Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Эпидемии инфекционных заболеваний и групповые отравления. В ряду медико-санитарных последствий ЧС значительное место занимает появление эпидемических очагов, зараженных территорий



В ряду медико-санитарных последствий ЧС значительное место занимает появление эпидемических очагов, зараженных территорий, инфицированных районов и эпидемий.

Эпидемияв ЧС - это массовое и прогрессирующее распространение ин­фекционного заболевания в пределах определенной территории, значительно превышающее обычно регистрируемый уровень заболеваемости на данной территории за аналогичный период.

В районе стихийных бедствий и других ЧС эпидемическим очагомследует считать место заражения и пребывания заболевших инфекционной болезнью людей либо территорию, в пределах которой в определенных временных и пространствен­ных границах произошло заражение людей и сельскохозяйственных животных возбу­дителями заразных болезней и приняло массовый характер распространение инфек­ционных заболеваний.

Эпидемический очаг определяется временными границами и характеризуется следующими факторами:

• наличием инфекционных больных среди пострадавшего населения и возмож­ностью распространения ими возбудителей;

• наличием пораженных, нуждающихся в госпитализации, оцениваемых с точ­ки зрения риска заражения;

• наличием здорового населения, контактировавшего с инфекционными боль­ными, нуждающегося в обсервации, наблюдении, оцениваемого с точки зре­ния риска заражения;

• внешней средой, представляющей инфекционную опасность.

При разнообразной инфекционной патологии для определения сроков активности эпидемического очага максимальный инкубационный период распространившейся ин­фекционной болезни оказывается недостаточным. При заболевании людей с низкой восприимчивостью второй пик распространения инфекции может возникнуть через 2-3 инкубационных периода после первого за счет передачи возбудителя лицам, у которых инфекция протекала в бессимптомной форме. Поэтому при определении временных границ эпидемического очага необходимо учитывать наличие носителей.

Характерными особенностями эпидемического очага в районах ЧС следует считать:

• массовое заражение людей и формирование множественных очагов за счет ак­тивизации механизмов передачи возбудителей инфекций в зонах катастроф;

• длительность действия очага (особенно природно-очаговых инфекций) за счет продолжительности заражающего действия невыявленных источников;

• сокращение инкубационного периода в результате постоянного контакта с невыявленными источниками инфекции;

• снижение резистентности организма в ЧС;

• наличие большой инфицирующей дозы возбудителей;

• отсутствие защиты населения и пораженных от контакта с заразными боль­ными в связи с несвоевременной изоляцией инфекционных больных, нали­чие различных клинических форм инфекционных болезней и несвоевремен­ность диагностики.

Перечисленные выше особенности определяют специфику организации меро­приятий по локализации и ликвидации эпидемических очагов.

Территорию распространения заболеваний называют нозоареалом; выделяют два типа ареалов инфекционных болезней: повсеместный и региональный.

Повсеместное заражение характерно для большинства антропонозных и зооан-тропонозных инфекций, поэтому в районах ЧС эти инфекции постоянно могут созда­вать эпидемические очаги, так как всегда существует источник инфекции, как прави­ло, неизолированный. Кроме того, такими инфекциями являются некоторые зоонозы домашних животных, например сибирская язва. Уровень заболеваемости повсемест­ными инфекциями неодинаков в разных регионах, что объясняется особенностями влияния социальных и природных факторов на развитие эпидемического процесса. В ЧС эти условия выравниваются.

Региональные нозоареалы- ограниченные области распространения болезни. Это те районы, где социальные и природные условия благоприятствуют передаче возбудителя. Такое распространение имеют некоторые антропонозные и большинст­во зоонозных инфекций.

Природные явления и техногенные катастрофы способствуют размножению гры­зунов, мух, других насекомых - хранителей и переносчиков возбудителей. Знание этих особенностей позволяет врачу представить себе эпидемическую обстановку и дать ме­дико-тактическую характеристику возможных эпидемических очагов в зонах бедствия.

Механизм передачи инфекции будет сохраняться и действовать в очаге в течение срока выживаемости возбудителя во внешней среде и при наличии инфекционных больных среди пострадавшего населения. На интенсивность распространения инфекци­онных болезней существенное влияние оказывают степень коммунально-бытового обу­стройства и санитарно-гигиенические условия жизни людей в зоне ЧС и местах разме­щения эвакуированного населения. Кроме того, неодинаковая заболеваемость в различ­ных группах населения объясняется тем, что одни из них подвергаются большей опас­ности заражения, чем другие, а также особенностями восприимчивости организма лю­дей в экстремальных ситуациях. Так, преимущественно детская заболеваемость скарла­тиной, дифтерией, дизентерией и другими инфекциями объясняется снижением напряженности иммунитета. Инфекционная заболеваемость может появиться при завозе воз­будителей спасателями, прибывшими на территорию, свободную от данной инфекци­онной формы, а также при активизации очагов эндемических болезней.

