Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Оценка пищевого статуса по антропометрическим показателям



Пищевой статус характеризует состав и функции организма человека, обусловленные питанием. Пищевой статус может быть обычным, оптимальным, избыточным или недостаточным.

Оценка пищевого статуса проводится по антропометрическим (рост, масса тела и др.), клиническим, функциональным, иммунологическим показателям, а также по биохимическим данным состояния белкового, жирового, углеводного, минерального и витаминного обменов, определению нутриентов в крови, моче и др.

Важнейшим показателем соответствия питания и состояния здоровья организма является масса тела. Для определения массы тела и ее оценке существует ряд методов.

2.4.1. Определение массы тела путем взвешивания

Измерение массы тела проводят взвешиванием на специальных весах с точностью до 100 г. Полученные данные сопоставляются с «идеальными», т.е. с рекомендуемыми как норма (прил. 3) или с предельно допустимой массой тела в зависимости от пола, возраста и роста (прил. 4).

При использовании таблицы идеальной массы ожирением считают увеличение массы тела на 15% и более, а при использовании таблицы максимально нормальной массы тела - на. 10% и выше

Различают 4 степени ожирения: I степень - избыток массы тела на 10-30%, II степень - на 30-50%, III степень - на 50-100% и IV степень - на 100% и выше.

2.4.2. Определение нормальной массы тела расчетными способами:

- по формуле Брока:

Масса (кг) = рост (см) - 100 (при росте до 165 см)

Масса (кг) = рост (см) - 105 (при росте 165-175 см)

Масса (кг) = рост (см) - 110 (при росте более 175 см)

- по индексу Брейтмана:

Масса тела (кг) = рост (см) × 0,7 – 50

- по специальной формуле:

2.4.3. Определение индекса массы тела.

В настоящее время в международной и отечественной практике применяется высокоинформативный и простой показатель – индекс массы тела (ИМТ), называемый также индексом Кетле.

Характеристика показателей индекса массы тела, принятая в России, в кг/м2:

Менее 20 -недостаточная масса тела;

20 – 24.9 -нормальная масса тела;

25 – 29,9 -избыточная масса тела;

30 – 34,9 -ожирение 1 степени (легкое);

35 – 39,9 -ожирение 11 степени (умеренное);

40 – и более -ожирение 111 степени (тяжелое).

В соответствии с рекомендациями экспертов ВОЗ нижняя граница нормальной массы тела – 18,5 кг/м2. Выделены три степени недостаточности массы тела в соответствии с ИМТ:

17,0 – 18,49 кг/м2 1-я степень (легкая);

16,0 –16,99 кг/м2 2-я степень (умеренная);

менее 16,0 кг/м2 3 степень (тяжелая).

 

Контрольные вопросы

1. Что такое энергетический обмен организма?

2. Из каких видов складываются суточные энергозатраты человека?

3. Какие методы служат для определения энергозатрат?

4. Что такое энергетическая ценность питания?

5. В каких единицах выражается энергетическая ценность питания и энергетические затраты организма человека?

6. Что такое энергетический коэффициент пищевых веществ?

7. Что такое энергетический баланс организма?

8. Что такое пищевой статус?

Выводы

Практическое занятие № 4

Тема: «Составление рационального здорового питания для отдельных групп населения».

Цель: научиться составлять суточные рационы в соответствии с физиологическими нормами питания.

Материально-техническое оснащение: тетрадь для практических работ, учебник З. П. Матюхина «Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии», раздаточный материал.

Теоретические сведения

Рациональное питание- это физиологически адекватное потребностям организма питание, обеспечивающее необходимый уровень обмена веществ, высокую работоспособность и оптимальное состояние здоровья.

Рациональное питание включает 3 основные принципа:

1. обеспечение баланса энергии, расходуемой человеком и поступающей с пищей.

2. удовлетворение потребности организма в определенном количестве пищевых веществ.

3. соблюдение оптимального режима питания.

Основным элементом рационального питания является сбалансированное питание.

