![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
ПОНЯТИЕ ДОКУМЕНТООБОРОТА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
Проблема совершенствования документооборота является одной из актуальных в современном документоведении. Это отмечается на самом высоком уровне. С плохой организацией документооборота связаны многие недостатки в управлении. Указом от 26.09.2001 №516 перед госорганами была поставлена задача сократить документооборот не менее чем в 2 раза. Нормативное определение зафиксировано в ГОСТе 16.487-83 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Примерная инструкция дает такое определение: документооборот – движение документов в организации с момента их получения/создания до завершения исполнения, отправки или сдачи в дело. Документооборот является составной частью ДОУ, цель которого является информационное обеспечение деятельности организации, ее документирование и хранение ранее созданной управленческой документации. ДОУ зависит непосредственно от управленческих решений, ДО которых включает 3 составляющие: 1. информационная поддержка решений, т.е. обеспечение принимаемого решения информацией; 2. документирование решений; 3. контроль за выполнением решения. Основными составляющими этого процесса являются: ü получение информации; ü постановка задачи; ü поиск необходимой информации; ü выработка решения, т.е. составление проекта документа, его согласование, удостоверение, отправка и контроль за исполнением. Под документооборотом понимается движение комплексов документов. В их состав входят документы, инициирующие решения, используемые при их выработке и фиксирующие их принятие, а также документы, направляемые на исполнение и сообщающие о результатах исполнения. С этой точки зрения, документооборот – совокупность документов, используемых и создаваемых в процессе принятия решений и контроля за их исполнением. Совокупность документов, выполняющих определенное целевое назначение в процессе документооборота, может определяться понятием «документопоток». Документооборот является составной частью ДОУ и по сути выполняет функции системы коммуникации в учреждении; основная цель документооборота – обеспечение движения комплекса документов в процессе ДОУ. Задача совершенствования документооборота – определение такого движения, которое бы наилучшим образом обеспечило достижение СДОУ ее целей. Важное значение имеет знание параметров документооборота (качественных и количественных). К качественным параметрам относятся: 1. Характеристика документооборота в зависимости от используемой системы обеспечения: ü автоматизированной; ü традиционной; ü смешанной. 2. Распределение документооборота на входящий, исходящий и внутренний документопотоки. 3. Маршруты движения документов. 4. Этапы и инстанции их прохождения. 5. Стадии документооборота. 6. Параметры, которые характеризуют особенности наполнения системы информацией, т.е. состав и содержание документов, направленность движения документов и периодичность документопотока. К количественным характеристиками относятся: 1. Показатели объема и времени протекания. Объем определяется количеством входящих, исходящих, внутренних документов за конкретный период; помимо объема устанавливается удельный вес каждой документной группы. 2. Плотность документопотока, т.е. объем документов, проходящих через структурное подразделение за единицу времени. 3. Физический объем конкретного документа, т.е. размер его текста. К временным характеристикам относятся: 1. Продолжительность документооборота, т.е. скорость прохождения отдельных документов в процессе документооборота. Эта характеристика понимается как время, затраченное на маршрут прохождения документов. 2. Время полного цикла обращения документа в организации. 3. Время прохождения на отдельных стадиях управленческого процесса. Рациональная организация документооборота предусматривает учет следующих принципов: ü прямоточность; ü непрерывность; ü ритмичность; ü параллельность; ü пропорциональность. Принцип прямоточности. Требуется, чтобы перемещение документов осуществлялось по наиболее короткому пути. Важно создать наиболее целесообразную технологию обработки документов и последовательность операций. Наиболее простая схема расположения структурных подразделений – линейная. Канцелярия располагается, как правило, в середине структуры. Наблюдаются сложные по структуре потоки документов, пропускная способность структуры определяется пропускной способностью слабейшего звена в любом уровне управления. Например, если загружены исполнители и канцелярия, то необходимо ввести ответвление потоков от основной цепи. Принцип непрерывности. Предполагает подачу документов на тот уровень, где по ним принимаются решения. Принцип не совместим со скоплением документов в определенной инстанции. Разрабатываются перечни документов, не подлежащих регистрации. Предполагается равномерная загрузка сотрудников в работе с документами. С этим связан порядок согласования, подписания документов. Несвоевременное получение информации ведет к несвоевременному исполнению работ и вызывает задержку исполнения последующих работ . Принцип ритмичности. Предполагает равномерность движения документов и подчинения их определенному ритму движения. Связан с принципом непрерывности. Очень тесно связан с контролем исполнения документов. Принцип параллельности. Означает выполнение отдельных операций по обработке документов в процессе их движения. Основное назначение состоит в сокращении времени на прохождение документа. Возможности вспомогательных подразделений должны соответствовать их потребностям. Параллельное выполнение отдельных операций ускоряет документооборот и исполнение каждого документа. Принцип пропорциональности. Предполагает пропорциональную, равномерную загрузку каналов движения документов. Его несоблюдение ведет к диспропорции загруженности документами. Влияние на документооборот оказывают структура и функции организации вместе с управленческой деятельностью. Поэтому прохождению и исполнению документов помимо делопроизводственных причин могут препятствовать производственные недостатки, отсутствие разграничение обязанностей, недостаточная определенность функций структурных подразделений и организации в целом. Все принципы взаимосвязаны, но и имеют самостоятельное значение.
![]() |