Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Поведение человека в экстремальных условиях деятельности является проявлением и результатом психологической готов­ности к деятельности.

Что же такое психологическая готовность? М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович [34] выделяют заблаговременную, общую, или длительную, готовность и временную, ситуативную (состоя­ние готовности). Первая представляет собой ранее приобретен­ные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности.

На основе ее возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности. Временное состояние готовности — это актуализация, приспособление всех сил, созда­ние психологических возможностей для успешных действий в данный момент.

Ситуативная готовность — это динамичное целостное состоя­ние личности, внутренняя настроенность на определенное пове­дение, мобилизованность всех сил на активные и целесообраз­ные действия.

Будучи целостными образованиями, общая и ситуативная психологическая готовность включает следующие компоненты: а) мотивационные (потребность успешно выполнить поставлен­ную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успе­ха и показать себя с лучшей стороны); б) познавательные (по­нимание обязанностей, задачи, оценку ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки); в) эмоциональные (чувство ответственности, уве­ренность в успехе, воодушевление); г) волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).

Авторы подробно рассматривают пути создания общей и си­туативной готовности.

Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации о случившемся, нали­чия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации,, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает,, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибоч­ным действиям, является именно неполнота информации. Нуж­на предварительная и достаточно высокая психологическая готовность, которая позволила бы компенсировать недостаток информации. Для этого необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать преж­ний опыт для успешных действий в условиях неполной инфор­мации, формирующие способность переключения с одной уста­новки на другую и способность к прогнозированию и предвосхи­щению. В ходе таких тренировок необходимо увеличить объем и распределяемость внимания и подготовить человека к тому,, чтобы в аварийной ситуации он воспринимал не все элементы производственной ситуации, а только необходимые.

Предупредить скованность, связанную с переоценкой возник­шего усложнения, помогает планирование своих действий: вооб­ражаемое их «проигрывание», предварительная обработка воз­можных вариантов действий при возникновении тех или иных положений в работе ©плоть до аварийных.

У каждого человека есть свой «набор» приемов выхода из трудных ситуаций. Но самоуправление всегда предполагает умение вводить в поле сознания нужные в данный момент мыс­ли, представления, впечатления и блокировать или ограничи­вать с их помощью отрицательные воздействия и переживания. Возможности самоуправления увеличиваются, если специалист внутренне и внешне активен в критической ситуации. В этом случае у него повышается способность владеть собой, преодоле­вать напряженность, более правильно использовать свои зна­ния, умения и навыки.

Способами самомобилизации и регуляции своего поведения, по мнению многих психологов [34], являются: самоубеждение, самоприказ, самоободрение (например, сохранить стойкость и готовность к действию некоторым специалистам помогало чув­ство личной удачливости, основанное на предшествующем опыте успешного преодоления сложных препятствий), самоанализ (снять эмоциональную напряженность помогает анализ вызвав­ших ее причин), отвлечение сознания с помощью «умственного действия» (концентрация внимания не на исходе дела, а на тех­нике решения задачи, тактических приемах); наконец, устранение внешних признаков эмоциональной напряжен­ности.

Многие авторы уделяют внимание аутогенной тренировке, фармакологическим средствам поддержания психологической готовности в экстремальных условиях деятельности [52].

Как видим, приемы формирования психологической готов­ности имеют много общего с приемами волевой подготовки. И не случайно: создание состояния готовности к деятельности прямо зависит от уровня развития волевых свойств и способности к управлению ими. Обобщение методов и приемов создания и поддержания психологической готовности и их уточнение применительно к конкретной деятельности представляют собой пока еще слабо используемый резерв повышения надежности трудовой деятельности в экстремальных условиях.



Просмотров 1036

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!