Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Речевая готовность детей с недостатками слуха к школьному обучению



На заключительном этапе дошкольного воспитания де­тей с нарушениями слуха актуальными становятся вопросы о переходе их на ступеньку систематического школьного обу­чения и о речевой готовности к усвоению программного ма­териала будущих учебных предметов.

Основными условиями перехода детей, достигших школьного возраста, на следующую стадию развития явля­ется не жестко фиксируемый объем знаний об окружаю­щей действительности и не заданный запас речевых средств, а психосоциальная идентичность того или иного ребенка своим возрастным возможностям и реальным результатам коррекционного воздействия при данной структуре дефек­та. В первую очередь должна учитываться динамика изме­нений в психофизическом развитии ребенка за весь период дошкольной подготовки, независимо от сроков обучения, хотя оптимальными для решения задач воспитания и полноценного синтеза психических новообразований всех предыдущих стадий развития является период не менее 4 лет.


Раздел III

Необходимый уровень речевого развитияк моменту пе­рехода детей в школу мог быть достигнутым при выполне­нии в ходе специального обучения следующих требований:

1) если обеспечивалось общее разностороннее развитие
детей данной категории с учетом возрастных психофизи­
ческих возможностей и приобщения их ко всему, что до­
ступно их слышащим сверстникам;

2) если квалифицированно организовывалась специаль­
ная коррекционно-воспитательная работа с использовани­
ем проверенных обходных путей развития и с применением
вспомогательных средств для преодоления вторичных и по­
следующих нарушений в структуре дефекта у глухих и сла­
бослышащих детей;

3) если осуществлялся деятельностный подход при про­
ведении всех направлений воспитательно-образовательной
работы с детьми, включая специальное формирование рече­
вых умений;

4) если речевые средства вводились и отрабатывались в
естественных и специально организованных ситуациях об­
щения;

5) если процесс обучения словесной речи проходил в ус­
ловиях слухо-речевой среды при интенсивной работе по раз­
витию слухового восприятия на основе использования со­
временной звукоусиливающей аппаратуры;

6) если в ходе обучения велось систематическое изучение
развития психических процессов (познавательных, эмоцио­
нальных, волевых) и уточнялись методы обучения;

7) если в ходе обучения детей с нарушениями слуха сло­
весной речи сурдопедагоги стремились осмыслить методи­
ку на основе приобщения ее к языкознанию и заложить в ее
основу важнейшие идеи лингвистики, психолингвистики,
психологии речи;

8) если в процессе обучения языку у детей развивали фун­
даментальные психические способности как родовые каче­
ства человека.

Наиболее надежными показателями общей и речевой готовности детей к школьному обучению являются не конк­ретные знания, умения, навыки, непосредственно связан­ные с материалом школьного курса, а своеобразные каче-


Глава 5. Особенности работы по речевому развитию детей
_________________________________ старшего дошкольного возраста

ственные образования — способности. Впсихологической литературе принято различать общие (фундаментальные) и специальные способности (музыкальные, художественные, технические, математические, литературные и т. д.).

Дошкольный возраст — это период формирования обще­человеческих способностей. Общая способность определя­ется как «степень интеллектуально-мотивационного разви­тия, т. е. степень сформированное™ общих для любых форм поведения особенностей его психологического механизма»1. В ходе обучения дети приобретают определенные навыки как способы закрепления действий с предметами или их обо­значениями. Но способности отличаются от них тем, что они выступают как закрепленная в индивиде система обоб­щенных психических процессов (деятельностей). Результа­ты человеческой деятельности на каждом возрастном этапе, обобщаясь и закрепляясь, входят как строительный мате­риал в построении его способностей. Способности не равны сумме навыков, умений, знаний, а представляют из себя интегральное качественное образование. Сформированные прижизненно, а не полученные по наследству, они являют­ся отправным пунктом для дальнейшего усвоения знаний, умений и навыков. Это вводные навыки. В основе способно­стей заключается обобщение всего деятельностного опыта ребенка и его предпосылок к дальнейшему развитию. Для формирования способностей необходимо учитывать следу­ющие факторы:

«1) свойства высшей нервной деятельности;

2) исторически (социально) вырабатываемые операции
или способы деятельности;

3) основные для данной предметной области отношения,
на генерализации (обобщении) которых основываются соот­
ветствующие операции»2.

Говоря о свойствах высшей нервной деятельности, при­ходится учитывать структуру дефекта при нарушенном слу­хе и выявлять самые первые проявления задатков к овладе-

1 Пономарев Я А. Психология творчества // Тенденции развития психо­
логической науки. — М., 1989.

2 Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. — М., 1989. — Т. 2. —
С. 137.


Раздел

нию словесной речью, которые превращаются в элементар­ные способности, каждая из которых затем становится задатком для дальнейшего развития уникальных человече­ских способностей. К их числу относятся: сенсорно-пер­цептивная, двигательная, ритмическая, подражательная, символическая, коммуникативная, языковая, интеллекту­альная, о которых шла речь в предыдущих главах и разде­лах.

Указывая на социально выработанные операции или спо­собы деятельности, важно иметь в виду сложившуюся иерархию ведущих видов деятельности на каждой возраст­ной стадии и преднамеренное их формирование в ходе кор-рекционного обучения. Рекомендованные в данной методи­ке условия и способы введения речевого материала доста­точно полно учитывают значение данного фактора для формирования способностей.

Что касается отношений, свойственных каждой пред­метной области (конкретно языку), следует учесть, что именно исходя из устройства языковой системы и запрог­раммирован процесс речевого развития детей, описанный в разных главах настоящей методики. Языковые наблюде­ния и обобщения, рекомендованные в ней, касаются раз­ных аспектов словесной речи, тех отношений, в которых находятся единицы языка в его функционировании (син­тагматических, парадигматических, иерархических). Дос­таточно указать на приемы отбора и отработки словарного материала с учетом смысла предложений и их моделей, на сочетание работы по видам речи (разговорной и описатель­но-повествовательной), сочетание форм словесной речи, чтобы рассчитывать на формирование языковой способ­ности.

Как указывал С.Л. Рубинштейн, «способным к овладе­нию языком является тот, у кого легко и быстро, на основа­нии небольшого числа проб, совершается генерализация от­ношений, лежащих в основе словообразования и словоизме­нения, и в результате перенос этих отношений на другие случаи»1. В данном случае следует сослаться на способы по-

1 Рубинштейн С. 77. Основы общей психологии. — М., 1989. — Т. 2 — С. 246.


Глава 5. Особенности работы по речевому развитию детей
____________________________ старшего дошкольного возраста

строения детьми новых высказываний по образцам часто используемых в общении предложений заданных структур. Однако «способности — это сперва только возможности»1.