Сбалансированное питание- это питание, обеспечивающее оптимальное соотношение пищевых и биологически активных веществ, позволяющее проявить в организме максимум своего полезного биологического действия. Сбалансированное питание предусматривает оптимальные количественное и качественное соотношения макро- и микронутриентов.

Организация и построение рационального здорового питания населения в настоящее время проводится на основе "Норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения" (1991).

Нормы питания являются государственным нормативным документом, определяющим величины оптимальных потребностей в пищевых веществах (нутриентах) и энергии для различных контингентов населения. Они служат критерием для оценки фактического питания, являются научной базой при планировании производства и потребления продуктов питания, оценки резервов продовольствия, используются при разработке мер социальной защиты, а также для расчетов рационов организованных коллективов. Нормы используются для оценки индивидуального и группового питания, а также его коррекции.

Развитие, углубление представлений о роли отдельных пищевых веществ в обеспечении процессов жизнедеятельности, изменение энергоемкости трудовых процессов, условий жизни и быта делает необходимым систематическую ревизию норм.

Физиологические нормы питания включают потребность в энергии и пищевых веществах в зависимости от пола, возраста, массы тела, характера труда, физиологического состояния организма, а также климатических условий. Эти нормы предусмотрены для различных групп населения: детей и подростков, взрослых людей трудоспособного возраста, лиц престарелого и старческого возраста (прил 5, 6, 7).

Взрослое трудоспособное население в зависимости от характера деятельности в Нормах разделено на 5 групп для мужчин и 4 группы для женщин:

I группа - работники преимущественно умственного труда, очень легкая физическая активность, коэффициент физической активности (КФА) - 1,4 (научные работники, студенты гуманитарных специальностей, операторы ЭВМ, контролеры, педагоги, диспетчеры, работники пультов управления и др.)

II группа - работники, занятые легким трудом, легкая физическая активность, КФА - 1,6 (водители трамваев, троллейбусов, работники конвейеров, весовщица, упаковщицу, швейники, работники радиоэлектронной промышленности, агрономы, медсестры, санитарки, работники связи, сферы обслуживания, продавцы промтоваров и др.).

III группа - работники средней тяжести труда, средняя физическая активность, КФА - 1,9 (слесари, наладчики, настройщики, станочники, буровики, водители экскаваторов и бульдозеров, водители автобусов, врачи-хирурги, текстильщики, обувщики, железнодорожники, водители угольных комбайнов, продавцы продтоваров, водники, аппаратчики, металлурги-доменщики, работники химических заводов и др.

IV группа - работники тяжелого физического труда, высокая физическая активность, КФА - 2,2 (строительные рабочие, помощники буровиков, проходчики, основная масса сельскохозяйственных рабочих и механизаторов, доярки, овощеводы, деревообработчики, металлурги и литейщики и др.)

V группа - работники особо тяжелого физического труда, очень высокая физическая активность, КФА - 2,4 (механизаторы и сельскохозяйственные рабочие в посевной и уборочный период, горнорабочие, вальщики леса, бетонщики, каменщики, землекопы, грузчики немеханизированного труда, оленеводы и др.)

В приведенном распределении трудоспособного населения по группам интенсивности труда величины коэффициента физической активности труда, как главной физиологической характеристики группы, одинаковы для мужчин и женщин. Однако, в связи с меньшей величиной массы тела и соответственно основного обмена, энергетическая ценность рационов для мужчин и женщин в группах с одним и тем же коэффициентом физической активности различна. При расчете Норм использовалась масса тела для мужчин 70 кг, для женщин - 60 кг.

Каждая из групп дифференцирована на три возрастные категории: 18-29, 30-39 и 40-59 лет. Потребности лиц старше 59 лет дифференцированы по двум возрастным категориям: 60-74 и 75 и старше.

Детское население и подростки разделены на 11 возрастных категорий, введена категория детей 6-ти лет - школьников.

