Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Организация санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах чрезвычайных ситуаций



 

 

Землетрясенияотносятся к самым опасным природным бедствиям.

С санитарно-гигиенических позиций огромную значимость имеет разрушение водоводов, канализационных коллекторов и других коммуникаций, так как это, с од­ной стороны, вызывает загрязнение значительной части территории возбудителями различных инфекций, токсичными и иными веществами, а с другой - затрудняет про­ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, В нарушениях, связан­ных с очисткой районов от твердых и жидких отходов, преобладают недостатки орга­низационного порядка, обусловленные неэффективным управлением соответствую­щими работами, В период изоляции и в первые дни спасения вывоз бытового мусора, разрушенных конструкций, трупов животных не проводится или осуществляется сти­хийно, Как правило, отходы и мусор сдвигаются на свободные участки территории вдоль дорог, то есть в места, не согласованные с коммунальными службами и учреж­дениями (формированиями) санитарно-эпидемиологической службы,

Землетрясения приводят к загрязнению водоисточников, поэтому разведка водо­источников, защита запасов питьевой воды и контроль за ее качеством приобретают особую актуальность,

Разрушения жилых и производственных зданий, миграция большого числа по­страдавших и спасателей обостряют проблему обеспечения доброкачественными продуктами и готовой пищей, в силу чего требуется лабораторио-гигиенический кон­троль за организацией питания,

При наличии природных очагов чумы, туляремии и других инфекций приобре­тают актуальность изменения в поведении некоторых биологических видов, являю­щихся резервуаром указанных заболеваний, - крыс, мышей и других животных, что требует принятия быстрых истребительных и противоэпизоотических мер,

При землетрясениях разрушается значительное количество медицинских учреж­дений, что резко осложняет проведение санитарно-гигиенических и противоэпидеми­ческих мероприятий в фазе изоляции и при начале спасательных работ до прибытия формирований извне,

В зоне землетрясения в первую очередь возникают следующие санитарно-эпи­демиологические последствия:

• одномоментное разрушение водоводов, коллекторов и других коммуникаций, появление большого числа погибших, пораженных и оставшихся без крова;

• микробное загрязнение местности, водоисточников, почвы, отсутствие мест временного размещения пострадавшего населения;

• передвижения значительных контингентов населения, спасателей и строите­лей, что затрудняет поддержание санитарно-противоэпидемического режима в местах проживания или временного размещения людей и на путях эвакуа­ции пораженных;

• позднее выявление инфекционных больных, затруднения со своевременной изоляцией и лечением, а также защитой пораженных и населения от контакта с инфицированными больными и животными в первые дни проведения спа­сательных мероприятий;

• при выходе из строя санитарно-эпидемиологических учреждений появляется необходимость проведения всех санитарно-гигиенических мероприятий сила­ми прибывающих специализированных формирований, в том числе организа­ции контроля за сбором погибших людей и животных и их захоронением.

В первые дни после катастрофы отмечается дезорганизованность в работе хозяй­ственных органов, ответственных за материально-бытовое и коммунальное обеспече­ние населения и спасателей. Поэтому в первые дни работы во избежание критических ситуаций санитарно-эпидемиологическая служба вынуждена брать на себя ряд хозяйст­венных функций: доставку и установку умывальников на полевых пунктах питания и в лагерных городках спасателей, участие в развертывании и оборудовании полевых пунктов питания, оборудование площадок для обработки погибших, обеззараживание воды в транспорте подвоза и емкостях для хранения запасов питьевой воды.

Одновременно в очаге необходимо проводить специальные санитарно-противо-эпидемические мероприятия: санитарную разведку ближайших водоисточников, при­годных для питьевого (с целью сокращения плеча завоза питьевой воды) и техниче­ского водоснабжения (обеспечение помывочных пунктов, площадок для обработки погибших, обеспыливания проездов и площадок); контроль за качеством воды, по­рядком ее транспортировки и раздачи; контроль за соблюдением санитарных правил приготовления и раздачи пищи на полевых пунктах питания и их содержанием, за са­нитарным состоянием лагерных городков спасателей, продовольственных объектов, общественных умывальников и туалетов, за помывкой населения и спасателей. Необ­ходимы тотальная дезинфекция всех мест общественного пользования, объектов спа­сательных и рекультивационных работ согласно специально разработанному плану; бактериологическое обследование работников продовольственной службы; санитар-но-лабораторный контроль питьевой воды, пищевых объектов и сохранившегося про­довольствия, готовой пищи.

