Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Дать определения основным понятиям 3 часть



В передовых отраслях промышленности (биотехнология, информатика, новые материалы, электроника и т.д.) корпорации создают стратегические союзы по технологическому сотрудничеству в целях сокращения инновационного периода, снижения стоимости и рисков. В автомобилестроении, химической промышленности, производстве продуктов питания, радиоэлектронике и других отраслях, связанных с производством товаров массового спроса, главным мотивом для партнерства является доступ на рынок. В индустрии сервиса некоторые стратегические союзы связаны с разработкой централизованных компьютеризированных систем заказов и бронирования (билетов, мест в гостиницах, театрах и т.д.). В добывающих отраслях промышленности стратегические союзы формируются в целях снижения стоимости и рисков при разработке и добыче полезных ископаемых.

Опыт организации и функционирования современных ТНК свидетельствует о том, что их эффективность во многом определяется степенью согласованности действий внутри страны и на мировой арене. При этом государственное регулирование процессов концентрации и развития собственности корпораций во многом сглаживает противоречия, объективно возникающие при слиянии и поглощении фирм. Тем самым облегчается реализация основных стратегических целей, как предпринимательских структур, так и экономической политики государства в целом.

Основные понятия

Иностранные инвестиции в России; траннациональные корпорации (ТНК.)

Вопросы для самоконтроля и задания

1. Охарактеризуйте особенности вывоза капитала из России.

2. Рассмотрите ситуацию с иностранными инвестициями в российскую экономику.

3. Почему инвестиционный климат в России мало привлекателен для иностранных инвесторов? Что надо делать, чтобы стимулировать приток иностранных инвестиций в Россию?

Тесты

1.Основные количественные показатели ВЭС
а) Квоты, балансы
б) Экспорт, импорт
в) Вывоз капитала

2. Фирма предполагает взять банковскую ссуду на строительство нового предприятия. Годовая ставка процента составит 18%. Ожидаемая норма прибыли определена в 20%. При этих условиях фирма:

а) не будет строить новое предприятие;

б) будет строить;

в) не сможет принять решение на основе имеющейся информации.

3. Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип рыночной структуры:

а) на рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь;

б) на рынке оперирует единственный поставщик телеуслуг;

в) большое количество фермеров предлагает на рынке картофель по одинаковым ценам;

г) несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин;

д) имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования;

е) единственная фирма производит штурманские приборы.

4. Экономика находится в состоянии статики, если:

а) чистые инвестиции равны нулю;

б) чистые инвестиции составляют положительную величину;

в) чистые инвестиции составляют отрицательную величину.

4.4. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ (РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ): СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ПОКАЗАТЕЛИ

Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также чрезвычайных ситуаций являются масштабные перемещения населения, в том числе трудовых ресурсов. Мировой рынок рабочей силы существует в форме трудовой миграции.

В круг проблем, изучаемых мировой экономикой, входит внешняя миграция рабочей силы (внутренняя миграция происходит между регионами одной страны).

Внешняя миграция рабочей силы– перемещение лиц наемного труда между национальными хозяйствами, вызванное причинами экономического и иного характера.

Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.

Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.

Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.

Миграционное сальдо – разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.

Мировой рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: товаров и услуг, капитала. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет трудовую миграцию.

Основными экономическими причинами трудовой миграции являются:

– изменение спроса и предложения на низкоквалифицированную рабочую силу;

– изменение спроса и предложения на высококвалифицированную рабочую силу;

– межгосударственные различия в оплате труда;

– вывоз капитала, приводящий к перемещению ресурсов;

– функционирование международных корпораций, способствующих соединению рабочей силы с капиталом либо перемещающих свой капитал в трудоизбыточные регионы.

Развитие транспорта и связи способствует существенной интенсификации миграции.

Причинами внеэкономического характера являются:

политико-правовые;

- демографические;

- религиозные;

- национальные;

- культурные;

- семейные;

- психологические и экологические.

Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени служащие. Особо выделяется международная миграция высококвалифицированных кадров, так называемая “утечка умов”. На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов (в 1960 – 3,2 млн.). Если учесть, что на каждого мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрантов превышает 100 млн. человек. Определить точно объемы международного перемещения рабочей силы является довольно сложным делом.

Наиболее используемыми показателями перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном балансе.

Как и в других случаях, нерезидентом считается частное лицо, находящееся в стране менее года. Если человек пребывает в стране более года, то в целях статистического учета он переклассифицируются в резиденты. В статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям:

Трудовой доход, выплаты занятым – зарплата и прочие выплаты, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все выплаты резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу нерезидента.