Каждая способность, в том числе и языковая, когда она начинает проявляться, вместе с тем и развивается, перехо­дит на высшую ступень. Поскольку на этапе дошкольного детства коррекционное обучение детей словесной речи не заканчивается, а будет продолжаться в течение длительно­го обучения в специальной школе, языковую способность в момент поступления в школу следует рассматривать как воз­можность для более высоких ее проявлений в будущем.

Безусловно, что в «развитии способностей у ребенка су­щественным этапом является развитие у него так называе­мой готовности к обучению. Эта готовность в обучении фор­мируется, конечно, на основе той подготовки, которую дает дошкольное воспитание»2.

Готовность к обучению, к принятию помощи, готовность действовать по подражанию, по образцу теснейшим обра­зом связаны с эмоциональным настроем дошкольника, с его интересами, которые и стимулируют его деятельность, а она, в свою очередь, поддерживается успешностью выполнения доступных для ребенка заданий. Поэтому истинные дости­жения в речевом развитии дошкольника с нарушенным слу­хом, как и его слышащего сверстника, можно выявить в адекватных условиях проверки интеллектуальных и рече­вых умений. Неправомерно оценивать уровень речевого раз­вития при предъявлении ребенку обычных учебных зада­ний типа чтения и пересказа, описания картины, рассказа о событиях из жизни. Хотя задания такого рода не являются абсолютно незнакомыми для детей, но они в условиях про­верки «посторонними» людьми могут вызвать неожиданные трудности и своеобразную защитную реакцию, уход в себя, отказ от выполнения.

Способность детей к дальнейшему усвоению речи легче выявляется в условиях, привычных для каждодневного существования детей в коллективе сверстников. Поэтому целесообразнее осуществлять проверку детей не поодиноч-

1 Рубинштейн С. Л. основы общей психологии. — М., 1989.—Т. 2. — С. 246.

2 Там же. С. 137.


Раздел III

ке, а в составе целой группы или хотя бы организуя их деятельность парами. Кроме этого, проще всего «разгово­рить» ребенка, не предъявляя какую-то отвлеченную тему для беседы, а привлекая его к обсуждению реальных на­глядных объектов (семейные фотографии, рисунки и по­делки самого ребенка, любимые игрушки, предметы его одежды и т. п.). Можно через некоторые «провокацион­ные» вопросы выяснить у ребенка и сведения о его семье, о родителях, их профессии, о доме, о любимых занятиях и пр. Иногда у ребенка на комиссии по приему в школу спрашивают прямо: Где ты живешь? Кем и где работает твой папа? Где учится твоя сестра? И ребенок почему-то не может ответить на них точно и определенно. Но педагог делает другой ход. Он говорит, например: Я знаю, что ты живешь на проспекте Мира в доме № 20. Ребенок возра­жает: Нет, я живу по адресу: улица Саратовская, дом №16. Педагог заявляет далее: Твой папа работает вра­чом в поликлинике. А дошкольник сразу же дает свой ответ: Папа работает слесарем на заводе. Подобных при­меров можно привести сколько угодно.

Желая проверить словарный материал по какой-либо теме (животные, растения, мебель, посуда, инструменты, виды транспорта и т. д.), не обязательно заставлять ребен­ка называть по картинкам все известные ему объекты. Вместо этого можно предложить набор картинок по любой теме и среди них предъявить предмет, который детям не­знаком.

Например, показываются картинки: самолет, пароход, машина, лодка, поезд и снегокат. Дается задание: покажи снегокат. Указывая поочередно на каждую картинку, пе­дагог спрашивает: Это? Нет? А что это? Ребенок, если он знает названия разных видов транспорта, обязательно най­дет и покажет нужную картинку. Можно показать набор картинок с изображением овощей и фруктов: огурец, мор­ковь, лук, помидор, яблоко, груша, слива. Педагог говорит: Покажи авокадо. Ребенок может ответить: Нет. Не знаю. Это означает, что названия предъявленных объектов он знает и не находит среди них предмета с незнакомым назва­нием.


Глава 5. Особенности работы по речевому развитию детей
_________________________________ старшего дошкольного возраста

Степень знакомости того или иного слова можно прове­рить следующим способом.

Педагог предлагает ребенку поиграть в игру «Я — Ты». Он объясняет ему, что будет первым называть любое слово, а тот сразу должен его повторить, правильно произнеся все звуки.

Я Животное; Ты Животное.

Я Карандаш; Ты Карандаш.

Я Праздник; Ты Праздник.

И т. д.

Так отраженно повторяются некоторые слова, которые были в употреблении на разных периодах обучения. А за­тем педагог специально предъявляет какое-нибудь трудное и незнакомое слово типа гипотенуза, эпиграмма, архитек­тура.

Можно сразу выявить, какие словарные единицы были в опыте у ребенка (в активном или даже пассивном слова­ре), а какие встретились впервые. Способность к воспроиз­ведению ранее знакомых и новых слов будет резко отли­чаться.

Проверить речевые возможности детей можно на мате­риале истинных и ложных (ошибочных) высказываний (вос­приятие, понимание, исправление). Дается задание: найди ошибку. Предъявляются (слухо-зрительно, на табличке, устно-дактильно) предложения: Кошка клюет зерно. Соба­ка спит в берлоге. У коровы котенок. У собаки козле­нок.

Обученный по программе дошкольного воспитания глу­хой или слабослышащий ребенок обязательно должен спра­виться с подобным заданием и высказать свое отношение к содержанию каждого высказывания: Нет. Неверно. Так не бывает и т. д. А затем перестроить каждую фразу. Варьи­руя описанные приемы проверки речевых достижений де­тей, педагог имеет возможность выявить самые разнообраз­ные умения, необходимые для их дальнейшего речевого раз­вития.

Легко проявляются навыки восприятия задания в рече­вой форме, произносительные возможности, словарный за­пас в пределах определенной тематики, чтение, письмо, уро-


 




Раздел III

вень языковых обобщений. Одновременно оцениваются вни­мание ребенка, контактность на речевой основе, познава­тельный интерес, способность к анализу речевых действий и содержательной стороны фразового материала, вербаль­ная память и владение основными отношениями в систем­ном устройстве языка.

Учителя-дефектологи, включенные в состав комиссии по отбору детей в школу, как правило, разрабатывают свои ме­тодики проверки уровня речевого развития выпускников специальных дошкольных учреждений.

При самых разнообразных способах изучения уровня ре­чевой готовности детей к дальнейшему школьному обуче­нию необходимо соблюдать важнейший принцип обеспече­ния преемственных связей между дошкольным учрежде­нием и школой, который может быть сформулирован так: не завышать требований к обучению на предыдущей стадии развития и не занижать их на последующей.

