Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Поражающее действие новых видов оружия массового поражения



Считается, что из числа возможных в ближайшем будущем новых видов оружия массового поражения наибольшую реальную опасность представляют лучевое, ра­диочастотное, инфразвуковое, радиологическое и геофизическое оружие.

Лучевое оружие - это совокупность устройств (генераторов), поражаю­щее действие которых основано на использовании остронаправленных лучей электромагнитной энергии или концентрированного пучка элементарных частиц разогнанных до больших скоростей. Один из видов лучевого оружия ос­нован на использовании лазеров, другим его видом является пучковое (ускорительное) оружие.

Лазеры представляют собой мощные излучатели электромагнитной энергии оп­тического диапазона - «квантовые оптические генераторы».

Поражающее действие лазерного луча достигается в результате нагревания до высоких температур материалов объекта, приводящее к их расплавлению и даже ис­парению, повреждению сверхчувствительных элементов, поражению органов зрения и нанесению человеку термических ожогов кожи.

Действие лазерного луча отличается скрытностью (отсутствием внешних при­знаков в виде огня, дыма, звука), высокой точностью, прямолинейностью распростра­нения, практически мгновенным действием.

Применение лазеров с наибольшей эффективностью может быть достигнуто в космическом пространстве для уничтожения межконтинентальных баллистических ракет и искусственных спутников Земли, как это предусматривается в американских планах «звездных войн».

Разновидностью лучевого оружия является ускорительное оружие. Поражаю­щим фактором ускорительного оружия служит высокоточный остронаправленный пучок насыщенных энергией заряженных или нейтральных частиц (электронов, про­тонов, нейтральных атомов водорода), разогнанных до больших скоростей. Ускори­тельное оружие называют также пучковым оружием.

Объектами поражения могут быть прежде всего искусственные спутники Земли, межконтинентальные, баллистические и крылатые ракеты различных типов, а также различные виды наземного вооружения и военной техники. Весьма уязвимым эле­ментом перечисленных объектов является электронное оборудование. Не исключает­ся возможность интенсивного облучения ускорительным оружием живой силы про­тивника. Согласно американским источникам, существует возможность интенсивно­го облучения ускорительным оружием из космоса больших площадей земной поверхности (сотен квадратных километров), которое приведет к массовому поражению расположенных на них людей и других биологических объектов.

Радиочастотное оружие- средства, поражающее действие которых ос­новано на использовании электромагнитных излучений сверхвысокой (СВЧ) или чрезвычайно низкой частоты (ЧНЧ). Диапазон сверхвысоких частот нахо­дится в пределах от 300 МГц до 30 ГГц, к чрезвычайно низким относятся час­тоты менее 100Гц.

Объектом поражения радиочастотным оружием является живая сила, при этом имеется в виду известная способность радиоизлучений сверхвысокой и чрезвычайно низкой частоты вызывать повреждения (нарушения функций) жизненно важных ор­ганов и систем человека - таких, как мозг, сердце, центральная нервная система, эн­докринная система и система кровообращения,

Радиочастотные излучения способны также воздействовать на психику челове­ка, нарушать восприятие и использование информации об окружающей действитель­ности, вызывать слуховые галлюцинации, синтезировать дезориентирующие речевые сообщения, вводимые непосредственно в сознание человека.

Инфразвуки вое оружие- средства массового поражения, основанные на использовании направленного излучения мощных инфразвуковых колебаний с частотой ниже 16 Гц.

По данным иностранных источников, такие колебания могут воздействовать на центральную нервную систему и пищеварительные органы человека, вызывают го­ловную боль, болевые ощущения во внутренних органах, нарушают ритм дыхания.

При более высоких уровнях мощности излучения и очень малых частотах появ­ляются такие симптомы, как головокружение, тошнота и потеря сознания. Инфразвуковое излучение обладает также психотропным действием на человека, вызывает по­терю контроля над собой, чувство страха и панику.

