Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



IV.5.2. Формы и методы координационной деятельности



Координационная деятельность правоохранительных органов осуществляется в различных формах, выбор которых определяется ее участниками, исходя из задач и полномочий каждого из них. Важно оперативно отреагировать на изменения в обстановке, использовать механизм координации для нахождения путей правильного реагирования, выработки единых взглядов и подходов к оценке криминальной обстановки в регионе, городе, районе.

Основные формы координации определены в Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. К ним относятся:

совместная разработка предложений к проектам региональных программ борьбы с преступностью как в целом, так и с отдельными видами преступлений;

проведение координационных совещаний;

оперативный обмен текущей информацией по вопросам борьбы с преступностью;

создание следственно-оперативных групп для расследования тяжких и особо тяжких преступлений;

проведение совместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению преступлений, а также по устранению причин и условий, способствующих их совершению;

взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций, привлечение представителей правоохранительных органов к участию в учебе кадров по планам соответствующих органов;

оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности правоохранительных структур в процессе деятельности по борьбе с преступностью;

издание совместных приказов, указаний;

разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности.

Названный перечень основных форм координации не является исчерпывающим. На практике широко используются:

проведение межведомственных совещаний правоохранительных органов по итогам работы за определенный период либо по конкретным вопросам правоохранительной деятельности;

заслушивание информации о ходе расследования и оперативно-розыскной деятельности по уголовным делам;

совместные проверки на предприятиях, в учреждениях, организациях, где складывается наиболее неблагополучная криминогенная ситуация;

организация совместных дежурств следователей прокуратуры и оперативных работников органов внутренних дел;

совместное проведение пресс-конференций, «круглых столов» с обсуждением проблем борьбы с преступностью в городе (районе), в регионе;

взаимодействие со средствами массовой информации в иных формах для освещения актуальных вопросов противодействия преступности и т.п.

Повседневной формой координации является оперативный обмен текущей информацией, положительным опытом, подготовка аналитических обзоров, информационных писем, приказов, указаний, инструкций и распоряжений руководителей федеральных правоохранительных органов, а также субъектов Федерации.

Координационные совещания правоохранительных органов созываются, как правило, два раза в год по следующим вопросам: оценка состояния преступности; итоги выполненной работы по ее пресечению, предупреждению; распространение положительного опыта; разбор недостатков в деятельности конкретных органов – участников борьбы с преступностью. Прокуроры выступают на совещаниях с докладами об итогах работы за соответствующий период, заслушиваются руководители других правоохранительных органов. Формируются, уточняются текущие и перспективные задачи, вырабатываются и согласовываются конкретные меры . В зависимости от повестки заседания и предварительной оценки ситуации на совещания приглашаются представители контролирующих органов, работа которых имеет отношение к обсуждаемым вопросам. В итоговых межведомственных совещаниях участвуют представители всех правоохранительных органов города (района), судов, органов юстиции, а также представители специализированных прокуратур.

Распространенной формой координации является совместное обобщение практики работы по борьбе с преступностью в отдельных сферах правовых отношений (экологической, экономической, налоговой, кредитно-финансовой и др.), по отдельным направлениям деятельности, что позволяет глубже разобраться в состоянии законности и проводимой работе по ее укреплению, установить недостатки и их причины, более точно скорректировать дальнейшие усилия, внести конкретные предложения главам администраций, другим компетентным структурам.

С учетом оперативной обстановки, структуры преступности, состояния раскрываемости преступлений руководители правоохранительных органов совместными распоряжениями создают следственно-оперативные группы для выработки наиболее эффективных путей раскрытия и расследования, установления обстоятельств, способствующих совершению особо опасных или наиболее распространенных в регионе преступлений.

Распространена такая форма координации деятельности правоохранительных органов, как взаимное участие в оперативных совещаниях прокуратуры и соответствующих органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных органов, а также специализированных прокуратур.

Взаимодействие с судами и органами юстиции в рамках координации осуществляется преимущественно путем:

1) взаимного информирования о состоянии преступности и судимости;

2) использования данных судебной статистики и материалов судебной практики при разработке мер по усилению борьбы с преступностью, улучшению качества предварительного следствия;

3) подготовки совместных предложений по разработке законопроектов по вопросам борьбы с преступностью;

4) проведения совместных семинаров и конференций, участия соответствующих специалистов в работе по повышению квалификации работников правоохранительных органов;

5) обсуждения предложений о необходимости подготовки указаний, совместных информационных писем, справок, обзоров вышестоящими правоохранительными органами.

В процессе координации осуществляется взаимодействиеправоохранительных органов с органами исполнительной власти. Такое взаимодействие, прежде всего, связано с разработкой и выполнением комплексных региональных программ борьбы с преступностью, которые включают следующие разделы:

Общая социально-демографическая характеристика города, района.

