![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Тема 1. Социологическое исследование - специфический способ изучения социальной действительности
1. Предмет социологии: этапы его развития и определение в СИ, взаимосвязь области социологии и других общественных наук. 2. СИ: классификация, логика выбора вида исследования и их возможности.
Самостоятельная работа I. Подготовка сообщений 1. Трансформация экономических институтов в России и социологические проблемы 2. Социодемографические исследования. 3. Изучение социально - политических процессов социологами. 4. Социально-психологическое исследование. 5. Применение лонгитюдного исследования для изучения социальных проблем российской молодежи. 6. Мониторинговые исследования социальных преобразований в российском обществе.
II. Литература 1. Альмодовар. Ж.И. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория: сопоставление масштабов анализа. Пер. с франц. // Вопросы социологии. 1992. Т.1, № 1., С. 98 - 104. 2. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. М., 1987 3. Методологические и методические аспекты сравнительных социологических исследований. М., 1984. 4. Практикум по прикладной социологии. М.: МГУ, 1992. 5. Проблемы сравнительных исследований в социологии. Методы сбора данных. // Сб. статей, 1988. 6. Сравнительный анализ и методика социологических исследований. Сб. статей. М., 1989. 7. Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений. Пер. с англ. // Вопросы социологии - 1993 - №1-2 - С. 129-138. 8. Эйгирдас А.А. Применение ЭВМ в лонгитюдном исследовании // Социологические исследования - 1988 - №1. 9. Ядов В.А., Семенова В.В. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснения, понятия социальной реальности. Учебник для вузов. - М.,1998.
III. Вопросы для самопроверки 1. Какие основные этапы развития предмета социологии вы можете выделить? 2. Какие интернациональные и национальные парадигмы вам известны? 3. От чего зависит развитие предмета социологии? 4. Как изменения представлений о предмете влияют на тематику СИ? 5. Приведите примеры соотношения знаний о социальной реальности, получаемых в психологии, демографии, культурологии, экономике, политологии и знаний о предмете в контексте проблематики СИ. 6. Что такое социальная связь? Назовите типы социальных связей. 7. Какова сущность понятия "социальный факт"? 8. От каких критериев зависит выделение общих и специфических фактов? 9. Каким образом состояние теоретических и практических знаний влияет на выявление, описание, обобщение и объяснение социальных фактов? 10. Что означает понятие "статистический факт"? Приведите примеры того, как статистические факты служат обоснованием фактов социальных.
IV. Другие виды работ 1. Проанализируйте различные определения следующих понятий понятия: социологическое исследование, социальное исследование, пилотаж (зондаж) общественного мнения, экспресс-опрос, описательное, аналитическое, теоретико-прикладное, точечное, разовое, панельное, лонгитюдное и мониторинговое исследования, теоретический (подготовительный), “полевой” этапы, обработка данных, аналитический этап исследования.
Тема 2. Этапы СИ.
1. Этапы СИ: подготовительный, эмпирический, обработка данных, аналитический. 2. Проблемы организации СИ: социальное знание, социальный факт, социальная связь, статистический факт.
Самостоятельная работа I. Подготовка сообщений
1. Организация работы с заказчиком. 2. Смета социологического исследования. 3. Основные проблемы, возникающие на каждом из этапов
II. Литература 1. Практикум по прикладной социологии. М.: МГУ, 1992 2. Проблемы сравнительных исследований в социологии. Методы сбора данных. // Сб. статей, 1988. 3. Ядов В.А., Семенова В.В. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснения, понятия социальной реальности. Учебник для вузов. - М.,1998. III. Вопросы для самопроверки 1.Какие основные этапы исследования вы знаете? 2.Какие виды исследовательского плана вы знаете? 3.Что описывает организационный план исследования? 4.Из каких основных этапов состоит организационная работа? 5.Что входит в организацию отношений с заказчиком? 6.Какие основные факторы влияют на сроки проведения исследования? 7.Какие основные виды работ включаются в смету исследования на каждом этапе?