В результате серьезных нарушений условий жизни и быта населения в районах ка­тастроф резко обостряется эпидемическая ситуация по кишечным инфекциям, в том чис­ле по брюшному тифу, паратифам, вирусным гепатитам, дизентерии и сальмонеллезам. К числу потенциальных эпидемических болезней в районах разрушений могут быть отне­сены холера, вирусный гастроэнтерит, природно-очаговые и другие заболевания.

Скученность людей в различных местах скопления (в палаточных городках, зем­лянках и др.) будет способствовать интенсивному распространению респираторных инфекций. Особую опасность в этом отношении представляют паразитарные тифы, менингококковая инфекция, вирусная пневмония, дифтерия, геморрагические лихо­радки и некоторые другие инфекции.

Угроза возникновения эпидемических очагов в районах ЧС зависит от многих причин:

• разрушение коммунальных объектов (системы водоснабжения, канализации, отопления и др.);

• резкое ухудшение санитарно-гигиенического состояния территории за счет разрушения химических, нефтеперерабатывающих и других промышленных предприятий, наличие трупов людей и животных, гниющих продуктов жи­вотного и растительного происхождения;

• массовое размножение грызунов, появление эпизоотии среди них и активиза­ция природных очагов;

• интенсивные миграции организованных и неорганизованных контингентов людей;

• повышение восприимчивости людей к инфекциям;

• нарушение работы сети санитарно-эпидемиологических и лечебно-профи­лактических учреждений, ранее располагавшихся в зоне катастрофы;

• необходимость оказания помощи местным учреждениям в проведении меро­приятий среди населения.

В ЧС эпидемический процесс имеет определенную специфику, и присущие ему за­кономерности развития могут нарушаться. Прежде всего это касается первого звена эпи­демического процесса - источника возбудителя инфекции, который принято называть объектом; он служит местом естественной жизнедеятельности, то есть обитания, размно­жения и накопления возбудителя. В зонах катастроф источник заражения установить трудно, так как меняются формы его сохранения, места его жизнедеятельности, размно­жения, расширяется ареал его обитания и т.д. Поэтому в зоне катастроф одновременно может возникнуть несколько эпидемических очагов разных нозологических форм.

При стрессовых состояниях восприимчивость к инфекции повышается, так как снижается иммунологический статус, особенно у детей. Возможен ярко выраженный полиморфизм клинических проявлений заболевания - от тяжелейших, молниеносных и смертельных форм до легчайших, едва нарушающих общее состояние заболевшего.

Основой эпидемиологической диагностики в районах ЧС является ретроспек­тивный и оперативный эпидемиологический анализ и обследование эпидемических очагов. Основным методом выявления и оценки эпидемической ситуации в районе ЧС является санитарно-эпидемиологическая разведка.

Порядок эпидемиологического обследования очага включает следующие разделы работы:

• анализ динамики и структуры заболеваемости по эпидемиологическим признакам;

• уточнение эпидемиологической обстановки среди оставшегося населения в зоне катастрофы, местах временного размещения эвакуированных;

• опрос и обследование больных и здоровых;

• визуальное и лабораторное обследование внешней среды;

• определение объектов экономики, ухудшающих санитарно-гигиеническую и эпидемиологическую обстановку в очаге бедствия и в примыкающих рай­онах в результате разрушения сооружений, производственных и жилых зда­ний, повреждения систем водоснабжения и канализации, загрязнения окру­жающей среды;

• опрос медицинских (ветеринарных) работников, представителей местного населения; обследование санитарного состояния населенных пунктов, источ­ников воды, коммунальных и пищевых объектов и др.;

• обработка собранных материалов и установление причинно-следственных связей в соответствии с имеющимися данными о типе эпидемии при данной инфекции.

 

13.5. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов массовых инфек­ционных заболеваний и очагов заражения биологическими агентами

13.5.1.Организация медицинских мероприятий по локализации и ликви­дации очагов массовых инфекционных заболеваний в чрезвычай­ных ситуациях.

 

 

Возникновение эпидемий связано с природными, климатическими, социальны­ми условиями, а также с биологическими ритмами макро- и микроорганизмов. Ус­ловно эпидемии можно подразделить на естественные и искусственные. Эпидемии искусственного происхождения чаще всего связаны с аварийными ситуациями в ор­ганизациях, учреждениях, работающих с биологическими агентами; естественные -зависят от механизма передачи инфекции.