Для химических исследований в первую очередь следует использовать базы уце­левших помещений лабораторий ЦГСЭН. В дальнейшем бактериологические иссле­дования воды и смывов с предметов полевых пунктов питания проводятся на базе прибывших полевых медицинских лабораторий.

Как правило, только на вторые-третьи сутки после землетрясения начинают по­ступать материальные средства, выделяемые территориальными службами, федераль­ными органами МЧС России и ВСМК для проведения санитарно-гигиенических и про­тивоэпидемических мероприятий, дезинфекционные средства и аппаратура, лаборатор­ное имущество, иммунологические препараты, средства индивидуальной защиты и др.

В период проведения спасательных работ в зоне землетрясения организуется временный ЦГСЭН или из прибывших санитарно-эпидемических бригад (СЭБ) соз­дается санитарно-эпидемиологический отряд.

Работа санитарно-эпидемиологической службы включает:

постоянное дежурство санитарного врача и фельдшера на полевых пунктах питания;

• постоянное дежурство санитарного фельдшера на пункте водоснабжения для контроля за хлорированием воды в транспорте подвоза;

• ежедневные обходы мест временного проживания оставшегося населения, лагер- ных городков спасателей и мест проведения работ с целью выявления лиц, подоз-

рительных в отношении инфекционных заболеваний, для контроля за санитарным состоянием объектов и проведения санитарно-разъяснительной работы;

• отбор и исследование проб воды с каждого рейса транспорта подвоза, гото­вой пищи от каждой варки, смывов с предметов полевых продовольственных пунктов перед каждой раздачей пищи; экспертиза сохранившихся местных запасов продовольствия;

• проведение дезинфекции и дезинсекции 3 раза в день на продовольственных пунктах, площадках для обработки погибших, в местах общественного поль­зования; специальная обработка транспорта для перевозки погибших, спец­одежды команд по их сбору и транспортировке;

• постоянный контроль за работой помывочных пунктов, проведение телесных осмотров с целью выявления признаков педикулеза, травм и других заболе­ваний у спасателей и населения;

• учет численности мышевидных грызунов и проведение двукратной (с интер­валом в 3 дня) сплошной дератизации зоны ЧС;

• обеспечение населения и спасателей дезинфицирующими растворами и пре­паратами, емкостями для дезобработки рук, одежды и вещей;

• профилактическое фагирование работников продовольственной службы ди­зентерийным бактериофагом;

• ежедневный доклад председателю комиссии по ликвидации последствий ЧС о проделанной работе, санэпидобстановке и мероприятиях по ее нормализации.

В дальнейшем к этому перечню необходимо добавить проведение дезинфекци­онных мероприятий в местах проведения работ по расчистке завалов, заключитель­ную дезинфекцию площадок для обработки погибших, холодильных камер и рефри­жераторов, выдачу разрешений на перевозку останков и др.

Крайне важно обеспечить СЭБ, прибывающие в очаг в числе первых, портатив­ной укладкой с оптимальным набором принадлежностей для проведения необходи­мых экспресс-исследований, а также минимумом иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств.

По эпидемиологическим показаниям целесообразно направлять в очаг специали­зированные противоэпидемические бригады (СПЭБ), которые могли бы в короткий срок провести противоэпидемические мероприятия и микробиологические исследо­вания, организовать дезинфекционные пункты. СПЭБ должны быть оснащены зара­нее подготовленными и тщательно подобранными комплектами лабораторного иму­щества, рассчитанного на проведение исследований и работ в полном объеме.

Следует укомплектовать необходимой экипировкой и имуществом направляе­мые в очаг СЭБ, так как в зоне землетрясения могут быть самые различные метеоро­логические и климатические условия, а жилищные и бытовые, как правило, только полевые. Поэтому каждая СЭБ должна быть обеспечена палаткой с походной печыо, спальными принадлежностями, средствами для освещения, приготовления пищи и водоснабжения.

Практика работы санитарно-эпидемиологической службы в очагах ЧС (Арме­ния, Чернобыль, Нефтегорск) показала целесообразность формирования санитарно-эпидемиологических отрядов из сохранившегося личного состава местных санэпи-дучреждений и СЭБ, прибывших для оказания помощи. Такие отряды численностью 15-20 чел., имеющие в своем составе профилированные подразделения, лаборатор­ное оборудование и автомобильную технику, могут эффективно действовать на от­дельных направлениях или в секторах, руководимые медицинским отделом опера­тивной группы по ликвидации последствий ЧС.