Перемещение мигрантов – денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну ( в натуральной форме показывается как экспорт товаров из страны, а в денежной – как бы оплата за этот экспорт по данной статье).

Переводы работников – пересылка денег и товаров мигрантами своим родственникам, оставшимся на родине.

Если в первой статье учитываются доходы нерезидентов, то есть временно (сроком до года) находящихся в данной стране, то в двух последних статьях показываются доходы и расходы резидентов, мигрантов, которые находятся за рубежом более года.

Последние две статьи объединяются в статью – частные неоплаченные переводы. Все перечисленные статьи являются частью баланса текущих операций в платежном балансе страны.

На практике точно определить, по какой именно статье должны фиксироваться те или иные международные переводы, довольно сложно.

Объемы ежегодных денежных потоков, связанных с международной миграцией, измеряются сотнями миллиардов долларов и сопоставимы по масштабам с ежегодными прямыми зарубежными инвестициями.

На развитые страны приходится примерно 9/10 всех выплат трудового дохода иностранным рабочим- нерезидентам и 2/3 всех частных неоплаченных переводов, тогда как на все развивающиеся страны – только, соответственно, 1/10 и 1/3. Это означает, что в развитых странах сосредоточена основная доля мигрантов, и что эти страны являются центрами притяжения рабочей силы из развивающихся стран, включая страны с переходной экономикой. В общем денежном потоке, связанном с трудовой миграцией, трудовые доходы составляют около 31%, переводы работников – около 62%, перемещение мигрантов – около 7%.

Использование иностранной рабочей силы в настоящее время становится важным элементом нормального функционирования всего мирового хозяйства и отдельных стран. В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. На протяжении всего послевоенного времени направления миграции постоянно изменялись вслед за изменениями экономических условий.

Можно выделить следующие направления международной миграции рабочей силы:

1. Миграция из развивающихся стран в промышленно развитые страны.

Центрами притяжения рабочей силы являются США, Канада, Австралия, развитые страны Западной Европы.

Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей работниками, без которых, невозможным было бы их существование. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии половина всех шахтеров – эмигранты.

США являются основным центром притяжения как низкоквалифицированной рабочей силы, так и высококвалифицированной. Каждый год в США приезжает больше мигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются сюда из близлежащих латиноамериканских стран – Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира. В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек. Миграционное сальдо составляет 580 тыс. человек.

2. Миграция в рамках промышленно развитых стран.

Эта миграция связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Но и для развитых стран характерной является “утечка умов” (например, в США из Западной Европы). В рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы стран Европейского союза, предполагающий свободное перемещение работников между странами союза и унификацию трудового законодательства.

3. Миграция рабочей силы между развивающимися странами.

Новое явление последних лет – интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами, странами арабского мира, нефтедобывающими странами (членами ОПЕК), с одной стороны, и иными развивающимися странами, с другой. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем зарплаты в странах-импортерах рабочей силы. В азиатских ”новых индустриальных странах”, в богатых странах Персидского залива ощущается нехватка низкоквалифицированной рабочей силы. В Африке на ЮАР, Нигерию и Берег Слоновой Кости приходится более половины притока всех иммигрантов. Особую роль в процессах трудовой миграции XIX-XX вв. играла миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки. Она носит в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.

4.Миграция рабочей силы из промышленно развитых стран в развивающиеся.

В основном это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (высокая зарплата у преподавателей, инженеров и др.), так и неэкономические (узнать мир, реализовать свои возможности и т.п.).

Практически все страны, принимающие мигрантов, – это высокоразвитые государства с ВНП на душу населения более 6900 долл., развивающиеся страны – источник эмиграции (главные из этих стран – Мексика и страны Азии).

Миграция оказывает влияние на экономику и социальную сферу стран-импортеров и стран-экспортеров рабочей силы.

Отметим сначала возможные последствия для страны экспортирующей:

– переводы из-за рубежа увеличивают ВНП страны, благоприятны для платежного баланса страны;

– налоги, накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, также увеличивают ВНП;

– сокращаются расходы на обучение, здравоохранение и другие расходы социального характера, которые покрываются для эмигрантов другими странами;

– возвращаясь на родину, мигранты привозят с собой еще столько же накоплений, сколько ими было переведено через банки;

– повысив свою квалификацию и приобретя определенный опыт за рубежом, мигранты привозят этот багаж на родину, в результате чего страна получает бесплатно дополнительные квалифицированные кадры;

– если страна-экспортер трудоизбыточная, то снижается безработица;

– "утечка умов" является негативным последствием, но если специалисты возвращаются, то это может обернуться и большой пользой, например индийские ученые, после того как они несколько лет проработали в высокотехнологичных американских корпорациях в районе Силиконовой долины, вернувшись на родину, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.

