![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Тема 4. Методология СИ и методологический раздел программы
1. Методология социологии. Место СИ в структуре социологического знания. 2. Методология СИ как система принципов научного исследования и прикладная логика исследования конкретной определенной области. 3. Методологический раздел программы и его составляющие. 4. Цели и задачи исследования. 5. Гипотеза в социологическом исследовании. Виды гипотез.
Самостоятельная работа Подготовка сообщений 1. Теоретико-прикладные аспекты исследования социальных проблем семьи. 2. Использование теорий конфликта и структурного функционализма при изучении проблем социального института семьи. 3. Логический анализ основных понятий. 4. Теоретическая интерпретация понятий. 5. Эмпирическая интерпретация понятий. 6. Операционализация понятий в системе объекта и предмета исследования
II. Литература 1. Андреева Г.М. Программа конкретного социологического исследования Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972. 2. Голофаст В.БМетодологический анализ в социальном исследовании. М., 1980. 3. Ермакова В.В., Пациорковский В.В., Шереги Ф.Э. Повторные исследования в прикладной социологии//Социс. – 1982. - №1. 4. Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно социологические исследования в области права. – Л., 1981. III. Вопросы для самопроверки 1. Что такое всеобщая научная методология? 2. Как учитываются общенаучные принципы при проведении КСИ? 3. Почему КСИ занимает неотъемлемое место в структуре социологического знания? 4. Что такое цель социологического исследования? 5. Чем задачи социологического исследования отличаются от его цели? 6. В чем различие программных и дополнительных задач? 7. Что называют гипотезой в социологии? 8. Чем опосредован выбор того или иного вида гипотез? 9. Какие общие требования предъявляются к гипотезе, подлежащей прямой эмпирической проверке? 10.Почему после окончания исследования гипотеза может не подтвердиться? IV. Другие виды работ 1.Раскройте смысл следующих понятий: методология всеобщая научная методология, общесоциологическая методология, методология ТСУ, социальный заказ, цель и задачи исследования, гипотеза социологического исследования, гипотезы-основания и следствия, основные и не основные гипотезы, первичные и вторичные гипотезы, описательные и объяснительные гипотезы, рабочая гипотеза. 2. Назовите составляющие методологического раздела программы. Обоснуйте их логическую последовательность. 3. Сформулируйте самостоятельно тему теоретико-прикладного исследования. Определите возможные основные и частные задачи. 4. Приведите примеры гипотез различных видов. 5. Приведите примеры различных видов гипотез, сформулировав тему конкретного социологического исследования. 6. Охарактеризуйте общесоциологическую методологию. 7. Покажите, как используются знания, накопленные в методологии ТСУ в практике подготовки методологического раздела КСИ. 8. Разделитесь на несколько групп. Выберите в каждой группе по согласованию с преподавателем руководителя. Теперь каждая группа разрабатывает методологический раздел программы по теме “ Изменения в институте высшего образования в России ”. На практическом занятии вся группа обсуждает получившиеся проекты программы и проводится конкурс на лучший проект.
Тема 5. Методика и процедурно-методический Раздел программы
1. Метод, техника, методика и процедура исследования. 2. Процедурно методический раздел программы (общая характеристика). 3. Организационный раздел программы, назначение и составляющие. 4. Контроль за ходом исследования. Самостоятельная работа Подготовка сообщений 1. Обоснование методов и методики исследования электорального поведения россиян 2.Изучение девиантного и делинквентного поведения молодежи: методический аспект 3. Исследования социальной адаптации студентов к изменениям в системе образования: методическое обеспечение. 4.Принципиальный план исследования как составляющая процедурно-методического раздела программы (на примере конкретного исследования). II. Литература 1. Математические методы анализа и интерпретации социологических данных. М., 1989. 2. Математические методы и модели в социологии. - М.:, Институт социологии. – 1991. - №1. 3. Методология и методы социологических исследований. - М., 1996. 4. Патрушев В.Д. Методика изучения бюджета времени трудящихся. // Социс. -1990 - №1. 5. Сравнительный анализ и методика социологических исследований. //Сб. статей. – М., 1989. 6. Титма М.Х. Тоодинг Л.М. Математические методы в арсенале социолога. // Социс. - 1986 - №4. 7. Толстова Ю.Н. Обеспечение однородности исходных данных в процессе применения математических методов. // Социс. - 1986 - №3. III. Вопросы для самопроверки 1. Что означает понятие техника исследования? 2. Укажите, в чем различие между понятием метод и методика? 3. Какие составляющие входят в процедурно методический раздел программы? 4. От каких факторов зависит выбор методов социологического исследования? 5. Какие трудности могут встретиться в процессе создания сети интервьюеров? 6. Сколько интервью в день в соответствии с существующими нормативами можно проводить одному интервьюеру? 7. Опишите подробно принципы создания постоянно действующей сети интервьюеров? 8. Как могут измениться сроки на проведение исследования в зависимости от: а) его вида; б) требований заказчика; в) количества участвующих специалистов исполнителей; г) применяемых методов? 9. Каково назначение инструментария? 10.Каким аспектам исследования уделяется внимание в процессе оперативного долгосрочного контроля?
IV. Другие виды работ 1.Поясните понятия метод, методика и процедура исследования. 2.На примере конкретного социологического исследования раскройте последовательность всех приемов сбора и обработки информации. 3.Опишите подробно принципы создания постоянно действующей сети интервьюеров. 4.Поясните, что означает понятие инструментарий. Приведите примеры 5.Назовите различные виды инструментария.
![]() |