Радиологическое оружие- один из возможных видов оружия массового поражения, действие которого основано на использовании боевых радиоактив­ных веществ. Под боевыми радиоактивными веществами понимают специаль­но получаемые и приготовленные в виде порошков или растворов вещества, содержащие в своем составе радиоактивные изотопы химических элементов, обладающие ионизирующим излучением.

Действие радиологического оружия может быть сравнимо с действием радиоактив­ных веществ, которые образуются при ядерном взрыве и загрязняют окружающую мест­ность. В результате интенсивного и длительного излучения боевые радиоактивные веще­ства могут вызывать губительные последствия для животного и растительного мира.

Основным источником получения боевых радиоактивных веществ служат отхо­ды, образующиеся при работе ядерных реакторов. Они могут быть также получены путем облучения заранее подготовленных веществ в ядерных реакторах или боепри­пасах. Бурное развитие в последние годы ядерной энергетики и достижения физики высоких энергий предоставили возможность развитым в индустриальном отношении государствам получать радиоактивные вещества с различными периодами распада в таких количествах, которые позволяют, по мнению военных специалистов США, широко применять радиологическое оружие в будущих войнах и создавать загрязнение на необходимый период.

Применение боевых радиоактивных веществ может осуществляться с помощью авиационных бомб, распылительных авиационных приборов, беспилотных самоле­тов, крылатых ракет и других боеприпасов и боевых приборов,

Геофизическое оружие- принятый в ряде зарубежных стран условный термин, обозначающий совокупность различных средств, позволяющих ис­пользовать в военных целях разрушительные силы неживой природы путем искусственно вызываемых изменений физических свойств и процессов, проте­кающих в атмосфере, гидросфере и литосфере Земли.

В США и других странах НАТО делаются также попытки изучать возможность воздействия на ионосферу, вызывая искусственные магнитные бури и полярные сия­ния, нарушающие радиосвязь и препятствующие радиолокационным наблюдениям в пределах обширного пространства. Изучается возможность крупномасштабного из­менения температурного режима путем распыления веществ, поглощающих солнеч­ную радиацию, уменьшения количества осадков, рассчитанного на неблагоприятные для противника изменения погоды (например, засуху). Разрушение слоя озона в ат­мосфере предположительно может дать возможность направить в районы, занимае­мые противником, губительное действие космических лучей и ультрафиолетового из­лучения Солнца.

Термин «геофизическое оружие» отражает, по существу, одно из боевых свойств ядерного оружия - оказание влияния на геофизические процессы в направле­нии инициирования их опасных последствий для войск и населения. Иными словами, поражающими (разрушительными) факторами геофизического оружия служат при­родные явления, и роль их целенаправленного инициирования выполняет главным образом ядерное оружие.

 

12.7. Поражающее действие обычных видов оружия (обычных средств по­ражения

Несмотря на появление в армиях ведущих стран ядерных и других новейших средств борьбы, не утратило своего значения и обычное оружие. Следует отметить, что название это в известной мере условно. В ряде случаев по масштабам примене­ния и воздействию на людей отдельные его виды (боеприпасы объемного взрыва, за­жигательные средства) могут вызывать массовые потери среди личного состава войск и населения.

Боеприпасы объемного взрыва- принципиально новый вид боеприпасов, эффективность которых, по свидетельству зарубежной печати, значительно вы­ше, чем у боеприпасов, снаряженных обычными взрывчатыми веществами.

Они разработаны в США в 1966 г., а в 1969 г. авиация США уже применяла бомбовые кассеты объемного взрыва во время агрессии во Вьетнаме. Действие бое-припаса объемного взрыва сводится к следующему: заряд (жидкая рецептура) распы­ляется в воздухе, полученный аэрозоль преобразуется в газовоздушную смесь, кото­рая затем подрывается. Действие такого заряда, как считают зарубежные специалисты, соизмеримо с поражающим действие ударной волны тактического ядерного бое-припаса.

Зажигательные средстваприменялись еще в древние времена, однако широко использовать их стали в XX в. в связи с развитием химической про­мышленности.

