![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Проблема развития мотивов. Феномен сдвига мотива на цель
Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью. Мотив деятельности может, сдвигаясь, переходить на предмет (цель) действия. В результате этого действие развертывается в деятельность. Этот момент представляется только важным. Именно этим путем и рождаются новые деятельности, возникают изменения ведущей деятельности, переходы от одной стадии развития к другой.
Проблемы анализа психического у Л.С.Выготского. Анализ по элементам и анализ по единицам Выготский фиксировал возможности осуществления анализа психического по элементам и по единицам. Согласно Выготскому, анализ по элементам не позволяет нам получить полноценные представления об объекте как целом. Наоборот, анализ по единицам, по мнению Выготского, предполагает обращение к психологическим структурам, сообщающим нам информацию о системе как едином и неделимом психологическом целом. Сам Л.С. Выготский в качестве единицы анализа психического последовательно рассматривал сначала значение, а затем ключевые переживания человека.
60. Проблемы психологии характера. Соотношение темперамента и характера. Типологии характера Темперамент – совокупность биологических генетически обусловленных свойств, определяющих динамику психической деятельности, особенности моторного и эмоционального реагирования. Характер –совокупность социально обусловленных личностных свойств, определяющих способы поведения, взаимодействия с окружающим миром и другими людьми. Характер соотносится с темпераментом, так же как личность соотносится с индивидом. В мировой психологической науке существует четыре точки зрения на соотношение между собой этих двух понятий:
Типология Лазурского:
1. альтруизм; 2. знание индуктивное/дедуктивное; 3. красота; 4. религия; 5. общество, государство; 6. внешняя деятельность, инициатива; 7. система, организация; 8. власть, борьба. Классификация по Шпрангеру Шпрангер, основатель “понимающей психологии”, 1882-1953) – предусматривает разграничение 6-ти типов личности или форм понимания, познания жизни: 1. теоретический человек - тип людей, знающий стремящихся объяснению, установлению связей, теоретизированию. 2. экономический человек - тип человека, который ставит в приоритете «полезность» 3. эстетический человек - отличается стремлением к форме, гармонии, красоте. 4. социальный человек – главное для него – общение с людьми 5. политический человек - действует, чтобы детерминировать поступки и мотивы других людей, исходя при этом из истинных духовных ценностей и при этом совсем не обязательно в собственно политическом смысле. 6. религиозный человек - это те, “чья духовная структура постоянно и вся целиком направлена на достижение высшего переживания ценностей”.
этапы: 1 этап 1.мотив (опосредованная потребность) 3. образ результата (по Скиннеру мотивами могут быть требования, обобщение, желание выразить мысль) замысел – обобщенная смысловая схема Происходит выделение темы и ремы 3этап Программирование понимается как два взаимосвязанных процесса: - приписывание единицам смысловой нагрузки (что) - построение функциональной иерархии (как) Основные операции: определение смысловых элементов, выбор соответственных элементов, определение иерархии и последовательности, операции перечисления, операции включения, операции сочленения 4 этап Модель Л. С. Выготского Смысл – субъективен, значение – объективно. ü Мотив ü Оформление мысли ü Внутреннее слово ü Значение внешних слов ü Слова
Модель Лурии Категории сообщения: - коммуникации сообщения - коммуникация отношения Синтагма – смысловая единица анализа (словосочетание) Этапы: 1. Мотив – формирование речевого высказывания 2. Замысел – намерение 3. Внутренняя речь. Замысел на этом этапе преобразуется в семантическую схему, как правило свернут. Модель И. Е. Зимней Этапы: 1. Мотивационно-побуждающий 2. Смыслообразующий и формирующий 3. Реализующий Модель Т. Ахутной: 1. Внутренние смысловые 2. Структурирование 3. Моторный компонент
![]() |