![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Этапы развитие мышления в онтогенезе. Теория Ж. Пиаже
Согласно взглядам Ж. Пиаже, существует два принципа развития интеллекта. Первый − принцип адаптации: интеллект является инструментом адаптации к окружающей среде. Выделяют два механизма этой адаптации: 1) Ассимиляция – новая информация приобретается в соответствии с уже имеющимися схемами. 2) Аккомодация – изменение существующих схем в связи с новой информацией. Второй принцип − это принцип организации. Интеллект усложняется с возрастом, поэтому есть уровни, а самым низшим из них является схема (мысленная репрезентация какого-либо действия). Ж. Пиаже также выделяет два правила развития интеллекта: 1) Внутри стадии изменения линейны и количественны; между стадиями изменения носят качественный характер. 2) Прохождение стадии обязательно и неизменно. В рамках генетической концепции развития интеллекта предполагается, что человек должен пройти 4 стадии развития. Первая стадия − сенсомоторная, она длится первые два года жизни человека. Выделяют следующие подстадии: 1) 0-1 мес. Это этап жестко заданных врожденных рефлексов, реализуются врожденных схемы человека. Новая информация пока не усваивается. 2) 1-4 мес. Действует механизм ассимиляции, появляются новые схемы, происходит координация первых схем: зрительно-моторная, зрительно-слуховая (поворот головы в ответ на звук). Для этого же подэтапа характерны первичные круговые реакции: повторение действия ради действия. 3) 4-8 мес. − этап первого экспериментирования: ребенок применяет к объекту все известные ему действия. Также возникают вторичные круговые реакции – повторение действия ради изменения (было тихо – стало громко). 4) 8-12 мес. Возникает способность к предвосхищению событий. Ребенок уже понимает, что одно события влечет за собой другое. 5) 13-18 мес. В этом возрасте ребенок активно экспериментирует со внешним миром и его объектами. Возникают критические круговые реакции – повторение действия ради результата. Приходит понимание того, что одно действие может служить средством достижения другого. Ребенку становится ясно, какое действие нужно совершить, чтобы достичь результата. 6) 18-24 мес. Это время возникновения практического интеллекта – ребенку уже не нужны эксперименты, чтобы понять, как действует объект. С незнакомыми объектами действует адекватно. Следующая стадия захватывает возраст с двух до семи лет − это дооперациональная стадия. Ж. Пиаже выделяет особенности мышления ребенка этого возраста: 1) Эгоцентризм. Ребенок считает себя центр мира, вселенной. Проиллюстрируем эту особенности примером. Предположим, что ребенка зовут Колей, и у него есть брат Ваня. Если спросить у Коли, есть ли у него брат, то он скажет, что да, есть. Однако если поинтересоваться у Коли, есть и брат у Вани, то ответ будет «нет, у Вани нет брата». Таким образом, ребенок не умеет становится на позицию другого в возрасте 2-7 лет. 2) Реализм − ребенок судит о мире с точки зрения своих знаний. 3) Анимизм (стремление одушевлять все предметы) и антропоморфизм (перенос человеческих отношений на неодушевленные предметы) − на этих особенностях построены все игры ребенка. 4) Артифициализм – вера в то, что все в мире создано искусственным путем. Ж. Пиаже также говорит о дефектах детского мышления в возрасте 2-7 лет: 1) Явление трансдукции (переход от частного к частному). Например, солнце желтое, так как оно круглое. 2) Отсутствие сохранности физических величин. Если перелить воду из одного стакана в другой, то ребенок будет судить об объеме по форме стакана − где отметка воды выше, в том и больше воды. 3) Непонимание метафор, пословиц, поговорок. 4) Неверное соотношение содержания и объема. Предположим, у нас есть 5 роз и 3 гвоздики, и мы спрашиваем у ребенка, чего больше: роз или гвоздик. В этом случае ребенок дает верный ответ: роз больше, чем гвоздик. Однако если спросить у ребенка, чего больше: цветов или роз, то он даст неправильный ответ, заявив, что роз больше, чем цветов. 5) Непонимание логических противоречий. Дети в этом возрасте могут рисовать волны, движущиеся против ветра, или деревья, наклоненные против ветра. 6) Неспособность к серриации (упорядочиванию). Так, например, ребенок не может отсортировать карточки серого цвета различного оттенка от светлого к темному. 7) Неспособность к транзитивности. Третья стадия называется стадией конкретного мышления, и она развертывается в возраст 7-11 лет. На этом этапе умственные операции ребенка носят конкретный характер. Он уже умеет складывать, но не может суммировать 1 + 1, а только 1 матрешку с другой матрешкой. То есть он умеет производить операции с конкретными объектами. Поэтому он загибает пальчики, когда считает. Заключительная стадия − стадия формальных операций. На этом этапе операции носят абстрактный характер. Теперь он может сложить два абстрактных числа 1 и 1, а также производить операции с операциями: (1+3)*2. Ребенок начинает выдвигать гипотезы и следовать им.
![]() |