Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Требования к аттенционным свойствам



Важнейшее из них — требование к устойчивости внимания. Как показали исследования советских психологов, устойчивость внимания, бдительность прямо зависят от силы возбудительного процесса. Конечно, .на успешность сохранения устойчивого профессионального внимания влияют такие харак­теристики личности, как ответственность, заинтересованность. Разнообразие деятельности способствует сохранению устойчивости. Однако при слабом возбудительном процессе снижение устойчивости внимания неизбежно. Поэтому упомянутое свойство нервной системы (не поддающееся трени­ровке) является прямым психологическим противопоказанием к деятельности диспетчера УВД.

Распределение и переключение внимания связаны с подвижностью нервных процессов. Обычные, средние характеристики этих свойств доста­точны для того, чтобы сформировать на их основе аттенционные навыки.

Переключение внимания у диспетчера УВД происходит непрерывно, в напряженные периоды работы до пяти и 'более раз в минуту. Оно может быть ситуативным, т. е. определяться преимущественно последовательностью внешних воздействий, но может и подчиняться внутреннему плану диспет­чера, происходить по оптимальной, хорошо отработанной схеме. В этом случае внимание переключается на тот или иной объект с некоторым учреж­дением (диспетчер готов принять сообщение с борта самолета за несколько секунд до того, как это сообщение к нему поступает). Наличие таких схем последовательности переключения внимания для типичных ситуаций (взлет, посадка, разведение двух бортов и т. п.) представляет собой основу умения, а прочное -закрепление этой последовательности, обеспечивающее быстрое, привычное, не требующее усилий переключение внимания на тот объект, кото-рый в данный момент является наиболее значимым, образует навык пере­ключения внимаеия.

Оптимальная схема переключения внимания предполагает не только соответствующую последовательность актов переключения, но и правильный темп переключения внимания. Излишне быстрый темп утомляет работника. При слишком же медленном переключения можно упустить важные изме­нения в обстановке. Поэтому темп переключения внимания зависит от степени вероятности таких изменений. Оценка степени изменчивости ситуа­ции в данный момент и предугадывание степени изменчивости ситуации в ближайшем будущем вырабатываются у диспетчера в процессе приобре­тения профессионального опыта и являются важными компонентами аттен-ционных умений. Второй, не менее важный, компонент — оценка значимости различных объектов. На более важные объекты внимание должно переклю­чаться большее число раз, чем на менее важные.

Оценка степени изменчивости ситуации, оценка значимости различных объектов, а также планирование последовательности актов переключения в зависимости от особенностей воздушной ситуации—задачи мыслительные. Поэтому необходимо говорить об интеллектуальных компонентах аттеяцион-ных умений.

Аналогичным образом могут быть охарактеризованы умения распреде­лять внимание между несколькими объектами. Например, диспетчер подхода может отдавать команду борту и одновременно «подслушивать» переговоры диспетчера круга с другими бортами. Может иметь место и одновременный црием разнородной информации, облегчаемый использованием различных анализаторов (зрительное восприятие ситуации на обзорном локаторе и слу­ховое восприятие каких-либо сообщений по радиотелефону).

Равномерная концентрация внимания на всех объектах невозможна, более того, она яе нужна, ггак как в процессе труда и сами объекты имеют неодинаковое значение. В зависимости от того, какое значение придается данному объекту в тот или иной отрезок времени, степень концентрации внимания на этом объекте непрерывно меняется. И в этом случае имеет место оценка значимости объекта — интеллектуальный компонент аттенцион-ного навыка.

Таким образом, практическое умение распределять внимание предпола­гает сформированную схему (или схемы) динамики распределения внимания на различных элементах ситуации в зависимости от этапа изменения этой ситуации. А навыки распределения внимания означают привычное владение такой схемой.



Просмотров 1111

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!