![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Естественные и искусственные электромеханические и механические характеристики двигателя постоянного тока независимого возбуждения
Обмотка возбуждения (ОВ) питается от независимого источника постоянного тока. При подключении ОВ к обмотке якоря машина превращается в двигатель параллельного возбуждения. Для регулируемых электроприводов обычно используется ДНВ. Процессы электромеханического преобразования энергии ДНВ описываются следующими уравнениями. Здесь
К – конструктивный коэффициент, равный N – число активных проводников обмотки якоря;
a – число пар параллельных ветвей обмотки якоря;
Обычно ДНВ работает при Ф=Фн=const. При этом выше написанные уравнения линеаризуются и после преобразований (решение относительно скорости ω) получим уравнение электромеханической характеристики. Выразив ток якоря через момент В установившимся режиме Эти уравнения показывают, что при U=Uя=const и ф=const характеристики являются прямыми с начальной ординатой
Характеристики, соответствующие отсутствию в цепи якоря добавочного сопротивления, являются естественными. Статическую жесткость характеристики, определяющую ее наклон, можно найти, продифференцировав выражение момента М по скорости ω, найдя предварительно М из уравнения механической характеристики.
Модуль статической жесткости Используя понятие жесткости, уравнение статической механической характеристики ДНВ можно представить в виде: Чем больше модуль жесткости естественной механической характеристики, тем стабильнее является скорость ω электропривода при широких пределах изменения его нагрузки. Другой оценкой стабильности рабочей скорости ω является статизм механической характеристики, количественной оценкой которого служит номинальный перепад скорости.
Относительный перепад скорости для двигателей большой мощности составляет (1,5¸3)%. На вид естественных механической и электромеханический характеристик значительное влияние оказывает реакция якоря, ослабляющая магнитный поток машины. Из-за ее размагничивающего действия в механической характеристике двигателя могут появиться участки с положительной жесткостью (рис. 3.3, участок а-б), что приводит к неустойчивости электропривода.
Реакция якоря, может снизить магнитный поток двигателя на 10-20%, вследствие чего уменьшится его перегрузочная способность. Она неблагоприятно сказывается и на динамических свойствах электропривода. Поэтому в двигателях без компенсационной обмотки мощностью до 100 кВт применяют так называемую стабилизирующую обмотку, размещаемую на сердечниках главных полюсов. Она включается цепь якоря последовательно и создает небольшую МДС, компенсирующую действие реакции якоря. Но двигатели с такой обмоткой нельзя применять для реверсивных электроприводов, т.к. при изменении направления вращения ток якоря имеет противоположное направление, и стабилизирующая обмотка будет усугублять действие реакции якоря. Отметим, что механическая характеристика ДНВ представляет собой зависимость w от электромагнитного момента М двигателя. Если же изобразить зависимость w от момента на валу, то это будет не прямая, а ломанная (рис. 3.4). В двигательном режиме
Часто для удобства расчетов уравнение механической характеристики представляют в относительных единицах. Характеристики двигателей, различных по своим номинальным данным, становятся универсальными. В относительных единицах напряжение, ЭДС, ток, момент, магнитный поток, скорость можно представить в следующем виде: (для двигателей последовательного и смешанного возбуждения Для написания уравнения механической характеристики относительных единицах разделим обе части уравнения механической характеристики на ω0.
т.е. Т.к. у ДНВ при Ф=const МºIя, то Это уравнение электромеханической характеристики в относительных единицах. Характеристики двигателя, соответствующие изменениям параметров двигателя или специальным схемам его включения, являются искусственными. Так, при введении в цепь якоря добавочного сопротивления наклон характеристик увеличивается, их жесткость уменьшается. Семейство механических характеристик, соответствующих различным значениям Rдоб, изображено на следующем рис. 3.6. Скорость якоря двигателя при этом уменьшается, ибо увеличивается падение напряжения на якоре, уменьшается ток, а следовательно и вращающий момент. Отсюда видна возможность регулирования скорости двигателя изменением сопротивления в якорной цепи.
При изменении напряжения, подводимого двигателю, изменяется скорость идеального холостого хода
Для ряда производственных механизмов в соответствие с требованиями технологического процесса иногда возникает необходимость увеличения рабочей скорости, превышающей скорость при U= UН и φ=φН. Этого достигается ослаблением магнитного потока двигателя (уменьшением тока возбуждения). Если уменьшенное значение магнитного потока, равно
При ослабленном потоке и прежнем значении момента ток якоря увеличивается. Его можно найти из уравнения момента
Уравнение механической характеристики при ослабленном потоке будет
Ослабление потока вызывает увеличение не только w0, но и скорости якоря двигателя (при нагрузках, допустимых по условиям коммутации), что, собственно, и требуется. Но при нагрузках, не допустимых по условиям коммутации, скорость будет уменьшаться, и двигатель может перейти в тормозной режим, что отраженно на рис. 3.8, где изображено семейство механических характеристик двигателя, соответствующих различным значениям магнитного потока.
![]() |