Наиболее широко в последних войнах и вооруженных конфликтах армии неко­торых государств применяли зажигательные смеси на основе нефтепродуктов - на-палмы, По своему внешнему виду напалмы напоминают резиновый клей, хорошо прилипают к различным поверхностям, горят 3-5 мин, при этом возникает темпера­тура 900-1100 °С. Введение в состав напалмов белого фосфора делает их самовоспла­меняющимися, а добавление металлического натрия придает свойство воспламенять­ся от соприкосновения с влагой. Такие смеси называют супернапалмами. Средняя температура их горения 1100-1200 °С, они хорошо удерживаются на вертикальных и наклонных поверхностях.

Американские специалисты отмечают следующие особенности действия зажи­гательных средств: возможность поражения больших скоплений живой силы и тех­ники; уничтожение и вывод из строя на длительное время крупных военных объектов и населенных пунктов; оказание психологического воздействия на людей (снижается способность к сопротивлению); болезненность ожогов, длительность стационарного лечения пораженных. Низкая стоимость по сравнению с другими видами оружия, а также наличие достаточной сырьевой базы делают зажигательное оружие предпочти­тельным.

Огнестрельное оружиеподразделяется на стрелковое, артиллерийское, авиационные бомбы, мины и гранаты.

Основным видом поражения, которое возникает от воздействия огнестрельного оружия, является ранение. Ранящими снарядами могут быть пули или осколки артил­лерийских снарядов, бомб, мин и ручных гранат.

Использование автоматической винтовки М-16 калибра 5,56 (НАТО) с высокой начальной скоростью полета пули способствует возникновению ранений, характери­зующихся большой величиной разрушения и очагов некроза вокруг раневого канала.

Кассетные боеприпасы применяются для повышения боевой эффективности обычных средств нападения, позволяющих в десятки раз увеличить площадь пораже­ния. Кассеты снаряжаются множеством мелких бомб, предназначенных для уничто­жения живой силы.

Кассетные боеприпасы за рубежом создаются также и для артиллерии, систем залпового огня, управляемых тактических ракет. Их эффективность в 5 раз выше, чем у осколочно-фугасных снарядов.

Для массового уничтожения живой силы предназначены шариковые бомбы, со­держащие 250 металлических шариков массой 0,7-1,0 г. При раскрытии бомбы шари­ки рассеиваются на площади 100 м2. Истребитель-бомбардировщик может взять на борт 1000 бомб и поразить открытую живую силу на 10 га. Поражающее действие та­кой бомбовой нагрузки, по расчетам американских специалистов, эквивалентно огне­вой мощи 13160 винтовок, выстреливающих по магазину патронов каждая.

Фугасные боеприпасы предназначены для разрушения промышленных, жилых и административных зданий, железнодорожных и автомобильных магистралей, поражения техники и людей. Основным поражающим фактором фугасных боеприпасов является воздушная ударная волна, возникающая при взрыве обычного взрывчатого вещества, которым снаряжаются эти боеприпасы.

От ударной волны и осколков фугасных и осколочных боеприпасов эффективно за­щищают убежища, укрытия различных типов, перекрытые щели. От шариковых бомб можно укрываться в зданиях, траншеях, складках местности, колодцах коллекторов.

Кумулятивные боеприпасы предназначены для поражения бронированных це­лей. Принцип действия их основан на прожигании преграды мощной струей продук­тов детонации взрывчатого вещества.

Бетонобойные боеприпасы предназначены для поражения железобетонных со­оружений высокой прочности, а также для разрушения взлетно-посадочных полос аэ­родромов. В корпусе боеприпаса размещается два заряда (кумулятивный и фугасный) и два детонатора. При встрече с преградой срабатывает детонатор мгновенного дей­ствия, который подрывает кумулятивный заряд. С некоторой задержкой (после про­хождения боеприпаса через перекрытие) срабатывает второй детонатор, подрываю­щий фугасный заряд, который и вызывает основное разрушение объекта.

Улучшение конструкции боеприпасов идет и в направлении увеличения точно­сти попадания в цель (сверхточное оружие).

