![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Тема 10. Типы, виды и качество выборки
1. Методы вероятностной выборки 2. Методы невероятностной выборки. 3. Многоступенчатая выборка
Самостоятельная работа I. Подготовка сообщений.
1. Простой случайный отбор. 2. Систематический отбор. 3. Районированная и стратифицированная выборки. 4. Гнездовая выборка. 5. Квотная выборка. 6. Паспортичка выборки.
II. Литература 1.Добреньков В. И., Кравченко А. И, Методы социологического исследования: Учебник.- М.: Инфра – М, 2004.-768 с.- (Классический университетский учебник) 2. Ноэль Элизабетт. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1993. - 380 с. 3. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова. - М., 1996.
III. Вопросы для самопроверки 1. Что такое качество выборки? 2. Какие основные характеристики выборки вы знаете? 3. Что может служить основой выборки? 4. При каких условиях возможно применение простого случайного и систематического отбора? 5. Когда целесообразно применять стратифицированную выборку? 6. Когда целесообразно применять районированную выборку? 7. При каких условиях применяется многоступенчатая выборка?
IV. Другие виды работ. 1. Используя известные вам формулы, спроектируйте объем выборочной совокупности для средней и для долевой выборки. 2. Рассчитайте ошибку выборки для средней и для доли, используя известные вам формулы. 3. Рассчитайте стратифицированную выборку для проведения опроса тульской молодежи, используя данные статистики. 4. Опишите применение многоступенчатой выборки в рамках исследовательских проектов.
Тема 11. Опрос как универсальный метод сбора данных
1. Преимущества, недостатки и причины популярности опроса. 2. Разновидности метода опроса и их краткая характеристика. 3. Почтовый и прессовый опросы: условия применения и особенности метода. 4. Телефонный опрос: проблема репрезентативности.
Самостоятельная работа I Подготовка сообщений 1. Преимущества и недостатки опроса. 2. Маркетинговое исследование и его разновидности. 3. Стиль респондентов. II. Литература
1. Андреенков В.Г., Сотникова Г.Н. Телефонные опросы населения. Методические рекомендации по организации и проведению выборочных массовых опросов. М., 1985. 2. Докторов Б. 3. Повышение возврата анкет при почтовом опросе.//Социс- 1981 - №3. 3. Докторов Б. 3. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л., 1979. 4. Докторов Б. 3. Подготовка и проведении почтового опроса. Л., 1986. 5. Жабский М.И. Надежность социологических измерений.//Социс - 1983 – № 4. 6. Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2-х томах. М.,1990. 7. Организационно-методические проблемы социологического опроса. M., 1985. 8. Рукавишников В. О., Паниотто В. И., Чурилов Н. Н. Опросы населения. М.,1984. 9. Рыбакова О.В., Третьякова О.Ф. Использование репертуарных методик для анализа профессиональной эффективности работника.//Социс. 1997, №10. С. 126-130. 10.Ситкевич Т. Л. Особенности работы интервьюеров при телефонных опросах.//Социс – 1993 - № 3 - С. 83-88. 11.Яковенко Ю. И., Паниотто В. И. Почтовый опрос в социологическом исследовании. - Киев, 1988.
III. Вопросы для самопроверки 1. Мы делаем выводы о намерениях людей, изучая в процессе проведения опросов их субъективные мнения, суждения. По каким другим показателям можно судить о намерениях? 2. Есть ли ограничения в применении опроса при исследованиях различных тем и сфер социальной жизни? 3. Почему опрос считается универсальным методом? 4. С чего начинается опрос? 5. На какую примерно долю увеличивается возврат анкет при почтовом опросе при рассылке: - уведомление об опросе, посыпаемых за 3-4 дня до отправки анкет; - напоминание через 2-3 недели после окончания опроса; - вторичное напоминание; - вознаграждение в виде небольших подарков? 6. Как вы думаете, в каком случае возврат анкет при почтовом опросе будет выше: а) при "безличном" обращении к респонденту; б) при персональном обращении к нему, в) возврат анкет не зависит от формы обращения к респонденту. 7. Высылая анкету по адресу респондента мы не соблюдаем анонимность. Можно ли все же каким-то образом гарантировать анонимность? 8. Будет ли способствовать пропаганда предстоящего опроса в СМИ увеличению возврата анкет? 9. К какому примерно ответу респондентов стабилизируется распределение мнений? 10.Как обеспечить качественную представительность аудитории при радиотелевизионном опросе? 11.Чем отличается техника телефонного опроса от обычного интервью или анкетирования? 12.Сколько примерно вопросов должен включать опросный лист при телефонном опросе? 13.Каким образом можно скорректировать стихийную выборку при опросах по каналам СМИ? 14.Как вы думаете, почему только во второй половине 70-х годов в отечественной практике начал возрождаться почтовый опрос? 15.Проводят ли "ремонт" выборки при прессовом опросе?
IV. Другие виды работ. 1. Раскройте смысл следующих понятий опрос, вопросник, почтовый, прессовый опросы, радиотелевизионный опрос, качественная репрезентативность опросов, коррекция стихийной выборки, персонализация обращения к респонденту, сигнальная карточка, самоитервью. Проиллюстрируйте ответы конкретными примерами 2. Назовите преимущества и недостатки почтового опроса. 3. Расскажите о принципах проектирования выборки и использования ее типов при проведении почтовых опросов. Аргументируйте свою точку зрения. 4. Опишите процедуру проведения радиотелевизионных опросов с немедленной обработкой компьютерных данных. 5. Выберите правильный ответ о том, каким должно быть минимальное число анкет, рассылаемых по почте? 400; 400-600; 600-800; 800-1000; нет никаких ограничений. 6. Назовите причины "перекоса" выборки но каким-либо категориям населения при прессовом опросе.
![]() |