![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Выделение психологического содержания в профессиональных задачах диспетчера УВД
Высокое качество деятельности диспетчера УВД определяется адекватностью его действий изменениям профессиональной среды. Профессиональная среда диспетчера включает в себя природные элементы (высота облачности, ветер, осадки и другие метеоявления, состояние взлетно-посадочной полосы (ВПП) и т. д.), технические элементы (управляемые объекты — воздушные суда; радиотехнические средства, наземное оборудование аэропорта и т. д.) и социальные элементы (экипажи воздушных судов, диспетчеры других пунктов, работники служб, пассажиры). Взаимодействие диспетчера как субъекта труда и его профсреды может нарушаться в аилу различных непредвиденных изменений в любом из элементов, например в результате отказа одного из радиотехнических устройств, неблагоприятных погодных условий, неправильных действий экипажа и т. д. Оптимальные условия предполагают постепенные, предсказуемые изменения воздушной обстановки, стабильные характеристики профессиональной среды. На данном этапе анализа психологического содержания профессиональных задач диспетчера мы ограничиваемся оптимальным режимом, в котором деятельность диспетчера УВД рассматривается нами на определенном уровне обобщения, соответствующем технологическому описанию профессиональных задач, без учета конкретных ситуаций и индивидуальных способов деятельности. В связи с этим нами была сделана попытка раскрыть психологическое содержание основных задач, которые диспетчеры обязаны выполнять в соответствии с различными инструкциями, регламентирующими их деятельность на всех этапах управления воздушным движением (таблица). Можно разделить психологические задачи, решаемые диспетчером УВД, на три большие группы: А) задачи, связанные с приемом информации;
Б) задачи, связанные с процессом сохранения и переработки информации; В) задачи, связанные с передачей переработанной информации. А. Задачи, связанные с приемом информации 1.Сенсорные задачи в чистом виде перед диспетчером УВД возникают очень редко. Даже такие, на первый взгляд, чисто сенсорные задачи, как задача различить цвета сигнальных лампочек или градации яркости светящихся точек на экране локатора, включены в акт опознания целостных объектов, неразрывно связанных с конкретной ситуацией. Поэтому в данном случае правильнее говорить о сенсорно-перцептивных задачах. 2. Перцептивные задачи — это задачи восприятия с помощью анализаторов целостных предметов и явлений трудового процесса в совокупности их отдельных свойств и пространственно-временных характеристик. Возрастающее значение этих задач в трудовом процессе — одна из отличительных особенностей современного автоматизированного производства и характерной для него операторской деятельности. Перцептивные задачи в деятельности диспетчера УВД связаны как со зрительным, так и со слуховым анализатором. Задача восприятия как непосредственной (инструктаж), тал и опосредованной техническими устройствами (радиотелефон, внутренняя телефонная связь) речи возникает перед диспетчером непрерывно. Для этой задачи характерны: а) специальный служебный язык, знание которого является обязательным условием правильного приема и декодирования речевой информации; б) хорошая техническая оснащенность, почти исключающая помехи и искажения речи, воспринимаемой диспетчером. Зрительная информация поступает к диспетчеру УВД в образно-схематической <и цифровой форме. Изображения на экране обзорного локатора и на табло метеоданных требуют декодирования, однако обладают достаточным размером, четкостью, контрастностью и не предъявляют повышенных требований к зрительному анализатору человека. Своеобразной перцептивной задачей диспетчера УВД является необходимость зрительно-пространственной оценки расстояния между воздушными судами на обзорном локаторе. Это глазомерная задача, требующая соответствующих навыков. 3. С перцептивными задачами органически связаны аттенционные. С помощью внимания организуется целенаправленное восприятие информации. К аттенционным задачам диспетчера УВД относятся: а) задачи сохранения устойчивого внимания на управляемых объектах, б) необходимость своевременно переключать внимание с одного объекта на другой с «оптимальной скоростью в необходимой последовательности, в) распределение внимания на ряде существенных элементов рабочей ситуации. Б. Задачи, связанные с сохранением и переработкой информации 1. Мнемические задачи предъявляют требования к функционированию двух видов памяти: долговременной и оперативной. Оперативная память используется для сохранения вновь воспринятой .информации в течение относительно короткого времени или для того, чтобы вызвать в сознании некоторую часть информации, хранящуюся в долговременной памяти. Информация о параметрах движения воздушных судов сохраняется в оперативной памяти, информация о параметрах взлетно-посадочной полосы, зоны аэропорта, служебный язык, должностные инструкции, алгоритмы' решения типичных задач и т. п. сохраняются в долговременной памяти диспетчера. Мнемические задачи включают в себя: а) запоминание; б) сохранение; в) точное и своевременное воспроизведение; г) забывание информации потерявшей свою актуальность. 2. Имажинитивные задачи занимают, на наш взгляд особое место в деятельности диспетчера УВД. На основании разнородной информации диспетчер строит сложный, пространственно-временной, динамический образ воздушной обстановки, руководствуясь которым принимает все решения. Имажиннтивиые задачи включают: а) создание адекватного представления на основе полученной закодированной информации, б) соединение этих представлений в единый сложный образ (концептуальную модель), в) оперирование этими представлениями, их перестройку, позволяющую предвидеть изменения воздушной обстановки. 3. Мыслительные задачи. При работе диспетчера УВД в оптимальном режиме эти задачи оказываются менее сложными, чем в режиме экстремальном. Однако и в оптимальных условиях работы эти задачи многочисленны и разнообразны. Диспетчеру нужно: а) выявить взаимосвязи .между элементами производственной ситуации (например, несколькими управляемыми объектами, погодными условиями, имеющимися ограничениями и запретами); б) оценить воздушную обстановку; в) выбрать один из известных алгоритмов, более адекватный воздушной обстановке; г) прогнозировать изменения воздушной обстановки «а основе знания закономерностей ее динамики; д) установить причину возникших 'рассогласований -между прогнозируемой и фактической ситуациями (диагноз); е) принять правильное решение в неожиданной, новой -ситуации, найти средства для реализации этого решения и определить необходимую последовательность действий. В. Задачи, связанные с передачей информации диспетчером УВД Это задачи перцептивно-моторные и рече-моторные. Перцептивно-моторные действия осуществляются диспетчером при наборе номера самолета на табло-эшелонаторе, при включении радиопереговорных устройств, при подстройке аппаратуры (регулировка изображения). Речемоторные задачи (речевая передача сообщений по внутреннему телефону громкоговорящей 'связи, радиотелефону) тесно связаны с задачами коммуникативными (адекватный тон общения, форма общения и пр.). Требования, предъявляемые этими задачами, относятся не столько к внешним характеристикам речи (тембр, дикция, громкость), сколько к содержательной ее стороне (ясность высказываний, лаконичность, четкость формулировок).
![]() |