Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИЙ



ПРОФЕССИОГРАФИЯ

Любое исследование в области психологии труда, какие бы задачи — теоретические или прикладные — передним ни стояли, начинается с изучения конкретной профессиональной деятель­ности. Для ряда массовых профессий уже разработаны профессиограммы — описание социально-экономических, производ­ственно-технических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Важнейшей частью профессиограммы является психограмма — характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.

Принципы профессиографии сформулированы К. К. Плато­новым. Это принципы: комплексности, целенаправленности; принцип социально-политической активности, предполагающий включение в каждую профессиограмму элементов профпропаганды; принцип личностного подхода; принцип (надежности (тре­бования к помехоустойчивости личности); принцип дифферен­циации, предусматривающий различные специальности, входя­щие в данную профессию, и принцип типизации, требующий объединения профессий в определенные группы; наконец, прин­ципы перспективности и реальности [80].

В соответствии с первым из перечисленных принципов комплексный анализ предполагает:

— производственную характеристику профессии и ее специ­альностей;

— указание на экономическое значение профессии;

— социологическую и социально-психологическую характе­ристики (в том числе — особенности межличностных отношений, особенности коллектива, социальный престиж профессии);

— перечень объема знаний и умений, необходимых для успешного профессионального труда, с особым выделением тех, которые определяют профессиональное мастерство; здесь же приводятся сроки подготовки и перспективы продвижения работника;

— гигиеническую характеристику условий труда с особым выделением так называемых «профвредностей»;

— перечень физиологических требований, предъявляемых к человеку, и медицинских противопоказаний к работе по дан­ной профессии;— составление психограммы.

Эта программа детализирована в методических рекоменда­циях ВНИИ профтехобразования [48], в соответствии с кото­рыми подготовлены сборники профеосиограмм для профессио­нального просвещения молодежи [50].

Содержание и объем психограммы зависят от цели, с кото­рой проводится изучение профессии. В качестве такой цели могут выступать профотбор, профориентация и профконсультация, производственное обучение, рационализация режима и условий труда.

Спецификой составления психограммы в целях профотбора является ориентация на изучение относительно более устойчи­вых, стабильных свойств, дифференцирующих людей по эффек­тивности труда. Например, наиболее значимыми компонентами в структуре опособностей к водительским профессиям считаются сенсомоторные свойства, динамический глазомер, а также широ­кое распределение и быстрая переключаемость внимания. Интенсивность и сосредоточенность внимания характерны для работы часовщика и корректора; диспетчерские профессии предъявляют высокие требования к пространственным 'представ­лениям, оперативному мышлению, эмоциональной устойчивости и т. д.

Психограмма, составленная в целях профотбора, должна включать двоякого рода требования к специалисту: во-первых, те, которые определяют необходимые и некомленсируемые свой­ства и должны предъявляться к любому среднему работнику данной профессии; во-вторых, только желательные, определя­ющие возможность достижения высокого уровня профессиональ­ного мастерства. Нельзя, например, игнорируя тот факт, что изучались средние рабочие, занижать психограмму, так же как нельзя ее завышать на основе изучения мастеров высшей ква­лификации. Рекомендуется также давать в професеиограмме перечень психологических противопоказаний, т. е. тех свойств личности, которые определяют неспособность к данной про­фессии.

Для профессионального просвещения молодежи требуются разнообразные знания о многих профессиях. Поэтому профессиограмма, составленная в целях профориентации и профконсулътации, отличается большой широтой содержания, доступ­ностью изложения. К. К. Платонов рекомендует составлять ее из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: основ­ной, рассчитанной на молодежь, и дополнительной, методиче­ской части, рассчитанной на мастеров и педагогов. Обе части целесообразно заканчивать списками литературы, рекомендуе­мой для лучшего ознакомления с данной профессией [80].

