Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ ГАРМОНИИ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И ПРОФЕССИЕЙ



Взаимосвязи компонентов в целостной структуре способ­ности к деятельности могут быть как положительными, так и отрицательными. Возможность противоречий между свойства­ми индивида и отношениями личности в характеристике способ­ностей отметил В. С. Мерлин. Он показал, что уровень способ­ностей зависит от характера связей между тем и другим. Если свойства индивидуума противоречат отношениям личности, то уровень способностей снижается. Наоборот, когда эти противо­речия преодолеваются и достигается соответствие между свой­ствами индивидуума, необходимыми для данной деятельности, и положительным отношением к ней, уровень способностей мак­симально повышается. При этом В. С. Мерлин подчеркивает, что уровень способностей определяется не просто наличием или отсутствием таких противоречий. Наличие противоречий между возможностями человека и его интересами и отношениями лич­ности—необходимое условие развития способностей. Поэтому полное отсутствие таких противоречий обусловливает статич­ность способностей. Уровень способностей определяется сте­пенью разрешимости таких противоречий [67, с. 41].

Для иллюстрации противоречия, вытекающего из отсутствия интереса кдеятельности при наличии необходимых индивиду­альных свойств, в психологической литературе обычно ссыла­ются на известных ученых, способности которых проявились лишь после того, как отрицательное отношение к учению вообще или к определенной области знаний сменилось у них интересом к последним. Но, вероятно, значительно чаще в жизни встре­чается другое противоречие: между положительным отношением к той или «ной профессии и наряду с этим какими-то изъянами в структуре профессионально значимых свойств.

Преодоление этого противоречия может осуществляться раз­личными путями. Во-первых, при высоком уровне мотивации недостаточно выраженное профессионально значимое свейство может быть развито настолько, насколько это необходимо для успешного выполнения деятельности. Можно вспомнить Демос­фена, развившего свои ораторские способности, или генералис­симуса Суворова, преодолевшего природную хрупкость своего организма.

Менее яркие, но достойные не меньшего уважения примеры мы встречаем на каждом шагу. Вероятно, в той или иной сте­пени такое преодоление имело место в любой трудовой био­графии.

Второй путь становления гармонии между человеком и его профессией — компенсация недостаточно выраженного свойства или комплекса свойств другим свойством (комплексом). Одни и те же профессиональные задачи могут выполняться с по­мощью различных сочетаний свойств. Этого не понимали психо­техники и попадали впросак. Можно привести пример, когда они отнесли к потенциальным аварийщикам машиниста шахт­ной клети, много лет проработавшего без единой аварии. Да, при тестировании этот машинист мог плохо выполнить какое-то важное задание, однако высокий уровень развития других функций компенсировал обнаруженный недостаток. Ибо в любой профессиональной деятельности участвует целостная человеческая личность, а не какая бы то ни было отдельная психическая функция.

Яркий образец профессиональной компенсации приводит В. Г. Местников, исследовавший профессию разметчика [66]. На рис. 2 показана степень выраженности профессионально значимых свойств у двух разметчиков высокого класса и одного менее успешного. У разметчика А почти все свойства распола­гаются в оптимальной зоне, у разметчика Б—-га потенциальной (при более высоком развитии сенсомоторных свойств). Размет­чик В при сравнительно низком уровне такого важнейшего для этой профессии свойства, как глазомер, добивается прекрасных производственных результатов за счет высокого развития аттенционных свойств (объем, концентрация, переключение внима­ния) и, по-видимому,— умения работать с измерительными ин­струментами (см. Приложение 2).

Совокупность приемов и способов деятельности, обусловлен­ная определенными свойствами личности и сложившаяся как средство приспособления к объективным требованиям, получила в психологии название индивидуального стиля деятельности [47, с. 48]. Компенсирующие возможности индивидуального стиля по отношению к типологическим свойствам нервной систе­мы будут рассмотрены в гл. 4, здесь отметим только, что воз­можности эти не беспредельны.