Новейшим видом высокоточного оружия являются разведывательно-ударные комплексы, которые объединяют в себе два элемента:

• поражающие средства - самолеты с кассетными бомбами, оснащенные бое­головками самонаведения ракеты, которые способны проводить селекцию целей на фоне других объектов и местных предметов;

• технические средства, обеспечивающие их боевое применение средства раз­ведки, связи, навигации, системы управления, обработки и отображения ин­формации, выработки команд.

Такая интегрированная автоматизированная система управления предполагает полностью исключить человека (оператора) из процесса наведения оружия на цель.

К высокоточному оружию относятся также управляемые авиационные бомбы. По внешнему виду они напоминают авиационные бомбы обычного типа и отличают­ся от последних наличием системы управления и небольших крыльев. Эти бомбы предназначены для поражения малоразмерных целей, требующих большой точности попадания. В зависимости от вида и характера целей управляемые авиационные бом­бы могут быть бетонобойными, бронебойными, противотанковыми, кассетными и т.п., с кумулятивным размещением взрывчатого вещества в корпусе боеприпаса. Бом­бы сбрасываются с самолетов, которые не доходят до цели многие километры, и при помощи систем радио- и телеуправления наводятся на цель.

Таким образом, развитие средств вооруженной борьбы, возможность широкого использования оружия массового поражения могут привести к многократному увели­чению по сравнению с прошлыми войнами размеров санитарных потерь, изменению их структуры, появлению новых видов боевой патологии, что, в свою очередь, ус­ложнит условия работы всех звеньев медицинской службы.

13. Организация санитарно – противоэпидемического обеспечения в чрезвычайных ситуациях 13.1. Принципы и задачи санитарно-противоэпидемического обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

Организация и проведение экстренных санитарно-противоэпидемических меро­приятий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) строятся на общих принципах охраны здо­ровья, оказания медицинской помощи населению в районах бедствия, предупрежде­ния возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Санитарно-противоэпидемическое обеспечение в ЧСвключает ком­плекс организационных, правовых, медицинских, гигиенических и противо­эпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникнове­ния и ликвидацию инфекционных заболеваний, соблюдение санитарных пра­вил и норм при резком ухудшении санитарно-эпидемического состояния, сохранение здоровья населения и поддержание его трудоспособности.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) включает функциональную подсистему надзора за санитарно-эпи­демиологической обстановкой, участвующую в ликвидации последствий ЧС природ­ного и техногенного характера.

Основными принципами организации санитарно-противоэпидемического обес­печения населения в ЧС являются:

• государственный и приоритетный характер санитарно-эпидемиологической службы, постоянная готовность ее сил и средств, их высокая мобильность, четкое функциональное предназначение и формирование с учетом регио­нальных особенностей;

• единый подход к организации санитарно-противоэпидемических мероприятий;

• соответствие содержания и объема мероприятий санитарно-эпидемиологиче­ской обстановке, характеру деятельности и возможностям учреждений и формирований службы;

• дифференцированный подход к формированию сил и средств с учетом региональ­ных особенностей, уровня и характера потенциальной опасности территорий;

• взаимодействие санитарно-эпидемиологической службы Минздрава России с органами и учреждениями других ведомств и ведомственными медико-сани­тарными службами,

Основной целью функционирования подсистемы надзора за санитарно-эпиде­миологической обстановкой РСЧС является организация мероприятий госсанэпид-службы, направленных на предупреждение и ликвидацию неблагоприятных медико-санитарных и санитарно-эпидемиологических последствий ЧС. Совершенствование

организации и повышение готовности органов и учреждений госсанэпидслужбы к деятельности по наблюдению, оценке и прогнозированию санитарно-эпидемиологи­ческой обстановки обусловлены возникновением реальной или потенциальной угро­зы здоровью населения.