Иные задачи ставятся перед профессиограммой, когда иссле­дование организуется в целях рационализации процесса профес­сиональной подготовки. Спецификой психограммы в этом случае является установка на выявление в первую очередь тех профес­сионально значимых свойств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений, по мере овладения профес­сиональным мастерством. Отысканию путей наиболее эффек­тивного обучения специалистов будет спообствовать сравни­тельный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. В том и другом случае необходимо выделить характерные психологические структуры и сопоставить их между собой для того, чтобы определить, насколько процесс формирования молодого специалиста соот­ветствует требованиям, предъявляемым к профессионалу с боль­шим опытом работы. На основе такой профессиограммы в даль­нейшем намечаются мероприятия, направленные на рационали­зацию обучения [15, с. 13].

Рационализация режима и условий труда также начинается с изучения особенностей конкретной деятельности и составления ее профессиограммы. Так же как и в любой психограмме, здесь выявляются основные профессионально значимые свойства, наилучшее использование которых должно быть обеспечено путем оптимизации условий деятельности. Вместе с тем особое внимание уделяется обнаружению наиболее лабильных психи­ческих функций, динамика которых служит показателем наибо­лее слабых мест в организации труда [15, с. 15]. Например, существенное снижение функций зрительного анализатора к концу рабочего дня свидетельствует о необходимости рацио­нализации освещения, цветового решения интерьера и рабочего места и т. п. Изменение картины динамики психических функ­ций после того, как проведена работа по оптимизации условий труда, может служить индикантом эффективности проведенных мероприятий. Оценивая сдвиги в работоспособности в связи с особенностями профессиональной деятельности, необходимо учитывать наличие значительных индвидуальных различий в динамике пропускной способности анализаторов, скорости и точности реакций, в колебаниях устойчивости и в переключе­нии внимания.

Особым случаем профессиограммы, направленной на опти­мизацию условий труда, является изучение профессии в рамках инженерно-психологического исследования. Анализ источников информации, которую получает оператор, способов ее обработ­ки, последовательности действий, требований к их скорости и надежности, описание специфических условий, в которых про­текает изучаемая деятельность, позволяют формулировать тре­бования к техническим средствам, в частности к способам и формам представления информации, к конструкции органов управления и т. д. Выявление типичных ошибок, допускаемых оператором, позволяет наилучшим образом перераспределить функции между человеком и машиной. Обобщенное представле­ние о возможностях человека, принятое в инженерной психоло-гии, не должно 'подменяться образом обобщенного оператора, работающего в системе вообще.

Структура профессиограммы, объем ее отдельных частей, степень обобщенности или детальности описания тех или иных особенностей деятельности определяются задачей ее изучения. В психотехнике, а затем в психологии труда разрабатывались многочисленные схемы профессиограмм. Примером современной профессиографической схемы может служить схема, разрабо­танная В. Л. Марищуком [62]. Модифицированный вариант этой схемы опубликован в «Методологии исследований по инже­нерной психологии и психологии труда» [69].

Разработка профессиограммы и психограммы — первый, опи­сательный этап психологического изучения профессиональной деятельности. Высокого уровня в описании профессий достигли еще психотехники. В Приложении 1 приведена психограмма практикующего врача, опубликованная доктором философии Франциской Баумгартен в 1922 г. Несмотря на устаревшую во многом терминологию и на большие изменения аз самой вра­чебной деятельности, психограмма эта может служить приме­ром детальной разработки требований профессии к специалисту и обоснования этих требований конкретными задачами деятель­ности. Психограмма разметчика (Приложение 2) разработана В. Г. Местниковым, выпускником факультета психологии ЛГУ, который в течение нескольких лет работал на кораблестрои­тельном заводе в качестве разметчика. Эта психограмма может служить примером современного описания профессии и свиде­тельствует об эффективности такого изучения деятельности, в процессе которого исследователь имеет возможность сочетать в одном лице и наблюдаемого, и «наблюдателя.



Просмотров 1219

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!