б 75 Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.

ISBN 5-9292-0146-3

В книге представлены материалы экспериментально-теорети­ческого изучения развития и преодоления психологического стресса. Приводятся основные положения учения о психологи­ческом стрессе (понятия, история, теории и модели, методология изучения стресса), особенности его развития (причины возникно­вения и показатели проявления, механизмы регуляции), характер взаимосвязи стресса и адаптации. Излагается концептуальный подход к изучению преодоления стресса, психологическое содер­жание процессов преодоления, его моделях, ресурсах, стратегиях и стилях, личностной детерминации. Проводится анализ путей, методов и средств преодоления стресса — его индивидуальной и коллективной профилактики и коррекции (психической саморе­гуляции и экстернальной терапии).

Издание рассчитано на специалистов в области психологии и физиологии труда, инженерной психологии, эргономики, вос­становительной медицины, психотерапии, а также на студентов-психологов.

ISBN 5-9292-0146-3

© В.А. Бодров, 2006 © ООО «ПЕР СЭ», оригинал-макет, оформление, 2006


Жизнь и деятельность человека в социально-экономических и производственных условиях современного общества нераз­рывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием на него неблагоприятных эколо­гических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается возникновением, развитием негатив­ных эмоций, сильных переживаний, а также перенапряжением физических и психических функций. Особенно выражены эффекты воздействия на психику человека в психологически трудных ситуациях в связи с природными и техногенными бедствиями, авариями и катастрофами, социальными и про­фессиональными конфликтами, сложными, ответственными и опасными задачами трудовой деятельности. В большинстве случаев эти воздействия приводят к ухудшению функциональ­ного состояния, изменению личностного статуса, нарушению профессиональной эффективности и безопасности труда, раз­витию психосоматических заболеваний [29, 106, 127, 143, 202, 233, 338, 368 и др.].

Наиболее характерным психическим состоянием, развива­ющимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятель­ности, является стресс.

Термин «стресс» широко используется в ряде областей зна­ний, именно поэтому в него вкладывается несколько различа­ющийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявле­ний и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами,


Психологический стресс


Введение


 


сложной и ответственной производственной задачей, опас­ной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого по­нятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используемые его толкования. Отметим лишь, что и по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоционального стресса и т. д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы.

Проблема стресса приобрела не только исключительное научное значение, но стала понятием, объединяющим широ­кий круг явлений повседневной жизни, в том числе изменен­ного психического состояния под влиянием экстремальных обстоятельств.

Стресс как особое психическое состояние связан с за­рождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отража­ется в мотивационных, когнитивных, волевых, характероло­гических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен стресса требует специального психологического изучения.

Стресс является реакцией не столько на физические свой­ства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это в большей степени про­дукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученное™ способам управления и стратегии пове­дения, их адекватному выбору. И в этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления стресса (дистресса) у одного человека не являются обязательно теми же для другого.

Проблема психологического стресса в трудовой деятель­ности и социальной жизни человека особенно активно стала изучаться у нас в стране и за рубежом в последние четыре-пять десятилетий. Этому способствовал ряд обстоятельств.

Во-первых, распространение концепций биологического стресса и появление фундаментальных и обзорных работ по


проблемам влияния экстремальных факторов деятельности на функциональное состояние и работоспособность человека [18, 103, 147, 194, 241, 243, 437, 463 и др.].

Во-вторых, непрерывно возрастающее внимание к из­учению «человеческого фактора», особенностей психических процессов, свойств и состояний личности специалистов ответ­ственных, вредных и опасных профессий в связи с усложнени­ем техники и содержания профессиональных задач, условий и организации трудового процесса и относительным увеличени­ем роли психологических причин в снижении эффективности и безопасности труда, сокращении профессионального долго­летия и возникновении психосоматических заболеваний.

В-третьих, существенное повышение уровня общей тре­вожности, напряженности, беспокойства у значительных категорий людей под влиянием природных бедствий (земле­трясений, наводнений и т. п.), техногенных катастроф (взры­вов, аварий на транспорте, промышленных объектах), терро­ристических актов, связанных с гибелью людей, массовым физическим и психическим травматизмом. Перечисленные факторы приводят к нарушениям психического состояния не только в результате их непосредственного воздействия на человека, но и при ожидании возможного воздействия или в период последействия.

По оценкам многочисленных экспертов в настоящее время значительная часть населения страдает психическими рас­стройствами, вызванными острым или хроническим стрессом. Он приобретает масштабы эпидемии и представляет собой основную социальную проблему современного общества.

Анализ исследований по психологическому стрессу сви­детельствует о том, что основное внимание в них уделялось стрессовым воздействиям и проявлениям, в меньшей сте­пени — влиянию личностных особенностей на стрессорную реакцию и явно недостаточно обращалось внимание процессу преодоления стресса, то есть фактическим стрессовым взаи­модействиям, которые происходят между индивидом и усло­виями среды. Это взаимодействие следует рассматривать как влияние не столько отдельных статических причин изменения функционального состояния и поведения, а динамических компонентов активности человека (информационных, энер-


Психологический стресс


Введение


 


гетических, временных), когнитивных оценок воздействий стресс-факторов и личностных регуляторов формирования стресса и его преодоления.