Поэтому ни в коем случае не должен включаться в содержание проверки программный материал школь­ных предметов и нежелательно выходить за пределы способов речевого взаимодействия с детьми дошкольного возраста.

Речевая готовность к обучению в школе — это языковая способность воспринимать и усваивать языковой материал, необходимый для развития общения, и овладевать знания­ми, выраженными в языке, поскольку «способы познава­тельного расчленения объекта воплощаются в операциях языка»1.

Языковой опыт человека формируется в течение всего жизненного пути, а самые первые пробы использования его в основных функциях — коммуникативной и познаватель­ной — способствуют становлению категориального строя мышления как подлинно человеческого.

Первоначальный опыт использования детьми языка в унифицированном знаковом оформлении и функциональ­ном назначении позволит им на этапе школьного обучения усваивать основы наук в виде понятий, суждений и под­няться до уровня применения терминологического словаря.

1 Звегинцев В А. Язык и лингвистическая теория. — М., 1973. — С. 24.


Глава 5. Особенности работы по речевому развитию детей
_____________________________ старшего дошкольного возраста

Вопросы и задания для самостоятельной работы_________________

1. Какие формы и виды словесной речи используются в
специально запрограммированном процессе речевого
развития дошкольников с нарушениями слуха?

2. Как на каждой возрастной стадии усложняется и пе­
рестраивается структура процесса овладения речевым
материалом?

3. Какие предпосылки к овладению словесной речью не­
обходимо выявлять на начальном и заключительном
этапах специального обучения дошкольников с нару­
шениями слуха?

4. Определите основные условия, необходимые для ус­
пешности обучения словесной речи глухих и сла­
бослышащих детей на этапе их дошкольной подго­
товки.

5. Подтвердите соответствие принципов действующей
сурдопедагогической системы описанным методам и
приемам введения и отработки речевого материала в
обучении дошкольников с нарушениями слуха.

6. Раскройте последовательность работы над значени­
ем слова в процессе развития речи дошкольников с
нарушениями слуха.

7. Какие речевые умения и навыки должны быть сфор­
мированы у дошкольников с нарушениями слуха на
этапе перехода в школу?

Литература________________________________________________

1. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Нос-

ковой. — М,1993.

2. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха

/ Под ред. Л.А. Головчиц. — М., 2003.

3. Зыкова Т.С., Зыкова МЛ. Методика предметно-практического

обучения в школе для глухих детей. — М., 2002.

4. Коррекционное обучение как основа личностного развития ано-

мальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1989.


 




Раздел III

5. Корсунская БД. Читаю сам (книги 1-3). — М., 2000.

6. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных груп-

пах специальных дошкольных учреждений для детей с на­рушениями слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой. — М., 1990.

7. Методика преподавания русского языка в школе глухих / Под

ред. Л.М. Быковой. — М., 2002.

8. Носкова Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ

глухих. — М., 1987.

9. Носкова ЛЛ. Учимся наблюдать, говорить, читать, писать. —

Смоленск, 1999.

10. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возра-

ста с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носко­вой. — М., 1984.

11. Программы: Воспитание и обучение глухих детей дошкольно-

го возраста. — М., 1991; Воспитание и обучение слабослы­шащих детей дошкольного возраста. — М., 1991.

12. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения /

Под ред. Т.В. Розановой. — М., 1991.

13. Шиф Ж Л. Усвоение языка и развитие мышления у глухих

детей. — М., 1968.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Планирование материала по развитию речи

Изучение программного материала по разделу «Развитие речи» планируется каждым сурдопедагогом исходя из осо­бенностей состава группы, достигнутого уровня умственного и речевого развития детей, реальных сроков дошкольного вос­питания, намеченного программой для каждого года обуче­ния объема речевых средств и требований к его усвоению деть­ми. Планирование помогает педагогу полнее освоить про­граммное содержание, принципы отбора речевого материала, формы и методы работы по речевому развитию дошкольни­ков с недостатками слуха. В планировании отражаются про­фессиональный уровень сурдопедагога, его понимание задач общеразвивающей и коррекционно-воспитательной работы, владение широко применяемыми методами и педагогическая изобретательность. Планирование дисциплинирует деятель­ность сурдопедагога, заставляет его оценивать результаты обучения, регулировать темпы развития детей, видеть перс­пективу в работе. Творчество каждого педагога начинается с изучения структуры и содержания программы, умения чет­ко планировать его изучение на занятиях.

Для полноценной работы с детьми сурдопедагоги созда­ют 2 типа планов: перспективный и рабочий. Перспектив­ный план отражает тот отрезок времени, который дан в про­грамме как минимальный для распределения годового объе­ма знаний, умений, навыков. Разбивка материала может быть дана на кварталы, месяцы.

Для раздела «Развитие речи» наиболее приемлемым ока­зывается распределение материала по кварталам, поэтому перспективный план составляют на каждый квартал. Соот­ветственно он называется «квартальным*. В перспектив­ном плане программный материал получает более полную конкретизацию.

Окончательная методическая интерпретация программ­ных требований дается в планах каждого занятия. Количе­ство таких планов определяется учебным планом (сеткой за­нятий на неделю) и расписанием занятий на каждый день.

Структура перспективного плана не повторяет структуру программы, а отражает результаты первичной переработки программы для конкретных условий обучения. Перспектив­ный план на тот или иной квартал любого года обучения (или


Приложение


Приложение


 


на месяц) значительно превышает по объему программу, так как в этом плане требования к отработке материала будут не излагаться суммарно, а касаться каждой конкретной темы. К разным темам может быть подобран различный набор тре­бований в зависимости от степени овладения материалом детьми, поэтому некоторые требования повторяются несколь­ко раз. В перспективном плане имеется 7 разделов.

Первый раздел (№ по порядку) отражает количество тем, которые намечаются программой того или иного квартала для специальной отработки на занятиях.

На первых этапах обучения темы планируются в основ­ном раздельно (например: «Игрушки», «Мебель», «Посу­да», «Одежда»). По мере овладения материалом по темам они могут укрупняться или на одно занятие планируется несколько близких по содержанию тем. Например, в стар­ших группах в одно занятие может быть включено несколь­ко тем: «Весна» («Весенние праздники»), «Растения и жи­вотные», «Двор, участок, улица». В первом разделе нумеру­ются как отдельные темы, так и группы тем, если они объединяются на одном занятии.

Второй раздел перспективного плана отражает конкрет­ную тематику занятий. Она отражает полный набор тем, предназначенных для отработки, и их последовательность.

Количество тем и их названия определены программой каждого квартала.

В третьем разделе подробно расписаны программные тре­бования к отработке материала по каждой теме. К отдельным темам может быть отнесен весь перечень требований плани­руемого квартала. К другим темам относится лишь часть тре­бований из общего перечня. Таким образом, наиболее слож­ные требования выполняются в каждой теме, а более простые могут быть реализованы в одной-двух темах.

