![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Запоминание оконченных и неоконченных действий. Эксперименты Б.В.Зейгарник
Гипотезы этого исследования были следующими: 1) напряженное состояние возникает тогда, когда человек получает задание для выполнения. 2) когда задание выполнено, напряжение снижается. 3) когда задание не закончено, сохранение напряженности повышает вероятность того, что оно сохранится в памяти. То есть основная гипотеза заключалась в следующем: незавершенные действия будут запоминаться лучше, чем завершенные. Итак, незаконченные действия запоминаются почти в два раза лучше, чем завершенные. Но при изменении цели деятельности лучшее воспроизведение незавершенных действий не наступает. Действенными потребностями оказываются те, которые в проблемной ситуации приводят человека к принятию решения.
Запоминание осмысленного материала. Эксперименты Ф.Бартлетта. Схемы и сценарии Осмысленноезапоминание основано на установлении смысловых связей нового с уже известным материалом и между частями данного материала. Отдельные части анализируются и обобщаются. Ф.Бартлетт создал методики повторной и сериальной репродукции. В первом случае испытуемый воспринимал вербальный или визуальный материал, а затем, через пятнадцатиминутную паузу, воспроизводил то, что запомнилЭкспериментальная процедура напоминала игру «Испорченный телефон»: первому участнику показывали изображение или зачитывали рассказ, а потом он пере сказывал увиденное или услышанное второму, второй — третьему и т.д. Ф.Бартлетт считал, что результаты применения обеих методик вполне сопоставимы, так как разделял мнение о социальном происхождении психики человека (в этом его взгляды также близки Л.С. Выготскому). Методики были призваны сделать видимым процесс «окультуривания» материала при повторяющихся воспоминаниях. Обобщая зафиксированные трансформации, Ф.Бартлетт при шел к выводу, что при повторяющемся воспроизведении материал становится все более стандартным, схематизированным (т.е. под ходящим к тому, что автор обозначил термином «схема»). Другими словами, происходит приведение материала в соответствие с бытующими в культуре «правилами» существования знания. Схема, по Ф.Бартлетту, — это способ организации воспринимаемой информации, который основывается на прошлом опыте как индивидуума, так и культуры в целом. Схемы пронизывают весь опыт человека и организуют обработку информации в совершенно различных сферах. «сценарий» для обозначения наших знаний об ожидаемой последовательности событий в повседневных ситуациях.
Индивид и личность Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens». Индивид обладает определенным набором качеств и характеристик. Понятие «индивид» выражает структуру биологических свойств каждого человека, неделимость и целостность каждого конкретного субъекта. Индивид как целостность — это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но и их интеграции. Индивид — это прежде всего генотипическое образование. Однако индивид тем не менее является не только генотипическим образованием, его формирование продолжается и в онтогенезе, прижизненно. Личность — это субъект социальных отношений. Данный термин обозначает человека как субъекта отношений с миром и или устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих человека как члена того или иного общества или общности. Личность — это динамическая, интегративная, относительно устойчивая система интеллектуальных, социокультурных и морально-волевых качеств человека. Свойства личности формируются прижизненно в результате взаимодействия человека с социальным окружением. Социальные качества личности проявляются в ее деятельности, поступках, отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных характеристиках. Это создает возможность не только познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них. Личностные свойства возникают в процессе взаимодействия с другими людьми. По Леонтьеву, свойства личности формируются на основе свойств индивида, преобразуют их. Уровень индивида — темперамент, задатки, пол. На их основе формируются свойства личности. Характер формируется на основе темпераментных свойств, способности формируются на основе задатков, на основе пола — гендер. Характер — это рисунок поведения прежде всего в социальной среде. Также способности — это трансформировавшиеся задатки. Гендер — это роль в социуме, социально-обусловленная характеристика, связанная с поведением и с отношением к самому себе и другим.
![]() |