Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Причины возникновения психологического стресса и его классификация



Возникновение стресса определяется воздействием на ин­дивида экстремальных факторов, связанных с содержанием, условиями и организацией деятельности. Для развития ин­формационного стресса важным фактором является состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта деятельности, которые обуслов­ливают субъективную, личностную значимость экстремальной ситуации, наличие готовности и возможности к ее преодоле­нию, способность выбора рациональной стратегии поведения в этих условиях и т. д.

J. E. McGrath [395] указывает, что стресс может возникнуть в тех случаях, когда внешняя ситуация воспринимается инди­видом как предъявление требования, угрожающего превысить его способности и ресурсы. При этом он должен ожидать боль­ших различий между затратами на удовлетворение требований и последствиями их удовлетворения или неудовлетворения. Этот подход иллюстрирует сложность стрессового процесса с психологической точки зрения и настоятельную потреб­ность в системном подходе к изучению влияния стресса на индивида.

Экстремальные ситуации делятся на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда «наготове», и на длительные, которые тре­буют адаптационной перестройки функциональных систем



Раздел I. Развитие психологического стресса


Глава 2. Особенности развития психологического стресса


_42


 


человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья [ 106,147 и др.].

При кратковременных сильны* экстремальных воз­действиях ярко проявляются различные симптомы стресса. Кратковременный стресс — бурное расходование «поверх­ностных» адаптационных резервов и наряду с этим начало мо­билизации «глубоких» [308]. Если «поверхностных» резервов недостаточно для ответа на экстремальные требования среды, а темп мобилизации «глубоких» недостаточен для возмещения расходуемых адаптационных резервов, то индивид может погибнуть при совершенно неизрасходованных «глубоких» адаптационных резервах. Длительный стресс характеризуется постепенной мобилизацией и расходованием и «поверхност­ных», и «глубоких» адаптационных резервов [403].

Психологический стресс возникает при выполнении че­ловеком продуктивной деятельности и является своеобразной формой отражения субъектом сложной ситуации, в которой он находится. Эта ситуация в целом или ее отдельные элементы в силу внутренних причин становятся значимыми для человека, что и является самой общей предпосылкой для возникновения у него напряженности. В сложных условиях цель деятель­ности, внешние условия и способы осуществления действий выступают перед субъектом не только в своих объективных свойствах, но и в своем значении или смысле для него. Объ­ективное содержание может не совпадать с тем значением, которое они имеют для данного субъекта. Этим в значительной мере и объясняются факты вариативности поведения разных лиц в одной и той же сложной ситуации. С этой точки зрения психологическая напряженность (стресс) возникает в ситуа­циях, которые должны относиться к значительным событиям в жизни человека, что определяется его мотивами [159]. Пси­хологическая специфика состояний напряженности (стресса), следовательно, зависит не только от внешних воздействий, хотя они и должны быть достаточно сильными для человека, но и от личностного смысла цели деятельности, оценки ситуа­ции, в которой он находится.

Многообразие экстремальных факторов определило потребность в их классификации, варианты которой про­анализированы в работе Т.А. Немчина [163]. Он считает, что


наиболее полной и адекватной современному этапу развития учения о стрессе представляется классификация экстре­мальных факторов, проводимая В.Д. Небылицыным [161], в ней достаточно полно представлены внешние факторы («стрессоры»), которые можно рассматривать как первичные источники напряжения и перенапряжения, а также внутрен­ние личные факторы, которые опосредуют влияние первых и определяют особенности психологического отражения и оценки ситуации.

По определению В.Д. Небылицына, экстремальные раз­дражители представляют собой крайние (предельные) значе­ния тех элементов ситуации, которые создают оптимальный фон для деятельности или во всяком случае не вызывают ощу­щения дискомфорта. Однако оценка (ощущение) того предела, при котором эти элементы при их сдвигах в крайние значения становятся «предельными», является сугубо субъективной, индивидуальной величиной. В зависимости от индивидуаль­ного типа психологической реактивности, характера эмоцио­нально-поведенческого реагирования различных индивидов одно и то же объективно экстремальное воздействие вызывает существенно различные реакции.

В профессиональной деятельности причины возник­новения стресса связаны с экстремальными воздействиями прежде всего факторов рабочего процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и технических особенностей трудовой деятельности. Например, информаци­онный стресс человека-оператора по механизму его развития следует отнести к категории психологического стресса, в осно­ве которого лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности [29,401]. И в этой связи все те жизненные события, которые сопровождаются психической напряженностью (независимо от сферы жизнедеятельности человека), могут быть источником информационного стресса или оказывать влияние на его развитие в операторской дея­тельности.