Четвертый раздел отражает методику занятий. В нем видна адекватность используемых способов обучения содер­жанию учебного материала и возрасту детей. Виды работ над речевым материалом, их вариативность способствуют разностороннему применению одних и тех же речевых средств в различных коммуникативных ситуациях.

По перспективному плану можно судить о методической подготовленности сурдопедагога к работе с дошкольниками с нарушенным слухом.

318 .


В пятом разделе отражается объем речевого материала (словаря и фразеологии), используемого как в коммуникатив­ных целях, так и в целях усвоения круга основных понятий. Речевой материал в каждой группе и у каждого педагога бу­дет различным, так как он отражает реальные речевые воз­можности детей. По речевому материалу в первую очередь можно судить как о качестве обучения, так и о степени усвое­ния программы на каждом этапе обучения словесной речи.

Заполнение данного раздела перспективного плана требу­ет от учителя особенно вдумчивого отношения, т. к. перечис­ляются не только речевые средства, но и даются формы пода­чи и воспроизведения. Последнее также характеризует фак­тические достижения детей в овладении ими речью.

Шестой раздел (количество занятий по каждой теме) от­ражает связь с программой и учебным планом. Общее коли­чество занятий, которое приходится на каждый квартал, распределяется на конкретные темы с учетом степени слож­ности и степени «знакомости» этого материала детям. Пла­нирование количества занятий по темам отражает знание сурдопедагога об усвоении детьми материалов в прошлом и представления о темпах развития детей в будущем.

В седьмом разделе указываются календарные сроки, т. е. вполне определенные даты, на которые намечено изучение материала по запланированным программным темам. В слу­чае переноса занятий, которое санкционируется руковод­ством дошкольного учреждения, сурдопедагог указывает, на какие сроки этот материал был передвинут, а также ука­зывает причины отступления от программы.

Перспективный план проверяется и визируется методи­стами дошкольных учреждений. По окончании учебного года планы сдают в методический кабинет.

На каждую группу детей, прошедшую курс дошкольной подготовки в данном учреждении, должны быть сохранены планы на все годы обучения. У каждого сурдопедагога на тот или иной период учебного времени должны быть свои личные перспективные (и рабочие) планы, поскольку в них отражают­ся реальная картина обучения какой-то конкретной группы и собственное преломление программных задач и требований че­рез опыт, уровень квалификации, направленность усилий.


Приложение


Приложение


 


Учитель-сурдопедагог составляет рабочие пла­ны ежедневно, в них находят отражение струк­тура, содержание, методика, оборудование каж­дого занятия. Схема рабочего плана такова:

1. Дата (указывается число, месяц, год).

2. Название раздела работы (в полном соответствии с его
наименованием в учебном плане и программе).

3. Тема занятия (исходя из количества запланированных
тем в перспективном плане).

4. Цель занятия (указывается, чему следует научить имен­
но на данном занятии в процессе отработки материала
данной темы).

5. Оборудование (перечисляется только то, которое специ­
фично для данной темы; а звукоусиливающая аппара­
тура, наборное полотно, кассы букв и цифр, классная
доска, используемые на каждом занятии, указываются
в планах один раз, в начале года).

 

6. План занятия (указываются основные этапы занятия,
такие, как организационный момент, дидактическая
игра, выполнение поручений, работа с книгой, речевые
упражнения, беседа, описание картинки, подведение
итога занятий и т. п.). Пункты плана даются перечисле­
нием (их может быть 3—4).

7. Ход занятия. В описании хода занятия кратко раскрывается
каждый пункт плана. Акцент делается на способах предъяв­
ления материала детям и количестве предъявлений.

От одного рабочего плана к другому должны быть представ­лены постепенное усложнение материала по объему и содер­жанию, повторяемость и вариативность речевых средств, уси­ление внимания к использованию речи в устной форме.

Ниже даны примерные образцы перспективных планов и рабочих планов занятий по развитию речи в старшей и подготовительной группах. Даны планы нескольких заня­тий по одной теме, чтобы показать взаимосвязь содержа­ния занятий по теме, отбор речевого материала. Показано, как различные формы речи используются в соответствии с программными требованиями.


 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Перспвггивный план занятий по развитию речи на I квартал (сентябрь - декабрь) в младшей группе Кален­дарные сроки 15,16, 17/1X09, 10, 11,12/XI  
Кол-во занятий
Речевой материал Играй (те). Собе­ри, сложи. Это кукла (мяч, ку­бики, поезд, мат­решка, лодка). Возьми (дай, убе­ри...) куклу (по­езд...). Бросай (лови) мяч. Пой­мал. Покорми кук­лу. Что это? Кто это? Покажи (положи, дай, возьми, ешь) яблоко (грушу, ба­нан, сливу, арбуз, морковь, капусту, огурец, помидор).
Методические приемы (виды работы) 1. Обыгрывание игрушек 2. Игра «Чудесный мешочек» 3. Игра «Собери верно» (складыва­ние разрезных кар­тинок) 4. Выполнение по­ручений 5. Упражнения для развития мелкой моторики 1. Игра «Что там?» (корзинка с фрук­тами) 2. Игра «Узнай по вкусу» 3. Игра «У кого есть?»
Программные требования 1. Обогащать сло­варь названиями игрушек, действий с ними 2. Учить называть игрушки путем уст­ного проговарива-ния 3. Учить различать слова путем подбо­ра табличек к иг­рушкам 4. Учить понимать и выполнять пору­чения по устной и письменной инст­рукции 5. Развивать мел­кую моторику №№ 1-5, а также 6. Учить отвечать на вопросы 7. Глобальное чте­ние знакомых слов
Тематика занятий (программное содержание) Игрушки Овощи и фрукты
№ п/п

 




Приложение


Приложение


 


 

 

 

 

 

 

Продолжение табл. 1 Кален­дарные сроки      
Кол-во занятий  
Речевой материал Вкусно. Сладкий, кислый. Что там? У кого яблоко? (груша .банан...)? Кукла пойдет гу­лять. Кукле холод­но. Что в шкафу? Это платье (кофта, штаны, майка, кол­готки, шуба, шарф, шапка, туфли, са­поги, валенки). На­день (сними) платье (кофту, штаны...). Завяжи. Застегни. Холодно. Тепло. Покажи, мама, папа, бабушка, де­душка, девочка, мальчик, ест, игра­ет, спит. Бабушка (дедушка) ест (чи­тает). Мальчик (де­вочка) играет с ма­шиной (куклой)
Методические приемы (виды работы) 4. Игра «Разложи верно» (парные картинки) 5. Игра «Собери картинку» 1. Игра «Что в шка­фу?» 2. Игра «Оденем куклу» 3. Игра «Положи верно» (классифи­кация «одежда — обувь» 4. Выполнение по­ручений 5. Игры для разви­тия мелкой мото­рики. 1. Рассматривание картинок 2. Ответы на воп­росы 3. Работа с книж­кой-самоделкой 4. Списывание с табличек знакомых слов
Программные требования   №№ 1-7 №№ 1-7, а также: 8. Учить понимать фразы с глаголами в изъявительном наклонении. 9. Учить писать знакомые слова печатными бук­вами
Тематика занятий (программное содержание)   Одежда и обувь Семья
№ п/п  

