Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ИНЖЕНЕРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА УСТРОЙСТВ ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ ИЗ ЭВМ



Усовершенствование форм взаимодействия между человеком и ЭВМ в настоящее время связывается, в частности, с рациона­лизацией средств ввода и вывода информации, особенно видео­терминалов, или дисплеев. Необходимость самых широких иссле­дований в этом направлении диктуется, во-первых, тем, что электромеханические узлы, применяемые в большинстве внеш­них устройств, не могут достичь скорости функционирования, совместимой со скоростью электронных схем центрального про­цессора, и это является одной из причин недостаточно интен­сивной загрузки ЭВМ и невысокой эффективности ее эксплуа­тации. Во-вторых, рост парка ЭВМ, способных работать в ре­жиме разделения времени, и развитие средств коммуникации выдвигают также проблему создания устройства ввода — выво­да данных (видеотерминалов), способных легко подключаться к каналам связи для установления контакта с ЭВМ и работы в режиме диалога «человек—ЭВМ». В третьих, создание спе­циализированных ЭВМ, предназначенных для управления конкретным объектом, требует применения специальных видеотер­миналов, выступающих, как правило, в качестве основного индикационного средства для оператора.

В связи с указанными обстоятельствами возникает и настоя­тельная необходимость в инженерно-психологическом проекти­ровании и инженерно-психологической оценке этих средств. Об актуальности таких исследований можно судить по чрезвычайно высоким темпам роста выпуска видеотерминалов.

Известно, что впервые 'видеотерминал был создан в Массачусетском технологическом институте в 1951 г. для работы в комплексе с ЭВМ. По оценкам американских специалистов в 1975 г. только в США количество используемых для граж­данских целей видеотерминалов превысило 300 000, а доля их стоимости составила не менее 13% от общей стоимости вычисли­тельного оборудования. К 1980 г. число видеотерминалов достигнет 2,5 млн.

Однако возрастание актуальности инженерно-психологиче­ских исследований объясняется не только резким количествен­ным ростом числа терминальных устройств. Как известно, до недавнего времени большинство видеотерминалов являлось модификацией устройств, разработанных для других целей. Определенные результаты, достигнутые к настоящему времени в развитии методов печати, клавиатур и особенно в создании недорогих устройств памяти и логики, обеспечили возможность создания терминалов, ориентированных на непосредственного пользователя. В связи с этим происходит и смещение акцентов в организации взаимодействия. Если ранее перед инженерным психологом вопрос ставился в основном в форме: «Как наилуч­шим образом организовать взаимодействие при использовании данного оборудования?», то в настоящее время более типичным стал вопрос: «Каковы специфические требования со стороны пользователя, накладываемые на терминал при решении задан­ного класса задач?». Таким образом, и в области создания видео­терминалов наблюдаются тенденции перехода от этапа инженерно-психологического корректирования к этапу инженерно-психологического проектирования. К сожалению, большинство авторов работ по терминалам ограничиваются рассмотрением и анализом технических возможностей и характеристик видео­терминалов и только самой общей оценкой возможностей и тре­бований пользователя.

В настоящее время самое большое распространение полу­чили экранные пульты на электорнно-лучевых трубках <в каче­стве средств отображения информации с клавиатурой в качест­ве средства ввода информации. Известно, что по характеру информации существующие СОИ видеотерминалов- делятся на две группы: алфавитно-цифровые, служащие для ввода и ото­бражения текстовой информации, и графические, с помощью которых наряду с текстовой информацией можно отображать на экране графические данные — чертежи, схемы, карты и т. д.

Чтобы проиллюстрировать возможности инженерно-психо­логического проектирования СОИ, рассмотрим решение некото­рых задач, возникающих при разработке одного из наиболее перспективных средств отображения информации—индикато­ра с предсказанием, являющегося разновидностью графических СОИ. При использовании такого индикатора осуществляется не­посредственное взаимодействие человека с ЭВМ, в силу чего индикатор предсказания может быть отнесен к видеотермина­лам. Индикаторы с предсказанием представляют оператору информацию о будущих значениях переменных параметров, находящихся под его управлением. Информация представляет­ся с помощью специальной (обычно аналоговой) ЭВМ, рабо­тающей в ускоренном масштабе времени, которая контролирует значения переменных в текущий момент и предсказывает их на некоторый отрезок времени вперед.

Лабораторные исследования показывают, что индикаторы с предсказанием имеют ряд потенциальных преимуществ по сравнению с обычно применяемыми СОИ. В частности, приме­нение индикаторов с предсказанием позволяет:

— резко сократить время обучения оператора. По некото­рым данным, время обучения управлению сложными динами­ческими объектами может быть сведено до минут;

— повысить эффективность выполнения человеком-операто­ром терминальных задач;

— приблизить управление, осуществляемое человеком-опе­ратором, к оптимальному в смысле некоторого специфического критерия деятельности, обычно понимаемого как взвешенная сумма среднеквадратичных ошибок и управления;

— улучшить управление системами с существенными нели­нейностями или системами с большими транспортными задерж­ками;

— уменьшить требования к скорости обработки информации человеком-оператором, особенно для многомерных задач управ­ления.

Весьма наглядно преимущества индикаторов с предсказани­ем были продемонстрированы в исследованиях, проведенных фирмой Хаджес Эйркрафт. Эти исследования показали, что, решая задачу управления пространственным положением кос­мического летательного аппарата (ЛА), космонавты, использо­вавшие индикатор с предсказанием, не только значительно точ­нее компенсировали отклонения ЛА от заданного положения, вызванные различными возмущениями, но и допустили сущест­венно меньший расход топлива. Данные этого исследования приводятся в табл. 2.

Несмотря на вышесказанное, индикаторы с предсказанием почти не используются. В определенной мере это обстоятельство может быть объяснено их большой технической сложностью. Но наиболее вероятным объяснением все же представляется отсут­ствие основных инженерно-психологических данных о преиму­ществах и ограничениях индикаторов. Следовательно, задача инженерно-психологического проектирования подобных средств отображения информации весьма актуальна.

Рассмотрим один из частных, но весьма важных вопросов инженерно-психологического проектирования индикаторов с предсказанием: определение оптимального значения време­ни предвидения, ТОПТ. От решения этого вопроса зависят аде­кватный выбор объема кратковременной и долговременной памяти вычислителя, масштаба индикатора, быстродействия машины и ряда других технических параметров и, конечно, характеристики деятельности оператора.

Для исследования была разработана математическая модель деятельности человека-оператора в режиме слежения с пред­видением, которая в общем виде может быть записана таким образом:

где U(to + k) —управляющее воздействие оператора в момент to + k; А, В, С — матричные коэффициенты, входящие в уравне­ния системы управления; Q, R — коэффициент «веса», т. е. оцен­ки важности ошибки и управления, назначаемые оператором; е — ошибка сложения; еА[ ] — матричный экспотенциал; «'» — знак транспонирования.

Использование этой математической модели деятельности позволило рассчитать (вполне объективно) значение времени предвидения, которое необходимо реализовать в индикаторе с предсказанием для различных по сложности объектов управ­ления. (Подробнее об этом см. [1], с. 425—433).



Просмотров 745

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!