Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Раздел I. Развитие психологического стресса. Глава 1. Учение о психологическом стрессе




Глава 1. Учение о психологическом стрессе



 


ее положения, сколько раздвигали рамки, подтверждали принципиальную универсальность концепции и определяли перспективы ее развития.

Концепции стресса довольно быстро стали предметом психологических исследований, особенно после выступления Г. Селье перед Американской ассоциацией психологов в 1955 году. Почему эта концепция оказалась так популярна в психо­логическом мире? М. Applay и R. Trumbull [241] утверждают, что это произошло по причине содержательной полноты этой концепции, — она по сути вобрала в себя все то, что определя­ется понятиями «тревога», «конфликт», «эмоциональный дис­тресс», «угроза собственного "Я"», «фрустрация», «напряжен­ное состояние» и т. п. Кроме того, вследствие широкого при­менения этого понятия в биологии, оно открывало реальную возможность установления связи между физиологическими и психологическими явлениями.

Дальнейшее развитие учения о стрессе сопровождалось формированием новых концепций, теорий и моделей, от­ражающих общебиологические, физиологические, психоло­гические взгляды и установки на сущность этого состояния, причины его развития, механизмы регуляции, особенности проявления [455].

Основные этапные теории и модели стресса были подроб­но описаны нами ранее [28,29]:

1. Генетически-конституциональная теория, суть которой
сводится к положению, что способность организма сопро­
тивляться стрессу зависит от предопределенных защитных
стратегий функционирования вне зависимости от текущих
обстоятельств. Исследования в данной области являются
попыткой установить связь между генетическим складом
(генотипом) и некоторыми физическими характеристиками,
которые могут снизить общую индивидуальную способность
сопротивляться стрессу.

2. Модель предрасположенности (diathesis) к стрессу осно­
вана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних
факторов среды. Она допускает взаимное влияние предрас­
полагающих факторов и неожиданных, сильных воздействий
на развитие реакций напряжения.

3. Психодинамическая модель, основанная на положениях


теории Зигмунда Фрейда. В своей теории он описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства: а) сигнали­зирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности; б) травматическая тревога раз­вивается под воздействием бессознательного, внутреннего ис­точника. Наиболее ярким примером причины возникновения данного типа тревоги является сдерживание сексуальных по­буждений и агрессивных инстинктов. Для описания резуль­тирующих симптомов этого состояния Фрейд ввел термин «психопатия повседневной жизни».

4. Модель Н. G. Wolff, согласно которой автор рассматривал
стресс как физиологическую реакцию на социально-психоло­
гические стимулы и установил зависимость этих реакций от
природы аттитюдов (позиций, отношений), мотивов поведе­
ния индивида, определенности ситуации и отношения к ней.

5. Междисциплинарная модель стресса — стресс возникает
под влиянием стимулов, которые вызывают тревогу у боль­
шинства индивидов или отдельных их представителей и при­
водит к ряду физиологических, психологических и поведенче­
ских реакций, в ряде случаев патологических, но возможно и
приводящих к высшим уровням функционирования и новым
возможностям регулирования.

6. Теории конфликтов. Несколько моделей стресса отража­
ют взаимосвязь поведения субъектов в обществе и состояния
напряжения в отношениях, сопровождающих групповые
процессы. Основные причины напряжения связаны с необ­
ходимостью членов общества подчиняться его социальным
нормативам. Одна из теорий конфликта полагает, что пред­
упреждение стресса должно основываться на предоставлении
членам общества благоприятных условий для развития и
большей степени свободы в выборе жизненных установок и
позиций. Теории конфликтов рассматривают также в качестве
причин стресса факторы устойчивости социальных отноше­
ний, распределения экономических благ и услуг в обществе,
межличностное взаимодействие во властных структурах.
Социальные аспекты лежат в основе и таких теорий стресса,
как эволюционная теория социального развития общества,
экологическая теория (роль социальных явлений в обществе),
теория жизненных изменений (в семье, на работе и т. д.).


Раздал I. Развитие психологического стресса

7. Модель D. Mechanik. Центральным элементом в этой
модели является понятие и механизмы адаптации. Адаптация
определена автором как способ, которым индивид борется с
ситуацией, со своими чувствами, вызванными этой ситуацией,
он имеет два проявления: 1) преодоление (coping) — борьба
с ситуацией; 2) защита (defense) — борьба с чувствами, вы­
званными ситуацией. Преодоление, «овладение» ситуацией
определяется целенаправленным поведением и способностя­
ми в принятии индивидами адекватных решений при встрече
с жизненными задачами и требованиями.

8. Стресс как поведенческие реакции на социально-психоло­
гические стимулы.
Модель физиологического стресса Н. Selye
модифицировал В.P. Dohrenwend. Он рассматривает стресс
как состояние организма, в основе которого лежат как адап­
тивные, так и неадаптивные реакции. Под стрессорными воз­
действиями он понимает прежде всего социальные по своей
природе факторы, такие, например, как экономические или
семейные неудачи, то есть объективные события — они на­
рушают (разрушают) или угрожают подорвать обычную жизнь
индивида. Эти события не обязательно негативны и не всегда
ведут к объективному кризису.

9. Системная модель стресса отражает понимание про­
цессов управления (поведения, адаптации и т. п.) на уровне
системной саморегуляции и осуществляется путем сопо­
ставления текущего состояния системы с его относительно
стабильными нормативными значениями.

10. Интегративная модель стресса. Центральное место в
модели занимает проблема, требующая от человека принятия
решения и понятие которой определяется как проявление,
воздействие на человека стимулов или условий, требующих
от него превышения либо ограничения обычного уровня
деятельности. Возникновение проблемы (трудностей с ее
решением) сопровождается напряжением функций организ­
ма — если проблема не решается, напряжение сохраняется или
даже нарастает — развивается стресс. Способности человека
в решении возникающих перед ним проблем зависят от ряда
факторов: 1) ресурсов человека — его общих возможностей по
разрешению различных проблем; 2) личного энергетического
потенциала, необходимого для решения конкретной пробле-


Г

I


 

Глава 1 ■ Учение о психологическом стрессе

мы; 3) происхождения проблемы, степени неожиданности ее возникновения; 4) наличия и адекватности психологической и физиологической установки на конкретную проблему; 5) типа выбранного реагирования — защитного или агрессивного. Значение и учет этих факторов определяют выбор стратегии поведения для предотвращения стресса.



Просмотров 824

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!