Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Выделение психологического содержания в профессиональных задачах диспетчера УВД



Высокое качество деятельности диспетчера УВД определяется адекват­ностью его действий изменениям профессиональной среды. Профессиональная среда диспетчера включает в себя природные элементы (высота облачности, ветер, осадки и другие метеоявления, состояние взлетно-посадочной полосы (ВПП) и т. д.), технические элементы (управляемые объекты — воздушные суда; радиотехнические средства, наземное оборудование аэропорта и т. д.) и социальные элементы (экипажи воздушных судов, диспетчеры других пунк­тов, работники служб, пассажиры). Взаимодействие диспетчера как субъекта труда и его профсреды может нарушаться в аилу различных непредвиденных изменений в любом из элементов, например в результате отказа одного из радиотехнических устройств, неблагоприятных погодных условий, неправиль­ных действий экипажа и т. д. Оптимальные условия предполагают посте­пенные, предсказуемые изменения воздушной обстановки, стабильные харак­теристики профессиональной среды.

На данном этапе анализа психологического содержания профессиональ­ных задач диспетчера мы ограничиваемся оптимальным режимом, в котором деятельность диспетчера УВД рассматривается нами на определенном уровне обобщения, соответствующем технологическому описанию профессиональных задач, без учета конкретных ситуаций и индивидуальных способов деятель­ности. В связи с этим нами была сделана попытка раскрыть психологическое содержание основных задач, которые диспетчеры обязаны выполнять в соот­ветствии с различными инструкциями, регламентирующими их деятельность на всех этапах управления воздушным движением (таблица).

Можно разделить психологические задачи, решаемые диспетчером УВД, на три большие группы: А) задачи, связанные с приемом информации;

 

