Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



СИСТЕМНО-АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ



Системно-антропоцентрическая концепция ИПП, с одной стороны, основывается на психологической теории деятель­ности, утверждающей, что важнейшей характеристикой дея­тельности является ее предметность [38], а с другой —позво­ляет уже на данном этапе предложить практически реализуе­мые и удобные в плане разработки эргатических систем мето­ды проектирования деятельности.

Мы уже видели, что ИПП получает различную интерпре­тацию в зависимости от того, что принимается в качестве исходного момента. В частности, важное теоретико-методоло­гическое значение приобретает, как отмечалось, конкретное понимание системы «человек — машина». «Точное определение (системы) на этом этапе (изучения системы) имеет величай­шее значение, так как всякая неясность здесь скажется на всем последующем анализе» — это утверждение У. Эшби как нельзя лучше подходит к ИПП.

В результате анализа различных определений системы, по­лученных в контексте общей теории систем и в теории функ­циональной системы П. К. Анохина, с учетом известных поло­жений психологической теории деятельности о том, что цель и полученный результат — решающие факторы, определяющие деятельность, можно предложить следующую формулировку эргатической системы. Эргатическая система — это комплекс, составленный из людей, прошедших профотбор и целенаправ­ленную подготовку, а также из специально разработанных тех­нических устройств, взаимодействие которых при достижении некоторой цели приобретает характер взаимосодействия.

Таким образом, в системно-антропоцентрической концепции человек рассматривается как компонент (ключевой, главный, решающий и т. д.) целостной эргатической системы и все мето­ды решения проблемы ИПП должны вытекать из этого поло­жения. В этом основное методологическое отличие рассматри­ваемой концепции от антропоморфной. Именно потому, что человек сам входит в качестве элемента в СЧМ, системный подход и может использоваться для описания деятельности человека [56].

Одной из наиболее важных сторон любой концепции явля­ется предлагаемая в ней схема процесса проектирования деятельности. В данной концепции собственно проектирование деятельности рассматривается как этап общесистемной разработки, а потому для определения места и значения этого этапа необходимо рассмотреть процесс проектирования эргатической системы.

В настоящий момент существуют достаточно многообраз­ные представления об этом процессе, что может оказать и ока­зывает существенное влияние на собственно инженерно-психо­логическую работу. Но, как правило, эти представления не альтернативны, а находятся скорее в состоянии взаимодопол­нения. Последнее обстоятельство позволяет путем обобщения ряда представлений выработать идеализированные схемы про­цессов проектирования СЧМ. Согласно одной из таких схем, процесс разбивается на три этапа.

На первом этапе, который мы условно назовем системным синтезом, осуществляются следующие основные операции:

1) уточняются комплекс задач, возлагаемых на разрабаты­ваемую систему, и совокупность критериев для оценки решения задач системой;

2) определяется класс, к которому должна принадлежать будущая система;

3) задается предварительная организация системы, вклю­чая совокупность иерархических соотношений между подсисте­мами.

Второй этап проектирования ЭС, этап функционального синтеза, характеризуется тем, что на данном этапе проектиро­вания определяются место и роль каждого элемента и подси­стемы (в том числе и человека) ЭС в решении поставленных перед нею задач. В частности, на этом этапе определяется необ­ходимый уровень автоматизации, т. е. в общем виде решается вопрос о распределении функций между человеком и автома­тическими устройствами.

Второй этап проектирования ЭС, этап функционального синтеза, заключается в разработке операционных структур, определяющих способы выполнения элементами и подсистема­ми ЭС возложенных на них функций. Если на втором этапе выяснялось, что должны делать элементы и подсистемы ЭС, то на третьем этапе предопределяется, как они это будут делать, т. е. на этапе операционного синтеза определяются не только способы, но и средства выполнения функций элементами си­стемы.

Следует учитывать, что процесс проектирования ЭС—это не однонаправленный процесс последовательного движения от этапа к этапу, а сложное «челночное» движение, при котором в зависимости от полученных результатов можно либо вер­нуться назад, либо идти дальше.

Итак, проблема проектирования деятельности возникает уже на этапе функционального синтеза и смысл ее заключается в том, чтобы получить ответ на три вопроса:

1. Где будет находиться человек?

2. Что и в какой последовательности он будет делать в эр­гатической системе?

3. Как и какими средствами он будет выполнять свои функ­ции?

В процедуре проектирования деятельности также удается вычленить три фазы. Каковы же эти фазы?