Криминологическая характеристика города, района.

Субъекты деятельности по борьбе с преступностью.

Основные направления деятельности и общие меры по борьбе с преступностью.

Меры по борьбе с преступлениями против личности.

Меры по борьбе с преступными посягательствами на собственность.

Меры по борьбе с преступлениями в сфере экономики города, района.

Общественная безопасность и профилактика правонарушений.

Предотвращение детской безнадзорности и преступности.

Материально-финансовое и кадровое обеспечение программы.

Мероприятия программы, предусматривающие участие прокуратуры, включаются в нее по согласованию с прокуратурой или по ее инициативе.

Как правило, проект комплексной региональной программы борьбы с преступностью, а также ход и результаты ее выполнения обсуждаются на координационных совещаниях правоохранительных органов соответствующего региона. Принятая программа подписывается главой местной администрации, иногда утверждается представительным (законодательным) органом власти региона. Специализированные прокуратуры также вносят свои предложения в эти программы и принимают участие в их реализации.

Прокурор участвует в этих программах согласованно с органами исполнительной власти, целенаправленно используя взаимные возможности. Однако исполнение мероприятий, намеченных программой по борьбе с преступностью, не исключает осуществления прокуратурой и другими правоохранительными органами координационных мероприятий, выработанных самостоятельно, исходя из оперативной обстановки.

Важной формой координации выступает подготовка и направление в представительные (законодательные), исполнительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления информаций руководителей правоохранительных органов по вопросам состояния преступности и судимости в регионе и о выполненной профилактической работе.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью может осуществляться как «по вертикали», так и «по горизонтали», рекомендации вышестоящих координирующих органов обязательны для исполнения нижестоящими.

Приказ Генерального прокурора РФ «Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением» от 21 октября 1996г. № 57 (п.5) обязывает прокуроров городов с районным делением обеспечивать согласованность действий прокуратуры города и районных прокуратур по выявлению, пресечению, устранению нарушений закона, эффективному использованию предоставленных полномочий.

При планировании и организации координационной деятельности прокуратур городского (районного) звена учитываются план работы и решения координационного совещания вышестоящего звена правоохранительных органов.

Практика координационной деятельности прокуратур различных уровней свидетельствует о необходимости межрегиональной координации для рассмотрения наиболее актуальных проблем борьбы с преступностью, носящих межрегиональный характер.

Специализированные прокуроры, приравненные к прокурорам городов и районов, координируют на своем уровне деятельность соответствующих специализированных отделов и отделений внутренних дел на транспорте, в закрытых и обособленных военных городках, отделов и отделений ФСБ, отделов налоговой полиции, местных таможен и таможенных постов.

Постоянно возникает необходимость в координации деятельности территориальных, военных и иных специализированных прокуратур: транспортных, природоохранных, на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях1, по надзору за соблюдением законов в учреждениях, исполняющих уголовное наказание (УИН).

Организационные стороны их взаимодействия в процессе борьбы с преступностью нормативно в общем плане урегулированы приказом Генерального прокурора РФ № 34.

В соответствии с приказами Генерального прокурора РФ «О разграничении компетенции территориальных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур» от 9 апреля 1996 г. № 24 и «Об организации надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе» от 26 июля 2001 г. № 47 с изменениями от 23 мая 1997 г., от 4 августа 1997 г., от 8 декабря 1998 г. всем территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам необходимо обеспечивать постоянное взаимодействие по актуальным проблемам организации надзора, вопросам борьбы с преступностью. Наиболее эффективно совместное участие в координационных и межведомственных совещаниях.

При выполнении конкретных задач, для решения которых созданы специализированные правоохранительные структуры, специализированные прокуроры могут выступить организаторами координации деятельности этих правоохранительных органов, с привлечением к этой работе руководителей исполнительной и представительной (законодательной власти и других заинтересованных ведомств по следующим предметам:

Природоохранные прокуратуры – по проблемам обеспечения экологической безопасности; выработке мер по предупреждению экологических и техногенных катастроф в регионах; по выполнению федеральных целевых программ (например, «Возрождение Волги»).

Военные прокуроры – о мерах по предупреждению незаконного отчуждения и разворовывания федеральной собственности в воинских частях и учреждениях; по борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, по пресечению незаконного оборота алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ в воинских частях.

Транспортные прокуроры– о мерах по предотвращению терроризма; по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с хищениями материальных средств при перевозках на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах – по проблемам соблюдения законности при обеспечении ядерной безопасности, предупреждению техногенных аварий и катастроф, по пресечению незаконных акционирования и приватизации оборонно-промышленного комплекса.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы; по борьбе с распространением наркотиков в местах лишения свободы; о соблюдении конституционных прав и свобод граждан, содержащихся в следственных изоляторах.

 



Просмотров 835

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!