Наряду с компенсацией одних свойств другими возможна компенсация недостаточно выраженных функций с помощью умений и навыков. Не случайно Б. М. Теплов. в приведенном выше определении способностей подчеркивает их несводимость к умениям и навыкам. В реальных условиях бывает трудно установить, что лежит в основе успешности — способности или сформированные профессиональные умения. Поэтому потребо­валось сформулировать критерии, по которым определяют, что успех деятельности зависит не только от знаний, умений и навы­ков, но и от способностей. Широким признанием в качестве такого критерия пользуется перенос высоких результатов на новые задачи, сходные с разрешавшимися ранее не последова­тельностью способов действия, а требованиями к тем же психи­ческим свойствам человека {67, с. 9].

В. С. Мерлин отмечает также, что умения и навыки «могут быть очень существенным условием успеха деятельности, но они совершенно недостаточны для того, чтобы определить творче­ский ее характер, выражающийся в продуктивных индивидуаль­ных приемах и способах выполнения» [67, с. 13].

Навыки могут маскировать отсутствие того «ли иного свой­ства в структуре способностей или заменять его. Однако успеш­ность приобретения знаний, умений и навыков сама в свою оче­редь зависит от способностей. Поэтому одним из важных при­знаков способностей советская психология считает обучае­мость [65].

Внутри любой профессии могут быть рабочие посты и зада­ния, где для работы необходимы различные 'свойства психики. Например, в одну и ту же научную библиотеку могут быть направлены выпускницы одного института, но часть из них должна будет работать на выдаче, с читателями, где особенно высокие требования предъявляются к особенностям общения специалиста, а другая попадет в отдел подготовки и будет рабо­тать не с людьми, а с заявками, (каталогами, другой докумен­тацией. Поэтому среди способов наилучшего использования потенциальных возможностей работника следует назвать подбор рабочих постов и заданий, соответствующих структуре его спо­собностей.

Исследование В. Н. Келасьева показало, что продавец-ин­траверт в начале своей профессиональной деятельности испы­тывает во время общения с покупателями чувство робости, скованности. Часто этот процесс носит затяжной, длительный характер. Вероятно, с этим связана и более низкая удовлетво­ренность своим трудом, отличающая интравертов, успешно овладевших профессией продавца и имеющих уже достаточный опыт работы. Экстраверт же, овладевая профессией продавца, почти свободен от симптомов тревоги, связанной с общением. Но экстраверт хуже, чем интраверт, переносит неизбежно встре­чающиеся в профессии продавца периоды однообразия. Отсюда вытекает рекомендация о таком распределении продавцов по рабочим местам, в результате которого интраверты работали бы в более однообразных условиях, а экстраверты принимали бы на себя основную «нагрузку» общения [44, 45].

Рассмотренные способы устранения противоречий между возможностями человека и его интересом к профессии могут использоваться одновременно или порознь, притом с различной степенью осознания. В процессе профессиональной подготовки и на первых порах профессиональной адаптации от педагогов м психологов во многом зависит, найдет ли будущий профессио­нал пути приспособления своих возможностей к требованиям профессии и как скоро это произойдет.

Однако не во всех случаях указанное противоречие может быть разрешено до конца, иногда оно и вовсе неразрешимо. Если в силу недостаточного развития какого-либо свойства индивидуума человек не в состоянии добиться в данной дея­тельности таких результатов, которые бы его удовлетворяли, то он снижает уровень своих притязаний до тех пор, покуда достигнутые им результаты не приходят в большее соответствие с его возможностями. В других случаях прежнее положительное отношение к деятельности может смениться отрицательным. Иногда противоречие разрешается тем, что вместо неудовлетворяемого положительного отношения к данной деятельности фор­мируется положительное отношение к иной деятельности, более соответствующей возможностям человека. Это осуществимо только тогда, когда человек осознает, что причина его неудач не во внешних обстоятельствах и препятствиях, а в нем самом, в недостатке необходимых способностей [67, с. 24]. Большая роль в бесконфликтной переориентации, в создании правильной мотивации принадлежит профконсультанту.

Сочетание способностей, присущих конкретному человеку, образует творческий уровень личности, потенциалы ее развития, создавая наряду с другими свойствами неповторимое своеобра­зие личности — индивидуальность [6]. Гармония между человеком как субъектом труда и его работой (профсредой) является одним из важнейших условий реализации потенциалов лично­сти, расцвета индивидуальности.

 



Просмотров 860

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!