![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Виды, параметры и функции эмоциональных процессов
Эмоции– психические процессы, которые протекают в форме переживаний и отражают интенсивность актуальной мотивации, вероятность ее удовлетворения в данной конкретной ситуации. Эмоции – это функция двух переменных: актуальной мотивации и вероятность ее удовлетворения. Эмоции тесно связаны с регуляцией деятельности человека. Эмоциональные состояния отражаются на поведении человека. Виды: 1. Аффект. 2. Эмоции. 3. Чувства – более устойчивые психические состояния, имеют четко выраженный характер, не могут быть безотносительны. 4. Настроение – самое длительное психологическое состояние, окрашивающее все поведение человека. Может повышать или понижать жизнедеятельность человека. 5. Страсть – сильное, устойчивое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека. Приводит к сосредоточению на предмете страсти всех сил и устремлений. Основной признак – действенность, слияние волевых и эмоциональных устремлений. Параметры эмоций: 1.Модальность- мпецифические классы эмоций, связанные с особыми субъективными переживаниями и характерными паттернами реагирования. 2.Знак- Положительный/отрицательный, определяется возможностью удовлетворения/неудовлетворения потребностей в конкретных ситуациях. 3.Интенсивность- Положительный/отрицательный, определяется возможностью удовлетворения/неудовлетворения потребностей в конкретных ситуациях. 4.Длительность- Время эмоциональных реакций / переживаний 5.Осознаваемость- Осознаваемость причин и последствий переживаний 6.Контролируемость- Возможность управлять эмоциями проявления. 7.Структурный состав- Число и характер компонентов, включенные в конкретные эмоциональные реакции.
Функции эмоций: 1. Регуляторная; 2. Отражательная – состоит в обобщенной оценке события, определяет полезность или вредность фактов и формируется в процессе общения с другими людьми и личным опытом. 3. Сигнальная (ориентировочная) – отслеживание своего поведения, деятельности. 4. Побудительная (стимулирующая); 5. Подкрепляющая; 6. Переключательная – ситуация конкуренции мотивов. 7. Приспособительная – помогает организму эффективно приспособится к окружающему миру; 8. Коммуникативная – воздействие на окружающих и взаимодействие.
Внимание как предвосхищение. Эксперименты У.Найссера У воспринимающего в голове имеется конечный, сконструированный им продукт, что мы видим какие-то внутренние представления, а не реальные предметы. Конструируя предвосхищающую схему, воспринимающий осуществляет некий акт, включающий как информацию от среды, так и его собственные когнитивные механизмы. Он сам изменяется в результате получения новой информации. Таким образом, акт внимания для Найссера — это акт активного выбора, а не пассивного отбора. Найссер считает, что акт внимания определяется предвосхищающими познавательными схемами, которые делают субъект готовым к восприятию информации определенного рода. Свою точку зрения Найссер обосновал в 1979 г. серией экспериментов на «избирательное смотрение». Испытуемых просили нажимать на кнопку после каждого паса мяча в релевантной видеозаписиТот факт, что испытуемые неполностью «замыкались» в выбранной последовательности движений, но были способны также воспринимать некоторые фрагменты нерелевантного сообщения (вспышка в углу экрана), по мнению Найссера, был обусловлен не «анализом до фильтра», а «деятельностью за пределами основного потока обработки информации». Под руководством Найссера был проведен ряд впечатляющих опытов по обучению одновременному выполнению сложных действий, например, чтению про себя и письму под диктовку. После шести недель тренировок его испытуемые восстанавливали обычную для себя скорость чтения и письма. Однако очевидно, что некоторые ограничения все-таки неизбежны. По мнению Найссера, распределение внимания невозможно в том случае, если: 1) в действии должен участвовать один орган (рисовать и бросать мяч), 2) нужна одна и та же схема (рассматривать две картины одновременно), 3) сигналы для одной задачи маскируют сигналы для другой задачи (или — или, например, нельзя видеть одновременно два двузначных изображения).
![]() |