 

Кален­дарные сроки      
Кол-во занятий  
Речевой материал Кто это? Как тебя (маму, папу) зовут? Где мама (девоч­ка)? Вот собака, кошка, утка, мишка, зайка, лиса, волк, корова, лошадь, петух. Со­бака (кошка, коро­ва...) идет (бежит, ест, спит...). Утка плавает. Где собака (кошка...)? Что де­лает? Утки (кош­ки...) нет. Посмотрите. Что там? Идет дождь. Дует ветер. Солнца нет. Холодно. Листьев нет. Зима. Мороз. Идет снег. Дети лепят бабу.
Методические приемы (виды работы) 5. Упр. для разви­тия мелкой мото­рики 1. Кукольный театр 2. Игра « Живот­ные около дома» 3. Игра «Кто как ходит» (подража­ние движениям) 4. Игра «Кто как кричит» 5. Лото «Живот­ные» 6. Выполнение по­ручений 7. Упражнения для пальцев 1. Наблюдения за состоянием погоды 2. Рассматривание картинок («Осень», «Зима») 3. Работа с флане-леграфом
Программные требования   №№ 1-6 №№ 1-8, а также 9. Учить узнавать знакомые слова в подписях к картин­кам в книжках-са­моделках
Тематика занятий (программное содержание)   Животные Погода
№ п/п  

 




Приложение


Приложение


 


           
   
 
   
 
 
 
 


 

 

 

 

 

 

Продолжение табл. 1 Кален­дарные сроки    
Кол-во занятий  
Речевой материал   Праздник. Новый год. Будем укра­шать елку. Повесь шар (бусы). Краси­во. Будем танце­вать. Дед Мороз. Подарок. Что там? Что у тебя?
Методические приемы (виды работы) 4. Работа с книж­кой-самоделкой 5. Ответы на во­просы 1. Рассматривание картинок 2. Игра «Украсим елку» (работа с фланелеграфом) 3. Работа с разрез­ной азбукой (скла­дывание по таб­личке слова шар 4. Упражнения для пальцев
Программные требования   №№ 1-9
Тематика занятий (программное содержание)   Праздник
№ п/п  

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Перспективный план занятий по развитию речи на II квартал ( январь—март) в средней группе Кален­дарные сроки  
Кол-во занятий
Речевой материал Добрый день. Скажи, расскажи, повтори. Ты хо­чешь ...? Возьмите азбуки. Сложите. Напишите. Что ты сделал? Мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка — семья. Папа и мальчик смотрят телевизор Дедушка (бабушка) читает. Мама готовит. Малыш (мальчик, девочка) играет. Семья дома. Это комната. В комнате красиво. В комнате есть стол, стулья, диван, телевизор. Телеви­зор стоит в углу. На столе стоит ваза с цветами. На полу лежит ковер. Как тебя зовут? Как твоя фамилия?
Методические приемы (виды работы) 1. Беседа 2. Составление рассказа по картине «Семья» 3. Выполнение поручений 4. Работа с разрезной азбукой 5. Письмо печат­ными буквами
Программные требования 1. Обогащать словарь за счет включения названий предме­тов, действий, качеств предметов 2. Учить понимать слова с обобщаю­щим значением 3. Составлять короткие рассказы по сюжетной картинке 4. Учить состав­лять рассказ о событиях дома 5. Продолжать обучение аналити­ческому чтению 6. Учить детей писать данные о себе (имя, фами­лия, возраст)
Тематика занятий (программное содержание) Семья. Жилище и его убранство
п/п

 




Приложение


Приложение


 


 

 

 

 

 

Продолжение табл. 2 Кален­дарные сроки      
Речевой Кол-во материал занятий Сколько тебе лет? Где ты живешь? Что вы делали на 6 прогулке?. Что есть на участке? Какая сегодня погода? Мы гуляли (играли, катались на санках, лыжах). Дети убирали снег. Таня поскользнулась и упала. На улице холодно. Мы замерзли. Кого нет? Почему? 5 Таня заболела. Говорите громко. Читайте. Это магазин «Одежда» (обувь). Здесь продают одежду: куртки, пальто, платья, юбки, кофты (обувь: сапоги, валенки,
Методические приемы (виды работы)   1. Беседа о прогулке 2. Работа с фланелеграфом 3. Чтение текста («Читаю сам», часть 1, «Почему заболела кукла») 4. Ответы на вопросы по тексту 5. Письмо 1. Игра «Магазин» 2. Игра «Оденем куклу на прогулку» 3. Выполнение поручений 4. Работа с разрезной азбукой 5. Письмо печат­ными буквами
Программные требования   №№ 1-5, а также 7. Проводить беседы о событиях в детском саду 8. Коллективное составление коротких расска­зов №№ 1,5, а также 9. Учить детей понимать и выполнять инструкции 10. Учить сооб­щать о выполнен­ных действиях 11. Учить отвечать На вопросы о свойствах и
Тематика занятий (программное содержание)   Двор, участок. Времена года Одежда и обувь
No п/п  

 

Кален­дарные сроки    
Речевой Кол-во материал занятий ботинки, туфли...). Продавец продает. Дети покупают. Что ты хочешь купить? Я хочу купить сапоги (туфли...). Покажите синее платье. Надень платье (сапоги...). Повесь платье в шкаф. Поставь сапоги на полку. Сколько стоит куртка (рубаш­ка...)? Уплати день­ги в кассу. Вот чек. Кукла грязная 5 (чистая). Кукла испачкалась. Будем купать куклу. Возьми таз (мыло, губку..). Налей горячую (холодную) воду. Намыль руки (голову, лицо, спину, живот, ноги). Сполосни. Вытри
Методические приемы (виды работы)   1. Игра «Купание куклы» 2. Выполнение поручений 3. Игра «Для чего нужно?» 4. Чтение книжки-самоделки 5. Работа с разрезной азбукой 6. Письмо
Программные требования назначении одежды и обуви №№1,2,5,9,10, а также 11. Учить склады­вать слова и фразы из разрез­ной азбуки по табличкам (отдельные слова — по па­мяти)
Тематика занятий (программное содержание)   Предметы гигиены. Части тела
N9 п/п  