Наводнения или катастрофические затопленияна больших территориях тре­буют изменения в тактике деятельности здравоохранения, в том числе и санитарно-эпидемиологической службы.

Имеют значение прежде всего масштабы территории затопления и тот факт, что большое количество населения оказывается без крова, без питьевой воды и продук­тов питания, подвергается воздействию холодной воды, ветра и других неблагопри­ятных метеорологических факторов.

Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий зависит от нанесенного ущерба на затапливаемой территории, создавшихся социаль­но-бытовых условий и других факторов жизнеобеспечения населения.

Эффективность организации санитарно-эпидемиологической помощи постра­давшему населению, использование сил и средств санитарно-эпидемиологической службы зависят от появления на затапливаемой территории четырех зон катастрофи­ческого затопления. В результате резкого осложнения санитарно-эпидемиологиче­ской обстановки в зонах затопления может появиться значительное число санитар­ных и безвозвратных потерь.

Для ликвидации медико-санитарных последствий катастрофических затоплений местные органы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы заблаго­временно разрабатывают планы медико-санитарного обеспечения населения, прожи­вающего в зонах возможных наводнений или катастрофических затоплений.

Важное значение в ликвидации медико-санитарных последствий имеет санитарно-эпидемическое состояние зоны бедствия. В зонах катастрофического затопления могут разрушаться (размываться) системы водоснабжения, канализации, сливных коммуни­каций, банно-прачечных сточных вод, места сбора мусора, нечистот и прочих отбро­сов, которые загрязняют зоны затопления и распространяются по течению затапливаю­щей волной. В этих зонах возрастает опасность возникновения и распространения ин­фекционных заболеваний в результате скопления населения на ограниченной террито­рии при значительном ухудшении материально-бытовых условий жизни.

Во время наводнения погибает готовый к уборке урожай, заливаются животновод­ческие фермы, пастбища. Все смешивается в единую массу. Условия для возникнове­ния эпидемий, ранений, гнойных и анаэробных инфекций оказываются в этот период самыми благоприятными. Вместе с тем инфекционные последствия наводнения подчи­няются вполне определенным закономерностям. Вслед за развитием катастрофическо­го затопления одними из первых заполняются инфекционные стационары желудочно-кишечного профиля. В массовом количестве могут поступать больные с традиционны­ми кишечными инфекциями - дизентерией, колиэнтеритами, дисбактериозом, сальмо-неллезом. Вырастает уровень заболеваемости гепатитом А. Вслед за этим может поя­виться волна зоонозов - лептоспироз, туляремия. Значительно увеличивается количест­во пациентов в хирургических клиниках и стационарах. В детских инфекционных ста­ционарах растет нагрузка за счет больных с менингококковой инфекцией.

В проведении мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ката­строфического затопления принимают участие силы и средства территориальных и ме­стных органов, формирования ВСМК. Для оказания санитарно-эпидемиологической помощи привлекаются СЭБ, которые формируются решением территориальных орга­нов здравоохранения и территориальных ЦГСЭН для самостоятельной работы в очаге.

Необходимость одновременного оказания санитарно-эпидемиологической помо­щи разрозненным группам населения на большой территории обусловливает работу указанных бригад небольшими силами на более широком участке. В некоторых слу­чаях, размещаясь на плавсредствах (каттерах, моторных лодках)» врачи бригад вынуж­дены действовать самостоятельно. Все лица, участвующие в спасении на воде, долж­ны быть обеспечены спасательными средствами (поясами, кругами и т.п.).

Для организации санитарно-противоэпидемических мероприятий в зонах катаст­рофического затопления также направляются группы эпидемиологической разведки, создаваемые на базе ЦГСЭН разного уровня.

Эвакуируемое население из зоны катастрофического затопления небольшими группами по 10-15 чел. размещается в утепленных помещениях, где организуется ме­дицинское наблюдение и проводится общая экстренная профилактика по существую­щей схеме.

При техногенных ЧСглавней опасностью на объекте экономики является влияние одного или совокупности нескольких поражающих факторов на жизнь и здо­ровье людей в момент аварии (выброса, выпуска, сброса) или сразу же после нее.