Функциональные основы подсистемы определяют основные задачи и преду­сматривают основные направления деятельности санитарно-профилактических учре­ждений и формирований по санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому обеспечению в ЧС, а именно:

• принятие главными государственными санитарными врачами администра­тивных территорий решений, обязательных для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятиями, уч­реждениями и организациями, независимо от их подчиненности и форм соб­ственности, должностными лицами и гражданами при возникновении ЧС са­нитарно-эпидемиологического характера;

• осуществление контроля за соблюдением санитарных правил, гигиенических нормативов и норм при возникновении ЧС;

• осуществление контроля за проведением специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний;

• осуществление контроля за организацией и проведением всего комплекса са-нитарно-противоэпидемических мероприятий;

• обеспечение организационно-методического руководства деятельностью са­нитарно-эпидемиологических служб министерств и ведомств Российской Федерации по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия насе­ления при возникновении ЧС;

• разработку предложений по введению и отмене на территории Российской Федерации особых условий и регламентов проживания населения и ведению хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение распростра­нения и ликвидацию инфекционных, паразитарных, профессиональных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения;

• образование за счет выделенных из федерального бюджета Российской Фе­дерации ассигнований ведомственного резерва финансовых и материальных ресурсов, в том числе валютного, предназначенного для финансирования са-нитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС;

• обеспечение постоянной готовности системы управления, сил и средств к ра­боте в ЧС, осуществление контроля за созданием и готовностью специализи­рованных формирований госсанэпидслужбы (гигиенические и противоэпиде­мические бригады, санитарно-эпидемиологические отряды и специализиро­ванные противоэпидемические бригады) для включения их в группировку сил и средств, направляемых для ликвидации ЧС;

• обеспечение контроля за готовностью лабораторной базы учреждений гос­санэпидслужбы как составной части сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов в целях своевременного обнаружения и осуществления оперативного контроля и из­мерений радиоактивного и химического загрязнения в районах ЧС, а также биологического заражения атмосферного воздуха, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, продовольствия и других объектов окружающей среды;

• представление доклада Правительству Российской Федерации о санитарно-эпидемиологической обстановке в районе ЧС;

• участие в государственной экспертизе в области защиты населения и терри­торий от ЧС.

Санитарно-эпидемиологический надзор за санэпидобстановкой осуществляется на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях и решает следующие задачи.

На федеральном уровне:

• разработка и внедрение принципов единой государственной политики в об­ласти обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны и укрепления здоровья всех категорий населения, снижения отрицательного влияния вредных факторов окружающей среды;

• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой но­вых технологий и производств, размещением и функционированием потен­циально опасных объектов;

• научная разработка и внедрение наиболее прогрессивных способов защиты и гигиенического воспитания населения, приемов и методов работы в сети на­блюдения и лабораторного контроля (СНЛК), санитарно-эпидемиологиче­ской, радиационной и химической разведок, а также новых направлений по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

• разработка методических основ гигиенического обоснования размещения и материально-бытового обеспечения пострадавшего населения;

• изучение возможностей использования сил и средств санитарно-эпидемиоло­гической службы и разработка необходимых рекомендаций по их работе в ЧС;

• взаимодействие органов, учреждений и формирований службы медицины ка­тастроф различных министерств и ведомств по вопросам оказания помощи в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;

• совершенствование автоматизированной информационно-управляющей сис­темы и подготовка кадров к работе в часто меняющейся санитарно-эпиде­миологической обстановке;

• использование международного опыта в предупреждении и ликвидации ме­дико-санитарных последствий ЧС.

На региональном уровне:

• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за разработкой но­вых технологий и производств, размещением и функционированием объек­тов, на которых возможно возникновение региональных ЧС;

• внедрение прогрессивных способов индивидуальной защиты и гигиениче­ского воспитания населения, приемов и методов работы СНЛК в ЧС, захва­тывающих несколько территориальных образований;

• взаимодействие органов, учреждений и формирований службы медицины ка­тастроф различных министерств и ведомств, расположенных в регионе, по вопросам оказания помощи в проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий;

• совершенствование автоматизированной информационно-управляющей сис­темы и подготовки кадров по вопросам специфики территории и ее влияния на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС;