Следовательно, развитие информационного стресса у человека-оператора связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и с самыми различными событиями в его жизни, с разными сферами его деятельности, общения,


Раздел I. Развитие психологического стресса


Глава 2. Особенности развития психологического стресса


 


Личностный стресс

Финансовый стресс

Межличностный стресс

Внутриличностный стресс

\ /

Внутренние ресурсы
Семейный стресс

Экологический стресс

Рабочий стресс

Общественный стресс

Рис. 1. Области стресса в повседневной жизни

познания окружающего мира. Поэтому определение причин возникновения профессионального стресса необходимо про­водить с учетом особенностей влияния разнообразных жиз­ненных событий человека, которые могут быть источником стресса. Наиболее общей и полной является классификация жизненного стресса, один из вариантов которой (рис. 1) пред­ложил Р.Т. Wong [508].

Во внутреннем квадрате обозначена самая суть нашего существования, которую называют «Я сила», «умственная сила», психическая энергия или внутренние ресурсы. Это то, что позволяет индивиду преодолевать кризисы жизни, что определяет интенсивность сопротивления стрессу. Снижение ресурса способствует повышению уязвимости к разным свя­занным со стрессом расстройствам, таким как тревога, страх, отчаяние, депрессия.

Следующая область — внутриличностный стресс. Боль­шинство наших требований к внешнему миру и его воз-


действия на нас связаны с этим видом стресса. Эта область является как бы центробежной силой, которая оказывает влияние на все сферы нашей жизни. Если мы не находимся в мире с самим с собой, то наше внутреннее смятение, пере­живание проявляется в негативном отношении, воздействиях на внешний мир и нарушает межличностные взаимосвязи. В эту категорию стресса входят такие события, как несбывшиеся ожидания, нереализованные потребности, бессмысленность и бесцельность поступков, болезненные воспоминания, не­адекватность оценки событий и т. п.

Область межличностного стресса взаимодействует с опре­деленными областями жизни. Поскольку каждому человеку приходится постоянно решать разнообразные социальные вопросы в своей деятельности, то взаимодействие с другими лицами и его оценка оказывают существенное влияние на наше восприятие, переживание, отношение к событиям и явлениям внешнего мира. Большинство жизненных проблем являются проблемами отношений между людьми.

Личностный стресс имеет отношение к тому, что делает индивид и что происходит с ним, когда он не выполняет, нару­шает определенные предписанные социальные роли, такие как роль родителя, мужа, служащего и т. п. Он проявляется в связи с такими явлениями как нарушение здоровья, плохие привычки, сексуальные трудности, скука, старение, уход на пенсию.

Семейный стресс включает все трудности по поддержанию семьи и отношений в ней — работа по дому, супружеские про­блемы, конфликты между поколениями, жизнь с молодежью, болезнь и смерть в семье, алкоголизм, развод и т. п.

Рабочий стресс обычно связан с тяжелой рабочей на­грузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью и ролевым конфликтом. Плохое обеспечение безопасности работы, несправедливые оценки труда, нарушение его организации могут стать источником стресса.

Общественный стресс относится к проблемам, которые испытывают, переживают большие группы людей, — напри­мер, экономический спад, бедность, банкротство, расовое напряжение и дискриминация и т. п.

Экологический стресс обусловливается воздействием экс-


Т



Раздел I. Развитие психологического стресса


Глава 2. Особенности развития психологического стресса


51


 


тремальных условий окружающей среды, ожиданием такого воздействия или его последствий — загрязнение воздуха и во­ды, суровые погодные условия, недоброжелательные соседи, толкотня, высокий уровень шума и т. п.

Финансовый стресс не требует разъяснений. Невозмож­ность оплатить счета, необеспечение расходов доходами, за­труднения в получении долга, несоответствие уровня зарплаты результатам работы, возникновение дополнительных финан­сово не обеспеченных расходов — эти и другие обстоятельства могут являться причиной стресса.

Внутриличностный стресс заслуживает детального рас­смотрения не только потому, что на него обращалось недо­статочно внимания, но и в связи с тем, что он может про­ецироваться на различные жизненные события и влиять на особенности отношения к ним и поведение индивида. Разные типы стрессов во временном измерении для наглядности сведены в таблицу 1.

Таблица 1 Типы внутриличностных стрессоров

 

Периоды
Прошлое Настоящее Будущее
События жизни Психические травмы в детстве Неразрешенные конфликты Экзистенциональный кризис Эмоциональная реактивность Интерпретативный стресс Расстройство, разочарование Стресс от ожиданий Страх неопределенности Страх бедности, болезни, старости, смерти

Многие жизненные проблемы имеют корни в прошлом. Обиды и моральные травмы, возникающие в неблагополучной семье, неразрешенные конфликты с родителями и с деть­ми и многие другие проблемы могут преследовать человека многие годы. Стыд и чувство вины «привязывают» человека к его прошлому. Подавленные негативные воспоминания и


I

 


эмоции, иногда искусственно приглушенные алкоголем или жизненными заботами, являются не проходящим источником внутреннего напряжения.

Жизнь в настоящее время также наполнена внутренними стрессорами. Кризис существования (экзистенциональный кризис) беспокоит как в отношении его значимости в жиз­ни, так и значимости самой жизни, тех или иных ее этапов и проявлений. Отрицательная эмоциональность также пред­располагает к дистрессу. Высокий уровень эмоциональной реактивности будет постоянно вызывать расстройства, чувство напряженности, страха, обреченности при возникновении даже незначительных жизненных невзгод. Жизнь может стать невыносимой, когда большая часть ожиданий и все мечты не сбываются. Расстройства и разочарования со временем при­водят к ожесточению.

