Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА



Зарождение отечественной психологии труда связано с име­нем И. М. Сеченова. Заинтересовавшись -рефлекторной приро­дой психических процессов, И. М. Сеченов обратился к изуче­нию роли этих процессов (прежде всего ощущений и восприятий) в трудовых актах [97]. Он поставил «опрос о формировании тру­довых навыков («заученных движений») и впервые показал, что в процессе обучения изменяется характер регуляции (функция регулятора переходит от зрения к кинестезии). И. М. Сеченов ввел новое понятие активного отдыха как лучшего средства повышения и сохранения работоспособности [98]. Работы И. М. Сеченова и сегодня не утратили своего значения для тео­рии и практики.

Следующий этап развития психологии труда связан с воз­никновением за рубежом, а потом и в нашей стране прикладной психологии, получившей затем название психотехники. Психотехника возникла в первые годы нашего века. Предпо­сылкой ее развития явился запас накопившихся в психологии и физиологии экспериментальных данных и научных фактов, которые находили практическое приложение в разных сферах производства, медицины, педагогики, экономической жизни. Так, изучение чувствительности анализаторов обнаружило индиви­дуальные различия, наводившие на мысль о том, что необходим подбор людей с более низкими порогами чувствительности для тех профессий, где требуется высокая острота зрения, слуха или других органов чувств. Наблюдения, свидетельствовавшие о различном воздействии разных цветов на психику, привели к попыткам применить цвет в качестве стимулятора производ­ственной активности рабочих, для лечения некоторых психи­ческих заболеваний и т. п.

Второе, не менее важное обстоятельство, стимулировавшее развитие прикладной психологии, заключалось в социально-экономических условиях, в том, что переход капитализма в его высшую стадию—-империализм сопровождался небывалым обо­стрением конкурентной борьбы, усилением погони за сверхпри­былью. В поисках средств для выжимания максимальных при­былей капиталисты обратились к психологии, поставив перед ней задачу повышения коэффициента полезного действия рабо­чих. Эта позиция предпринимателей позднее была сформулиро­вана Робером Лаганом так: «Искусство лучше использовать энергию коллективов людей становится сейчас важнейшим фак­тором развития предприятий, так как в настоящее время все предприятия могут располагать практически неограниченными и равными источниками капиталов, оборудования, энергии, сырья. Единственное, чем они отличаются друг от друга,— это подбор кадров и руководство ими» [82, с. 9].Целям капиталистической эксплуатации трудящихся служил тейлоризм, исчерпывающая оценка которому дана В. И. Лени­ным [1, 189]. Целям эксплуатации служила и психотехника, что бы ни говорили ее теоретики о «надклассовое™» своей науки. Одним из центральных направлений в психотехнике был профессиональный отбор, основанный на идее врожденных спо­собностей и я а принципе однозначного, фатального предназна­чения человека для какой-либо одной профессии. Обширнейший круг работ, направленных на изучение профессий, на разра­ботку тестовых методик, с помощью которых стремились опре­делить профпригодность, затмил собой другие направления. Это привело к тому, что даже в наше время понятия психотехники и профотбора часто воспринимаются как тождественные. Между тем психотехники провели немало исследований, посвященных раскрытию и устранению причин утомления рабочего, рациона­лизации режима труда, формированию трудовых навыков, созда­нию необходимой трудовой мотивации, организации рабочего места. Зародышем будущего инженерно-психологического направления можно считать такие работы, как выбор наиболее рационального расположения букв на клавиатуре пишущей машинки с учетом времени двигательной реакции. Известны работы В. Штерна, посвященные критериям ценности свидетель­ских показаний с учетом закономерностей внимания, памяти, влияния аффекта; на них в свое время ссылался известный русский юрист Ф. Кони. Занимала психотехников проблема рекламы: ее воздействие на сознание и подсознание человека. Английский психотехник Дилль Скотт разработал систему хозяйственной педагогики — систему ;воспитания рабочих и объединения их в «единые коллективы» с предпринимателями. Но, безусловно, самое заметное место в психотехнике зани­мали профессиография и профессиональный отбор. Одна из ярких страниц вписана в этот раздел известным психотехником Гуго Мюнстербергом. Он разработал системы тестов для про­фессионального отбора телефонистов, вагоновожатых, морских штурманов, предпослав своим рекомендациям тщательный ана­лиз этих профессий. Особенный интерес представляет предло­женная им установка для отбора вожатых трамвая, позволяв­шая оценивать скорость действий, с одной стороны, и осторож­ность и бдительность — с другой. Эта установка представляла собой барабан с бумажной лентой, который испытуемый вращал с удобной для него скоростью. В прорезях барабана появлялись цифры, обозначающие те или иные элементы дорожной ситуа­ции, и испытуемый должен был называть буквенный индекс ситуации, которую он считал опасной. Интегральный показатель успешности объединял как признак скорости, так и признак безошибочности. Мюнстерберг писал, что он стремился воспро­извести психологическую сущность профессии вожатого, т. е., говоря современным языком, моделировать деятельность. Естественно, что такой подход 'позволил ему достичь значительной достоверности прогнозов; количество несчастных случаев (и убытки трамвайной компании) резко уменьшилось, а попу­лярность психотехники заметно возросла.

