Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Амфор, но все же это больше не дикий
пустынник «Одиссеи». Киклоп Еврипида Отличается болтливостью, он кое- Что знает, например, о похищении Елены и о Троянской войне; он даже Не прочь пофилософствовать. Можно Думать, что в образе Киклопа дана карикатура На выродившихся представителей Софистики и риторики, которые, Сделав крайние выводы из положения Протагора об относительности человеческого Познания, стали утверждать, Что отдельный человек сам устанавливает, Что является для него истиной, Законом и нормой общественного поведения. Отсюда был один шаг до проповеди Голого своеволия, не считающегося Ни с какими общественными Установлениями. Надо сказать, что Подобные воззрения не оставались Только лишь в сфере отвлеченных рассуждений, Но проникали и в политику, Встречая сочувствие среди сторонников Олигархии. С этой стороны пьеса не Только забавляла, но и приобретала определенные Сатирико-обличительные Черты. Хорошо обрисован в драме отец, Сатиров Силен, лгун, трус и пьяница, Готовый за чашу вина отдать все Стада киклопов. Трусость соединяется У Силена с безудержной лестью и прислужничеством По отношению к Киклопу, Находящими живое комедийное Выражение. Когда Киклоп говорит, что- Он достаточно поел уже мяса львов И оленей, но давно не ел человеческого Мяса, Силен услужливо замечает, чта Одни и те же блюда на каждый день Надоедают и новое блюдо в этом случае Очень приятно. Одиссей сохраняет все достоинства трагического героя: он Помнит о своих заслугах под Троей И считает постыдным уклоняться от Опасностей. С его серьезным тоном Прекрасно контрастирует ироническое Отношение к событиям Троянской войны Силена, сатиров и Киклопа, который Называет войну из-за одной Женщины постыдной. Хор сатиров принимает Большое участие в развитии действия Пьесы. Он очень подвижен и выразителен Даже в тот момент, когда уклоняется От помощи Одиссею, то есть от действия: хоревты начинают хромать И трут себе глаза, жалуясь, что их Запорошило взявшейся откуда-то пылью Или пеплом. «Киклоп» требовал для своего исполнения Трех актеров. Глава VIII ЗНАЧЕНИЕ ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРИПИДА Почти все дошедшие до нас трагедии Еврипида были написаны во время Пелопоннесской войны. С ее началом Ж вскрылся тот общий кризис, в котором •с полной силой выступили все противоречия Эллинской жизни, нараставшие в предшествующий период: восстания Рабов, обострение борьбы между сторонниками Демократии и олигархии, •столкновения внутри самой демократии Между ее правым и левым крылом, А также осложнение отношений между Афинами и их союзниками. Совершенно Естественно, что этот кризис сильнее Всего проявился в передовом греческом Государстве — Афинах. Социальный Кризис находит отражение и в области Духовной жизни общества. Разрушаются Или подвергаются сомнению привычные воззрения и понятия общества: Религиозные, философские, правовые. Вера в старых богов колеблется, в философии Многими софистами отстаивается Принцип субъективизма в морали, из Которого иные делают крайние выводы. Право сильного провозглашалось как •основа деятельности отдельной личности. Интересно, что и на область политики Тоже нередко переносился этот Принцип; так, исходя из него, афиняне, Как об этом неоднократно свидетельствует Фукидид, оправдывали свое господство Над союзниками. Продолжительная Война порождала временами В афинском обществе чувство усталости И желание мира. Этим чувством Особенно были охвачены крестьяне, Поля которых систематически опустошались Спартанцами. Война же порождала Сильное ожесточение друг против Друга борющихся партий. Движение Среди союзников подавлялось афинянами С жестокостью, не оправдываемой Соображениями государственной Необходимости. Фукидид неоднократно Говорил о притуплении чувства жалости И о проявлениях крайнего ожесточения В ходе войны. Некоторые из этих Противоречий Современной Еврипиду жизни нашли Непосредственное отражение в его Произведениях. В ряде его трагедий Ясно звучит враждебное отношение К Спарте. Все современники хорошо понимали, что в «Троянках» изображаются Бедствия, порожденные войной. Еври- Пид не побоялся здесь осудить жестокость
|