Санитарно-гигиеническая характеристика потенциально опасных объектов вклю­чает оценку поражающих (ведущих и сопутствующих) факторов аварий и катастроф, действие потенциально опасных веществ, выполнение мер безопасности, оценку усло­вий и риска возникновения аварии, средств и мероприятий по защите людей и т.д.

Для оценки степени опасности техногенных ЧС необходимо учитывать особен­ности очагов поражения при различных типах аварий:

• на топливонасыщенном объекте (нефтеперерабатывающие заводы, нефтеба­зы) - высокая концентрация высвобождающегося энергозапаса и полное раз­рушение находящихся в зоне аварии объектов, измеряемое в секундах огра­ниченное время развития аварии, относительно небольшие пространствен-

ные масштабы, возможность образования вторичных поражающих факторов;

на химически опасных объектах (предприятия химической промышленности, очистные сооружения, железнодорожный транспорт, целлюлозно-бумажные

предприятия, хлораторные станции сооружений водопровода, холодильники

предприятий пищевой промышленности) - расположение объектов вблизи

крупных населенных пунктов» быстрое поражающее действие токсичного ве-

щества и необходимость применения значительных количеств антидотов под врачебным контролем и при наличии специального оборудования, продол­жительность существования очага от нескольких часов до нескольких суток, зависимость зон возможного загрязнения от метеоусловий;

• на радиационно опасных объектах (атомные электростанции или двигатель­ные силовые установки, радиохимические производства, исследовательские и другие реакторы) - поражающие факторы длительного действия, масштабы

аварии имеют региональный и глобальный масштаб, объекты расположены

вблизи городов и крупных населенных пунктов, выбрасывается большое ко­личество радиоизотопов, загрязняется значительная территория;

• крупные аварии на транспорте (катастрофы на железнодорожном, авиацион­ном, морском транспорте) - локальный характер, ограниченное время разви-

тия, возникновение пожаров, труднодоступность очага поражения;

• тяжелые происшествия на складах боеприпасов или взрывчатых вещество-образование мощной ударной волны, разлет обломков, осколков и боеприпа­сов на значительные расстояния, образование крупных пожаров на значи­тельных площадях;

• биологические аварии (производство живых вакцин, микробиологические ла­боратории, хранилища)- длительное время развития аварии, наличие скры­того периода в проявлений поражений, стойкий характер возникших очагов заражения и их размытые границы, невозможность идентификации возбуди­теля (яда, токсина) на месте.

При оценке требуемых и предпринимаемых мер безопасности учитывается:

• наличие лицензии (разрешения) на осуществление видов деятельности, свя­занных с повышенной опасностью;

• система контроля за безопасностью на промышленном объекте, организация, ос­нащение, укомплектованность и подготовка служб технического надзора и тех­ники безопасности, противоаварийных сил и аварийно-спасательных служб;

• характеристика опасных веществ5 сведения о взрыво-, пожаробезопасности, токсикологические данные, меры защиты и первой медицинской помощи;

• меры по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению аварийных выбросов опасных веществ, взрывов и пожаров;

• информация об авариях н неполадках, отказе оборудования, ошибочных дей­ствиях персонала, о внешних воздействиях природного и техногенного ха­рактера на данном или аналогичных объектах.

Главными направлениями в обеспечении безопасности действующего промыш­ленного производства являются:

• ограничение единовременно находящихся на предприятии пороговых коли­честв потенциально опасных веществ;

• регламентация объектов и круга лиц, допущенных к работе с биологическим материалом 1-й и 2-й групп патогенности;

• повышение надежности используемого технологического оборудования, вве­дение технических систем обеспечения безопасности (двойные стенки резер­вуаров, фекальные системы, предохранительные клапаны и т.д.);

• придание технологиям «внутренне присущей» безопасности - сокращение объемов опасных веществ или замена их неопасными компонентами, а также модификация используемых технологических процессов;

• оптимизация действий человека в ЧС - использование систем раннего обна­ружения и предупреждения аварии, технических средств противодействия ее распространению (водяные и паровые завесы, управляемые источники вос­пламенения, нейтрализаторы токсичности паровых облаков и т.п.), оснаще­ние специализированных формирований средствами индивидуальной защи­ты новейших модификаций, регулярные тренировки.