• разработка нормативных и методических документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия территорий при возникнове­нии региональных ЧС;

• контроль за исполнением санитарного законодательства Российской Федера­ции, участие в экологическом мониторинге и слежении за уровнем содержа­ния токсичных и радиоактивных веществ, микроорганизмов в воздухе, почве, воде, продовольственном сырье и пищевых продуктах; формирование регио­нальных резервов сил и средств санитарно-эпидемиологической службы;

• рациональное использование сил и средств РСЧС, расположенных в регионе, их своевременный маневр при организации и проведении гигиенических ме­роприятий в зонах ЧС, на территориях, загрязненных химическими и радио­активными веществами, в очагах инфекционных заболеваний;

• обобщение опыта работы органов управления, учреждений и специализиро­ванных формирований по предупреждению и ликвидации санитарно-эпиде­миологических последствий ЧС.

На территориальном уровне:

• контроль за уровнем заболеваемости, динамикой специфического и неспеци­фического иммунитета, накоплением поглощенной дозы, последствиями от­равлений аварийноопасными химическими веществами (АОХВ), реализаци­ей мероприятий по защите населения от радиоактивных и высокотоксичных веществ, усилению иммунной и другой защиты населения;

• разработка нормативных и методических документов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в том числе поведения по­страдавших при возникновении радиоактивных, химических и эпидемиче­ских очагов в зоне ЧС и за ее пределами; контроль за исполнением санитар­ного законодательства РФ, участие в экологическом мониторинге и слеже­нии за уровнем содержания вредных веществ в воздухе, почве, воде, продо­вольственном сырье и пищевых продуктах;

• разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-эпиде­миологической надежности водоснабжения, организации питания населения, сбора и утилизации бытовых и производственных отходов;

• проведение санитарно-эпидемиологической, санитарно-химической и сани-тарно-радиационной разведок, организация наблюдения и лабораторного контроля на химически опасных и иных объектах и в коллективах, подверг­шихся воздействию вредных веществ;

• выработка рекомендаций по режиму на объектах экономики, обеззаражива­нию территорий, помещений, транспорта в зависимости от вида опасного для населения вредного фактора;

• контроль за полнотой и качеством санитарно-гигиенических мероприятий и санитарной обработкой населения, проводимых другими ведомствами и служ­бами; за соблюдением гигиенических правил эвакуации населения и больных;

• разработка и реализация неотложных мер по повышению санитарно-гигие­нической надежности водоснабжения и питания населения, сбора и утилиза­ции бытовых и производственных отходов;

• внедрение во всех лечебно-профилактических учреждениях на этапах медицин­ской эвакуации современных приемов и методов оказания помощи при радиаци­онных и химических авариях, усиленного противоэпидемического режима;

• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водо­снабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими уч­реждениями, расположенными в зоне ЧС;

• контроль за полнотой и качеством дезактивации, дегазации, дезинфекции в зоне ЧС, а также санитарной обработкой населения, проводимых другими ве­домствами и службами;

• подготовка врачей общей практики, терапевтов, педиатров и врачей скорой медицинской помощи по вопросам особенностей радиационных поражений, отравлений и инфекционной патологии в ЧС;

• обучение населения способам защиты от химических и других вредных ве­ществ и поведению в очагах загрязнения;

• создание и поддержание специальных финансовых и материальных фондов, резерва лабораторного оборудования, средств индивидуальной защиты, запа­сов диагностических и иных препаратов, питательных сред, дезсредств и другого расходного имущества;

• проведение экстренной (общей и специальной) и антидотной профилактики.

На местном уровне:

• осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водо­снабжения, предприятиями общественного питания, детскими и другими уч­реждениями, расположенными в зоне ЧС;

• своевременный переход лечебно-профилактических учреждений на работу в условиях усиленного, а при необходимости и строгого противоэпидемиче­ского режима;

• целенаправленная работа санитарно-токсикологических, радиологических и микробиологических лабораторий по проведению массовых исследований по показаниям;

• обучение населения поведению в очагах химического и радиологического за­грязнения;

• выдача (по показаниям) радиопротекторов и антидотов, проведение экстрен­ной (общей и специальной) профилактики.

