![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ
Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтельев А.И. Психология труда и инженерная психология ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение Раздел I. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА Глава 1. История психологии труда, ее предмет и задачи § 1. Предмет психологии труда § 2. История возникновения и развития психологии труда § 3. Задачи психологии труда Глава 2. Способности и профессиональная успешность § 4. Понятие и критерии профессиональной успешности § 5. Пути становления гармонии между человеком и профессией Глава 3. Психологическое изучение профессий § 6. Профессиография § 7. Изучение профессий с позиций системного подхода § 8. Методы психологического изучения профессий Глава 4. Профессионально значимые свойства и их динамика § 9. Индивидуально-типологические свойства § 10. Сенсорные и перцептивные свойства § 11. Аттенционные свойства § 12. Психомоторные свойства § 13. Мнемические свойства § 14. Имажинитивные свойства § 15. Мыслительные свойства § 16. Волевые свойства Глава 5. Формирование профессиональных умений и навыков § 17. Навыки, умения, их классификация § 18. Этапы формирования навыков § 19. Тренировка и тренажеры § 20. Интеллектуальные умения § 21. Критерии обученности § 22. Психологические предпосылки переучивания Глава 6. Мотивы профессиональной деятельности § 23. Классификация и структура мотивов § 24. Методы исследования мотивов Глава 7. Состояния человека в труде § 25. Психические состояния в трудовой деятельности и их классификация § 26. Состояние утомления § 27. Состояние монотонности § 28. Эмоциональное напряжение § 29. Состояние психологической готовности к деятельности § 30. Условия труда и психические состояния человека § 31. Индивидуализация условий труда § 32. Методы оценки психических состояний человека Глава 8. Прогнозирование успешности деятельности § 33. Диагностика способностей и прогнозирование успешности деятельности § 34. Этапы разработки системы прогнозирования успешности деятельности § 35. Требования к процедуре исследования профессионально значимых свойств Приложение 1. Психограмма практикующего врача Приложение 2. Психограмма разметчика Приложение 3. Психологический анализ деятельности авиадиспетчера 115 Указатель литературы Раздел П. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Глава 1. Инженерная психология как наука § 1. Определение инженерной психологии § 2. Цель и стратегия инженерной психологии § 3. Задачи инженерной психологии Глава 2. Инженерно-психологическое проектирование деятельности § 4. Постановка проблемы инженерно-психологического проектирования деятельности § 5. Антропоморфная и процессуальная концепции инженерно-психологического проектирования § 6. Системно-антропоцентрическая концепция инженерно-психологического проектирования Глава 3. Методы инженерно-психологического проектирования деятельности § 7. Качественные методы § 8. Количественные методы § 9. Метод математического моделирования деятельности при инженерно-психологическом проектировании Глава 4. Инженерно-психологическая разработка системы "человек-ЭВМ" § 10. Организация взаимодействия человека с ЭВМ § 11. Инженерно-психологические вопросы организации диалога "человек-ЭВМ" § 12. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств вывода информации из ЭВМ § 13. Инженерно-психологическое проектирование и оценка устройств ввода информации в ЭВМ § 14. Анализ и синтез многокомпонентных систем отображения информации Указатель литературы Введение Современная научно-техническая революция характеризуется чрезвычайно глубокими изменениями техники, захватывающими как субстанциональную ее сторону (т. е. связанную с применяемыми материалами и используемыми процессами природы), так и структурно-функциональную (т. е. связанную с дифференциацией и систематизацией средств труда, с усложнением и интеграцией техники на пути к автоматизации). Одно из следствий единства научной и технической революций заключается в том, что современное общественное производство определяется не только уровнем развития техники, но и уровнем развития науки. Конкретная научная дисциплина может иметь управляющее воздействие не на все, а, например, лишь на один из элементов производительных сил. Однако по мере развития производительных сил возникает объективная необходимость в науках, способных оказывать непосредственное управляющее воздействие на все элементы системы производительных сил. К таким общим наукам может быть отнесена современная психологическая наука. Управляющее воздействие психологической науки в целом осуществляется в ходе решения следующих задач: 1) инженерно-психологическое проектирование техники и производственных условий деятельности человека; 2) разработка психолого-педагогических методов и средств формирования личности и профессиональной подготовки трудящихся для сферы материального производства; 3) разработка психологических основ научной организации труда и управления трудовыми коллективами и производством. Таким образом, задачи психологической науки как непосредственной производительной силы имеют выраженную направленность в область психологии труда я инженерной психологии. Психология труда и инженерная психология, осуществляя управляющие функции в процессе создания современной техники, систем «человек —техника», 'необходимых условий труда и подготовки человека к трудовой деятельности в сфере материального производства, обеспечивают реальную базу для проявления управляющих функций других психологических дисциплин. Важным показателем становления любой науки в непосредственную производительную силу является развитие прикладных исследований. Значительная часть прикладных