 




Приложение


Приложение


 


 

 

 

 

 

Продолжение табл. 2 Кален­дарные сроки    
Кол-во занятий  
Речевой материал лицо (волосы, уши...). Причеши волосы. Где расческа (щетка, зубная паста, носовой платок)? Для чего нужна щетка (расческа...)? Что ты сделал? Я вымыл лицо (руки...). Какой праздник скоро будет? Какие подарки вы приготовили мамам и бабушкам? Посмотрите, тут картинки. Положите по порядку. Что было сначала, что было потом? Дети нарисовали цветы. Дети поздравляли маму и бабушку. Дети подарили рисунки. Мама (бабушка) рада.
Методические приемы (виды работы)   1. Беседа о празднике «8 марта» 2. Составление рассказа по серии картин. 3. Игра «День рождения» 4. Чтение текста («Читаю сам», часть 1, «День рождения»)
Тематика занятий Программные (программное требования содержание)   ,Праздники и №№ 1—5, 7, 8, развлечения а также 12. Учить состав­лять рассказ по серии из 2-4 картинок
№ п/п  

 

Кален­дарные сроки      
Кол-во занятий  
Речевой материал Мама и дети пили чай. Дети танцева­ли. Было весело. У кого был день рождения? Сколько лет Кате? Что подарили Кате? Какое сейчас время года? Что бывает зимой (весной). Посмотрите в окно. Будем делать картину. Положите картинки. На улице снег (лужи). Солнце светит. Небо голубое (серое). Дети катаются на санках. На деревь­ях нет листьев (На деревьях лежит снег). Посмотрите. Что тут? Это овощи (фрукты). Какие
Методические приемы (виды работы)   1. Беседа 2. Составление картины по вопросам на фланелеграфе 3. Чтение состав­ленного теста о зиме (весне) 4. Чтение и заучивание стихов о зиме (весне) («Читаю сам», часть 1, «Пришла весна...») 5. Запись слов печатными буквами 1. Описание овощей и фруктов
Программные требования   №№1,3,5,8, а также 13. Запись слов и фраз печатными буквами (с опорой на табличку или по памяти) №№1,2,5,9,11, 13, а также 14. Учить описы-
Тематика занятий (программное содержание)   Времена года Овощи и фрукты. Цвет, форма, величина
№ п/п  

 




Приложение


Приложение


 


       
   
 
 


 

 

 

 

 

 

Продолжение табл. 2 Кален­дарные сроки    
Кол-во занятий    
Речевой материал овощи (фрукты) в корзине?Что это? Какого цвета? Какой формы? Какой по величине? Какой по вкусу? Где растет? Прочитайте. Угадайте. Нарисуй­те овощи. Нарисуй овощ. Зеленый, овальный, растет на грядке. Что это? Сложи. Напиши. Адаптированный текст сказки «Колобок». Вопросы по содержанию текста.
Методические приемы (виды работы) по вопросному плану 2. Игра «Что там?» (отгадывание по описанию) 3. Рисование по текстам 4. Работа с разрезной азбукой 5. Письмо печат­ными буквами 1. Рассказывание сказки с использо­ванием кукольного театра 2. Чтение сказки 3. Беседа, подбор картинок 4. Инсценирование сказки 5. Рассказывание сказки детьми
Программные требования вать предметы с указанием цвета, формы, величины, вкуса 15. Учить узнавать предметы по описанию №№ 1, 5, а также: 16. Учить читать сказки с последую­щим подбором картинок 17. Учить расска­зывать сказки после чтения и инсценирования содержания
Тематика занятий (программное содержание)   Сказка «Колобок»
п/п  

Четвертый год обучения (старшая группа)

Занятие 1

Тема: СЕМЬЯ

Цели:прививать любовь и уважение к членам своей се­мьи; учить детей участвовать в беседе на заданную тему, рассказывать о членах своей семьи; развивать умение связ­но излагать свои впечатления; уточнять значения слов (брат, сестра, сын, дочь, мама, папа, бабушка, дедушка, внук, внучка) в процессе их сопоставления.

Оборудование: книжки-самоделки, таблички с новыми словами.

План

1. Оргмомент.

2. Беседа о семье.

3. Работа с книгой-самоделкой.

4. Письмо.

5. Итог занятия.
Ход занятия

 

1. Оргмомент проводит дежурный. Он сообщает педаго­
гу: «Ребята готовы к занятиям. Тани нет. Таня заболела
(Тани нет, потому что она заболела). Людмила Михай­
ловна, какое будет занятие?»
Педагог: «Сейчас будет раз­
витие речи»
(можно предъявить на слух).

2. Педагог: «Вчера было воскресенье. Вы были дома. Рас­
скажите о своей семье».
Дети рассказывают. Педагог уточ­
няет: «У тебя есть бабушка (дедушка)? У тебя есть сестра
(брат)?»
Значения слов сестра, брат уточняются. «Сколько
лет сестре (брату)? Кем работает мама (папа)?»
По ходу
беседы ответы можно записать на доску и прочитать.

3. Педагог просит детей взять книжки-самоделки (или
рисунки, подготовленные с помощью родителей в воскресе­
нье) и рассказать (для более слабых детей прочитать текст,
т. е. подписи к картинкам, сделанные с помощью родите­
лей). Педагог задает вопросы: «Где вы были в воскресенье?
Что делали? Что видели?»

После демонстрации рисунков и рассказа ребенка о вы­ходном дне другие дети могут задать ему вопросы. Один из


Приложение


Приложение


 


рассказов педагог записывает. Он может иметь такой вид. «Б воскресенье Оля с мамой, с папой, с сестрой Катей езди­ли в гости к бабушке и дедушке. Оля с сестрой помогали бабушке. Катя мыла посуду. Оля вытирала посуду. Бабуш­ка угощала вкусным печеньем, все пили чай. Бабушка и де­душка были рады*. Дети читают текст.

4. Педагог задает вопросы, в ответах на которые уточня­
ются значения слов мама (папа) сын (дочка): «Ты папе
(маме) кто?»
«Сын (дочка)». Дети записывают слова
сын, дочка в тетради. Если дети хорошо понимают и ис­
пользуют в речи зти слова, можно уточнить значения слов
бабушка (дедушка) — внук (внучка).

5. Педагог подводит итоги занятия: «О чем мы говорили?
Что вы узнали? Чей рассказ понравился?»
«Хорошо рас­
сказывали Оля, Алеша. Они нарисовали хорошие рисунки и
интересно рассказывали о выходном дне».

«Что делала мама? Что вы делали вечером?» и т. д. В ре­чи этих детей могут быть использованы олова, характеризу­ющие поведение членов семьи, отношений к ним («Бабуш­ка добрая, заботливая. Она испекла пирог. Бабушка угоща­ла нас. Я люблю бабушку (маму, папу)...*.