Эффективность противоэпидемических мероприятий и качество оказания меди­цинской помощи населению в ЧС во многом зависят от состояния готовности всех служб области, города, района к локализации и ликвидации эпидемического очага.

Все мероприятия по ликвидации очагов заражения биологическими агентами проводятся в соответствии с планом противоэпидемической защиты. План противо­эпидемической защиты населения составляется ЦГСЭН совместно с органом управ­ления здравоохранением и утверждается органом исполнительной власти местного самоуправления. Решение о введении плана противоэпидемической защиты населе­ния принимает санитарно-противоэпидемическая комиссия (СПК).

СПК создается на всех уровнях административной и исполнительной власти -федеральном, региональном, территориальном и местном. СПК является постоянно действующим органом, и ее решения являются обязательными по подчиненности для соответствующих органов исполнительной власти независимо от их ведомственной принадлежности.

СПК Правительства Российской Федерации является координационным орга­ном, обеспечивающим согласованные действия заинтересованных федеральных орга­нов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организа­ций независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы при решении задач, направленных на предупреждение (профилактику) массо­вых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений населения и обес­печение санитарно-противоэпидемического благополучия.

Основными задачами СПК Правительства Российской Федерации являются:

• разработка мер по обеспечению реализации государственной политики в об­ласти профилактики массовых заболеваний и отравлений населения и обес­печения санитарно-эпидемиологического благополучия;

• рассмотрение и решение вопросов координации деятельности заинтересован­ных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации и органов местного самоуправления, предприятий, учре­ждений и организаций независимо от их подчиненности и формы собствен­ности, а также должностных лиц и граждан в области профилактики массо­вых заболеваний и отравлений населения и обеспечения санитарно-эпиде­миологического благополучия, а также вопросов выполнения санитарного за­конодательства Российской Федерации;

• координация деятельности СПК административных территорий, оказание им при необходимости практической помощи в выполнении мероприятий, направ­ленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, ликвида­цию массовых заболеваний и отравлений населения и их предупреждение.

Общее руководство мероприятиями в очаге особо опасной инфекции (ООИ) осуществляет СПК, создаваемая решением администрации территории (района, горо­да, области или республики). СПК возглавляет Глава администрации или его замес­титель. Заместителем председателя СПК назначается главный государственный сани­тарный врач административной территории. В состав СПК входят представители тер­риториальных органов и учреждений медицинской службы, органов внутренних дел, воинских частей, сельского хозяйства, транспортного сообщения, торговли и др. При СПК создается консультативная группа из высококвалифицированных специалистов научно-исследовательских институтов.

Согласно Санитарным правилам СП 3.1. 090-96 и Ветеринарным правилам ВП 13.4. 1370-96 СПК выполняет следующие функции:

• осуществление общего руководства и контроля за своевременным и полным выполнением мероприятий по локализации и ликвидации очага ООИ;

• информация о возникновении эпидемического очага;

• наложение обсервации или карантина в зависимости от эпидемического не­благополучия;

• утверждение плана ликвидации эпидемического очага (вспышки) и контроль за его выполнением;

• ежедневное заслушивание на заседаниях СПК докладов начальника очага и других специалистов, ответственных за выполнение мероприятий в эпидеми­ческом очаге;

• подготовка и представление в вышестоящие организации донесений;

 

• привлечение сил и средств (медицинских и других работников, помещений, транспорта, имущества) и распределение их по предназначению;

• снятие ограничительных мероприятий или карантина по завершении противо­эпидемических мероприятий и объявление о ликвидации эпидемического очага.

Для работы в очаге решением СПК назначается начальник очага - опытный спе­циалист противочумного учреждения или ЦГСЭН. При начальнике очага создается противоэпидемический штаб и назначается начальник штаба. При штабе создаются группы: консультативная, санитарно-эпидемиологическая, лабораторная, госпиталь­ная, медицинского наблюдения за населением, дезинфекционная, зоопаразитологическая, карантинная, ветеринарная, административно-хозяйственная и др. Количество групп и специалистов в них определяется конкретной обстановкой и обусловливается объемом работ, зависящим от размера вспышки.