При ухудшении производственной обстановки на аварийноопасных предприяти­ях санитарно-эпидемиологическая служба должна обеспечить: выявление эпидемиче­ского очага, определение степени его опасности, оказание методической и иной по­мощи администрации (медицинской службе) объекта в проведении мероприятий пс локализации и ликвидации очага; усиление контроля за состоянием окружающей сре ды и других потенциально опасных объектов; отработку системы сбора и обработки

информации; проверку (при необходимости создание) запасов медицинского, сани-тарно-хозяйственного и другого имущества для специализированных формирований постоянной готовности службы; взаимодействие с центрами медицины катастроф и другими органами управления здравоохранением, МЧС, Минобороны, МВД России; повышение готовности лабораторной базы и разведашательных формирований с уче­том прогнозируемых вариантов развития аварийной обстановки; разработку предло­жений для комиссии по делам ГОЧС и СПК по проведению мероприятий, направлен­ных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, снижение чис­ленности пораженных и ослабление санитарно-эпидемиологических последствий в случае аварии.

Для оказания медико-санитарной помощи и профилактики массовых инфекцион­ных заболеваний, отравлений и защиты щитовидной железы при угрозе возникновения ЧС, в периоды изоляции и спасения после катастрофы или бедствия рекомендуется са-нитарно-противоэпидемическая аптечка, состав KOtopoft приведен в Приложении 25.

В условиях нарастающей угрозы техногенных катастроф большая роль отводит­ся экологическим мероприятиям, ограничивающим уровни загрязнения окружающей среды и обеспечивающим аварийную надежность потенциально опасных произ­водств. Эти мероприятия носят как инженерно-технический, так и организационный характер. К инженерно-техническим мероприятиям можно отнести следующие.

1. Снижение запасов радиоактивных, химических и биологических веществ на опасных производствах до минимально необходимых по технологии.

2. Обеспечение системами аварийного контроля потенциально опасных объек­тов, экономная обеспеченность системы аварийного контроля радиационно опасных, химически опасных, пожароопасных объектов, магистральных тру­бопроводов в зонах угрозы жизни и здоровью населения.

3. Повышение устойчивости зданий, цехов, сооружений опасных производств, хранилищ сырья и готовой продукции.

4. Инженерная защита территорий, направленная на предотвращение людских потерь и создание условий для ликвидации последствий аварии; использова­ние устройств, создающих паровые, водяные, воздушные завесы для предот­вращения распространения облака.

 

13.5.6.Организация управления деятельностью санитарно-эпидемиоло­гической службы в чрезвычайных ситуациях

Управлениеорганизацией и проведением санитарно-гигиенических и противо­эпидемических мероприятий заключается в ловседневной деятельности руководяще­го состава и органов управления по поддержанию постоянной готовности к действи­ям личного состава формирований санитарно-гигиенического и эпидемиологическо­го профиля, персонала объектов и населения в зонах ЧС.

Управление должно иметь четко построенную автоматизированную систему от центральных органов до специализированных формирований в районах катастроф, соответствующие органы управления, устойчивую связь и подготовленных для этих целей специалистов (эпидемиологов, гигиенистов, санитарных врачей, радиологов, токсикологов, инженеров и др.).

Организация управление-Деятельностью санитарно-эпидемиологической служ­бы включает:

• сбор (прием), обработку, хранение и преобразование информации (санитар­но-гигиенической и эпидемиологической);

• анализ информации и оценку обстановки;

• принятие решения на проведение санитарно-гигиенических и противоэпиде­мических мероприятий,

• планирование организаций санитарно-эпидемиологического надзора;

• донесение задач до исполнителей;

• организацию взаимодействия и поддержание его в ходе ликвидации санитар­но-эпидемиологических последствий ЧС;

• организацию пунктов управления;

• контроль за деятельностью подчиненных и оказание им помощи;

• оценку качества и эффективности проводимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Для достижения эффективного управления организацией деятельности санитар­но-эпидемиологической службы информация должна быть своевременной, полной и достоверной. Это достигается соответствующей периодичностью и направленностью потоков информации, их централизацией и децентрализацией.

Информационные потоки, сложившиеся в санитарно-профилактических учреж­дениях, работающих в интересах охраны здоровья населения в ЧС, условно делятся на следующие группы: директивно-нормативные, информационно-справочные, ин­формационно-методические, плановые, учетные, отчетные, пропагандистские по здо­ровому образу жизни, запросы, ответы на запросы и предложения.