Прежде всего, определяется позиция человека в эргатиче­ской системе. Дело в том, что даже самое общее рассмотрение позволяет различить крупные категории подсистем, такие как главные и обслуживающие, локальные и дистанционные. Глав­ные подсистемы слагаются из всех элементов, непосредственно требуемых для получения заданной выходной характеристики ЭС. При этом не рассматривается вопрос об общей надежности системы. Обслуживающая подсистема составляется из элемен­тов, с помощью которых достигается требуемая надежность. Поэтому определить позицию человека — это, во-первых, опре­делить, в главной или обслуживающей подсистеме эргатиче­ской системы он будет располагаться. Локальная подсистема непосредственно находится в среде, в которой функционирует система, а дистанционная удалена от нее. Определить позицию человека,— это, во-вторых, определить, в локальной или ди­станционной подсистеме он будет находиться. Далее, все эле­менты системы оказывается возможным распределить по трем категориям. Элементы первой категории таковы, что если эле­мент данного типа удалить из системы, она не сможет достичь поставленной перед ней цели. Эти элементы, следуя термино­логии Прайса, будем называть мультипликативными элемента­ми. Аддитивные элементы — это элементы, обычно не участву­ющие непосредственно в работе системы, но вовлекаемые в ра­боту по мере выхода из строя мультипликативных элементов и обеспечивающие нормальную работу системы (элементы за­щиты, снабжения, дублирования и фильтрации информации и т. п.). Наконец, контролирующие элементы определяют мо­мент включения нужных аддитивных элементов, а также осу­ществляют принятие решения в особо ответственных ситуаци­ях. Поэтому определить позицию оператора — это значит установить, в-третьих, каким элементом системы он окажет­ся — мультипликативным, или аддитивным, или контролирую­щим. Известно, что человек как управляющая система обладает значительной структурной и функциональной избыточностью [ и поэтому может выступать в роли любого элемента системы.

Вопрос о позиции человека в ЭС обычно решается до того момента, когда инженерный психолог привлекается к разра­ботке системы, и поэтому в инженерно-психологической лите­ратуре почти не нашел освещения. Между тем уже на этой фазе проектирования деятельности инженерный психолог может внести значительный вклад в дальнейшую разработку эргати­ческой системы. Это хорошо видно на примере одного подхода к выбору позиции человека в ЭС, сформулированного, амери­канскими исследователями X. Прайсом и С. Смитом. Выбор позиции, по мнению этих авторов, реализуется последователь­ным выполнением следующих шагов, которые удобно свести в шесть групп (I—VI):

/. Разработка локальной подсистемы

1. Определение антропометрических требований;

2. Анализ локальной подсистемы с точки зрения соответствия антропо­метрическим требованиям;

3. Анализ экологических факторов (условий окружающей среды, влияю­щих на деятельность человека: климат, атмосфера, вибрация, вредные воз­действия, шум ,и т. д.);

4. Анализ конфигурации локальной подсистемы с точки зрения удовлет­ворения .антропометрических требований;

5. Поиск путей компенсации несоответствия между экологическими тре­бованиями и требованиями со стороны человека (например, разработка специальных скафандров);

6. Определение критериев для оценки эффективности включения человека в систему (-сравнение затрат иа подготовку человека и на создание техни­ческого устройства для этой же цели, психофизиологические переменные,-надежность системы с человеком и без него и т. д.);

7. Выяснение вопроса о том, является ли присутствие человека в локальной подсистеме обязательным. Для выполнения этого шага необхо­димо воспользоваться данными, полученными для выполнения шагов 2, 5, 6;

8. Определение возможных путей для компенсации стрессовых условий при включении человека в локальную подсистему. Здесь необходимо восполь­зоваться результатами шага 5;

9. Принятие решения об использовании человека в локальной под­системе;

//. Разработка главной подсистемы.