Начальник штаба контролирует выполнение решений штаба и распоряжений на­чальника очага. Штаб передает ежедневную оперативную информацию в Департа­мент Госсанэпиднадзора Минздрава России, руководителю административной терри­тории, в руководящие органы здравоохранения территории и в территориальное про­тивочумное учреждение. Заседания штаба протоколируются. В штабе организуется круглосуточное дежурство и ведется книга приказов, в которой устанавливается строгий учет всех прибывших медицинских и других работников, назначение на ра­боту и убытие из очага. При единичных случаях особо опасных инфекций (чумы, хо­леры, сибирской язвы, мелиоидоза, туляремии, вирусных геморрагических лихорадок Ласса, Марбург и Эбола), зарегистрированных в малонаселенных и отдаленных мес­тах, все мероприятия могут проводиться группой специалистов по особо опасным ин­фекциям и сотрудниками противочумных учреждений.

Консультативная группа, сформированная из квалифицированных специалистов различного профиля, решает наиболее сложные вопросы по организации противоэпи­демических мероприятий, диагностике и лечению больных особо опасными инфек­циями, организации режимно-ограничительных мероприятий.

Санитарно-эпидемиологическая группа осуществляет организацию и проведе­ние эпидемиологического обследования, организует развертывание обсервационных и провизорных госпиталей, изоляцию контактировавших, контролирует захоронение трупов, курирует вопросы эпизоотологического обследования.

Госпитальная группа решает вопросы развертывания холерного, чумного и других госпиталей, организации и лечения больных, наблюдения за подозрительными на воз­можные заболевания особо опасными инфекциями в изоляторах, провизорных госпита­лях (отделениях), а также функционирования патологоанатомической службы.

Группа медицинского наблюдения за населением организует и проводит активное выявление остролихорадящих больных (при подворных обходах с помощью врачебно-сестринских и других медицинских бригад), выявляет наличие падежа синантропных грызунов, наличие блох в жилье человека, ведет санитарно-разъяснительную работу.

Лабораторная группа, работающая в очаге, ведет исследование материалов, по­ступающих из госпиталей, изоляторов, от зоопаразитологических групп.

Дезинфекционная группа организует и обеспечивает проведение санитарной об­работки с камерной дезинфекцией одежды и белья, текущей и заключительной де­зинфекции в очагах, госпиталях и изоляторах, дератизацию и дезинсекцию на эпизоотичных территориях.

Зоопаразитологическая группа проводит эпизоотологическое обследование тер­ритории, производит отбор проб на лабораторные исследования, разбор и подготовку полевого материала для лабораторных исследований.

Ветеринарная группа обеспечивает наблюдение за сельскохозяйственными и до­машними животными.

Руководители групп являются членами противоэпидемического штаба и еже­дневно представляют письменную информацию об объеме выполненных мероприя­тий. Группы осуществляют свою деятельность в соответствии с инструктивно-мето­дическими документами Минздрава и Минсельхозпрода России.

Штаб прекращает свою работу по решению СПК. Отчет о проведенных меро­приятиях в эпидемическом очаге направляется начальником очага в Департамент Госсанэпиднадзора России, Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», региональный противочумный институт.

Введение карантина сопровождается одновременным введением режима обсер­вации во всех сопредельных с зоной карантина административных территориях.

При наложении карантина на крупные административные и промышленные цен­тры в границы карантина включаются как территория самого города, так и непосредст­венно прилегающие к нему населенные пункты, связанные с ним местным транспор­том, общей системой снабжения и торговли, а также производственной деятельностью.

В условиях проведения эвакуации и рассредоточения из карантинизированных городов границы карантина расширяются с включением населенных пунктов, где размещается эвакуируемое население.

Административная территория, на которой находится очаг заражения и населен­ные пункты, карантинизированные в связи с расселением в них пострадавших из эпи­демических очагов, объявляется зоной карантина.

Снятие карантина или обсервации в зависимости от складывающейся конкрет­ной обстановки может осуществляться постепенно в отдельных населенных пунктах или сразу во всей зоне. Карантин и обсервация снимаются распоряжением председа­теля СПК по рекомендациям органов здравоохранения, но не ранее чем до истечения двух сроков инкубационного периода данного заболевания, исчисляемого с момента изоляции последнего заболевшего и проведения заключительной дезинфекции в оча­ге заболевания.

В эпидемическом очаге одним из мероприятий противоэпидемического режима является максимальное разобщение населения. Следует отметить, что в очаге недо­пустимо скопление людей, в том числе в поликлинических учреждениях. Учитывая это, вся медицинская помощь приближается к населению и оказывается на дому или на предприятиях и в учреждениях.

В районах сохраняется участковый принцип курации, однако, в связи с резким увеличением объема работы, участки делятся на микроучастки. На каждом микроуча­стке выделяются помещения для размещения в них кабинетов общемедицинской се­ти. При выделении указанных помещений необходимо предусмотреть поточность прохождения обращающихся за медицинской помощью, а также возможность изоля­ции больных или подозрительных на заболевание лиц.