– отток избыточных трудовых ресурсов уменьшает социальную напряженность в стране.

Страна, принимающая мигрантов, имеет следующие результаты:

– при импорте квалифицированной рабочей силы страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;

– иностранные рабочие предъявляют дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют этим рост производства и дополнительную занятость;

– крупные специалисты разных областей науки, выдающиеся деятели культуры, мигрируя в другие страны, часто оказывают такое влияние на развитие этих областей деятельности, которое невозможно оценить;

– если труд иностранных рабочих оплачивается ниже, чем местных, то повышается конкурентноспособность производимых товаров вследствие снижения издержек производства;

– необходимы определенные расходы государства на социальную поддержку мигрантов; в то же время иностранные работники не учитываются при целом ряде социальных программ;

– приехавшие мигранты либо увеличивают напряженность на рынке труда, либо занимают свободные рабочие места;

– иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, где наблюдается старение населения, например во Франции, ФРГ, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев, в Швейцарии – 24%; замедляется общий темп старения населения страны, но на соотношение рождаемости и смертности коренных жителей эта статистика не влияет;

– может возникнуть социальная напряженность в обществе, межнациональная неприязнь.

 

Основные понятия

Международная миграция (рынок рабочей силы); иммиграция; эмиграция; трудовой доход, выплаты занятым; перемещение мигрантов; переводы работников; внешняя миграция рабочей силы; реэмиграция; миграционное сальдо;проблема «утечки умов»; влияние миграции на благосостояние.

Вопросы для самоконтроля и задания

1. Дайте определение понятий: международная миграция рабочей силы, эмиграция, иммиграция, реэмиграция.

2. Сформулируйте определения следующих стоимостных показателей миграции рабочей силы:

– трудовой доход и выплаты занятым,

– перемещение мигрантов,

– переводы работников.

3. Какие причины экономического характера вызывают миграцию рабочей силы?

4. Какие причины миграции неэкономического характера наиболее распространены сегодня в мире?

5. Какие, на ваш взгляд, причины вызывают миграцию рабочей силы из России?

6. Назовите страны и регионы, являющиеся основными центрами притяжения рабочей силы из-за рубежа.

7. Какие основные направления миграции можно выделить сегодня?

8. Почему наиболее развитые страны привлекают большинство мигрантов?

9. Чем вызвана миграция рабочей силы между развивающимися странами?

10. В чем заключаются положительные и отрицательные последствия эмиграции на экономику страны-экспортера рабочей силы?

11. В чем заключаются положительные и отрицательные последствия иммиграции на экономику принимающей страны?

Тесты

1. Если в Россию в 1994г. въехало из-за рубежа 1149,7 тыс. человек, а выехало 339,7тыс. человек, то каким будет миграционное сальдо?

2. Если во Францию в 2003 году въехало из-за рубежа 2017,0 тыс. человек, а выехало 248,9 тыс. человек, то каким будет миграционнок сальдо?

3.Международная миграция рабочей силы:

1) приносит чистый выигрыш принимающей стране;

2) ведет к чистым потерям в мировой экономической системе;

3) все ответы верны;

4) все ответы не верны

4.5. РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ

Международная трудовая миграция возникает как стихийное явление, но постепенно масштабы и последствия миграции становятся настолько ощутимыми, что создаются организации, правовые нормы и финансовые механизмы регулирования этого процесса.

Можно выделить следующие уровни регулирования: глобальный (ООН и другие международные организации); региональный (региональные экономические организации); национальный (отдельные государства).

Каждая страна суверенна, в своем праве, определять собственную миграционную политику, но признано целесообразным придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций.

Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством.

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего, в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами миграции населения, в том числе и трудовой. Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения.

Международная организация труда (МОТ) одной из своих задач считает регулирование миграции.

Ряд международных договоров, принятых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов.

Растет роль Международной организации по миграции (МОМ), целью которой является обеспечение упорядоченной международной миграции, организация и обмен опытом и информацией по разным вопросам миграционного процесса.

В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

При формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.

Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п.

Защита прав трудящихся обеспечивается:

– организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией;

– принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов;

– организация соответствующих медицинских служб;

– разрешение переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов.

Конвенция включает приложения, которые касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, а также вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования.