10. Оценка возможных технических средств для подсистем, где человек не может быть использован;

11. Оценка возможных средств для осуществления деятельности;

12. Поиск путей повышения эффективности деятельности человека (профотбор, тренировка, формирование мотивации т. д.);

13. Разработка задания на проектирование деятельности человека;

///. Максимизация эффективности подсистем

14. Оценка эффективности деятельности человека;

15. Проверка соответствия оценки эффективности и требований к оистеме;

16. Поиск путей оптимизации деятельности (тренировка, формирование мотивации);

17. При негативном решении в отношении пункта 16 — разработка альтернативной подсистемы;

18. Разработка требований к техническим дредствам, направленных на оптимизацию деятельности человека. Модификация технических средств;

IV. Разработка обслуживающей подсистемы

19. Определение альтернативных и аддитивных возможностей человека;

20. Определение аддитивных технических средств;

21. Распределение функций внутри обслуживающей подсистемы;

22. Определение дополнительных требований к деятельности;

V. Достижение заданных надежности и эффективности функционирования системы

23. Синтез системы;

24. Требования к системе, обусловленные участием в ней человека (после­довательность действий во времени, продолжительность и частота отдельных действий и т. д.);

25 " Синтез "всех требований к функционированию эргатическои системы;

26. Оценка общей надежности и эффективности деятельности человека в локальной подсистеме;

VI. Разработка дистанционной подсистемы

27. Описание экологических требований и ограничений для дистанцион­ных подсистем;

28. Проверка совместимости требований со стороны человека и экологи­ческих требований;

29 Поиск путей компенсации (в случае их несоответствия];

30! Описание антропометрических требований и ограничений для дистан­ционной подсистемы; „

31. Принятие решения об использовании человека в дистанционной под­системе.

На рис. 5 показаны взаимосвязи между группами I—VI, а в табл. 1 приводится сводка использования инженерно-психо­логических данных по группам.

После того как позиция человека в эрратической системе будет определена, на второй фазе проектирования деятель­ности определяется коммуникативная структура ЭС относительно человека, т. е. вычленяются содержание и направление потоков информации, циркулирующих в системе и проходящих через человека. Диапазон участия человека в системе чрезвы­чайно широк. В условиях высокоавтоматизированного произ­водства большинство функций по переработке информации передается техническим устройствам, а за человеком могут остаться функции прогнозирования, программирования, контро­ля и обслуживания. С другой стороны, многие функции по переработке информации могут быть по тем или иным причи­нам поручены человеку. Между этими полюсами имеется мно­го переходных ступеней. Поэтому, как правило, удается разра­ботать несколько вариантов коммуникативных структур, что позволяет выбирать такой вариант, который обеспечивает наилучшее функционирование системы в целом с точки зрения принятых на первом этапе системного проектирования крите­риев. Каждый вариант коммуникативной структуры отличается различными функциями человеческого и технического компо­нентов эргатической системы, и, следовательно, данная фаза проектирования деятельности может быть названа фазой рас­пределения функций между человеком и автоматическими устройствами.

К задачам оценки вариантов коммуникативных структур ЭС близко примыкают задачи выбора тех параметров ЭС, которые обеспечивают согласование их элементов между собой в про­цессе функционирования. Эти задачи решаются на третьей фа­зе процесса решения ППД. Третья фаза связана с разработкой средств осуществления деятельности, с помощью которых человек может от системы сигналов осведомительной и вспомо­гательной информации переходить к рациональной системе сиг­налов, составляющих управляющую информацию, и, следова­тельно, она может быть названа фазой организации рациональ­ного сопряжения человека с техническими средствами.

Из сказанного выше также не следует делать вывод, что процесс ИПП имеет строгую последовательность, так что каж­дая дальнейшая- фаза может осуществляться лишь после того, как полностью завершается предыдущая. Разумеется, эти фазы перекрещиваются. Однако, как правило, приведенная логиче­ская последовательность отражает ту последовательность дей­ствий, которая сложилась на практике.

Очерченная выше схема процесса проектирования деятель­ности не должна вводить в заблуждение своей кажущейся про­стотой. Стоит лишь обратиться к раскрытию реального содер­жания введенных понятий, как мы столкнемся с такими слож­нейшими вопросами, как классификация ЭС, критерии эффек­тивности ЭС, описание ЭС, возможность стандартизации в инженерной психологии и т. д. В инженерной психологии еще нет суммы готовых ответов на эти вопросы, хотя широкий по­иск таких ответов уже начат. В значительной степени результат этого поиска будет определяться инструментарием, методами, которые привлекались для исследования. Поэтому анализ про­цесса ИПП является лишь одной (хотя и важной) стороной исследования проблемы инженерно-психологического проекти­рования.

Второй существенной стороной любой концепции ИПП является изучение методов, посредством которых могут быть разрешены задачи проектирования деятельности. Решение это­го вопроса предполагает как исследование и оценку существу­ющих методов, так и обоснованное предложение о перспектив­ных методах решения ИПП.

 

Г л а в а 3



Просмотров 920

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!