Внутренние беспокойства и тревоги очень часто усилива­ются предчувствиями чего-то плохого. Тревоги, беспокойства о будущих неудачах, несчастьях (реальных или мнимых, вооб­ражаемых) могут создавать больший стресс, чем фактическая неудача. Страх старости и смерти может заслонить радость бытия, исказить позитивный смысл жизни, заставить вос­принимать жизнь в черных тонах.

Когда человек психически напряжен, а источник этого напряжения — конфликтующий образ неблагоприятного события — становится доминантным в жизнедеятельности, не нужно какого-либо серьезного внешнего воздействия для ощущения беспокойства и стресса. Внутреннее напряжение может создать все виды проблем от постоянных пререканий и ссор до отчаянных действий. Поэтому при анализе жизненного стресса во всех его проявлениях необходимо уделять внимание внутриличностным стрессорам.

В исследованиях психологического стресса, установлении особенностей его развития и последствий для здоровья важно четко различать и оценивать влияние разных экстремаль­ных жизненных событий. Различные концепции измерения стресса можно частично разграничить с использованием двух­мерного пространства (рис. 2, по 225), где ось «X» отражает длительность воздействия, а ось «Y» — его интенсивность (серьезность, опасность). Травмам свойственна относительно


52_


Раздел I. Рая


I) стресса


Глава 2. Особе


»психологического стресса



 


ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ

Сильное

 
Хроническое

Травма

Короткое
ролевое напряжение

-*■ Продолжительное

Неприятности (столкновение)

Слабое

_________________________________________________ I

Рис. 2. Схема последствий воздействия психологических стрессов

короткая длительность воздействия, опасного для здоровья и жизни.

Хроническое ролевое напряжение развивается на про­тяжении длительного времени под влиянием неблагоприят­ных условий, не представляющих непосредственной угрозы для жизни. Некоторые жизненные обстоятельства являются комбинацией хронического стресса (ролевого напряжения) и коротких периодов травм. Эти жизненные события могут быть разной продолжительности, но они отличаются от роле­вого напряжения тем, что имеют четко определенные начало и конец. Неприятности (столкновения, конфликты) — это события с краткой длительностью, обычно незначительные, однако, они могут быть включены в контекст длительного жизненного события или ролевого напряжения, что может увеличить их значение.

Источником травмирующего воздействия могут быть природные и техногенные катастрофы, война и связанные с ней проблемы (например, голод), а также индивидуальные травмы.

Общими характеристиками крупных катастроф являются неожиданность (как правило) их возникновения, непродол­жительность проявления (хотя последствия могут занимать большой отрезок времени), чрезвычайность угрозы для жизни и здоровья конкретного индивида, пережившего катастрофу, и


ее свидетелей, незначительная возможность личного контроля поведения.

Обычно считается, что «жизненные события» — это круп­ные перемены в жизни, серьезно влияющие на состояние и весь жизненный уклад, такие как тяжелая утрата, потеря работы, развод и т. д. В настоящее время принято считать, что любая перемена, позитивная или негативная, требует адап­тационной энергии и тем самым предрасполагает человека к функциональным расстройствам.

В 1978 годуТЛ. Веепги J.S. Newman (цит. по [253]) опреде­лили 37 рабочих или организационных характеристик, кото­рые могут являться стрессорами. Они разделили их на четыре категории: а) профессиональные требования и характеристики решаемых задач; б) ролевые требования или ожидания; в) ор­ганизационные требования или ожидания; г) внешние требо­вания или условия. Несмотря на то, что приведенное авторами перечисление стрессоров не было исчерпывающим, оно было для того времени весьма внушительным, хотя большинство из них, однако, не было исследовано достаточно серьезно. С тех пор в научной литературе появилось довольно много исследо­ваний профессионального стресса: если двадцать пять лет тому назад в указателях журнала Psychological Abstracts встречалось всего около 10 упоминаний «профессионального стресса», то в настоящее время ежегодно по этой проблеме публикуется свыше 350 работ.

В результате возрастающего исследовательского интереса к данной проблеме были выявлены новые стрессоры, но все еще нет четкой и общепризнанной их категоризации. В допол­нение к четырем указанным выше категориям было предложе­но выделить стресс возможности (возможности иметь что-то желаемое), ограничения в достижении и требования достиже­ния чего-то желаемого, когда возможность этого достижения неопределенна. Стрессором может явиться несоответствие между желанием и тем, что работа предоставяет, и между тем, что работа требует от человека и возможностями или ресур­сами человека соответствовать этим требованиям [185, 303]; организационные особенности, профессиональные требова­ния и ролевые характеристики, индивидуальные особенности и ожидания [239, 250]; физические параметры окружающей



54.



Просмотров 1489

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!