На объектовом уровне:

• изучение объектов, представляющих потенциальную опасность осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки при возникновении ЧС (объекты атомной, химической, микробиологической, пищевой промышленности и во­доснабжения, канализационные сети и отстойники);

• слежение за состоянием здоровья и работоспособности работающих на объ­екте, их устойчивости к воздействию факторов ЧС в условиях складываю­щейся санитарно-гигиенической обстановки;

• установление необходимого количества привлекаемых сил и средств объекта с указанием сроков их готовности и, по возможности, объемов выполняемых мероприятий;

• защита персонала, материальных средств и уникального оборудования, а так­же лабораторных и иных животных с учетом прогнозируемой обстановки (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация, использование средств инди­видуальной защиты, в том числе и медицинских);

• перевод объекта на режим работы в условиях ЧС (управление и связь, пред­ставление донесений и обмен информацией);

• организация работы специализированных формирований объекта, их снабже­ние медицинским и специальным имуществом, материально-техническое и транспортное обеспечение.

Из ЧС природного и техногенного характера для санитарно-эпидемиологиче­ской службы наибольшую значимость имеют те из них, которые более всего ослож­няют санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Характерные признаки чрезвычайной эпидемической ситуации, учитывая преж­де всего их важность и направления развития эпидемического процесса, необходимо оценивать по следующим основным критериям:

• риск заноса и распространения инфекционных болезней среди пострадавше­го населения;

• угроза появления значительного числа случаев инфекционных заболеваний разной этиологии за счет «фактора перемешивания»;

• возможный социальный и экономический ущерб;

• появление инфекционных болезней с такой степенью тяжести, которая ведет к тяжелым нарушениям здоровья, препятствующим своевременной эвакуа­ции больных из зоны ЧС в лечебные учреждения;

• невозможность для региональных (территориальных) органов полностью справиться с чрезвычайной эпидемической ситуацией из-за отсутствия или недостатка технического или специально подготовленного персонала, а так­же необходимых ресурсов или оборудования (лекарственные средства, вак­цины, лабораторно-диагностические материалы, средства борьбы с насеко­мыми, дезинфекционные средства и др.);

• опасность передачи инфекции за пределы зоны ЧС.

По прибытии в зону ЧС специалисты санитарно-эпидемиологической службы обязаны провести тщательное эпидемиологическое расследование, чтобы оценить эпидемическое состояние территории, сформулировать гипотезу о характере возбу­дителя, путях его передачи и возможности дальнейшего развития эпидемии.

Типы ситуаций, которые могут входить в категорию чрезвычайных, неодинако­вы в разных регионах и зависят от двух местных факторов: исходного состояния эн-демичности инфекции и наличия или отсутствия путей передачи возбудителя.

Приведенные в табл. 29 примеры для неэндемичных и эндемичных районов ил­люстрируют ситуации, которые могут быть отнесены к чрезвычайным при распро­странении перечисленных болезней.

При изучении эпидемии должны использоваться аналитические методы. Преду­преждение о развивающейся или возникшей эпидемии может исходить из различных источников, помимо системы раннего оповещения, однако они не всегда надежны, по­этому прежде необходимо подтвердить факт существования эпидемии или ее угрозы.

Первые данные, подтверждающие существование эпидемии, должны привести к выдвижению предварительных гипотез о природе болезни и ее эпидемиологической картине, которые будут служить ориентиром при проведении полевых обследований. Для выявления случаев, соответствующих предварительному (для начального перио­да) определению болезни (или «определению случая»), ставят задачи и выбирают наиболее подходящие для этого методы. Наблюдаемые случаи далее подразделяются на подозрительные, предполагаемые или подтвержденные в зависимости от результа­тов лабораторного обследования с использованием экспресс-методов.

Таблица 29



Просмотров 1417

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!