Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Инженерная психология как самостоятельная психологиче­ская научная дисциплина существует уже более 30 лет. За этот период углубленное изучение человека как звена сложных технических систем, прогрессирующее накопление эмпирическо­го материала, успехи в разработке аналитических методов научного познания привели к разветвлению, дифференциации инженерной психологии, к возникновению специальных обла­стей исследования. В каждой из этих областей углубленно изу­чается какой-либо один аспект деятельности человека-операто­ра и условий ее протекания. На этом пути инженерная психо­логия накопила массу данных, характеризующих зависимость отдельных характеристик человека от условий протекания его трудовой деятельности. Но при этом, как правило, характери­стики рассматривались независимо друг от друга.

До определенного момента, пока в качестве основных перед инженерной психологией ставились задачи тактические, связан­ные с совершенствованием отдельных видов оборудования в целях повышения эффективности выполнения отдельных опе­раций человеком-оператором, такое положение дел удовлетво­ряло разработчиков систем, а наличие значительного числа справочных руководств и рекомендаций создавало видимость благополучия. Этот период развития инженерной психологии обычно определяют как период коррективной инженерной пси­хологии.

Однако в последние годы в инженерной психологии наме­тились существенные перемены. Наряду с прогрессирующей дифференциацией первостепенное значение стало придаваться и противоположной тенденции — интеграции инженерно-психо­логического знания. Стремление к интеграции было обуслов­лено одновременным воздействием нескольких факторов.

Во-первых, интенсивное внедрение и эксплуатация автома­тизированных систем управления (АСУ) поставили перед инженерной психологией новые задачи, которые были направ­лены в первую очередь на исследование и оптимизацию целост­ной деятельности человека и лишь в меньшей степени — на оптимизацию отдельных операций и действий. Постановка этих задач актуализировала ряд вопросов, ответы на которые было трудно, а иногда и вообще невозможно, найти при опоре на уже сложившиеся методы и формы инженерно-психологического знания. Стала очевидной необходимость выхода за пре­делы прежней области исследования и обращения к познава­тельным средствам и методам, сложившимся и отточенным в других областях знания.

Во-вторых, интеграция инженерно-психологических знаний оказалась необходимой и в связи с наметившимся изменением в стратегии проектирования систем «человек — машина» (СЧМ), или эргатических систем (ЭС). Если до недавнего времени в процессе проектирования исходили преимущественно из ограниченности возможностей человека, то в настоящее вре­мя все большее понимание находит идея о том, что при разра­ботке СЧМ следует принимать во внимание прежде всего пози­тивные возможности человека как действительного субъекта труда, т. е. учитывать не недостатки его, а преимущества по сравнению с машиной.

Изменение в стратегии проектирования СЧМ в свою оче­редь привело к новой концепции технических средств; техниче­ские средства стали рассматриваться не только как объекты, но и как сигналы управления. Поэтому возникла необходи­мость проектировать технические средства как средства, обес­печивающие возможность развертывания в нужной форме психических процессов человека-оператора, осуществляющего необходимые функции для достижения заданных целей. «Соз­давая техническое устройство, с которым должен взаимодей­ствовать человек,— пишет в этой связи Б. Ф. Ломов,— инже­нер... хочет он того или нет, предопределяет деятельность чело­века» [44, с. 32]. Реализация сигнальной функции технических средств также потребовала выхода за пределы прежней обла­сти исследований.

Таким образом, новый период развития инженерной психо­логии оказался тесно связанным с требованием ее методоло­гического перевооружения. Это перевооружение осуществля­лось в основном при опоре на фундаментальные идеи и поло­жения системного и кибернетического подходов. Главный сдвиг, привносимый этими подходами в инженерную психоло­гию, состоит в том, что на первый план выдвинулись понятия и проблемы, носящие синтетический системно-структурный ха­рактер и помогающие изучать общие закономерности функцио­нирования человека и использования им технических средств. Осознанная смена методологических позиций позволила в качестве одной из важнейших проблем современной инже­нерной психологии выдвинуть проблему проектирования деятельности (ППД), выразив ее как задачу комплексного проек­тирования внешних средств деятельности человека-оператора и формирования соответствующих интериоризированных средств — специализированных функциональных систем. При этом к числу внешних средств относятся информационные мо­дели и органы управления. К числу интериоризированных средств — образно-концептуальные модели, программы, схемы поведения и навыки оператора и т. д.

