Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИЙ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА



Следующим этапом психологического изучения профессио­нальной деятельности является исследование системы «чело­век— профсреда», в которой компонентами профсреды являют­ся предмет и средства труда, профессиональные задачи, физи­ческая и социальная среда[1].

Изучение профессиональной деятельности с позиций систем­ного подхода, которое ныне является одной из самых актуаль­ных задач психологии труда, предполагает личностно-мотивационный анализ деятельности, раскрывающий значимость профессиональной деятельности для личности работника и выясня­ющий источники его трудовой активности, компонентно-целевой анализ, направленный на выяснение состава действий, цели и значения каждого действия в общей структуре деятельности, и структурно-функциональный анализ, направленный на изуче­ние принципов организации и механизмов взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности [ПО, с. 9]. При этом необходимо не только показать ее струк­туру, «но и вскрыть: а) влияние одних подструктур деятель­ности на другие; б) значимость отдельных связей; в) вес струк­турных компонентов деятельности. Учитывая, что исполнение реализуется через качества работника, необходимо наряду со связями компонентов деятельности изучить связи между отдель­ными профессионально-важными качествами личности, значи­мость и вес этих качеств. В результате подобного анализа дея­тельность предстает как «полиструктурное образование» [ПО, с. 11].

В. Д. Шадриков в своей работе дает пример структурно-функционального анализа подсистемы «субъект труда», раскры­вая взаимосвязи профессионально значимых свойств рабочего. О методах такого анализа будет более подробно рассказано в соответствующем разделе. Рассмотрим сначала вопрос о ком­понентах подсистем «профсреда» и «субъект труда», взаимосвя­зи между которыми требуют изучения.

Характеристику основных компонентов профсреды дает Е. А. Климов [49, с. 17]. По его определению, предмет труда — это система свойств и взаимоотношений вещей, явлений, процес­сов, которыми человек, работающий на определенном трудовом посту, должен мысленно или практически оперировать (распо­знавать, учитывать, упорядочивать, преобразовывать, сохранять или отыскивать их). Эти взаимосвязи могут принадлежать пяти основным типам предметов труда, которые определяют, по классификации Е. А. Климова, тип профессии: биономические специальности (предмет труда — природа, живые организмы), технологические (технические системы, материалы, энергия), социономические (люди, группы, коллективы), сигнономические (знаковые системы), артономические (художественные обра­зы или их элементы).

Вторым классификационным признаком профессий и специ­альностей, по Климову, является цель труда, «результат, кото­рого требует или ожидает от человека общество». Целью труда определяются профессиональные задачи. Для гностических спе­циальностей это задачи распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить; для преобразующих — обра­ботать, упорядочить, организовать, воздействовать, обслужить; для изыскательных — изобрести, придумать, найти новый ре­зультат, образец, вариант.

Орудиями труда Е. А. Климов предлагает считать не толькообработочные инструменты, но любые средства, усиливающие способности человека распознать особенности объекта труда и воздействовать на него. Поэтому к орудиям труда он относит измерительные инструменты и приборы, автоматы, аппараты и «функциональные средства организма» (выразительные сред­ства поведения, речи, правила решения теоретических и практи­ческих задач).

Программой для анализа физической среды, может служить «Эргономическая -контрольная карта», принятая II Конгрессом по эргономике в 1964 г. [111]. В ней сформулированы вопросы, касающиеся микроклимата, шума и других вредных факторов, характера организации труда, рабочего места, физической и психической нагрузки (куда относятся освещенность, читае­мость и размещение приборов, особенности органов управления, требования к слуху, осязанию и т. п.).

Расчленение социальной среды должно определяться целевой установкой исследования, считает В. А. Ядов. «Если задача изучения трудовой деятельности заключается в определении условий, стабилизирующих сегодняшнее состояние процесса, можно попытаться выделить функциональные и дисфункцио­нальные связи процесса труда. Первые ведут к укреплению, поддержанию равновесия в системе; вторые — разрушающие, выводящие из равновесия» [112]. По-видимому, это замечание может быть отнесено и к задачам изучения взаимосвязей внутри других компонентов и между компонентами подсистемы «профсреда».

Изучение профсреды имеет значение для психолога не само по себе, а лишь с точки зрения тех требований, которые она предъявляет к психике человека. От степени взаимосоответ­ствия, динамического равновесия этих подсистем зависит ре­зультат функционирования системы, целью которой является получение того или иного необходимого обществу продукта опре­деленного качества и в течение определенного времени. (Для человека как субъекта труда эта цель выступает как требование профессиональной успешности.)

Субъект труда понимается в современной психологии как сплав свойств индивида и личности. Под свойствами индивида Б. Г. Ананьев понимает природные свойства человека, преобра­зованные в ходе индивидуального развития в зависимости от условий внешней среды, биологической и социальной [6]. Вместе с тем Б. Г. Ананьев говорит о необходимости изучения человека в единстве и взаимосвязи его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида, о том, что «структура личности включает структуру индивида» [6, с. 305]. Исходя из этого, при дальнейшем рассмотрении профессионально значимых свойств мы будем говорить об индивидуально-психологических свой­ствах личности (имея при этом в виду свойства индивида, опосредованные отношениями личности) и об отношениях лич­ности. К индивидуально-психологическим относятся сенсорные, перцептивные, аттенционные, психомоторные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые свойства лич­ности. Отношения личности включают отношение человека к себе (самооценка, уровень притязаний), отношение к другим людям (к знакомым и незнакомым, к друзьям, товарищам по работе, к родителям, к другим членам семьи и т. п.), отношение к труду, своей профессии, специальности, к тем или иным про­фессиональным задачам, отношение к материальным ценностям и общественной собственности, отношение к идеологическим ценностям общества, к законам и правилам, к будущему, к не­удачам и несчастьям, ко всему новому, ко всяким переменам и т. д. Эти отношения определяют позицию личности, представ­ляющую собой субъективную, деятельную сторону ее статуса. Система отношений, мотивов, установок и ценностных ориента­ции личности реализуется в определенном комплексе обществен­ных функций — ролей, которые она играет в малой группе, кол­лективе и обществе в целом.

К структурным свойствам личности Б. Г. Ананьев относит ее темперамент. Структура личности, подчеркивает далее Б. Г. Ананьев, «есть целостное образование и определенная организация свойств. Функционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия различных свойств, являющихся компонентами структуры личности. Исследование компонентов, относящихся к разным уровням и сторонам разви­тия личности, при структурном изучении этого развития обяза­тельно сочетается с исследованием различных видов взаимосвя­зей между самими компонентами» [6, с. 305].

Таковы теоретические предпосылки для изучения профессио­нальной деятельности с позиций системного подхода. В ряде исследований сделаны первые практические шаги в этом направ­лении [30, 70, ПО]. Методы системного анализа профессий .будут рассмотрены в следующем параграфе.



Просмотров 937

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!