Этап деятельности Профессиональные задачи Психологическое содержание задач
I. Подготовка к де­журству 1. Знать фактиче­скую и прогнозируе­мую погоду в районе аэродрома я в районе запасных аэродромов 2. Знать все ограни­чения и запреты на полеты в районе аэро­дрома 3. Знать о наличии особых рейсов 4. Знать имеющиеся распоряжения и указа­ния по управлению дви­жением воздушных судов (схемы полетов, сведения о занятости отдельных эшелонов « т. д.) 1. Принять информа­цию, поступающую в словесной и цифровой форме в основном по слуховому каналу (ин­структаж) и по зри­тельному (табло метеоданных) 2. Осмыслить, логи­чески переработать (со­поставить, классифици­ровать) полученную информацию 3. Закрепить в логи­ческой и образной па­мяти информацию, не­обходимую для решения задач УВД 4. Создать установку на мгновенное выборочное воспроизведение не­обходимой порции информации
II. Прием дежурства на рабочем месте 1. Проверить работу всего комплекса радиотехобеспечения ра­бочего места 2. Настроить (под свои зрительные и слу­ховые анализаторы) изображение, яр­кость, фокусировку, усиление радиосигнала 3. Уточнить \у смен­ного диспетчера курс взлета и курс посадки, фактическую погоду, наличие и характер ограничений и запре­тов, воздушную обста­новку (количество, типы, номера, местона­хождение воздушных судов, их высоту и на­правление), нижний безопасный эшелон, зоны ожидания, план полетов 1. Принять информа­цию, поступающую от радиотехнического комплекса 2. Сопоставить эту информацию с пред­ставлениями о нормаль­ной работе аппаратуры и характеристиках сиг­налов 3. При настройке поль­зоваться знаниями о причинно-следствен­ных связях между ха­рактеристиками сигна­лов и органами управ­ления 4. Владеть навыками манипулирования орга­нами управления радио­техническим комплексом 5. Принять словесную информацию о воздуш­ной обстановке и дру­гих компонентах произ­водственной ситуации 6. Осмыслить, логи­чески переработать по­лученную информацию(сопоставить, классифи­цировать) 7. Закрепить в образ­ной и логической памя­ти необходимую инфор­мацию 8. Сконструировать в воображении образ воздушной обстанов­ки — целостный, дина­мический, цространственно-временной
III. Управление воз­душным движением су­дов при взлете. IV. Управление воз­душным движением су­дов при посадке 1. Получить информацию аэродромного диспетчерского пункта по каждому взлетаю­щему воздушному суд­ну (ВС) 2. Сообщить диспет­черу пункта посадки условия входа воздуш­ного судна в зону 3. Установить радио-связь с взлетающим воздушным судном. Передать экипажу условия выхода из района аэропорта 4. Контролировать продвижение ВС по установленной схеме полета 5. Обеспечить про­дольное, баковое и вертикальное эшелони­рование воздушных су­дов в своей зоне 6. Передать ВС дис­петчеру районного диспетчерского пункта (РДП), радиосвязи — место воздушного суд­на (выход из зоны) 1. Принять от дис­петчера РДП информа­цию о воздушном судне, входящем в район аэродрома 2. Передать диспет­черу РДП условия входа ВС в район подхода 3. Идентифицировать воздушное судно с по­мощью радиолокатора и УКВ-пеленгатара 4. Установить радио­связь с ВС, входящим в зону 5. Управлять движе­нием воздушного суд­на 6. Согласовать с дис­петчером посадки ус­ловия входа ВС в зону посадки 7. Дать указания на связь с диспетчером по­садки и путем прослу­шивания убедиться, что диспетчер круга привял управление воздушным судном 1. Опознать и иден­тифицировать сигналы на экране радиолокато­ра 2. Принимать инфор­мацию в речевой фор­ме, часто закодирован­ную. Декодировать ее 3. Сопоставлять поло­жение объекта «а экра­не со слуховой инфор­мацией, полученной от экипажа ВС 4. Устойчиво сохра­нять внимание на зри­тельных и слуховых си пиалах 5. Своевременно пере­ключать внимание на те или иные элементы про­изводственной ситуа­ции. 6. Распределять вни­мание между различны­ми источниками инфор­мации 7. Запоминать необ­ходимую информацию о воздушных судах и сохранять ее до вы­хода воздушного судна из зоны 8. Избирательно вспо­минать данные, необхо­димые для решения той или иной задачи 9. Забывать (выбра­сывать из памяти) дан­ные о ВС, вышедших из зоны или совершив­ших посадку 10. Строить простран­ственный образ воздуш­ной обстановки (с опо­рой на слуховое и зри­тельное восприятие) и перестраивать про­странственный образ воздушной ситуации по мере изменения обста­новки 11. Прогяозировать изменения ситуации (ее пространственно - вре­менного образа) 12. Осуществлять по­следовательность ум­ственных действий для реализации готового алгоритма (сравнивать данные о ВС, оценивать их положение с точки зрения безопасности движения) 13. Принимать реше­ние при возникновении непредвиденной ситуа­ции: — оценивать воздуш­ную обстановку, — выбирать средства для ее изменения., — определять необхо­димую последова­тельность действий для реализации ре­шения
На всех этапах   1. Вести радиопереоворы, лаконично, чет­ко передавая команды и сообщения, сохраняя спокойный тон в любой ситуации 2. Сохранять собран­ность в непредвиденных ситуациях 3. Проявлять самообладение в конфликтных ситуациях 4. Длительно вести интенсивную работу по управлению воздушным движением, не ухудшая качества и не снижая темпа

Б) задачи, связанные с процессом сохранения и переработки информации; В) задачи, связанные с передачей переработанной информации.

А. Задачи, связанные с приемом информации

1.Сенсорные задачи в чистом виде перед диспетчером УВД возникают очень редко. Даже такие, на первый взгляд, чисто сенсорные задачи, как задача различить цвета сигнальных лампочек или градации яркости светя­щихся точек на экране локатора, включены в акт опознания целостных объ­ектов, неразрывно связанных с конкретной ситуацией. Поэтому в данном случае правильнее говорить о сенсорно-перцептивных задачах.

2. Перцептивные задачи — это задачи восприятия с помощью анализато­ров целостных предметов и явлений трудового процесса в совокупности их отдельных свойств и пространственно-временных характеристик. Возрастаю­щее значение этих задач в трудовом процессе — одна из отличительных особенностей современного автоматизированного производства и характерной для него операторской деятельности.