В Нормах питания величины потребностей в нутриентах дифференцированы в зависимости от климата. Из всех климатических зон выделены районы Севера, где население потребляет энергии на 10-15 % больше, чем жители других климатических зон. Для населения Севера рекомендуется соотношение основных пищевых веществ (в % к калорийности рациона): белок – 15%, жир - 35% и углеводы – 50%.

Квота животного белка для взрослого населения должна составлять – 55%, растительного жира – 30% от общего количества.

Примечание: В Нормах питания потребность в витамине А выражена в мкг ретинол-эквивалентах (1 мкг ретинол-эквивалент = 1 мкг ретинола или 6 мкг b-каротина).

Потребность в витамине Е выражена в мг токоферол-эквивалентах (1 мг токоферол-эквивалент = 1 мг Д-альфа-токоферола).

Потребность в витамине Д выражена в мкг холекальциферола (10 мг холекальциферола - 400 МЕ. витамина Д).

Потребность в ниацине (витамин РР) выражена в ниацин-эквивалентах (1 ниацин-эквивалент = 1 мг ниацина или 60 мг триптофана в рационе).

Ход выполнения

Работа ведется по индивидуальному заданию, для чего каждому обучающемуся предлагается составить рацион питания для определенного контингента населения.

Варианты заданий

1. Составить рацион питания для мужчины в возрасте 36 лет, являющемся руководителем предприятия.

2. Составить рацион питания для девушки в возрасте 22 лет, работающей медсестрой.

3. Составить рацион питания для девушки секретаря в возрасте 25 лет.

4. Составить рацион питания для мужчины в возрасте 45 лет, работающим преподавателем истории.

5. Составить рацион питания для женщины в возрасте 50 лет, работающей воспитателем.

6. Составить рацион питания для мужчины агронома в возрасте 42 лет.

7. Составить рацион питания для мужчины тренера в возрасте 55 лет.

8. Составить рацион питания для девушки администратора в возрасте 20 лет.

9. Составить рацион питания для женщины ветеринара в возрасте 30 лет.

10.Составить рацион питания для женщины швейницы в возрасте 48 лет.

11.Составить рацион питания для мужчины слесаря в возрасте 39 лет.

12.Составить рацион питания для мужчины водителя автобуса в возрасте 56 лет.

13.Составить рацион питания для женщины продавца продовольственных товаров в возрасте 42 лет.

14.Составить рацион питания для мужчины повара в возрасте 33 лет.

15.Составить рацион питания для мужчины полиграфиста в возрасте 44 лет.

16.Составить рацион питания для мужчины строителя в возрасте 30 лет.

17.Составить рацион питания для мужчины литейщика в возрасте 47 лет.

18.Составить рацион питания для мужчины плотника в возрасте 53 лет.

19.Составить рацион питания для мужчины в возрасте 32 лет, являющемся сельскохозяйственным рабочим.

20.Составить рацион питания для мужчины в возрасте 52 лет, являющемся горнорабочим на поверхностных работах.

21.Составить рацион питания для мужчины в возрасте 35 лет, работающим сталеваром.

22.Составить рацион питания для мужчины в возрасте 29 лет, работающим вальщиком леса.

23.Составить рацион питания для мальчика в возрасте 10 лет.

24.Составить рацион питания для девочки в возрасте 5 лет.

25.Составить рацион питания для девочки в возрасте 12 лет.

 

2.1. Определение суточных физиологических нормативов питания

Для выбора нормативов питания для взрослого трудоспособного населения, обучающийся должен, прежде всего, определить группу интенсивности труда, к которой относится данная группа населения согласно индивидуального задания. С этой целью следует воспользоваться перечнем профессий и их распределением по группам интенсивности труда, указанным в физиологических Нормах питания.

После выбора группы интенсивности труда для взрослых и возрастной группы для детей, необходимо определить суточную энергоценность питания и количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ в суточном рационе питания соответствующей группы по прил. 5, 6 и 7.



Просмотров 3194

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!