Изучение психологического стресса, по мнению Р.С. Лаза-руса [369, 373], требует учета таких моментов, как значимость ситуации для субъекта, особенностей интеллектуальных про­цессов, личностных характеристик. Эти психологические факторы обусловливают и специфику ответных реакций. В отличие от физиологического при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны.

Основной особенностью реакций и поведения человека при стрессе является стремление каким-либо образом проти­водействовать его зарождению, преодолеть неблагоприятные проявления и последействия развития стресса.

Преодоление стресса является центральным вопросом проблемы развития стресса и его адаптационных последствий. Оно оказывает непосредственное влияние через процессы оценки на текущие эмоциональные реакции, на характер взаимосвязи человека со средой и на его поведение, а также на отдаленные адаптационные последствия, такие, как само­чувствие, состояние соматического здоровья и социальную активность.

Эта проблема имеет также очень важное значение при зна­чимых событиях, периодах на жизненном пути человека, когда меняются его социальные и профессиональные роли, когда возникают заболевания, потеря работы, наступает старость и т. д. Источники стресса в связи с подобными ситуациями из­меняются, и вместе с ними трансформируются формы (стра­тегии) преодоления стресса. Виды преодоления стресса суще­ственно изменяются с возрастом: люди старшего поколения, в отличие от молодых, склонны к более сдержанным формам противостояния требованиям окружающего мира.

Проблема стресса и его преодоления в значительной сте­пени связана с трудовой деятельностью человека, с ее местом, значением в жизни каждого конкретного человека. Е.А. Locke и M.S. Taylor [383] отмечают, что смысл работы широко ва­рьирует в зависимости от возраста, образования, социального положения, профессиональной принадлежности людей. Для одних категорий большее значение имеют внутренний интерес


к работе и ее общественное признание, другие рассматривают работу исключительно как средство получения материаль­ных благ. Люди, занимающиеся более квалифицированным трудом, считают свою работу более важной, чем занятые менее квалифицированным трудом. Молодые люди в ряде случаев проявляют большую заинтересованность в работе, чем люди старшего возраста, у которых выше, как правило, профессиональная ответственность. Индивидуальная значи­мость работы и отношение к ней в большей степени зависят от характера профессиональной мотивации, то есть направ­ленности на достижение успеха в конкретной деятельности, на обеспечение безопасности труда, на самоутверждение и самосовершенствование, на достижение определенного соци­ального и профессионального статуса и т. д. [253]. Трудности в реализации указанных мотивов (потребностей) и достижении соответствующих целей деятельности порождают угрозу невы­полнения жизненных и профессиональных планов, чувство неудовлетворенности, тревоги и стресса.

Исследования выявили не только межиндивидуальные различия в проявлениях стресса, но и его колебания у одного и того же человека в различной обстановке (ситуациях) и в разные периоды жизни. Эмоциональное состояние человека и его усилия по преодолению стресса изменяются также в течение процесса взаимодействия человека с окружающей средой. При этом и модели преодоления стресса изменяются и сменяют друг друга у одного и того же человека в зависимости от характера стрессового переживания [321 ].

Таким образом, особенности стресса и его преодоления обусловливаются не только типом стрессогенных ситуаций, но и зависят от возраста, социально-экономических условий, характера работы и личностных характеристик человека.

Основные вопросы, возникающие при изучении и обсуж­дении сущности психологического стресса и его преодоления, определяются отсутствием общей, единой теории о природе стресса и его вредных воздействий на человека. В то же время следует отметить, что проблема стресса с той или иной степе­нью глубины рассматривалась в самых различных аспектах многими учеными, которыми изучались вопросы причинности возникновения и детерминации развития стресса, его симпто-



Психологический стресс


 


мокомплекса, индивидуально-психологических особенностей проявления, методов измерения, приемов предупреждения и ликвидации его последствий. Обобщение теоретико-экс­периментальных данных изучения проблемы стресса и его преодоления нашло отражение в разработке ряда концепций, в создании теорий и моделей, объясняющих механизмы за­рождения, развития и последствий стресса [25, 28,29, 233,338, 341, 368, 418, 437, 462]. Для научного продвижения по пути раскрытия тайн феномена стресса и управления им требуются периодическое обобщение и анализ достижений, результатов в изучении проблемы, сопоставление различных точек зрения на основные ее аспекты.

В настоящей книге приводятся основные положения уче­ния о стрессе, особенности его развития, механизмы регуля­ции, характер взаимосвязи стресса и адаптации, определяются концептуальные подходы к изучению проблемы преодоления стресса, даются теоретико-методологические основания этой проблемы, рассматриваются модели, механизмы, стратегии и стили преодоления, его личностная детерминация. Приведена таксономия путей и способов профилактики развития стресса и его коррекции, представлен их содержательный анализ.

Автор выражает благодарность доктору психологических наук, профессору Анцыферовой Л,И. за консультативную по­мощь, а также доктору психологических наук Обознову А.А., кандидату психологических наук Бессоновой Ю.В., а также Сиваш О.Н., Муравьевой СБ., Пономаренко Т.А. за активное участие в подготовке материалов для данной книги.


Раздел!

Развитиепсихологического

Стресса


Глава 1

Учение о психологическом стрессе



Просмотров 693

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!