Перцептивные задачи в деятельности диспетчера УВД связаны как со зрительным, так и со слуховым анализатором. Задача восприятия как непосредственной (инструктаж), тал и опосредованной техническими устрой­ствами (радиотелефон, внутренняя телефонная связь) речи возникает перед диспетчером непрерывно. Для этой задачи характерны: а) специальный слу­жебный язык, знание которого является обязательным условием правильного приема и декодирования речевой информации; б) хорошая техническая осна­щенность, почти исключающая помехи и искажения речи, воспринимаемой диспетчером.

Зрительная информация поступает к диспетчеру УВД в образно-схема­тической <и цифровой форме. Изображения на экране обзорного локатора и на табло метеоданных требуют декодирования, однако обладают достаточ­ным размером, четкостью, контрастностью и не предъявляют повышенных требований к зрительному анализатору человека.

Своеобразной перцептивной задачей диспетчера УВД является необхо­димость зрительно-пространственной оценки расстояния между воздушными судами на обзорном локаторе. Это глазомерная задача, требующая соот­ветствующих навыков.

3. С перцептивными задачами органически связаны аттенционные. С помощью внимания организуется целенаправленное восприятие информа­ции. К аттенционным задачам диспетчера УВД относятся: а) задачи сохра­нения устойчивого внимания на управляемых объектах, б) необходимость своевременно переключать внимание с одного объекта на другой с «опти­мальной скоростью в необходимой последовательности, в) распределение внимания на ряде существенных элементов рабочей ситуации.

Б. Задачи, связанные с сохранением и переработкой информации

1. Мнемические задачи предъявляют требования к функционированию двух видов памяти: долговременной и оперативной. Оперативная память используется для сохранения вновь воспринятой .информации в течение относительно короткого времени или для того, чтобы вызвать в сознании некоторую часть информации, хранящуюся в долговременной памяти.

Информация о параметрах движения воздушных судов сохраняется в оперативной памяти, информация о параметрах взлетно-посадочной полосы, зоны аэропорта, служебный язык, должностные инструкции, алгоритмы' решения типичных задач и т. п. сохраняются в долговременной памяти диспетчера.

Мнемические задачи включают в себя: а) запоминание; б) сохранение; в) точное и своевременное воспроизведение; г) забывание информации потерявшей свою актуальность.

2. Имажинитивные задачи занимают, на наш взгляд особое место в деятельности диспетчера УВД. На основании разнородной информации диспетчер строит сложный, пространственно-временной, динамический образ воздушной обстановки, руководствуясь которым принимает все решения. Имажиннтивиые задачи включают: а) создание адекватного представления на основе полученной закодированной информации, б) соединение этих представлений в единый сложный образ (концептуальную модель), в) опери­рование этими представлениями, их перестройку, позволяющую предвидеть изменения воздушной обстановки.

3. Мыслительные задачи. При работе диспетчера УВД в оптимальном режиме эти задачи оказываются менее сложными, чем в режиме экстремаль­ном. Однако и в оптимальных условиях работы эти задачи многочисленны и разнообразны. Диспетчеру нужно: а) выявить взаимосвязи .между элемен­тами производственной ситуации (например, несколькими управляемыми объектами, погодными условиями, имеющимися ограничениями и запретами); б) оценить воздушную обстановку; в) выбрать один из известных алгорит­мов, более адекватный воздушной обстановке; г) прогнозировать изменения воздушной обстановки «а основе знания закономерностей ее динамики; д) установить причину возникших 'рассогласований -между прогнозируемой и фактической ситуациями (диагноз); е) принять правильное решение в неожиданной, новой -ситуации, найти средства для реализации этого реше­ния и определить необходимую последовательность действий.

В. Задачи, связанные с передачей информации диспетчером УВД

Это задачи перцептивно-моторные и рече-моторные. Перцептивно-мотор­ные действия осуществляются диспетчером при наборе номера самолета на табло-эшелонаторе, при включении радиопереговорных устройств, при подстройке аппаратуры (регулировка изображения).

Речемоторные задачи (речевая передача сообщений по внутреннему телефону громкоговорящей 'связи, радиотелефону) тесно связаны с задачами коммуникативными (адекватный тон общения, форма общения и пр.). Тре­бования, предъявляемые этими задачами, относятся не столько к внешним характеристикам речи (тембр, дикция, громкость), сколько к содержательной ее стороне (ясность высказываний, лаконичность, четкость формулировок).



Просмотров 1070

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!