Международными стандартами предусматривается возможность для мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания.

Для рассмотрения регулирования миграции на региональном уровне отметим деятельность Европейского союза. В ЕС принята “Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС” (подписана 9 декабря 1989 г.).

В “Хартии” записано:

1. ”Каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем”;

2. ”Свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране”.

В рамках ЕС действует Европейский социальный фонд, согласно его уставу обеспечивающий адаптацию рабочей силы к новым условиям Общего рынка, облегчает ее перемещение и профессиональное обучение.

В то время как большинство стран мира придерживается пути либерализации своей внешней торговли, практически все страны принимают меры, ограничивающие международную миграцию. Проблемы, которые несет с собой миграция, привели к созданию широкой системы государственного регулирования.

Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось раньше, чем его участие в регулировании международной торговли. В течение ХIХ в. многие европейские страны принимали законы, ограничивающие въезд нежелательных лиц.

Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

Во многом интересы тех и других стран оказываются тесно связанными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции.

Миграционная политика– политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов, включает два направления – иммиграционную политику, регламентирующую правила и нормы принятия иностранных граждан, и эмиграционную политику, регламентирующую правила и порядок выезда граждан страны за рубеж и защиту их прав в принимающих странах.

Законодательства большинства стран, регулирующие миграцию, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и не иммигрантами – людьми, приезжающими в страну временно.

Большинство стран-импортеров использует селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Регулирование проводится по количественным и качественным параметрам.

Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

1. Требования к уровню образования, стажу работы по специальности, прохождение процедуры признания документов мигранта об образовании и профессиональной подготовке; приоритет дают специалистам новых и перспективных отраслей (программисты, узкоспециализированные инженеры), представителям редких профессий; специалистам с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, врачи), бизнесменам, инвестирующим капитал в принимающую страну; страна готова принимать работников, готовых за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную работу.

2. Ограничения личного характера включают жесткие требования к здоровью, возрасту, политическому и социальному облику. Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например, в США, национального равновесия. Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным, но по таким характеристикам как возраст, здоровье, обладание определенной профессией, требования достаточно устойчивы во времени.

3. Инструментом количественного регулирования иммигрантов используется показатель иммиграционной квоты. Большинство стран устанавливает большое количество разнообразных квот. При введении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (пол, возраст, образование). Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии. Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов.

Например, в США в 1995 г. принято было следующее распределение иммиграционной квоты: 71% – родственники граждан США, 20% – специалисты, в которых нуждаются США, 9% – прочие группы иммигрантов.

Количественное квотирование является жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых следят правоохранительные органы.

Страны проводят экономическое регулирование, вводя определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов.

Например, в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Или частные лица имеют право въехать в страну, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. Законодательства большинства стран устанавливают временные ограничения пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить разрешение на продление своего пребывания в ней.

4. Страны могут устанавливать географическую структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран.

5. Наконец страны вводят явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу, что содержится в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено; запрещается передвижение, изменение специальности, смена места работы и т.п.

Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции.

Многие страны-импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы стимулирования реэмиграции иностранцев. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов, до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. Эффективность программ реэмиграции остается низкой.

Правительства некоторых стран (Франции, ФРГ, Швейцарии) в качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, осуществляют программы профессиональной подготовки иммигрантов. По логике этих программ, получив профессиональную подготовку в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу, что побудит их вернуться на родину. Интерес к таким программам со стороны иммигрантов невысок, так как приобретение профессии не является гарантией получения работы.

Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестировании части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия в форме кооперативов, совместных предприятий, акционерных обществ получили наибольшее распространение в двусторонних отношениях ФРГ и Турции.

Как видно из названного выше, обычно государственное регулирование осуществляется через реализацию финансируемых из бюджета программ.

Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики стран-экпортеров:

- эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

Современная международная трудовая миграция характеризуется активизацией и ростом влияния стран-экспортеров рабочей силы, использующих следующие методы и средства:

– Регулирование масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов. Большинство стран демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Но некоторые страны сдерживают эмиграцию, особенно если это касается выезда высококвалифицированных специалистов, нехватки рабочей силы или неблагоприятной демографическойситуацией.

– Ряд государств обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения часть полученной заработной платы. Национальные банки открывают эмигрантам валютные счета под более высокую ставку и другие льготы для привлечения ресурсов в экономику страны.

– Использование двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, что обеспечивает определенные экономические и социальные гарантии (зарплата, жилье, медицинское обслуживание и т. д.).



Просмотров 812

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!