Раздел I. Развитие психологического стресса. Глава 1. Учение о психологическом стрессе
Глава 1. Учение о психологическом стрессе
ее положения, сколько раздвигали рамки, подтверждали принципиальную универсальность концепции и определяли перспективы ее развития.
Концепции стресса довольно быстро стали предметом психологических исследований, особенно после выступления Г. Селье перед Американской ассоциацией психологов в 1955 году. Почему эта концепция оказалась так популярна в психологическом мире? М. Applay и R. Trumbull [241] утверждают, что это произошло по причине содержательной полноты этой концепции, — она по сути вобрала в себя все то, что определяется понятиями «тревога», «конфликт», «эмоциональный дистресс», «угроза собственного "Я"», «фрустрация», «напряженное состояние» и т. п. Кроме того, вследствие широкого применения этого понятия в биологии, оно открывало реальную возможность установления связи между физиологическими и психологическими явлениями.
Дальнейшее развитие учения о стрессе сопровождалось формированием новых концепций, теорий и моделей, отражающих общебиологические, физиологические, психологические взгляды и установки на сущность этого состояния, причины его развития, механизмы регуляции, особенности проявления [455].
Основные этапные теории и модели стресса были подробно описаны нами ранее [28,29]:
1. Генетически-конституциональная теория, суть которой сводится к положению, что способность организма сопро тивляться стрессу зависит от предопределенных защитных стратегий функционирования вне зависимости от текущих обстоятельств. Исследования в данной области являются попыткой установить связь между генетическим складом (генотипом) и некоторыми физическими характеристиками, которые могут снизить общую индивидуальную способность сопротивляться стрессу.
2. Модель предрасположенности (diathesis) к стрессу осно вана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних факторов среды. Она допускает взаимное влияние предрас полагающих факторов и неожиданных, сильных воздействий на развитие реакций напряжения.
3. Психодинамическая модель, основанная на положениях
теории Зигмунда Фрейда. В своей теории он описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства: а) сигнализирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности; б) травматическая тревога развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника. Наиболее ярким примером причины возникновения данного типа тревоги является сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов. Для описания результирующих симптомов этого состояния Фрейд ввел термин «психопатия повседневной жизни».
4. Модель Н. G. Wolff, согласно которой автор рассматривал стресс как физиологическую реакцию на социально-психоло гические стимулы и установил зависимость этих реакций от природы аттитюдов (позиций, отношений), мотивов поведе ния индивида, определенности ситуации и отношения к ней.
5. Междисциплинарная модель стресса — стресс возникает под влиянием стимулов, которые вызывают тревогу у боль шинства индивидов или отдельных их представителей и при водит к ряду физиологических, психологических и поведенче ских реакций, в ряде случаев патологических, но возможно и приводящих к высшим уровням функционирования и новым возможностям регулирования.
6. Теории конфликтов. Несколько моделей стресса отража ют взаимосвязь поведения субъектов в обществе и состояния напряжения в отношениях, сопровождающих групповые процессы. Основные причины напряжения связаны с необ ходимостью членов общества подчиняться его социальным нормативам. Одна из теорий конфликта полагает, что пред упреждение стресса должно основываться на предоставлении членам общества благоприятных условий для развития и большей степени свободы в выборе жизненных установок и позиций. Теории конфликтов рассматривают также в качестве причин стресса факторы устойчивости социальных отноше ний, распределения экономических благ и услуг в обществе, межличностное взаимодействие во властных структурах. Социальные аспекты лежат в основе и таких теорий стресса, как эволюционная теория социального развития общества, экологическая теория (роль социальных явлений в обществе), теория жизненных изменений (в семье, на работе и т. д.).
Раздал I. Развитие психологического стресса
7. Модель D. Mechanik. Центральным элементом в этой модели является понятие и механизмы адаптации. Адаптация определена автором как способ, которым индивид борется с ситуацией, со своими чувствами, вызванными этой ситуацией, он имеет два проявления: 1) преодоление (coping) — борьба с ситуацией; 2) защита (defense) — борьба с чувствами, вы званными ситуацией. Преодоление, «овладение» ситуацией определяется целенаправленным поведением и способностя ми в принятии индивидами адекватных решений при встрече с жизненными задачами и требованиями.
8. Стресс как поведенческие реакции на социально-психоло гические стимулы. Модель физиологического стресса Н. Selye модифицировал В.P. Dohrenwend. Он рассматривает стресс как состояние организма, в основе которого лежат как адап тивные, так и неадаптивные реакции. Под стрессорными воз действиями он понимает прежде всего социальные по своей природе факторы, такие, например, как экономические или семейные неудачи, то есть объективные события — они на рушают (разрушают) или угрожают подорвать обычную жизнь индивида. Эти события не обязательно негативны и не всегда ведут к объективному кризису.
9. Системная модель стресса отражает понимание про цессов управления (поведения, адаптации и т. п.) на уровне системной саморегуляции и осуществляется путем сопо ставления текущего состояния системы с его относительно стабильными нормативными значениями.
10. Интегративная модель стресса. Центральное место в модели занимает проблема, требующая от человека принятия решения и понятие которой определяется как проявление, воздействие на человека стимулов или условий, требующих от него превышения либо ограничения обычного уровня деятельности. Возникновение проблемы (трудностей с ее решением) сопровождается напряжением функций организ ма — если проблема не решается, напряжение сохраняется или даже нарастает — развивается стресс. Способности человека в решении возникающих перед ним проблем зависят от ряда факторов: 1) ресурсов человека — его общих возможностей по разрешению различных проблем; 2) личного энергетического потенциала, необходимого для решения конкретной пробле-
Г
I
Глава 1 ■ Учение о психологическом стрессе
мы; 3) происхождения проблемы, степени неожиданности ее возникновения; 4) наличия и адекватности психологической и физиологической установки на конкретную проблему; 5) типа выбранного реагирования — защитного или агрессивного. Значение и учет этих факторов определяют выбор стратегии поведения для предотвращения стресса.
|