Сформулированная в общем виде в конце 60-х годов ППД стала центральной для современной инженерной психологии. «Главная задача инженерной психологии на современном эта­пе,-— пишет Б. Ф. Ломов,— заключается не в том, чтобы рацио­нально „вписать" человека в контур созданной технической системы, а в том, чтобы, исходя из задач системы „человек — машина", разработать проект деятельности и на основе этого проекта определить требования к техническим устройствам, необходимым для ее осуществления. Проектирование деятель­ности открывает огромные резервы для повышения эффектив­ности и надежности систем „человек — машина" [43, с. 6]. Именно поэтому современный период развития инженерной психологии определяют обычно как период проективной инже­нерной психологии.

Практически почти все авторы подтверждают необходи­мость и важность исследований по ППД или, более широко, по проблеме инженерно-психологического проектирования (ИПП). Поток работ, в которых ИПП исследуется в различных аспек­тах, постоянно нарастает. Вместе с тем для большинства иссле­дований характерна разноплановость, само понятие ИПП до настоящего времени еще расплывчато[10] и имеет множество оттенков. Более того, частные результаты и выводы конкретных исследований по проблеме ИПП не только весьма многообраз­ны, но и противоречивы.

Такое положение обусловлено несколькими причинами. Одной из центральных среди них, по-видимому, является раз­личие в исходных методологических позициях исследователей. Так как от выбора методологической позиции зависит весь на­учный и экспериментальный строй исследования, то расхожде­ние в позициях привело к формированию нескольких концеп­ций инженерно-психологического проектирования. Суммирова­ние идей и взглядов, содержащихся в этих концепциях, дает возможность увидеть столкновение взглядов на методологию. Каждая из предложенных концепций могла бы представить интерес, но мы рассмотрим идеи и взгляды, сконцентрирован­ные в трех концепциях. Первую из них определим как антро­поморфную, вторую — как процессуальную, а третью — как си­стемно-антропоцентрическую[11].

Выбор для критического разбора упомянутых концепций объясняется не только основательностью их разработки, но и тем обстоятельством, что при их разработке по существу были заложены предпосылки для систематического обсужде­ния проблемы ИПП. Однако, чтобы иметь основу для крити­ческой оценки каждой из них, необходимо остановиться на двух общих аспектах ИПП. Первый из них связан с выяснени­ем качественного своеобразия проблемы ИПП по отношению к другим проблемам инженерной психологии. Это своеобразие заключается прежде всего в том, что при решении проблемы ИПП исследователи были вынуждены шире, чем на предшест­вующих этапах развития инженерной психологии, использо­вать познавательные средства, сложившиеся в других областях знания. Однако вопрос о том, какие познавательные средства должны быть привлечены для решения задач ИПП, остается дискуссионным. Вызывает споры и вопрос о формах, в которых должны быть использованы те или иные познавательные сред­ства. Поэтому сопоставление познавательных средств может стать одним из уровней анализа рассматриваемой концепции. Такими новыми познавательными средствами, в частности, и явились системный и кибернетический подходы.

При использовании системного подхода существенным представляется требование о необходимости изучения деятель­ности как объекта проектирования лишь при точной идентифи­кации места этого частного объекта в системе управления. Таким образом, важное теоретико-методологическое значение приобретает конкретное понимание системы «человек — маши­на», или эргатической системы. Второй аспект ИПП и связан с понятием СЧМ. При этом важны не столько констатация многообразия различных вариантов определения понятия си­стемы «человек-машина» и их воспроизведение, сколько выяв­ление принципиальных расхождений в этих определениях, так как именно эти расхождения во многом определяют исходные методологические позиции исследователей. Следовательно, представляет интерес связать второй уровень сопоставления концепций с анализом указанных расхождений. Обратимся те­перь к изложению и анализу конкретных концепций ИПП.



Просмотров 880

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!