Работа на микроучастке осуществляется медицинской бригадой в составе вра­ча, двух медицинских сестер и двух дезинфекторов, а также нескольких человек-ак­тивистов (уполномоченных) от местного населения. Общее количество населения, проживающего на микроучастке, обслуживаемом одной бригадой, не должно превышать 2 тыс. чел. Для проведения поквартирных обходов к бригаде может приписы­ваться автотранспорт. Кроме непосредственно лечебных мероприятий и активного выявления больных, члены бригады проводят санитарно-разъяснительную работу по правилам поведения населения в эпидемическом очаге. Следует особо подчеркнуть, что работа бригады постоянно проводится в условиях острого противоэпидемическо­го режима. В зависимости от особенностей микроорганизмов, явившихся причиной ЧС, применяется соответствующий тип защитной одежды. Комплекты защитной оде­жды, подобранные по размерам и ростам, хранятся в лечебно-профилактических уч­реждениях.

Каждая бригада составляет поквартирные списки населения, проживающего на данной территории, включая приезжих. Поквартирные обходы проводятся не реже двух раз в сутки с обязательным измерением температуры тела у всех проживающих (термометрия проводится самими проживающими). Результаты термометрии зано­сятся в специальный журнал. В случае обнаружения больного немедленно информи­руется руководитель бригады. В квартире организуются мероприятия по изоляции больного и проведению текущей дезинфекции. Пациенты с повышенной температу­рой госпитализируются в провизорное отделение, а больные с симптомами, характер­ными для данного заболевания, - в инфекционный стационар.

В конце дня каждая бригада заполняет специальную отчетную форму, в кото­рую вносятся следующие данные:

• общее количество жителей на территории микроучастка;

• количество лиц, охваченных термометрией;

• число выявленных лиц с повышенной температурой неясной этиологии;

• количество выявленных больных с характерными для данной нозологиче­ской формы симптомами;

• количество госпитализированных больных;

• количество больных, оставленных на дому (указать причины);

• сведения о санитарно-просветительной работе, в том числе количество рас­пространенных листовок, проведенных бесед, слушателей.

В случае проведения экстренной профилактики, кроме перечисленных, пред­ставляются также данные о количестве людей, получивших препараты.

Руководитель бригады обобщает полученные сведения и в тот же день передает их в поликлинику, откуда они поступают в отдел здравоохранения района. Здесь по­лученные данные анализируются в масштабах района и далее в виде донесения на­правляются в штаб очага и в СПК.

В медико-санитарных частях и медицинских пунктах промышленных предпри­ятий и учреждений, находящихся в очаге, медицинские работники свою деятельность переносят в цеха и отделы с целью избежания контакта лиц, обращающихся за меди­цинской помощью. При этом силами медицинских постов и санитарного актива про­водится активное выявление больных, а также термометрия рабочих и служащих не реже двух раз в смену.

Личный состав формирований, учреждений и подразделений в конце рабочего дня проходит полную санитарную обработку со сменой одежды. В зависимости от конкретных условий указанные лица размещаются в местах постоянного проживания или переходят на «казарменное» положение.

Следует отметить, что на всех этапах оказания медицинской помощи инфекцион­ным больным должен быть обеспечен необходимый противоэпидемический режим. Мероприятия по его соблюдению входят в план противоэпидемической защиты и обя­зательны для выполнения всеми службами. Строгий противоэпидемический режим ра­боты учреждений здравоохранения предусматривает проведение соответствующих ме­роприятий, направленных на три звена эпидемиологического процесса, в том числе на источник инфекции, пути и факторы передачи заразного начала и восприимчивое насе­ление. Строгое выполнение мероприятий противоэпидемического режима позволяет в более короткие сроки локализовать и ликвидировать эпидемический очаг, сократить количество инфицированных, уменьшить тяжесть их заболевания и летальность.

 

13.5.2.Организация проведения карантинных и обсервационных меро­приятий в чрезвычайной эпидемической ситуации.

 

 

Чрезвычайная эпидемическая ситуация -прогрессирующее нараста­ние численности инфекционных больных в эпидемических очагах, приводя­щее к нарушению сложившегося ритма жизни населения данной территории, возможному выносу возбудителя за ее пределы, утяжелению течения болезни и увеличению числа неблагоприятных исходов.

Как было сказано выше, карантин вводится при появлении среди населения больных особо опасными инфекциями, групповых заболеваний контагиозными ин­фекциями с нарастанием числа заболевших в короткий срок.

