![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Совет Европейского союза. Структура те функционирования
История Был создан в 1952 г. как Особый совет министров в рамках Европейского объединения угля и стали, чтобы уравновесить Высший руководящий орган (наднациональный руководящий орган ЕОУС, сегодня - Европейская комиссия). В первые периоды существования Европейского сообщества большинство решений Совета требовали единогласного решения. Постепенно все большее применение приобретает способ принятия решений квалифицированным большинством голосов. При этом каждому государству принадлежит определенное количество голосов в зависимости от его населения и экономического потенциала. Начиная с Парижского договора, существует тенденция селективного делегирования полномочий от национальных государств (непосредственно или через Совет министров) в Еврокомиссию. Подписание новых "пакетных" соглашений добавляли новые компетенции Евросоюза, что влекло за собой делегирования больших исполнительских полномочий Еврокомиссии. Однако, Еврокомиссия не свободна в осуществлении политики, в определенных сферах национальные правительства имеют инструменты контроля над ее деятельностью. Другая тенденция - усиление роли Европарламента. Следует заметить, что несмотря на проводимую Европарламентом эволюцию от сугубо консультативного органа в институт, получивший право совместного решения и даже одобрения, полномочия Европарламента прежнему были сильно ограничены. Поэтому баланс сил в системе институтов ЕС по-прежнему был в пользу Совета министров. 2. Полномочия и должностные обязанности Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. В терминологии храмовой структуры Маастрихтского договора можно сказать, что Совет наиболее компетентен в тех вопросах, которые могут быть отнесены ко второй и третьей опор европейской интеграции (совместная внешняя политика и политика в области безопасности и сотрудничество по внутренним вопросам). В то же время Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского союза. Некоторые исследователи (С. Хикс) рассматривают Совет Министров как верхнюю палату в политической системе Европейского союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского союза подлежат совместному решению Совета и Европейского парламента. 3. Организация 3.1. Председательство Председательство в Совете министров осуществляется государствами-членами в порядке, единогласно определяемом Советом (обычно ротация происходит по принципу большое - малое государство, основатель - новый член и т. д.). Ротация происходит раз в шесть месяцев. 3.2. Состав В Совет входят министры иностранных дел государств-членов Европейского союза. Однако получила развитие практика созыва Совета в составе других, отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т. д. Решения Совета имеют одинаковую силу вне зависимости от конкретного состава, принявшего решение. • Совет по общим вопросам занимается наиболее важными из вопросов, входящих в компетенцию Совета, он состоит из 27 министров иностранных дел государств-членов. • Экономика и финансы (Ecofin): Состоит из министров по экономике и финансов стран-членов ЕС. • Окружающая среда: Состоит из министров по охране окружающей среды, которые встречаются примерно 4 раза в год. • Образование, молодежь и культура: Состоит из министров по образованию, молодежи и культуры, встречаются 3 - 4 раза в год. 3.3. Администрирование Подготовка вопросов к рассмотрению их в Комитете постоянных представителей, ведется в комитетах и рабочих группах. В обсуждении вопросов в рабочих группах принимают участие эксперты центральных администраций и представительств стран-членов ЕС. В рабочих группах все предложения проходят тщательную проверку, и Комитету постоянных представителей передаются только те вопросы, о которых не достигли единодушия в рабочих группах. Согласованы вопросы, как правило, не рассматриваются Комитетом постоянных представителей. С Комитета постоянных представителей на специальное рассмотрение Советом переходят лишь вопрос, оставшихся открытыми в Комитете постоянных представителей. С точки зрения Совета главный упор в процессе принятия решений делается на подготовке вопросов в рабочих группах. В них представители стран-членов, естественно, действуют в рамках полномочий, предоставленных их министрами. 3.4. Голосование В Раде представлен один министр из каждого государства-члена. Число голосов членов Совета зависит от размера и экономического значения страны. Законы об охране труда подтверждаются на Совете квалифицированным большинством. Все выдвинутые на Совете вопросы обсуждаются в Комитете постоянных представителей государств-членов (COREPER), состоящий, в основном, из послов.
![]() |