Однако такие работы, как описанная выше, были скорее исключением, чем правилом в психотехническом решении проб­лемы профессионального отбора. Главным недостатком психо­техники было механистическое понимание способности к дея­тельности как набора свойств, не связанных между собою и неизменных. Для диагностики способностей применялись наборы кратковременных испытаний — тестов, дававших весьма неполную информацию о тех или иных свойствах психики.

В условиях капитализма, где предложение труда всегда пре­вышает спрос, цели профотбора и профориентации стали допол­няться, а в ряде случаев и полностью извращаться целями политическими. Отбор осуществлялся не столько по критерию психологической пригодности человека к труду, сколько по принципу его политической благонадежности. Многочисленные службы профотбора и кабинеты профконсультации стали свое­образным орудием умиротворения рабочих, средством расовой и политической дискриминации.

Тем не менее стремление психологии выйти за рамки науч­ных лабораторий, связаться с практикой было в свое время явлением положительным, вызвавшим к ней интерес во всех странах. Издавались специальные журналы, собирались между­народные психотехнические конгрессы. В нашей стране психо­техника как средство практического применения психологиче­ских знаний пережила период интенсивного развития в 20-е годы. В Москве, Ленинграде, Казани, Харькове и в других городах возникают психотехнические лаборатории. Широко развертывается работа по изучению профессий, ведется профес­сиональный отбор.

В 1927 г. создается Всероссийское психотехническое обще­ство. Издается журнал «Психофизиология труда и психотехни­ка» (с 1932 г. он стал называться «Советская психотехника»). Наряду с применением традиционного профотбора, при кото­ром некритически заимствовались тестовые методы буржуазной науки, советская психотехника добилась ряда несомненных достижений. Разработаны были схемы и методы профессиографии, не потерявшие своего значения до настоящего времени. Проводились исследования динамики работоспособности и утом­ления в зависимости от ряда факторов, изучался процесс овла­дения навыками. В работах передовых ученых высказывались мысли об изменчивости способностей, о возможности компенса­ции одних свойств другими.

Почему же в таком случае психотехника в нашей стране фактически прекратила свое существование в 30-е годы и возро­дилась лишь «двадцать лет спустя» уже как психология труда?

Кризис назревал внутри самой психотехники. Вместе с зару­бежными методами ею заимствовалась чуждая, антигуманная по своей сути, методология. Сказывались пренебрежение к тео­рии, погоня за цифрами без попыток проникнуть в стоящие за ними закономерности. Механистические позиции в профотборе приводили к грубым ошибкам, вызывавшим иногда необходи­мость накладывать затрет на отстранение людей от работы на основании психотехнических испытаний. А ликвидация безрабо­тицы в нашей стране, казалось бы, выбила почву из-под основ­ного практического направления психотехники—"профотбора.