Исходные данные для организации и проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий получают:

а) от региональных органов (штабов) по делам ГОЧС: о порядке оповещения; об опасностях, возникших в ЧС; о категории по гражданской обороне горо­дов, на территории которых сложилась ЧС; о местах потенциально опасных объектов народного хозяйства; о границах зон возможных разрушений, опас­ного химического и радиоактивного загрязнения, о наличии инфекционных больных, возможного катастрофического затопления местности; о местах расположения пунктов управления ГОЧС и порядке связи с ними; о силах и средствах, выделяемых по планам органов управления ГОЧС на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

б) от территориальных органов исполнительной власти: о районах рассредоточе­ния в загородной зоне; о порядке и маршрутах следования в районы рассредо­точения; о местах расположения эвакуационных комиссий, санитарно-проти-воэпидемической комиссии; о порядке снабжения в зоне ЧС продуктами пита­ния, предметами первой необходимости и медико-санитарного обеспечения;

в) от других министерств и ведомств (МЧС, Минобороны, МВД России и др.): о порядке связи и оповещения; о границах зон возможных разрушений, опас­ного химического и радиоактивного загрязнения местности по оценке их ор­ганов управления; о силах и средствах, выделяемых на проведение работ и охрану объектов.

Анализ полученной информации осуществляется на основе гигиенической и эпидемиологической диагностики условий размещения, питания, водоснабжения, а также инструментальных измерений и изучений факторов риска ухудшения работо­способности населения в зонах ЧС и личного состава формирований, принимающего участие в организации санитарно-противоэпидемического обеспечения,

Оценка обстановки проводится с учетом материалов данного анализа и включа­ет характеристику; фактических результатов воздействия экстремальных факторов (разрушения, затопления, радиоактивного и химического загрязнения) на здоровье людей, готовности сил и средств к выполнению стоящих перед ними задач, степени защищенности населения и личного состава формирований от опасностей ЧС, физи­ко-географических и климатических условий и их влияния на организацию и выпол­нение санитарно-гигиенических мероприятий.

В выводах из оценки обстановки определяется степень готовности сил и средств к действиям в ЧС и дается прогноз возможного развития ситуации в процессе прово­димых мероприятий,

В решении на организацию и проведение санитарно-гигиенических мероприя­тий отражаются следующие вопросы:

• задачи формированиям санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля;

• сосредоточение основных усилий, способы и последовательность выполне- ния задач; • основные вопросы взаимодействия;

• организация управления и всестороннего обеспечения.

К основным мероприятиям, планируемым и проводимым в зонах ЧС, относятся; оповещение органов управления, сил и средств госсанэпидслужбы согласно установ­ленному порядку и схемам; оценка санитарно-гигиенической обстановки, перевод органов и учреждений госсанэпидслужбы в режим чрезвычайной ситуации; выдви­жение отрядов, бригад, групп экспертов госсанэпидслужбы в район ЧС; организация санитарно-эпидемиологического надзора и гигиенической экспертизы в зонах ЧС; осуществление постоянного наблюдения и контроля (в общей системе СНЛК) за со­стоянием окружающей среды в районах ЧС, обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях; организация материально-технического обеспече­ния работы специалистов госсанэпидслужбы, восполнение резерва и создание опера­тивных запасов медицинского, санитарно-хозяйственного имущества, диагностиче­ских и других средств для ликвидации ЧС,

Доведение задач до исполнителей осуществляется через руководителей органов управления, учреждений и формирований, которые осуществляют весь комплекс управленческих действий, связанных с оперативным управлением санитарно-эпиде­миологическим надзором и санитарно-гигиеническими мероприятиями. Эти действия реализуются посредством приказов, приказаний, указаний и распоряжений на разных уровнях. Упорядочение оперативного воздействия осуществляется путем составле­ния календарных и сетевых графиков подготовки и разработки управленческих реше­ний. Для этой цели заблаговременно должны быть подготовлены соответствующие формализованные документы и бланки.

Взаимодействие организуется во всех звеньях управления с целью обеспечения согласованных действий формирований Госсанэпидслужбы, Минобороны, МЧС Рос­сии, органов исполнительной власти и сил других ведомств, привлекаемых или обес­печивающих выполнение задач при проведении санитарно-гигиенических и противо­эпидемических мероприятий в зонах ЧС. Взаимодействие осуществляется по зада­чам, месту, времени и способам их совместных действий.