психологических исследований проводилась и проводится в области психологин труда и инженерной психологии, хотя такие исследования ведутся в настоящее время и в социальной, и в педагогической, и в медицинской психологии. Прикладные психологические исследования проводятся главным образом на основе прямых связей с различными учреждениями, предприятиями, научно-производственными объединениями. Из года в год наблюдается рост объема прикладных научно-исследовательских работ, увеличивается их экономический эффект. Так, например, факультетом психологии ЛГУ в период с 1966 по 1977 г. было выполнено НИР на сумму более 5 млн. рублей. При этом если в 1966 г. объем выполняемых НИР составлял 90 тыс. руб., то в 1970 г. он вырос до 310 тыс., а в 1976 г. составил уже 700 тыс. руб. Экономический эффект исследований 1976 г. достиг 3 млн. руб. Не менее важным показателем превращения психологии труда и инженерной психологии в непосредственную производительную силу является развитие не только прикладных, но и фундаментальных исследований. Фундаментальные исследования выполняют роль своего рода постоянного стратегического резерва, обеспечивая длительное и непрерывное управляющее воздействие науки. В психологии труда и в инженерной психологии все большее внимание уделяется разработке теоретических проблем, методологическим вопросам, связанным прежде всего с системным подходом ;и созданием методов комплексного исследования. Сам по себе переход к комплексным исследованиям возможен лишь для науки, накопившей достаточный потенциал, достигшей достаточно высокого уровня развития. Комплексные исследования позволяют получать наиболее полные научные данные, что особенно важно в отношении управляющих функций науки. Отмеченная общая тенденция развития фундаментальных исследований, обеспечивая глубокое и естественное взаимодействие разных психологических дисциплин, оказывается плодотворной для решения не только задач сегодняшнего дня, но и задач ближайшего и более отдаленного будущего. Возможность такого прогноза по вполне понятным причинам особенно важна для осуществления управляющих функций психологии труда и инженерной психологии и их становления как непосредственной производительной силы. Осуществление управляющих функций всегда требует определенных условий. Анализ современного состояния системы психологических знаний позволяет сделать вывод, что в настоящее время успешно выполняется первое необходимое условие, связанное с преодолением «барьера описательности», когда наука в своем развитии накапливает потенциал, необходимый для выполнения управляющих функций. Существует и второе условие — уровень техники и современного производства и уровень подготовки кадров для производства, обусловливающий объективную необходимость применения психологии. В нашей стране, как известно, успешно осуществляется программа комплексной автоматизации и механизации всех отраслей народного хозяйства. На базе ЭВМ создаются сложнейшие автоматизированные системы управления, требующие полного и целенаправленного учета «человеческого фактора». В связи с этим особую остроту получает вопрос об обучении кадров специалистов по инженерной психологии и психологии груда. При их подготовке в основном использовались монографические издания, справочные руководства, отдельные публикации в научных изданиях. С расширением выпуска специалистов все сильнее стал ощущаться недостаток в специализированных учебных пособиях. Положение это усугубляется также и тем, что методологические основы инженерной психологии и психологии труда, обеспечивающие связь конкретных рекомендаций и теоретических положений, остаются пока еще недостаточно разработанными. С учетом этого создавалось настоящее учебное пособие. В нем раскрыты цели и задачи современных психологии труда и инженерной психологии, дан анализ наиболее актуальных проблем и методов их практического решения, а также намечены пути творческого поиска.
Раздел I ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА Г л а в а 1 ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА, ЕЕ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА Объектом изучения психологии труда является человек как участник процесса создания потребительных ценностей. Но человека в трудовой деятельности изучают и другие, биологические и социальные, науки: физиология трудовых процессов, гигиена труда, терапия и профилактика профессиональных заболеваний, конкретная экономика, трудовое право, охрана труда, этика, социология, теория трудового воспитания; возникновение и развитие трудовой деятельности человека составляют предмет изучения археологии и истории материальной культуры. Поэтому совершенно справедливо выдвинутое Б. Г. Ананьевым [4] и развитое его 'последователями положение о необходимости комплексного изучения человека в труде. «Когда речь идет о жизни, о практике, то нужно иметь целостную « по возможности полную синтетическую картину трудовой деятельности человека. Только физиологический, или только психологический, или только социологический подход такой картины не дает и дать не может» [59, с. 113]. Психология труда изучает психологические закономерности, психические процессы и свойства личности в их взаимосвязи с предметам и орудиями труда, с физической и социальной средой. Такое понимание предмета психологии труда, выдвигающее на первый план систему внутренних и внешних взаимосвязей изучаемого объекта, возникло как следствие перестройки советской психологии «а основе принципов системного подхода. Однако «потребовался длительный - путь развития науки, связанный с ее дифференциацией, накоплением экспериментальных данных, отработкой методов анализа, проверкой различных подходов и схем, прежде чем такая почва созрела» [60].
![]() |