Занятие 2

Тема: СЕМЬЯ

Цели:учить правильно и осознанно употреблять в речи слова, отражающие родственные отношения в семье (сест­ра, брат, сын, дочь, внучка, внук), учить читать и понимать прочитанное, уточнять значения слов, необходимых для обо­значения качеств характера, расширять их запас; учить пи­сать знакомые слова.

Оборудование:фотографии и картинки с изображением членов семьи; книга «Читаю сам», часть 2; таблички со сло­вами, обозначающими качества характера.

План

1.Организационный момент.

2. Составление предложений по картинкам.

3. Чтение текста.

4. Итог занятия.


Ход занятия

1. Педагог: «Доброе утро. Кто дежурный? Я приготови­
ла картинки, раздай их всем детям».
Дежурный раздает
картинки: «Яраздал картинки».

2. Педагог: «Посмотрите, что нарисовано на картин­
ках» .
Дети рассматривают картинки, педагог подходит к де­
тям, уточняет: «Кто это? Что они делают?» Затем дети под­
ходят к наборному полотну, закрепляют свою картинку и го­
ворят, что на ней нарисовано: «Папа читает сыну книгу»;
«Дочка помогает маме»; «Бабушка вяжет внучке шарф»;
«Брат и сестра играют в мяч»
. Педагог помогает детям офор­
мить ответ, подобрать соответствующую табличку. Дети вме­
сте прочитывают табличку с данной фразой. Если дети не ис­
пользуют слова сын, дочка..., а воспроизводят слова мальчик,
девочка,
педагог помогает включить их в ответы.

3. Дети читают текст «Заботливая мама» (стр. 108) и от­
вечают на вопросы: «Кем была Галя? Кем была кукла? Как
мама относилась к дочке?»
Педагог помогает детям исполь­
зовать в ответах слова: дочка, заботилась, заботливая. Дети
прочитывают на табличке слово заботливая, уточняют его
значение: заботилась о кукле. Педагог предлагает близкие
по смыслу в данной ситуации слова: добрая, внимательная.

4. Педагог подводит итоги занятия: «Вы говорили. Вы
читали. Вы отвечали на вопросы. Таня, Оля... занимались
хорошо. Идите к тете Наташе»
.

Занмятме 3

Тема: СЕМЬЯ

Цели:учить детей выразительному чтению, побуждать к запоминанию стихов наизусть; учить составлять предложе­ния из отдельных слов.

Оборудование:картинки, текст стихотворения (на пла­катике), конверты с рассыпным текстом.

План

1.Организационный момент.

2. Чтение текста стихов и беседа.

3. Выразительное чтение стихов детьми.

4. Работа с рассыпным текстом.


 




Приложение


Приложение


 


5. Итог занятия. Ход занятия

1. Педагог: «Поздоровайтесь. Вы готовы к занятиям?
Спросите у меня, что будем делать?» — «Что мы будем
делать?»
«Будем читать. Посмотрите, что это: стихи
или рассказ?»

2. Сначала педагог выразительно читает стихи. Он обра­
щает внимание детей на картинку, подобранную к стихам,
уточняет смысл фразы: мыло пенится в корыте. Возможно
чтение стихов с элементами инсценирования. В процессе
инсценирования уточнить смысл слов и фраз: корыто, мыло
пенится в корыте.
Затем дети читают стихи самостоятель­
но. Текст стихотворения:

Я один у мамы сын, нет у мамы дочки.

Как же маме не помочь постирать платочки.

Мыло пенится в корыте, я стираю, посмотрите!

Детям предлагаются вопросы: «Сколько у мамы детей? У мамы есть дочка? Как сын помогает маме? Мама рада? Вы помогаете маме? Что вы делаете дома?» Уточняется значение слова помогать (стирать, убирать дома, гото­вить). Педагог оценивает действия детей: «Вы трудолюби­вые, вы любите работать. Вы помогаете маме. Вы внима­тельные, заботливые.Можно оказать по-другому: вы по­мощники мамы».

В процессе анализа стихов попросить детей охарактери­зовать мальчика, какой он, подобрать слова, необходимые для его характеристики.

3. Далее дети выразительно читают стихи. Педагог обра­
щает внимание на точки, запятые. Еще раз демонстрирует
выразительное чтение. В заключение сообщает: «Вечером
еще прочитайте стихи, запомните (выучите наизусть).
В субботу прочитаете их мамам».

4. В конвертах у детей таблички с отдельными словами.
Детям необходимо составить предложения и прочитать их:
Сын помогает маме. Сын стирает платочки.

5. В конце занятия педагог предлагает детям: «Спросите
у меня, как вы занимались».
«Тетя Таня, как мы зани­
мались?» — «Вова, Наташа, Юля очень хорошо читали сти­
хи, отвечали на вопросы. Коля шалил, мешал ребятам».


Занятие 4

Тема: СЕМЬЯ

Цели: учить детей использовать в речи речевой матери­ал, связанный с данной темой; учить описывать картинку с помощью вопросов, составлять связный рассказ, учить пи­сать знакомые слова и фразы печатными буквами.

Оборудование: картина «Семья», таблички с вопросами.

План

1. Организационный момент.

2. Рассматривание картины и ответы на вопросы.

3. Составление описания картины и пересказ.

4. Письмо.
Ход занятия

 

1. Педагог за экраном предъявляет вопросы: «Как твоя
фамилия? Сколько тебе лет? Где ты живешь? (Назови свой
адрес). Кто есть в семье? Как зовут маму (папу)? Как
зовут сестру (брата)? Сколько ей (ему) лет?»
В случае
затруднений в опознавании вопросов не слух они предъяв­
ляются слухо-зрительно.

2. Дети рассматривают картину «Семья» и отвечают на
вопросы: «Кто это? Где семья? Что делает папа (мама, дети)?
Кто в семье старшие, а кто младшие? Кто родители, кто
дети?» Педагог записывает ответы детей. В ответах должен
использоваться материал, знакомый по предыдущим заня­
тиям.

Текст рассказа может быть примерно таким: «Это семья. Вечером семья дома. Папа читает сыну книгу. Дедушка и внучка смотрят телевизор. Мама ставит посуду на стол (накрывает на стол). Бабушка вяжет внучке шарф. Скоро все будут ужинать*. Дети прочитывают текст. Педагог: «Мы составили рассказ. О чем этот рассказ? Придумайте название. Как по-другому? Кто придумал по-другому?» На­звание записывается («Семья». «Семья дома»).

3. Дети с опорой на текст пересказывают его. Более силь­
ных детей побуждать к варьированию высказываний, отхо­
ду от образца: «Как сказать по-другому?» — «Папа с сы­
ном смотрят книгу. Дедушка и внучка смотрят по теле­
визору мультфильм»
и т. д.


