![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Виды и процессы памяти. Факторы, влияющие на запоминание
Идеи Дж. Брунера Восприятие предполагает акт категоризации. Категоризация осуществляется по ключевым признакам, которыми м.б.: физические хар-ки объектов, смысловые хар-ки объектов, эмоциональное отношение субъекта к объекту. Доступность категории определяется частотой ее встречаемости. Процесс категоризации и использ-я признаков предполагает операцию вывода, т.е. познавательной деятельности. Воспр-е опосредуется рядом факторов: -ценности и потребности, - личные характеристики, - знания и прошлый опыт. Процесс категоризации по Дж.Брунеру, в определенной степени может быть уподоблен процессу решения перцептивной задачи. Стадии процесса восприятия: Первичная категоризация. Ее функция — изоляция объекта в поле восприятия. Результат данной стадии заключается в выделении объекта восприятия как обладающего основными характеристиками — пространственными, временныґми, количественными. По форме эта стадия протекает бессознательно. Поиск признаков. Функция этой стадии — анализ объекта восприятия, поиск существенных признаков. В случае знакомой ситуации эта стадия также проходит бессознательно, если воспринимаемая ситуация мало вероятна или плохо определена, то включается процесс сознательного поиска дополнительных признаков. Результат данной стадии — выделение существенных признаков. Подтверждающая проверка. Ее функция — предварительная категоризация и проверка рабочей гипотезы, ее результат — ограничение круга признаков в соответствии с предварительной гипотезой, избирательная «блокировка» нерелевантных признаков, т.е. тех, которые не соответствуют этой предварительной гипотезе. Завершение проверки. Функция этой стадии — окончание поиска признаков. Ее результатом становится окончательное отнесение выделенных признаков к определенной категории. При этом вероятность привлечения дополнительных признаков становится крайне мала, нерелевантные признаки отвергаются, их опознание становится также маловероятным. Процесс категоризации зависит не только от степени соответствия между свойствами стимуляции и отличительными признаками категории (т.е. сенсорной части процесса). В значительной степени он определяется ситуационными и субъектными характеристиками, которые определяют готовность категорий. Например, если сенсорная основа образа окажется одинаково комплиментарной сразу двум похожим категориям, то перцептивное решение будет соответствовать той из них, у которой готовность окажется выше. Как отмечал Дж.Брунер, перцептивная готовность имеет две функции — минимизировать неожиданности внешней среды и максимизировать успех при восприятии нужных объектов. Идеи Ч.Осгуда. Семантический дифференциал – измеритель смысла. Позволяет оценить когнитивное значение (фиксированное эмоциональное значение) воспринимаемых сигналов. Когнитивные значения индивидуально лабильны. Семантический дифференциал — метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств.Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду биполярных градуированных (трех-, пяти-, семибалльных) оценочных шкал, противоположные полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Эти шкалы отобраны из множества пробных шкал методами факторного анализа. Осгуд обосновывал использование трёх базисных оценочных семибальных шкал:
Независимо от того, кто оценивает и что оценивается, в измерениях выявляется 3 фактора: оценка (хороший плохой), сила (сильный /слабый), активность (активный/пассивный). Эта оценка очень эгоцентрична.
Виды и процессы памяти. Факторы, влияющие на запоминание Существует ряд классификаций видов памяти: 1. Классификация видов памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности или по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору: - двигательная память - - эмоциональная память - - образная память – память, подвиды - зрительная, слуховая, осязательная, вкусовая, обонятельная; - словесно-логическая память Если материал для заучивания не подвергается смысловой обработке, то буквальное его заучивание является не логическим, а механическим запоминанием. 2. Классификация видов памяти по характеру целей деятельности: Произвольная память Непроизвольная память - 3. Классификация видов памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала: Мгновенная (иконическая) память - Ее длительность - 0,1 - 0,5 сек. Кратковременная память - от 20-40 сек до 5-6 мин. Долговременная память Долговременная память бывает двух типов: а) долговременная память с сознательным доступом (человек может по своей воле вспомнить, извлечь из нее нужную информацию); б) долговременная память закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ). Оперативная память Промежуточная память - Генетическая память 1) Запоминание -- мнемический процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Непроизвольное запоминание Произвольное запоминание 2) Воспроизведение-- мнемический процесс, в котором происходит актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения). Виды воспроизведения: 1. непроизвольное воспроизведение, когда прошлое содержание актуализируется без специальной задачи; 2. произвольное воспроизведение, обусловленное реализацией особой задачи. 3) Хранение-- процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. 4) Забывание-- мнемический процесс, который заключается в потере возможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Факторы влияющие на запоминание: 1. фактор «края» - Зейгарник – воспроизведение начинвется с последнего материала; 2. эффект Рубинштейна – серидина материала запоминается хуже всего; 3. эффект Зейгарник – незавершенные задания запоминаются в среднем лучше в два раза, чем завершенные. 4. установка ( запомнить буквально, надолго и пр.) 5. объем материала. 6. осмысленность запоминания. 7. эффект края ( начало и конец ряда запоминается лучше , чем середина) 8. распределение во времени . 9. повторение (Повторение материала без опоры на текст повышает эффективность запоминания) 10. значимость материала для субъекта.
![]() |