Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Механизмы забывания в концепции З.Фрейда



По З. Фрейду, в основе забывания лежит мотив отрицания неприятных впечатлений, стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать тягостные переживания; этот механизм вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражениях.

В работе «Психопатология обыденной жизни» З. Фрейд подвергнул анализу бессчетные примеры забывания имен, иностранных слов, словосочетаний. На базе анализа ему удалось установить, что одним из устройств забывания является нарушение хода мысли силою внутреннего протеста, исходящего из чего-то вытесненного. Воспоминания из детства забываются в юношеском возрасте.

Исследование сновидений и невротических болезней показало, что в памяти человека может всплывать то, что числилось издавна забытым. Потому, стремясь отдать психоаналитическую разгадку забывания как такового, З. Фрейд обратился к анализу забывания того, что знаешь (забывание воспоминаний и переживаний) и неисполнения чего-то (забывание целей). анализ этого парадокса привел к выдвижению им последующих положений:

- почти все забывается по причинам, лежащим в нем самом;

- забывание чего-нибудь никогда не бывает случайным и тд.

 

Мышление и речь. Соотношение мышления и речи в процессе развития. Взгляды Л.С.Выготского и Ж.Пиаже

Речь - сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Мышление - психологический процесс опосредованного обобщения отражения существенных признаков, явлений и отношений объективного мира.

Специфика речи:

1. способствует развитию других психических процессов;

2. сквозной процесс только у человека для осознанной психики;

3. не интерперсональный, а межиндивидуальный характер;

4. это не просто процесс, это деятельность.

Функции речи: анализирующая, планирующая, интеллектуальная, коммуникативная, регулирующая.

Характеристики речи: фонетическая, лексическая, грамматическая, синтаксическая.

Свойства речи: содержательность, понятийность, выразительность, воздейственность.

Классификация речи (по Выготскому)

Эгоцентрическая.

Внутренняя речь.

Внешняя речь.

Письменная речь.

Взаимосвязь речи и мышления

Развитие идет от социального к индивидуальному (сначала идет сотрудничество со взрослыми, потом индивидуальные функции). Доминирующие функции: ранний возраст - воспроизведение в центре сознания, дошкольный - память, школьный - мышление. Центральное звено в культурном развитии - речь. Речь и мышление - единство развития.

Отношение между речью и мышлением в филогенезе:

1. Генетические корни мышления и речи различны;

2. Развитие мышления и речи идет по различным линиям и независимо друг от друга;

3. Отношение между мышлением и речью не является сколько-нибудь постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития.

Пиаже

Одна из теорий развития мышления ребенка (Ж.Пиаже) получила название "операциональной". Операция представляет собой "внутреннее действие, продукт преобразования ("интериоризации") внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная операция.

В развитии операционального интеллекта у детей Ж.Пиаже выделил следующие четыре стадии.

1. Стадия сенсомоторного интеллекта, охватывающая период жизни ребенка от рождения до 2-х лет.

2. Стадия дооперационального мышления, включающая развитие мышления детей возрасте от 2 до 7 лет.

3. Стадия конкретных операций с предметами. Она характерна для детей в возрасте от 7-8 до 11-12 лет.

4. Стадия формальных операций. Ее в своем развитии достигают дети в среднем возрасте: от 11-12 до 14-15 лет..

Принципиальной для восприятия теории Пиаже является схема:

· Внеречевое аутистическое мышление

· Эгоцентрическая речь и эгоцентрическое мышление

· Социализированная речь и логическое мышление

Эгоцентрическая мысль является промежуточным звеном между аутентической и социализированный мыслями. По своей структуре она остается аутентической, но ее интересы уже не направлены не на удовлетворение органических потребностей или потребностей игры, как при чистом аутизме, а обращены также на умственное приспособление как у взрослого

 



Просмотров 1701

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!