![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Правовое регулирование координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
Iv.5.1. Общие положения. Координационная функция прокуратуры нормативно определена в ст.8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции от 17 ноября 1995 г.). В Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (утверждено Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567) определены цели, принципы, направления, формы координации, круг полномочий участников[1]. В приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 26 июня 1997 г. № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью» реализация полномочий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью признана одним из важнейших направлений работы органов прокуратуры. Предписано: «Регулярно, но не реже одного раза в квартал, проводить координационные совещания руководителей органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов федеральной службы налоговой полиции и органов таможенной службы с приглашением при необходимости на них руководителей исполнительной и представительной (законодательной) власти, судов и других заинтересованных ведомств. Разрабатывать и осуществлять совместные меры по борьбе с преступностью. Возложить на прокуроров субъектов Российской Федерации координацию деятельности по борьбе с преступностью всех правоохранительных органов, военных, транспортных и других специализированных прокуратур, дислоцирующихся на территории соответствующих субъектов Федерации» (п.3). Приказом Генерального прокурора РФ «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» от 5 июня 2000 г. № 98 образованы управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах, на которые возложено осуществление «координации деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью» (п.4). Основной целью координации является повышение эффективности воздействия на преступность путем разработки и осуществления правоохранительными органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. Борьба с иными, непреступными правонарушениями также может осуществляться в рамках координационной деятельности, поскольку она направлена на установление и устранение таких правонарушений, которые могут способствовать совершению преступлений, перерастать из непреступных в преступные (например, налоговые, таможенные правонарушения). Под борьбой с преступностью подразумевается деятельность уполномоченных государственных органов по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению, уголовному преследованию и наказанию виновных в их совершении. Понятие правоохранительного органа по борьбе с преступностью.В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» не указан исчерпывающий перечень органов, относящихся к числу правоохранительных. Другими законодательными или иными нормативными актами также не определены понятие, содержание и структура правоохранительной системы в целом в стране, хотя во многих законах и иных нормативных правовых актах эти термины широко употребляются. Одни и те же государственно-правовые структуры относятся к «числу сил обеспечения безопасности», «к органам охраны правопорядка», «к специальным службам», «к правоохранительной системе». Это объяснимо, ибо задачи и функции этих органов имеют общие признаки, позволяющие допускать многообразие терминов. Нередко их обобщенно называют «органы уголовной юстиции». Возлагая на прокуратуру функцию координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, законодатель не определил ни круг таких органов, ни критерии, по которым они могут быть отнесены к числу правоохранительных органов. В ст.8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» названы лишь органы МВД, налоговой полиции, Федеральной службы безопасности и Государственного таможенного комитета. Однако и в этом случае остается неопределенным, по каким отличительным признакам та или иная государственно-правовая структура отнесена к числу правоохранительных органов; тем более, не вполне ясно, какие органы относятся к правоохранительным в числе «других» (п.1 ст.8). Критерии определения государственно-правовой структуры как правоохранительного органа. В интересах четкого установления состава и структуры правоохранительной системы, потребностей в ее дальнейшем развитии и внутренней дифференциации, а также в целях обеспечения надлежащих условий успешной координации деятельности органов необходимо нормативное определение универсальных, закрепленных в законе общепринятых отличительных признаков. Анализ законодательства, а также структур различных государственных органов позволяет сделать вывод, что правоохранительными являются органы, которые законодательно наделены полномочиями по выполнению правоохранительных функций, направленных специально на борьбу с преступностью, это: 1) охрана общественного порядка и безопасности; 2) оперативно-розыскная деятельность (ОРД); 3) дознание по делам о преступлениях; 4) предварительное расследование преступлений. Для соответствующих государственно-правовых структур правоохранительная деятельность является преобладающей: они выполняют одновременно ряд правоохранительных функций, составляющих основное содержание их деятельности (например, органы МВД). Для других государственно-правовых структур правоохранительные функции являются дополнительными к основному виду деятельности (например, органы Федеральной пограничной службы, наделенные функциями оперативно-розыскной деятельности и дознания). Такие органы обычно осуществляют правоохранительную деятельность по борьбе с преступностью в различных правовых сферах и в различном объеме параллельно с выполнением основных задач. С принятием Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» эта деятельность представляет собой самостоятельную правоохранительную функцию, вид правоохранительной деятельности. Отсюда своеобразие полномочий государственных органов, ее осуществляющих, и правовых, технических средств их реализации. Основные субъекты выполнения оперативно-розыскной деятельности – органы дознания. Однако не все органы, наделенные функцией дознания, вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации. Круг таких органов определен Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Согласно ст.13 Закона к ним отнесены: 1) органы внутренних дел Российской Федерации; 2) органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации; 3) федеральные органы налоговой полиции; 4) федеральные органы государственной охраны – Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента Российской Федерации; 5) органы пограничной службы Российской Федерации; 6) таможенные органы Российской Федерации; 7) Служба внешней разведки Российской Федерации; 8) Министерство юстиции Российской Федерации. Таким образом, имеются правовые основания включать все органы, наделенные функцией оперативно-розыскной деятельности, в число правоохранительных органов, участвующих в борьбе с преступностью. Поэтому деятельность этих органов нуждается в согласованности и взаимодействии, и координация – это способ объединения их усилий, обеспечения выработки согласованных решений, действий. Непременное условие успешной координации деятельности по борьбе с преступностью – точное согласование действий не только правоохранительных, но и иных, участвующих в ней заинтересованных органов, например контролирующих. В Законе они непосредственно не включены в состав участников координации, однако при решении многих проблем участие контролирующих органов и иных ведомств необходимо. Такая возможность предусмотрена в указанном Положении: «Для подготовки вопросов, рассматриваемых на координационных совещаниях, и участия в их работе могут привлекаться представители органов контроля и других государственных органов» (п.7 ч.3). При взаимодействии прокуратуры, иных правоохранительных органов с контролирующими органами для последних не обязательны координационные решения, если они не приняли их к исполнению в соответствующей части. Сотрудничество осуществляется путем согласования проводимых мер, в том числе и на основе заключаемых соглашений. Однако, работая в координационных совещаниях, представители контролирующих и других органов вправе принимать участие в выработке соответствующих совместных решений, которые становятся обязательными для исполнения после их подписания руководителями указанных органов. Представители администрации регионов и органов местного самоуправления могут присутствовать на координационных совещаниях правоохранительных органов, участвовать в обсуждении вопросов, однако координация их деятельности в компетенцию прокуратуры не входит.