При введении карантинапредусматривается:

• полная изоляция эпидемического очага, карантинизированных населенных пунк­тов и всей зоны карантина с установлением вооруженной охраны (оцепления);

• строгий контроль за въездом и выездом населения и вывозом имущества из зоны карантина;

• запрещение проезда через очаг заражения автомобильного транспорта и ос­тановок вне отведенных мест при транзитном проезде железнодорожного и водного транспорта;

• создание обсерваторов и проведение мероприятий по обсервации лиц, нахо­дившихся в очаге и выбывающих за пределы карантинной зоны;

• раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация в специально выделенное лечебное учреждение;

• ограничение общения между отдельными группами населения;

• установление противоэпидемического режима для населения, работы город­ского транспорта, торговой сети и предприятий общественного питания, объ­ектов экономики в зависимости от складывающейся эпидемиологической об­становки, обеспечивающего их бесперебойную работу;

• обеспечение населения продуктами питания и водой с соблюдением требова­ний противоэпидемического режима;

• установление противоэпидемического режима работы медицинских учреж­дений, находящихся в очаге;

• проведение мероприятий по обеззараживанию объектов внешней среды, вы­пускаемой промышленной продукции и санитарной обработки населения;

• перевод всех объектов пищевой промышленности на специальный технологи­ческий режим работы, гарантирующий безвредность выпускаемой продукции;

• проведение экстренной и специфической профилактики;

• контроль за строгим выполнением населением, предприятиями, министерст­вами и ведомствами установленных правил карантина;

• проведение санитарно-разъяснительной работы.

Карантин может быть заменен обсервацией. При введении обсервациипреду­сматривается:

• ограничение выезда, въезда и транзитного проезда всех видов транспорта че­рез обсервируемую территорию;

• ограничение передвижения и перемещения населения;

• проведение обеззараживания зараженных объектов внешней среды;

• активное раннее выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

• проведение санитарной обработки пораженного населения;

• проведение экстренной профилактики среди контактных лиц;

• усиление ветеринарно-бактериологического контроля за зараженностью сельскохозяйственных животных и продукцией животноводства;

• установление противоэпидемического режима работы медицинских учреждений.

Вооруженная охрана (оцепление) карантинизированной территории имеет це­лью обеспечить ее изоляцию и исключить вынос инфекции за ее пределы. Она осу­ществляется силами и средствами МВД России совместно с воинскими подразделе­ниями Минобороны России путем выставления постов охраны по периметру очага заражения, на основных путях движения людей и транспорта и круглосуточного пат­рулирования между постами охраны, осуществления строгого контроля за передви­жением населения между отдельными карантинизированными населенными пункта­ми, установления ограничительных знаков, указателей и выставления постов на про­селочных дорогах, тропинках и т.д.

Для контроля за осуществлением противоэпидемического режима при выезде и въезде населения, вывозе груза развертываются специальные подразделения - кон­трольно-пропускные пункты (КПП), включающие в свой состав санитарно-контроль-ные пункты (СКП).

СКП развертывается в составе КПП силами и средствами здравоохранения с обязательным наличием изолятора. КПП развертывается в населенных пунктах на магистральных путях сообщения - шоссейных, железнодорожных, водных - в рай­онах их пересечения с границей карантинной зоны, а также в аэропортах. КПП на же­лезных дорогах, в аэропортах, в морских портах развертываются по решению терри­ториальных штабов по делам ГОЧС и соответствующих министерств ведомственны­ми службами.

Задачей КПП является контроль за выполнением пропускного режима, установ­ленного в соответствии с противоэпидемическим требованиями. Из зоны карантина разрешается вывозить любые грузы (оборудование, технику, сырье, товары и продо­вольствие) при наличии документов об их обеззараживании и безвредности. Выезд, выход людей из зоны карантина разрешается при наличии у них документа о прохож­дении обсервации.

Ввоз грузов в зону карантина (до мест разгрузки) осуществляется беспрепятствен­но при строгом выполнении установленных правил лицами, сопровождающими грузы.

В зону карантина беспрепятственно допускаются формирования службы меди­цины катастроф спасателей и отдельные специалисты, направляемые для проведения мероприятий по ликвидации возникших эпидемических очагов, а также лица, постоянно проживающие на территории зоны карантина, но выехавшие из нее до установ­ления карантина.

На санитарно-контрольный пункт возлагается:

• проверка удостоверений о прохождении обсервации у лиц, выбывающих из зоны карантина;

• проверка документов о проведении вакцинации (при необходимости) у лиц, прибывающих в зону карантина; в отдельных случаях выдача средств экс­тренной профилактики прибывающим в зону карантина;

• медицинское наблюдение за лицами, сопровождающими грузы, транспорт­ными бригадами, за населением и работающими сменами при следовании че­рез СКП к месту рассредоточения и работы;

• контроль за санитарным состоянием аэропортов, железнодорожных, морских и речных вокзалов;

• медицинское наблюдение за личным составом КПП в зоне его действия;

• выявление инфекционных больных среди лиц, выезжающих из зоны каран­тина и въезжающих в нее, и их изоляция.