IV. Другие виды работ 1. Охарактеризуйте особенности каждого из этапов исследования, используя следующую таблицу: Таблица 1. Особенности этапов СИ.
2. Используя таблицу, приведенную в книге В.А. Язова “Социологическое исследование: методология, программа, методы”, Самарский университет, 1995 г., С. 66, проиллюстрируйте конкретными примерами различные условия использования данных видов исследовательского плана в соответствии с приведенными его параметрами в названии столбцов 1, 2, 3 (кроме 4). 3. Составьте смету социологического исследования. Обоснуйте принципы оплаты всех видов работ.
Тема 3. Программа теоретико-прикладного социологического исследования.
1. Программа исследования: назначение, структура, функции. 2. Проблема, объект и предмет исследования. 3. Общие требования, предъявляемые к программе.
Самостоятельная работа Подготовка сообщений
1. Логическая последовательность действий при разработке программы социологического исследования. 2. Теоретико - методологическая часть программы социологического исследования. 3. Методическая часть программы социологического исследования. II. Литература 1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995. 2. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969. 3. Опыт моделирования социальных процессов. Вопросы методологии и методики построения моделей. Киев, 1989. 4. Практикум по прикладной социологии. Под ред. Б.В. Князева, Н.И. Дряхлова, В.Я. Нечаева. - М.: Изд-во Московского университета, 1987.- 261 с. 5. Процесс социального исследования. Вопросы методологии, методики и организации марксистско-ленинских социальных исследований. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1975. 576 с. 6. Основы прикладной социологии. Под ред. Ф.Э.Шереги, Горшкова М.К. М.,1996 . 7. Социология. Г.В. Осипов. (рук. авт. кол.), Ю.П. Коваленко, Н.И. Щипанов, Р.Г. Янковский - М.: Мысль, 1990. 446 с. 8. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования: учебно-методическое пособие. - М.: Издательство Московского университета, 1987 – 69 с. III. Вопросы для самопроверки 1. Что содержит в себе программа социологического исследования? 2. Почему разработка программы является необходимым условием проведения исследования? 3. Назовите три раздела исследования и обоснуйте необходимость включения в программу каждого. 4. Укажите и обоснуйте сроки проведения исследования в зависимости от его вида. 5. Чем еще, кроме вида исследования, определяются его сроки? 6. Как вы понимаете концептуальный замысел исследования? 7. Какая проблема называется социальной? 8. Что, на ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы избежать постановки мнимых социальных проблем? 9. Что в социологическом исследовании выступает объектом? 10.В чем различие теоретического и эмпирического объектов?
IV Другие виды работ 1. Укажите известные Вам подходы к классификации социальных проблем. 2.. Приведите конкретную тематику исследования. 4. Классифицируйте названные Вами темы исследования, применяя указанные Вами подходы. 5. Раскройте на примере конкретного социологического исследования, в чем заключается гносеологическая, научно-организационная и внешняя функции программы. 6. На примере темы исследования - “Социальная адаптация молодежи к общественным переменам в России” - определите суть вышеуказанных функций. 7. Сформулируйте сами любые актуальные, по Вашему мнению, темы исследования и раскройте смысл данных функций программы. 8. Обоснуйте, в чем заключается актуальность этих тем исследования. 9. Объясните, как вы понимаете эксплицитность программы? 10.Обоснуйте необходимость соблюдения последовательности элементов программы при ее разработке и применении. 11. Объясните, как вы понимаете гибкость программы. 12.Назовите основания выделения классификации для различных видов исследований. 12. Повторите следующие понятия: программа социологического исследования, методологический, процедурно-методический и организационный разделы, проблема исследования, концептуальный замысел исследования, объект и предмет исследования, тематика исследования, эксплицитность программы. Проиллюстрируйте их смысл на примере КСИ.
![]() |