Для организации управления вне зоны катастрофы могут развертываться пункты управления - самостоятельные или в составе штабов по делам ГОЧС и других ве­домств. Для обеспечения работы личного состава пункта управления должна быть от­работана соответствующая документация: схемы оповещения и связи; оперативные документы общего назначения (планы зон ЧС, карты обстановки, графики, таблицы, схемы и другие документы); документация, отрабатываемая в ходе выполнения лич­ным составом своих обязанностей по предназначению; списки личного состава фор­мирований, его функциональные обязанности; справочные и методические материа­лы; руководящие документы и др.

Контроль и оказание помощи подчиненным организуется и проводится в ходе контрольных проверок, инспектирования, ревизий, учений, тренировок и занятий.

Качество и эффективность управления проводимыми санитарно-гигиенически­ми мероприятиями оценивается по: отсутствию или снижению отдаленных последст­вий после ликвидации ЧС; времени, затраченному на приведение объекта в надлежа­щее состояние; степени эффективного использования сил и средств; состоянию фор­мирований после выполнения задач, их работоспособности и по другим критериям.

В процессе организации санитарно-противоэпидемических мероприятий при ка­тастрофах исключительно важное значение в деятельности руководителя имеет чет­кое управление объектом здравоохранения и санэпидслужбы при приведении его в готовность и в ходе ликвидации последствий ЧС. Как уже упоминалось, под управле­нием понимается целенаправленная деятельность руководителя учреждения по ра­циональному, эффективному использованию сил и средств при выполнении меро­приятий, предусмотренных планом, в соответствии с конкретной обстановкой.

13.5.7.Основные принципы управления на объекте санитарно-эпиде­миологической службы

Управление на объекте.ГО санэпидслужбы организует штаб по делам ГОЧС. Из состава штаба создаются два дежурных расчета для обеспечения круглосуточной ра­боты, определяется состав оперативной группы для решения возникающих задач.

Основной задачей штаба является отработка планирующей документации для работы объекта в ЧС и документов по управлению, которые позволили бы обеспе­чить рациональное использование сил и средств в условиях сложной обстановки. В работе штаба выделяются три периода: до возникновения ЧС, период возникновения ЧС и ликвидации ее последствий, период восстановления обычного режима работы.

До возникновения ЧС на штаб возлагается подготовка его членов, создание опе­ративной группы, содержание в состоянии повседневной готовности пункта управле­ния, совершенствование систем оповещения и связи. Штаб организует проведение мероприятий в соответствии с календарным планом: проводит штабные тренировки и учения на объекте; принимает участие в мероприятиях, проводимых службой меди­цины катастроф района и города; организует подготовку формирований и объекта в целом для работы в чрезвычайных ситуациях. Важное место в работе штаба объекта занимает прогнозирование обстановки, в которой может оказаться объект. Содержа­ние работы штаба и функциональных отделений объекта в течение года находит от­ражение в итоговом приказе начальника ГО объекта.

В приказе отражается степень выполнения запланированных на год мероприя­тий, дается оценка работы основных подразделений объекта санэпидслужбы по под­готовке к действиям в ЧС, отмечаются имевшие место недостатки и факты проявления недисциплинированности, невыполнения обязанностей должностными лицами. В его приказной части излагаются основные мероприятия, которые будут проводиться в течение следующего года, определяются пути устранения причин, снижающих уро­вень подготовки объекта к работе в ЧС, объявляются поощрения, а при необходимо­сти и взыскания. К приказу прилагается календарный план основных мероприятий на год с указанием сроков их проведения, исполнителей и ответственных за их проведе­ние. В приказе определяется порядок финансирования этих мероприятий. Контроль за выполнением приказа возлагается на начальника штаба объекта.

Второй период характеризуется угрозой возникновения или внезапным возник­новением очага катастрофы. Работа начальника ГО объекта в данной ситуации начи­нается со сбора данных и анализа обстановки, а также с получения задания от выше­стоящего органа управления. В зависимости от прогнозируемой обстановки и харак­тера возможной ЧС принимается решение по подготовке объекта, его переводу на ре­жим работы в ЧС. Может быть задействована схема оповещения и сбора только ру­ководящего состава или полностью всего персонала объекта санэпидслужбы. Особое место в управлении занимает распорядительность при выполнении мероприятий по защите персонала и больных, по приведению в готовность созданных медицинских формирований (бригад и отрядов) и перепрофилированию коек для приема инфекци­онных больных.