Приложение

4. Педагог предлагает прочитать фразу бабушка вяжет и записать.

Пятый год обучения (подготовительная группа)

Занятие 1

Тема: ГОРОД, УЛИЦЫ, ТРАНСПОРТ

Цели: уточнить представления детей об улицах города, включать в речь слова, связанные с данной темой, учить составлять рассказ по плану.

Оборудование: картина «Улицы города». Город, постро­енный детьми из конструктора.

План

1. Организационный момент.

2. Составление рассказа по картине по плану.

3. Игра «Экскурсия».

4. Итог занятия.
Ход занятия

 

1. Педагог задает детям вопросы: «Б каком городе ты
живешь? На какой улице ты живешь? Назови свой адрес».

2. Перед детьми картина «Улицы города». На доске
написан вопросный план: Какие бывают улицы? Что есть
на улице? Где ходят люди? Где едут машины (транс­
порт)? Где стоит светофор?
Дети составляют рассказ,
педагог уточняет значения слов: тротуар, мостовая, пере­
ход, светофор, регулировать движение.
Рассказ может
иметь примерно такой вид. «Это широкая (узкая) улица.
На улице есть тротуар и мостовая. По тротуару ходят
люди, по мостовой едет транспорт. На улице есть пере­
ход. По переходу люди переходят на другую сторону ули­
цы. Около перехода стоит светофор. Когда светофор пока­
зывает красный свет, идти нельзя. Когда он показывает
желтый свет
нужно ждать. Когда горит зеленый свет,
можно идти. Около улицы стоят дома, магазины, апте­
ка, ателье».
Дети прочитывают текст, соотносят его с кар­
тиной.


Приложение

3. Педагог выбирает «экскурсовода». Дети «садятся» в
автобус и едут по улицам города. (Город построен детьми из
конструктора на занятиях по игре). Экскурсовод рассказы­
вает детям, что есть на улицах: «Это магазин: «Овощи-фрук­
ты». Здесь можно купить яблоки, апельсины... Это ателье.
Здесь шьют одежду...» Педагог предлагает детям задавать
вопросы экскурсоводу.

4. Подведение итогов занятия: «Мы говорили об улице.
В воскресенье посмотрите, что есть на вашей улице. Нари­
суйте, что есть на улице».

Занятие 2

Тема: УЛИЦЫ ГОРОДА И ТРАНСПОРТ

Цели: продолжать учить детей составлять связный рас­сказ по картине, варьировать высказывания; учить писать знакомые слова и фразы.

Оборудование: картина «Улицы города».

План

1. Организационный момент.

2. Рассказ по картине.

3. Составление рассказа о своей улице.

4. Диктант.
Ход занятия

 

1. Дежурный задает детям вопросы: «Какой вы знаете
транспорт? На чем ты едешь в детский сад?»

2. Перед детьми картина «Улица города» и план (см. пре­
дыдущее занятие). Дети устно составляют рассказ, 2-3 ре­
бенка воспроизводят его. Педагог помогает построить пред­
ложения, побуждает варьировать высказывания: «Скажи
по-другому»
.

2. Педагог просит детей рассказать про улицу, на кото­рой они живут: «Как она называется?» Далее можно вос­пользоваться рисунками, которые сделали дети в выходные дни. Рассказывают 2-3 ребенка.

4. Дети пишут диктант. Педагог произносит предложе­ния, дети устно воспроизводят. В случае правильного по­вторения фраз они записывают их. Речевой материал:


Приложение


Приложение


 


«Я живу в Москве. Моя улица называется... Мой дом..., квар­тира №...»

5. Педагог оценивает деятельность детей: «Вы хорошо слу­шали, хорошо говорили. Вечером вместе с Натальей Ива­новной сделайте панно «Наша улица».

Занятие 3

Тема: УЛИЦЫ И ТРАНСПОРТ

Цели: учить правильно называть транспорт, работать о деформированным текстом, формировать элементарные зна­ния о поведении детей на улице.

Оборудование: деформированный текст, атрибуты для игры «Мы переходим улицу».

План

1. Оргмомент.

2. Работа с деформированным текстом.

3. Игра «Мы переходим улицу».

4. Письмо.
Ход занятия

 

1. Педагог на слух называет различный транспорт: ма­
шина, машина едет, самолет летит, автобус едет, поезд, гру­
зовик. Дети опознают слова и фразы.

2. У педагога — текст, вместо некоторых слов — картин­
ки. Дети читают текст, называют изображенное на картин­
ках, педагог или дети выставляют соответствующие таблич­
ки. «Идут (дети) по улице. Вот едет (зеленый грузовик),
быстро мчится (такси). Вдруг все остановились. Это пе­
реход. На светофоре зажегся (красный) свет. Пожарная
машина проехала. Остановились (автобусы), (трамвай),
(троллейбус). Вдруг зажегся (желтый) свет, а потом (зе­
леный). Все машины поехали. (Ребята) пошли в детский
сад».

3. В группе на полу нарисованы улица и переход. Около
перехода стоит светофор. Дети читают текст: «Улицу можно
переходить по переходу. Переход нарисован полосками. Све­
тофор показывает, когда можно переходить улицу. Мили­
ционер жезлом показывает, когда можно переходить ули­
цу. Жезл вверх
стой, вперед иди».


Кто-то из детей выступает в роли милиционера, все ос­тальные — пешеходы или пассажиры. Дети играют и повто­ряют, по каким движениям жезла можно переходить ули­цу, по каким — нет.

В ходе занятия, в процессе чтения текста о том, что дети видели на улице, можно провести наблюдения над словами переход, переходят. Отметив их похожесть, предложить по­ставить их в предложениях: Около... стоит светофор. Дети

... улицу.

4. Дети записывают слова: переход, светофор.

Занятие 4

Тема: УЛИЦЫ, ТРАНСПОРТ

Цели: учить составлять рассказ по серии картин, после­довательно отражая события, использовать в речи данный тематический материал.

Оборудование: панно «Наша улица», серия картин «Иг­рать на улице опасно».

План

1. Организационный момент.

2. Беседа об улице с использованием панно.

3. Составление рассказа по серии картин.

4. Итог занятия.
Ход занятия

1. Дежурный задает детям вопросы: «Для чего нужен жезл
(палочка)? Для чего нужен светофор?»

2. Педагог вместе о детьми рассматривает сделанное на­
кануне коллективное панно «Наша улица», задает детям
вопросы: «Что есть на нашей улице? Улица широкая или
узкая? Где переход? Где можно перейти улицу?»
Дети отве­
чают на вопросы, указывают на различные объекты.



Просмотров 1295

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2025 год. Все права принадлежат их авторам!