В Положении также закреплен принцип гласности, который действует в той мере, в какой он не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о защите прав и свобод человека и гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне. В этой связи положительной следует признать практику освещения органами прокуратурами работы координационных совещаний в средствах массовой информации. Принципами координации также являются системность и постоянство координации, при соблюдении которых обеспечивается эффективность работы всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью на всех уровнях, а следовательно, – воздействия на преступность.
Более дифференцированно, с учетом специфики субъектов Федерации, городов и районов приоритеты координации деятельности по борьбе с преступностью определяются прокуратурой совместно с другими правоохранительными органами. Обычно решение об этом отражается в документах, принимаемых по результатам анализа состояния законности и борьбы с преступностью за истекшее полугодие, год. Особая актуальность противодействия отдельным видам преступлений (наиболее распространенным, с низкой раскрываемостью) определяет главные направления, общие для правоохранительных структур конкретного региона, что отражается в организационных документах координационного совещания, в создании постоянно действующих рабочих групп, специализирующихся на выработке и реализации мер по пресечению отдельных видов преступлений. Приоритеты координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью предопределяются совокупностью объективных обстоятельств, характеризующих состояние, структуру, динамику, уровень преступности в городе (районе), регионе, в стране в целом и способствующих совершению преступлений. Это: а) рост количества, особая опасность и низкая раскрываемость отдельных видов и категорий преступлений; б) возникновение (в силу действия вновь сложившихся условий социального, экономического, политического и иного характера) новых видов, способов совершения преступлений, требующих мобилизации дополнительных и согласованных усилий по их раскрытию, нейтрализации и предупреждению; в) неблагоприятные изменения в общей структуре совершаемых преступлений и обстоятельств, им способствующих или сопутствующих, даже при относительной стабильности их общего количества (увеличение доли участия в преступлениях несовершеннолетних, наркоманов, с применением огнестрельного оружия и т.п.). Для совместной работы правоохранительных органов на каждом организационном уровне – федеральном, региональном (в субъектах Федерации), окружном (в федеральном округе), местном (город, район) определяются характерные для них приоритеты координации. Выделяются сферы правовых отношений (например, социальная, валютно-финансовая, налоговая, миграционная, трудовая, внешнеэкономическая), в которых криминогенная ситуация складывается наиболее неблагоприятно. Может возникать необходимость перегруппировки усилий по борьбе с наиболее опасными и характерными для соответствующего региона преступлениями (организованная преступность, терроризм, наркомания, торговля, захват оружия, заказные убийства, хищения определенных видов, коррупция и др.). В качестве приоритетных направлений работы, связанной с объединением усилий правоохранительных органов, можно выделить определенные города, районы, населенные пункты, где сложилась наиболее опасная криминогенная обстановка. Основанием выделения и корректировки приоритетов координации могут стать результаты мониторингового анализа состояния законности и преступности, иных правонарушений в соответствующих регионах, проявившихся тенденций, закономерностей и факторов социального, демографического, экономического, политического характера и даже единичные явления (например, террористические акты в крупных населенных пунктах с использованием радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ и т.п.). Основные организационные отношения, состав участников координации в данном регионе, обозначенные приоритеты, организационные формы деятельности порядок обмена информацией, сроки ее представления и другие процедурные вопросы определяются в принимаемом в субъекте Федерации Регламенте координационного совещания. Так, в Регламенте координационного совещания руководителей правоохранительных органов Республики Татарстан в качестве таких приоритетов были выделены направления борьбы: с бандитизмом, умышленными убийствами и другими тяжкими и особо тяжкими насильственными преступлениями; с коррупцией; с правонарушениями и преступлениями в сфере экономики (нарушениями в области банковско-финансового, налогового, таможенного, бюджетного законодательства, внешнеэкономической деятельности, с незаконным производством и оборотом спирта и алкогольной продукции); с терроризмом и проявлениями политического экстремизма; с незаконным оборотом наркотиков; с преступностью в сфере высоких технологий; профилактика преступности. Для обеспечения согласованной деятельности по выделенным направлениям в субъектах Федерации, как отмечалось, создаются постоянно действующие рабочие группы. Они организуют повседневное взаимодействие по соответствующим направлениям работы. По мере изменения состояния и структуры преступности в регионе выделяются новые приоритетные направления, меняются структура и состав постоянно действующих рабочих групп. Чтобы достичь эффективных результатов в более сжатые сроки, необходимо комплексно охватить профилактической работой соответствующие объекты, оптимально распределить силы, установить надлежащие отношения между субъектами правоохранительной системы.
![]() |