Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 1. Учение о психологическом стрессе




 


матико-адреналовые и эндокринные корреляты обнаружива­ются при любой эмоции или эмоциональном напряжении (как позитивном, так и негативном) в периоде психологической адаптации к стресс-воздействию и в фазе психической деза­даптации. Поэтому по перечисленному комплексу реакций дифференцировать эмоцию от эмоционального (психологи­ческого) стресса, а последний от физиологического стресса пока не представляется возможным.

С введением нового термина не исчезла терминологи­ческая путаница. Р. Лазарус [118] отмечает, что отдельные исследователи используют термин «стресс» там, где другие применяют такие психофизиологические понятия, как «кон­фликт», «тревога», «фрустрация», «защитная реакция».

С термином «стресс» связаны и другие понятия, такие, как «напряжение» и т. п.

По утверждению Ч. Д. Спилбергера [204], состояние тре­воги возникает, когда индивид воспринимает определенный раздражитель или ситуацию как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда. Состояние тревоги может варьировать по интенсивности и изменяться во времени как функция уровня стресса, которому подвергается индивид. С данным положением согласуется и понимание автором стресса в виде совокупности внешних воздействий (стресс-факторов), которые воспринимаются личностью как чрезмерные требования и создают угрозу ее самоуважения, самооценке, что вызывает соответствующую эмоциональную реакцию (состояние тревоги) различной интенсивности. Склонность к такого рода эмоциональной реактивности ха­рактеризуется как личностная тревожность.

При описании тревоги как процесса существенным явля­ется не только отчетливое разделение понятий «стресс» и «со­стояние тревоги», но и акцентирование на понятии угрозы как психологической реальности. В свое время Ч. Д. Спилбергер [469] предложил использовать термины «стресс» и «угроза» для обозначения различных аспектов временной последователь­ности событий, проявляющихся в состоянии тревоги. По его мнению, понятие «стресс» должно использоваться для соот­несения с условиями-стимулами, порождающими стрессовую реакцию, с факторами, вызывающими эмоциональные реак-


ции, а также с моторно-поведенческими и физиологическими изменениями.

Анализ литературных данных свидетельствует о том, что понятие «стресс» с момента своего появления претерпело зна­чительные изменения, связанные как с расширением сферы его применения, так, главным образом, и с фундаментальным изучением различных аспектов этой проблемы — причин­ности, регуляции, детерминации, проявления, преодоления стресса. Понятие «стресс» применяется не всегда обоснова­но, иногда им подменяются другие близкие (но не всегда) по смыслу термины — например, довольно часто любое эмоцио­нальное напряжение называют стрессом. Неоднозначность понимания стресса приводит к различиям во взглядах на сущность тех или иных психических явлений, несовпадению трактовок изучаемых феноменов, противоречивости получен­ных данных, отсутствию строгих критериев при их интерпре­тации, использованию неадекватных методических приемов исследования и т. д.

В данной работе психологический стресс рассматривается как функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (угроза, опасность, сложность или вредность условий жизни и деятельности).

В литературе помимо понятия «психологический стресс» часто используются родственные ему, но более частные по­нятия стресса профессионального, рабочего, организацион­ного, информационного, семейного и т. д. Анализ содержания этиопатогенетических процессов развития этих видов стресса, особенностей проявления и последствий позволяет считать их разновидностью психологического стресса. Их связывает то, что все эти виды стресса характеризуются наличием таких признаков, как индивидуально-психологическое своеобразие процессов психического отражения сущности экстремальных ситуаций (независимо от их природы) и личностных особен­ностей по их преодолению, которые выражаются в системе оценочных суждений о характере внешних требований и воз­можностей по их удовлетворению.


22_


Раздел I. Развитие психологического стресса


Глава 1.Учение о психологическом стрессе


 


1.2. История учения о стрессе

Многообразие форм проявлений стресса, причин возникно­вения эффектов его влияния на здоровье и профессиональную деятельность обусловливается тем, что практически любой человек в течение своей жизни неоднократно переживает это состояние. По образному выражению N.H. Rizvi«... стресс вез­десущ; он является оттенком жизни: одним нравится его вкус и они используют его для достижения желаемого результата, другим он не нравится и их организм стремится отреагиро­вать на стресс должным образом» [440, с. 103]. В то же время обширность пространства жизненных явлений и событий, индивидуальных особенностей человека, связанных с прояв­лением стресса, определяют многоплановость этого понятия, а подчас и недостаточную его четкость. Г. Селье сказал, что «стресс, подобно теории относительности, является научной концепцией, которая страдает от смешения в сознании пред­ставлений, отражающих хорошее знание проблемы и недо­статочное ее понимание» [454, с. 127].

Формирование концепции стресса нашло свое отражение в целом ряде его теорий и моделей, существенно различающихся между собой и в то же время в чем-то друг друга дополняющих и развивающих.

Теория стресса впервые предложена Г. Селье в 1936 году, опубликована в 1950 году, а наиболее полное ее представление и развитие нашло отражение в более поздних исследованиях [194-196,454, 455 и др.].

В теории Г. Селье стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на физические, химические и орга­нические факторы. Основное содержание теории может быть обобщено в четырех положениях.

1. Все биологические организмы имеют врожденные ме­
ханизмы поддержания состояния внутреннего баланса или
равновесия функционирования своих систем. Сохранение
внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомео-
стазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно не­
обходимой задачей организма.

2. Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители,
нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на


любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифиче­ским физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.

3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит не­
сколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию
зависит от уровня резистентное™ организма, интенсивности
и длительности воздействия стрессора.

4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных
возможностей по предупреждению и купированию стресса —
их истощение может привести к заболеванию и смерти.

Обобщение результатов исследований позволило Г. Селье обосновать существование трех стадий процесса, названного им общим адаптационным синдромом.

Стадия тревоги возникает при первом появлении стрес­сора. В течение короткого периода снижается уровень рези-стентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и орга­низм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессоров разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.

Стадия резистентности (сопротивления) наступает в слу­чае продолжительного воздействия стрессора и необходимо­сти поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функцио­нальных систем.

Стадия истощения отражает нарушение механизмов регу­ляции защитно-приспособительных механизмов борьбы орга­низма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьша­ются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме.

Г. Селье [194] предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна «по первому требованию» и восполнима за счет другой — «глубо­кой». Последняя мобилизуется путем адаптационной пере-



Просмотров 1088

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!