Однако многие недостатки были уже осознаны и преодоле­вались передовыми представителями науки. А проблема соот­ветствия человека его работе, проблема прогнозирования успеш­ности деятельности в условиях острого дефицита рабочих рук лишь изменяли свои аспекты, превращаясь в задачу подбора рабочего поста, специальности, которые позволили бы человеку максимально раскрыть свои возможности и принести 'больше пользы обществу.

Развитие научно-технической революции после XIX съезда КПСС вновь выдвинуло на повестку дня задачу практического применения психологических знаний. Знаменательным было появление редакционной статьи в журнале «Коммунист», где перед психологией были поставлены конкретные проблемы, связанные с формированием коммунистического отношения к труду, с изучением трудовой деятельности, с трудовым воспи­танием [53]. В марте 1957 г. в Москве проходило Всесоюзное совещание по психологии труда, на котором было принято решение о путях развертывания научно-исследовательских работ в этой области. Были названы теоретические проблемы, решение которых должно было служить научным обоснованием практических выводов. Среди них отмечались закономерности процесса овладения профессиональным мастерством, законы перестройки трудовых навыков, законы изменчивости профес­сионально важных свойств человека и целый ряд других [17, с. 341]. Эти события знаменовали начало нового этапа в раз­витии советской психологии труда.

За 20 лет, предшествовавшие этому этапу, в психологиче­ской науке произошли" большие изменения. Были разработаны теоретические и методологические основы психологии. Выросли квалифицированные кадры психологов-материалистов, психоло­гов-экспериментаторов. Прикладные исследования стали разво­рачиваться на новом уровне.

Характерной особенностью психологии труда 50-х—70-х годов является преодоление сугубо прикладного ее характера. «Психология труда перестает быть только специальной ветвью психологии, ее теоретические проблемы становятся также важ­нейшими проблемами общей психологии человека» [56, с. 32].

Разработка теории личности в советской психологии привела к глубокому проникновению в психологию труда личностного подхода. Субъект труда рассматривается как сплав свойств индивида и личности [5].

Бурное развитие инженерной психологии, ставшей самостоя­тельным, чрезвычайно продуктивным направлением психологии труда, привело к перестройке ее понятийного аппарата, став­шего благодаря обогащению технической терминологией не только более широким, но и более строгим. Прикладные задачи решаются в тесном содружестве с производством, по прямым заказам предприятий.

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Основные задачи, стоящие перед психологией труда в при­кладных исследованиях,— это гуманизация труда и повышение его производительности. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессио­нальной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудяще­гося, расцвета его способностей.

Для решения этих задач могут применяться (и применя­ются) технические, технологические, санитарно-гигиенические, организационные мероприятия. Например, замена станков более совершенными или введение новой технологии приводят к повышению производительности труда, а улучшение венти­ляции и освещения в цехах благотворно сказывается на здо­ровье рабочих. Психология решает задачи гуманизации труда своими средствами. Оптимальное использование -свойств инди­вида и личности, оптимизация состояний человека в труде достигаются такими практическими мероприятиями, как про­фессиональный психологический отбор (разработка систем которого для конкретных условий всегда представляет собой научно-практическую задачу большей или меньшей сложности), совершенствование профессиональной подготовки (и переподго­товки), рационализация социальной и физической сред с учетом психологических особенностей работающих (рис. 1). Все эти мероприятия входят в структуру научной организации труда. Решающим условием выполнения психологией труда стоящих перед ней практических задач являются совершенствование и расширение арсенала методов, которые могут быть заимство­ваны и из смежных областей психологии. Это методы оценки и анализа деятельности, методы диагностики и прогнозирова­ния способностей, методы изучения социальной структуры и психологического климата в коллективе, методы оценки состояний.

