![]()
Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936) ![]()
|
Торговая интеграция (Trade integration) - установление свободы торговли между несколькими странами с целью получения выгод от международной специализации. 6 часть
в) рост доходов местных производителей; г) воздействие введения тарифа на экономическое положение страны в целом. 2. Говядина стоит 5,4 долл. за 1 кг. По этой цене российские фермеры производят 20 тыс. т, тогда как спрос на российском рынке достигает 60 тыс. т. В странах ближнего зарубежья, являющихся экспортерами говядины в Россию, ее цена составляет 3,6 долл. за 1 кг. По такой цене российские фермеры могут произвести только 5 тыс. т при спросе, увеличивающемся до 65 тыс. т. Для защиты внутреннего рынка Россия вводит импортную квоту, лицензия на получение которой стоит как раз столько, сколькосоставляет разница между внутренней ценой говядины и ее ценой в странах ближнего зарубежья, то есть 1,8 долл. за 1 кг. а) Каков объем импорта говядины при свободе торговли и при защите внутреннего рынка импортной квотой? б) Как отразится введение квоты на потребителях и производителях? в) Каким будет доход импортеров, получивших разрешение на импорт в рамках квоты, от ее введения?
3.5. МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВЛИ (ГАТТ/ВТО) Объективная потребность в международном регулировании торговли с помощью единых норм и правил начала ощущаться уже в 30-х годах нашего столетия, когда односторонние протекционистские действия национальных правительств резко сузили возможности мировой торговли. Основу регулирования мировой торговли в тот период составляли двусторонние торговые договора и соглашения, которые заключаются между странами на уровне исполнительной власти (между правительствами) и подлежат ратификации законодательной властью (парламентами). Они обычно заключаются на 5-10 лет и подлежат периодическому пересмотру и продлению участвующими сторонами. Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Самой крупной такой организацией является Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. В 1995 г. ГАТТ было преобразовано во Всемирную торговую организацию (ВТО). По состоянию на 1 января 1997 г. в ГАТТ/ВТО входило 129 государств, на которые приходилось около 90% мирового товарооборота. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) – многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. Правовой механизм ГАТТ основывался на ряде принципов: – главным является принцип взаимности торговых уступок, воплощенный в режиме наибольшего благоприятствования (РНБ). В соответствии с этим режимом страны, заключившие между собой договор, автоматически предоставляют друг другу любые льготы и привилегии, распространяемые на третьи страны. – взаимность в предоставлении торговых уступок; – неприемлемость односторонних действий; решение по защите национального рынка должны приниматься после многосторонних консультаций; – использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений; – прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров; – предоставление льготного режима в торговле с развивающимися странами; – разрешение возникающих торговых споров путем переговоров. Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством многосторонних переговоров, которые объединялись в раунды, длившиеся по несколько лет. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов, результаты которых привели к десятикратному сокращению средней таможенной пошлины. После 2-й мировой войны она составляла 40%, в середине 90-х годов – около 4%. Особо следует выделить длившийся с 1973 по 1979 г. Токийский раунд и Уругвайский раунд, продолжавшийся с 1983 по 1994г. После Токийского раунда ГАТТ вступило в качественно новую фазу своего развития, для которой характерны: снижение тарифов, расширение компетенции ГАТТ в области нетарифных барьеров, определение особого режима регулирования внешней торговли для отдельных отраслей (сельское хозяйство, лесное хозяйство, авиатехническая), усиленное воздействие на национальное экономическое законодательство стран-участниц, предполагающее приведение последнего в соответствии с требованиями ГАТТ. На Уругвайском раунде новыми моментами в деятельности ГАТТ стали переговоры по либерализации торговли услугами, защите интеллектуальной собственности, инвестиций, связанных с торговлей. По оценкам специалистов, либерализация мировой торговли, намеченная этими соглашениями, даст доход в 274 млрд. долл., причем около 30% придется на развивающиеся страны и государства с переходной экономикой. Другим важным решением Уругвайского раунда стало преобразование ГАТТ в ВТО – Всемирную торговую организацию. Членство в ВТО означает для каждого государства-участника автоматическое принятие на себя в полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей в рамках ГАТТ, кроме того, Соглашение по торговле услугами, Соглашений по торговым аспектам права на интеллектуальную собственность и других договоренностей Уругвайского раунда. ВТО предполагает проведение регулярного собственного контроля за политикой стран-участниц, с точки зрения наблюдения за соблюдением принятых соглашений. ВТО значительно расширяет сферу своей компетенции, превращаясь в важнейший международный орган, регулирующий развитие международных экономических связей. Россия имеет статус наблюдателя ВТО, стремясь стать полноправным членом этой организации.
![]() |