В целях непрерывности проведения мероприятий и наращивания усилий по под­готовке объекта санэпидслужбы его штаб может переводиться на круглосуточный ре­жим работы. При этом для персонала штаба, а при необходимости и для персонала функциональных отделений, может устанавливаться продленный рабочий день (12ч и более). В штабе организуется круглосуточное оперативное дежурство, ведется жур­нал оперативного дежурного.

Организация круглосуточной работы штаба и объекта определяется приказом главного врача - начальника ГО объекта, учет работы персонала для выплаты заработ­ной платы ведется в соответствии с графиком по практически затраченному времени.

При переводе на круглосуточный режим работы предусматривается размещение персонала и предоставление ему возможности для отдыха, организуется питание на объекте (за плату). В часы отдыха персонал может убывать из расположения объекта только по разрешению руководителя - начальника ГО объекта или начальника штаба по делам ГОЧС объекта.

Организация управления на объекте зависит от складывающейся обстановки: объект может оказаться в зоне воздействия поражающих факторов либо не подверга­ется их воздействию. В первом варианте управление направлено на обеспечение за­щиты персонала и материальных средств, во втором - на выполнение задания по про­ведению мероприятий, связанных с ликвидацией ЧС.

При внезапно возникающих ЧС исключительно важное значение имеет отрабо­танная система оповещения и связи не только в масштабе административной терри­тории, но и внутри объектов. Решение этой задачи управления обеспечивается нали­чием инутриобъектовой селекторной связи, установкой радиоточек в закрытых со­оружениях. При отсутствии достаточной проводной связи на объекте необходимо за­благовременно создавать звенья связи и оповещения из персонала.

При возникновении ЧС в нерабочее время управление на объекте организует де­журная смена под руководством ответственного дежурного, задействуя схему опове­щения и сбора руководящего состава, а при необходимости и персонала формирова­ний и объекта. Ответственный дежурный руководствуется инструкцией по действиям при угрозе возникновения и при возникновении ЧС, учитывая при этом конкретные условия обстановки. Более сложной является организация управления на объектах ЦГСЭН района, где не предусмотрено круглосуточное дежурство. В этом случае ру­ководители этих объектов должны включаться в схему оповещения руководящего со­става тех объектов, где такие дежурства установлены и с которыми они взаимодейст­вуют при проведении мероприятий в ЧС.

Обязательным элементом управления на объектах является своевременное пред­ставление срочных и внеочередных донесений вышестоящему органу управления ГОЧС и по подчиненности. Срочные донесения представляются два раза в сутки в установленные сроки, как правило, по состоянию на 8.00 и 20.00. Внеочередные до­несения представляются в случаях, не терпящих отлагательства, и в установленном порядке, который определяется вышестоящим органом управления. Срочные донесе­ния представляются с использованием формализованных документов, внеочередные - в произвольной форме с кратким изложением их сущности.

Вся поступающая информация и распоряжения вышестоящего органа регистриру­ются в журнале оперативного дежурного объекта. По этим данным в каждом случае при­нимается решение с отметкой в журнале/Принятое решение доводится до исполнителей.

Особенно сложной является организация управления при эвакуации объекта и его развертывании в новом месте дислокации. При этом основные вопросы решает созданная на объекте эвакуационная комиссия, которая на этот период может усили­ваться за счет штаба ГО объекта.

Управление созданными санитарно-эпидемиологическими формированиями (бригадами, отрядами) на объекте санэпидслужбы осуществляется штабом по делам ГОЧС объекта при приведении их в готовность, то есть в процессе их укомплектова­ния персоналом и оснащения имуществом, выделения им транспорта, и завершается постановкой задачи в соответствии с распоряжением вышестоящего органа управле­ния (штаба по делам ГОЧС),

При организации аварийно-спасательных и других неотложных работ на объек­те, который оказался в зоне воздействия поражающих факторов ЧС, управление соб­ственными силами и средствами, а также прибывающими в порядке усиления возла­гается на руководителя ГО объекта и его штаб.

Третий период в работе штаба по делам ГО - это обобщение и анализ проведен­ных мероприятий после ликвидации последствий ЧС, восстановление обычного ре­жима работы объекта. Перевод персонала и функциональных отделений объекта на обычный режим работы определяется приказом его руководителя. В зависимости от конкретных условий этот перевод может быть поэтапным либо одномоментным. Об итогах работы объекта представляется отчет в вышестоящий орган управления по подчиненности.



Просмотров 1420

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!