Теоретическим фундаментом для решения прикладных задач должны служить исследования в области следующих научных проблем:

1. Изучение 'путей становления гармонии между человеком и его профессией. Иными словами, изучение закономерностей становления динамического равновесия системы «субъект труда — профессиональная среда»;

2. Изучение структуры и динамики профессионально значи­мых свойств индивида и личности;

3. Изучение структуры умений и навыков, обеспечивающих решение профессиональных задач в оптимальных и экстремаль­ных условиях, а также факторов, определяющих устойчивость и динамику этой структуры;

4. Изучение структуры трудовых установок и мотивов тру­довой деятельности, закономерностей формирования и пере­стройки этой структуры;

5. Изучение структуры состояний человека в труде и зако­номерностей динамики этих состояний;

6. Изучение взаимосвязей индивидных свойств, отношений личности и психических состояний как фактора успешности и безопасности труда.

Перечисленные задачи стоят сегодня перед психологией тру­да, и она имеет все предпосылки для их решения.

Психология труда прошла короткую, но полную драмати­ческих поворотов историю. Преодолев плоский эмпирией и политическую близорукость психотехники, она вместе со всей советской психологией укрепила свои теоретические позиции и утвердила принцип гуманизма как основной принцип решения прикладных задач. В психологии труда еще много нерешенных проблем, но ее интенсивное развитие в последнее двадцатиле­тие свидетельствует о неисчерпанных возможностях роста и большом общественном значении этой отрасли психологиче­ской науки.

 

Г л а в а 2 СПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ

§ 4. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

Один из важнейших вопросов психологии труда—вопрос о том, в какой мере профессиональная успешность зависит от способностей работника, насколько возможны компенсация и развитие профессионально значимых свойств. В решении этих вопросов психология труда опирается на теорию способностей, разработанную советскими психологами Б. М. Тепловым, С. Л. Рубинштейном, В. Н. Мясищевым, Б. Г. Ананьевым, A. Г. Ковалевым и др.

«Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого...

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности...

В-третьих, понятие «опособность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного чело­века...» [102, с. 10].

В этом классическом определении способностей, данном Б. М. Тепловым, центральный признак способностей — успеш­ность выполнения деятельности.

Само понятие «успешность» неоднозначно. Оно включает ? прежде всего продуктивность, производительность труда. Для оценки успешности имеет значение также качество продукции, \ безошибочность действий. Для оценки деятельности оператора, главной задачей которого является переработка информации, используется критерий пропускной способности (количество без­ошибочно переработанных в единицу времени сигналов), характеризующий качественную и количественную стороны дея­тельности. В некоторых случаях, при невозможности количе­ственной оценки и высоком заданном уровне надежности (без­ошибочности), показателем успешности может служить уровень сложности решаемой задачи.

При одинаковой объективной ценности результатов «самый процесс продуктивной деятельности может быть в разной сте­пени оригинален и индивидуально своеобразен»,—отмечает

B. С. Мерлин и предлагает учитывать при оценке способностей i оригинальность и самобытность приемов и способов работы [67, с. 10].

Наряду с указанными показателями успешности следует учи­тывать и нервно-психические затраты, необходимые для дости­жения того или иного результата, а также степень удовлетво­ренности работника своим трудом.

Е. А. Милерян для оценки работы операторов вводит поня­тие «качество трудовой деятельности», которое характеризуется надежностью, эффективностью, разносторонностью, гибкостью и темпом работы. При этом надежность может быть выражена стабильностью оптимального уровня работоспособности в экстремальных условиях труда, за которой стоит способность работника к экономной трате сил и распределению их во вре­мени. Гибкость проявляется в_ способности человека своевре­менно изменять стратегию или способ осуществления действий в соответствии с изменениями условий труда. Показателем гибкости может служить время или скорость смены стратегий в ответ на изменение ситуации. Под разносторонностью пони­мается общее количество вариантов стратегии, приёмов и спосо­бов осуществления действий, каждый из которых ведет к достижению поставленной цели труда. Основным показателем разносторонности работы Е. А. Милерян считает процентное отношение обнаруженных оператором решений задач к макси­мально возможному количеству вариантов решений.