Для вывоза грузов из карантинной зоны используется продезинфицированный транспорт и транспорт, на котором доставлялись грузы в карантинную зону, после соответствующей его обработки.

Контроль за соблюдением санитарных требований к грузам, багажу, товарам и почтовым отправлениям, вывозимым из карантинной зоны, обеспечивается соответ­ствующими ведомствами.

Выезд лиц, временно оказавшихся в карантинной зоне (отпускники, командиро­ванные и др.), разрешается после обсервации. Для этих целей создаются специальные обсерваторы, где за обсервируемыми осуществляется медицинское наблюдение в те­чение срока, равного инкубационному периоду инфекционного заболевания. При хо­лере обсервируемые обследуются на вибриононосительство.

Обсерваторы развертываются местной администрацией и органами здравоохра­нения по заранее разработанному плану на базе гостиниц, общежитий, домов отдыха и т.п. В качестве обсерваторов возможно использование морских и речных судов, во­кзалов, портовых сооружений. Медицинское наблюдение в обсерваторах осуществ­ляется специально выделенными для этих целей медицинскими работниками за счет территориальных и ведомственных учреждений здравоохранения; питание организу­ется за счет обсервируемых и средств администрации.

Сведения о временно проживающих в карантинной зоне, подлежащих выезду, представляются руководителями предприятий, учреждений, органами коммунально­го хозяйства, домовладельцами в местные органы власти.

Обсервация пассажиров и обслуживающего персонала, выехавшего из очага до введения карантина, организуется руководителями соответствующих транспортных ве­домств совместно с территориальной администрацией и органами здравоохранения.

Заполнение обсерватора производится одномоментно. Обсервируемые по воз­можности размещаются мелкими группами, общение между группами не допускает­ся. Перед помещением в обсерватор обсервируемые проходят медицинский осмотр. В обсерватор помещаются только заведомо здоровые люди.

По окончании обсервации обсервируемые доставляются организованно в аэро­порт или на железнодорожную станцию для отправки по месту жительства. При появлении случаев инфекционных заболеваний среди обсервируемых срок их обсервации соответственно удлиняется. В обсерваторе после госпитализации больного производится заключительная дезинфекция с полной санитарной обработкой обсерви­руемых и обслуживающего персонала, находившегося в контакте с больными.

Продукты питания и промышленные товары первой необходимости для каран-тинизированного населения ввозятся в карантинную зону в соответствии с планами поставок или по требованию начальника ГО соответствующего региона.

Грузы, предназначенные для объектов экономики, доставляются к месту назна­чения на объект, а для населения - на станции разгрузки.

Лица, доставляющие грузы, при контакте с больными или при нарушении уста­новленных правил подлежат обсервации в карантинной зоне. Лица, сопровождающие грузы, после убытия из карантинной зоны подвергаются медицинскому наблюдению в пути следования и по месту жительства.

На станциях разгрузки оборудуются помещения (изоляторы) для размещения лиц, сопровождающих грузы; санитарные пропускники для проведения полной сани­тарной обработки лиц, сопровождающих грузы перед убытием из карантинной зоны; площадка для обеззараживания транспорта.

Въезжающие в карантинную зону лица должны иметь подтверждающие доку­менты о проведении вакцинации (при необходимости), средства экстренной профи­лактики, индивидуальные средства защиты.

Руководитель СПК по рекомендации заместителя председателя в соответствии со сложившейся обстановкой устанавливает правила поведения населения в очаге, режим работы транспорта и объектов народного хозяйства.

Ограничение общения между отдельными группами населения достигается за­прещением свободного (без специальных пропусков) передвижения населения и транспорта между и внутри карантинизированных населенных пунктов в зоне ЧС, за­прещением массовых мероприятий (митингов, собраний), закрытием рынков, органи­зацией обеспечения населения продуктами питания, доброкачественной питьевой во­дой и промышленными товарами первой необходимости, организацией перевозок формирований, работающих по спасению пораженного населения.

Карантинизированное население обязано строго выполнять установленные пра­вила карантина, которые предусматривают своевременное извещение о появлении в коллективе или семье заболевших лиц и соблюдение мер предосторожности при об­щении с ними, недопущение неорганизованного передвижения в карантинной зоне, соблюдение установленного порядка выезда и вывоза имущества из карантинной зо­ны и строгое выполнение правил личной гигиены.

