Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Алгоритмический метод описания трудового процесса



Рассмотренные выше методы служат для сбора информации о субъекте труда или профессиональной среде. Вместе с тем существует ряд методов упорядочения полученной информации. Одним из таких методов является алгоритмический анализ. Алгоритм — строго предписанная последовательность действий, которая неизбежно приводит к решению задачи определенного класса. Эта последовательность действий может иметь словес­ное описание, в котором представлены все элементарные дейст­вия (операторы) и логические условия, определяющие порядок этих действий, может 'быть описана в символической форме или в виде кинематического графика. Разработаны количественные методы оценки алгоритма, позволяющие характеризовать сред­нюю динамическую интенсивность рабочего процесса, стереотип­ность или логическую сложность операции и другие показатели [36, с. 114].

Метод дает возможность представить совокупность действий в компактной форме и вскрыть их закономерные связи. Л. В. Дахина и С. Н. Левиева, разработавшие методику состав­ления алгоритмов деятельности аппаратчиков химических про­изводств, отмечают, что «благодаря своей полноте, конкретности и систематичности алгоритмы позволяют постепенно проследить характер операций, выполняемых операторами, и установить те звенья процесса, в которых наиболее часты аварии и брак и которые необходимо рационализировать или автоматизиро­вать в первую очередь, либо функции операторов, требующие перераспределения «ли изменения в тех же целях» [24, с. 18—19]. Авторы рассматривают также возможности применения алго­ритмического подхода при изучении и распространении передо­вого опыта, в процессе обучения рабочих и повышения их ква­лификации на производстве, для оценки рациональности разме­щения оборудования, для повышения качества нормирования труда и т. д.

Структурный метод

Сущность структурного метода, предложенного А. И. Губиноким, состоит в том, что трудовую деятельность описывают в виде структуры, состоящей из рабочих и вспомогательных операций, для каждой из которых определяются временная и надежностная характеристики. Одним из принципов структур­ного метода является принцип иерархического структурирова­ния, состоящий в том, что деятельность человека представляется:

— на оперативном уровне — в виде структуры взаимосвязей решаемых задач;

— на уровне решения одной задачи — в виде стурктуры взаи­мосвязей алгоритмов;

— на уровне алгоритма — в виде структуры взаимосвязей блоков операций;

— на уровне блока операций — в виде взаимосвязей отдель­ных операций;

— на уровне операции — в виде взаимосвязи ее компонентов. А. И. Губиноиий и В. Г. Евграфов [22] отмечают в то же

время ряд трудностей использования структурного метода, в частности сложность установления зависимости структуры от факторов внешней среды, отсутствие общепринятой «алго­ритмической» трактовки мыслительной деятельности, не позво­ляющее описать ее структуру.

Системный анализ

Описанный выше структурный метод уже отвечает одному из принципов системного подхода к изучению профессиональной деятельности: он направлен на выявление иерархической струк­туры основных компонентов изучаемой деятельности. Стремле­ние соотнести степени выраженности основных профессионально значимых свойств субъекта труда, определить характер и уро­вень взаимосвязи между ними — направление ряда других исследований, в которых делаются попытки системного анализа деятельности.

В «Методических указаниях», разработанных Уральским филиалом ВНИИТЭ, предлагается многомерно-весовая схема описания профессии, позволяющая сравнивать качественно раз­личные эргономические свойства >и .признаки системы «человек — машина — среда» посредством относительной величины, показы­вающей долю данного свойства в выполняемой деятельности, его «композиционный вес». За исходную величину при оценке этого показателя может быть принят процент времени «занято­сти» того или иного свойства в процессе работы. По этому кри­терию простые движения в работе авиационного механика имеют композиционный вес «3» (по шестибалльной шкале), сложнокоординированные движения — «2», а в работе шофера те: же свойства имеют вес «2» и «3», кратковременное запоми­нание в обеих профессиях оценивается баллом «4», долговре­менное— «1».

Авторы считают, что могут быть использованы и другие критерии оценки, например «частота, ошибок, приходящаяся на тот или иной компонент иерархической системы эргономических свойств» [70]. В системный анализ по описываемой методике включается также оценка специфической и неспецифической напряженности процесса труда. Способы выявления взаимосвя­зей и взаимодействия между компонентами в этой методике не рассматриваются.

Наиболее разработанную методику системного анализа про­фессиональной деятельности предложил В. Д. Шадриков [ПО]. Она опирается на методологию системного подхода и предпо­лагает анализ деятельности на нескольких уровнях.

Уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии,— с другой. Степенью взаимосоответ­ствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации тру­дового поведения.

На уровне компонентно-целевого анализа вскрываются цель и значение каждого действия, каждой операции в общей струк­туре трудовой деятельности. Системный подход требует, чтобы уже на уровне компонентного анализа деятельности рассматри­валась не только ее внешняя (действенная) сторона, но и внут­ренняя, связанная с реализацией психических свойств работника и психических процессов, участвующих в выполнении действий. Изучению подлежат также предмет и орудия труда в плане обусловленности действий их свойствами.

На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмов взаимодействия отдель­ных действий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются связи между отдельными подструктурами деятель­ности (действиями), значимость установленных связей и вес структурных компонентов деятельности.

В процессе информационного анализа деятельности выявля­ются те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, дается характеристика этих признаков со стороны прагматической значимости и дина-мики проявления, устанавливаются способы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация инфор­мационного потока во времени и т. д.

Психофизиологический уровень анализа деятельности озна­чает, по В. Д. Шадрикову, изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность. При этом придается большое значение анализу активационных и информационно-энергетиче­ских процессов.

Уровень индивидуально-психологического анализа предпола­гает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств.

В результате сочетания всех перечисленных уровней описа­ния деятельности она предстает как многоуровневое политрук­турное образование. При этом системный анализ требует рас­сматривать любое явление в развитии, что по отношению к про­фессиональной деятельности выступает, в частности, как требо­вание изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства.

Дальнейшая разработка методов системного анализа дея­тельности требует, по нашему мнению, конкретизации приемов выявления существенных связей изучаемых структур и их дина­мики. В качестве одного из таких приемов В. Д. Шадриков использует регистрацию психологических свойств, синхронно проявляющихся и воздействующих друг на друга при соверше­нии того или иного действия в ходе осуществления анализируе­мой технологической операции. В результате строится матрица связей, которую можно выразить графически в виде структуры профессионально-важных свойств работника. Аналогичная структурограмма может быть построена на основе корреляцион­ной матрицы [30].

Выявление взаимосвязей имеет большое значение для реше­ния ряда практических задач. Свойствам, имеющим большее количество связей, при рационализации процесса профессио­нальной подготовки естественно уделяется и большее внимание, так как развитие этих свойств положительно сказывается на ряде других функций. Свойства, между которыми существует отрицательная корреляция, не должны объединяться в едином процессе тренировки.

Учет структуры профессионально значимых свойств при раз­работке системы профессионального отбора позволит повысить достоверность прогноза и сделать процедуру отбора более экономичной.

Таким образом, изучение профессиональной деятельности может проводиться в двух планах. Первый план — описатель­ный— имеет своей целью составление профессиограммы, описы­вающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека. Второй -план предполагает углубленный психологиче­ский анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда» и оценку структурного взаимосоот­ветствия этих компонентов системы «человек — профсреда». Методы системного анализа деятельности активно разрабаты­ваются психологами нашей страны, их дальнейшее совершенст­вование открывает перед психологией труда новые перспективы.

 

Глава 4.



Просмотров 950

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!