«Общая оценка качества труда оператора может быть осу­ществлена путем нахождения среднеарифметических оценок, произведенных по всем параметрам. В дальнейшем не исклю­чена возможность, путем использования аппарата факторного анализа установить определенные веса для каждого из этих параметров с тем, чтобы эти веса ввести в формулу оценки качества в виде поправочных коэффициентов» [72, с. 38—41]. Чем сложнее деятельность, тем больше показателей исполь­зуется для ее оценки.

На основании ряда показателей обследуемая группа работа­ющих делится по успешности на несколько категорий, например «сильные», «средние», «слабые». Более дробной и современной нам представляется шкала успешности, предложенная М. Д. Утюжниковым [104]. Нижний уровень профессиональной успешности по этой шкале обозначается как номинальный, затем потенциальный, перспективный и, наконец, высший — оптимальный.

Соответствие степени выраженности какого-либо индивиду­ального психического свойства высокому уровню профессио­нальной успешности позволяет считать это свойство профессио­нально значимым, т. е. относить его к способностям.

В качестве способностей могут выступать и свойства инди­видуума (особенности его познавательной, эмоциональной, воле­вой деятельности), и отношения личности. «Решение человеком возникающих перед ним жизненных задач при всяких условиях зависит от мобилизации возможностей личности. Увлечение или безразличие, сознание долга или 'безответственное отношение — это то, что мобилизует или демобилизует, развивает или тормо­зит человека... Интерес, увлечение, любовь к той или иной форме деятельности являются условием и залогом ее успеш­ности»,— говорил В. Н. Мясищев на конференции по проблемам способностей в 1960 г. [73, с. 7—8]. Далее, развивая эту мысль, В. Н. Мясищев подчеркивает влияние отношения к людям и отношения людей к данной деятельности на характер и дина­мику отношения человека к труду.

«Каждое свойство личности выступает как способности, если мы рассматриваем его в связи с успешностью выполнения какой-либо деятельности»,— подчеркивает В. С. Мерлин [67, с. 7]. Он считает, что от свойств индивидуума зависит только степень успешности результатов деятельности. А от свойств личности зависит не только степень успешности результатов, но и индивидуальные приемы и способы выполне­ния, благодаря которым достигается успешный результат, а также степень преодоления неблагоприятных и противодей­ствующих условий при достижении успешного результата. В связи с этим В. С. Мерлин предлагает различать в характери­стике способностей две стороны: количественную (уровень спо­собностей) и качественную (своеобразие индивидуальных прие­мов) [67, с. 14].

Для правильного разрешения практических задач чрезвы­чайно важно еще одно положение, выдвинутое Б. Г. Ананьевым на конференции по проблеме способностей в 1960 г. Б. Г. Анань­ев рассматривает в качестве предпосылок успешности какой-либо деятельности не просто сумму необходимых свойств, а определенную структуру способностей и одаренности, их «функциональный» состав, различное сочетание в нем сенсомоторных, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов, неравномерно и своеобразно развиваю­щихся в различных видах деятельности. Он предлагает при изучении этой структуры исходить из функционального состава той или иной деятельности [3, 15]. Тем самым идущее от психо­техники поэлементное сопоставление профессионально значи­мых свойств и характеристик деятельности заменяется задачей соотнесения структур.

В дальнейшем, рассматривая то или иное профессионально значимое свойство психики, мы всегда 'будем иметь в виду, что это свойство является компонентом целостной структуры, извле­ченным из нее в дидактических целях.



Просмотров 1845

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!