В зависимости от складывающейся эпидемиологической обстановки указанные правила поведения населения в карантинной зоне могут уточняться и дополняться.

На объектах экономики, продолжающих работу в условиях карантина, вводится противоэпидемический режим работы, предусматривающий:

• своевременное выявление среди рабочих и служащих инфекционных боль­ных, их немедленную изоляцию и установление наблюдения за лицами, на­ходившимися в контакте с больными;

• проведение мероприятий по обеззараживанию внешней среды в производст­венных (служебных) помещениях;

• обеспечение своевременного проведения среди рабочих и служащих профи­лактических мероприятий (экстренная и специфическая профилактика и дру­гие мероприятия);

• выполнение рабочими и служащими установленных санитарно-гигиениче­ских и режимных правил;

• для объектов, производящих продукты питания, - перевод на новый техноло­гический режим выпуска продукции, обеспечивающий безвредность продук­ции в условиях ЧС.

Работа предприятий общественного питания и торговли по обеспечению каран-тинизированного населения продуктами питания осуществляется при строгом соблю­дении санитарно-гигиенических, противоэпидемических и режимных требований.

Лечебно-профилактические и противоэпидемические учреждения, формирова­ния, занятые ликвидацией санитарно-эпидемиологических последствий ЧС, перево­дятся на строгий противоэпидемический режим работы, включающий перестройку работы в условиях противоэпидемического режима и обсервации, казарменное раз­мещение личного состава формирования, использование индивидуальных средств за­щиты, применение средств экстренной профилактики, проведение текущей дезин­фекции в учреждениях (поликлиниках, изоляторах, стационарах и др.).

В эпидемических очагах обеззараживание проводится в лечебных учреждениях, на транспорте, объектах экономики, продолжающих работу в очаге, местах сбора на­селения для эвакуации и других местах пребывания пострадавшего населения и спа­сателей различных формирований.

Обеззараживание транспортных средств осуществляется на организуемых площад­ках и моечных станциях; одежды, обуви и мягкого инвентаря - на площадках обеззара­живания одежды, с использованием передвижных дезинфекционно-душевых установок.

Санитарная обработка населения, рабочих и служащих объектов, не прекращаю­щих работу в зоне ЧС и эпидемическом очаге, осуществляется в сохранившихся ста­ционарных или временных обмывочных пунктах, развертываемых на базе санитар­ных пропускников, бань, душевых установок.

Контактным лицам до установления диагноза заболевания ООН проводится об­щая экстренная профилактика антибиотиками широкого спектра действия или ком­плексами антибиотиков.

Специфическая профилактика (вакцинопрофилактика) в карантинной зоне про­водится по эпидемическим показаниям. В первую очередь прививки проводятся ли­цам группы риска и лицам, имеющим контакт с инфекционными больными или бак­терионосителями, а также личному составу формирований и служб, занятых ликвида­цией последствий ЧС.

Активное раннее выявление инфекционных больных или подозрительных на за­болевания обеспечивается путем опроса пострадавшего населения в эпидемическом очаге, организации измерения температуры тела и медицинского осмотра. Данные мероприятия проводят врачебно-сестринские и сестринские бригады.

Изоляция и госпитализация выявленных больных организуется медицинскими фор­мированиями, работающими в эпидемическом очаге. После госпитализации инфекцион­ных больных дезинфекционными бригадами проводится заключительная дезинфекция.

Для изоляции и лечения инфекционных больных в карантинной зоне разверты­ваются инфекционные стационары (инфекционные подвижные госпитали, провизор­ные и обсервационные госпитали, холерные и противочумные госпитали).

При развертывании инфекционных стационаров для больных особо опасными инфекционными заболеваниями предусматриваются: зона строгого режима (заразная половина), где развертываются приемно-сортировочное, лечебно-диагностическое, лечебное, лабораторное отделения; морг, изолятор для медицинских работников и

обсервационная зона (чистая половина), где развертываются аптека, кухня-столовая, общежитие для сотрудников, штаб и хозяйственные подразделения. Между этими зо­нами развертываются санитарный пропускник и передаточные пункты.

Для централизованного обеспечения отделений дезинфицирующими растворами при аптеке развертывается пункт приготовления дезрастворов.

Личный состав стационара в зоне строгого режима до установления диагноза ра­ботает только в средствах защиты (противочумные костюмы, «Кварц» и др.) и после окончания работы проходит полную санитарную обработку.

Ответственность за строгое выполнение сотрудниками требований противоэпи­демического режима при работе с инфекционными больными возлагается на заве­дующих отделениями.

 

 



Просмотров 4261

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!