Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Т. I, под редакцией С. И. Соболевского и др.,
Глава VIII дошедшей до нас пьесе «Беллерофонт» Герой на крылатом коне поднимается На небо, чтобы узнать, есть ли там боги или нет: кто видит на земле насилие И зло, замечает Беллерофонт, тот поймет, Что богов нет и что все рассказанное О них пустая сказка (фрагм. 286). Правда, Беллерофонт наказан, он падает На землю и разбивается, но зритель Слышал в театре отзвуки тех же Мыслей, которые высказывались современной Ему философией. Конечно, Еврипид не был атеистом в сегодняшнем Понимании этого слова, но в его скептическом Отношении к старым религиозным Верованиям сомневаться не приходится. О разнообразии характеров, выведенных Еврипидом, о потрясающих Драматических ситуациях, в которых Оказываются его герои, об изображении Их тончайших переживаний говорилось При анализе отдельных трагедий драматурга. Верный своему стремлению Правдиво отображать жизнь, Еврипид Не боялся вводить в трагедии характеры, Выступающие представителями Грубой физической силы или личных Эгоистических стремлений. Таков, например, Лик в трагедии «Геракл» или Эврисфей в трагедии «Гераклиды», жестоко Преследующий после смерти Геракла Его детей, Менелай, выведенный человеком низким в трагедии «Орест», И другие. Было бы неправильным, однако, без Оговорок приравнивать трагедию в том Ее виде, какой она получила в руках Еврипида, к бытовой драме. Такие персонажи, как Ифигения («Ифигения в Авлиде»), Геракл в трагедии того же имени, Ипполит, Пенфей в «Вакханках » и другие, являются подлинно Трагическими характерами. Снижение Героической темы в творчестве Еврипида Вовсе не обозначает превращение Трагедии в бытовую драму, хотя некоторые Его пьесы очень сильно ее напоминают. Новый характер драмы у Еврипида Часто требовал и новых средств театральной Выразительности, которые до Него или не применялись вовсе, или Применялись значительно реже. Прежде Всего Еврипид стал применять в Театральной музыке лады, не употреблявшиеся прежде, как, например, «смешанный лидийский». Лидийский лад Вообще воспринимался как жалобный, Скорбный и интимный. От этого лада, Как и от других, строились также И некоторые производные лады. К сожалению, Мы не можем — из-за недостаточного Знания древнегреческой музыки Вообще — оценить по достоинству музыкальную Сторону трагедий Еврипида. Однако она производила, по-видимому, Сильное впечатление на его Современников, поскольку здесь применялись Новые и более соответствующие Духу его пьес средства музыкальной Выразительности. В эллинистическую Эпоху сольные арии и дуэты солистов И хора из трагедий Еврипида Исполнялись отдельно. Новое содержание трагедий Еврипида Требовало и нового слога. Действительно, Этот слог в диалогических частях И рассказах вестников очень приближается К тогдашней разговорной речи. Аристотель в «Риторике» хвалит Еврипида За то, что он составляет свои речи Из выражений, взятых из обыденной Жизни. Агоны, в которых Еврипид так- Хорошо сталкивает противоположные Мнения и стремления, особенно ярка Обнаруживают влияние софистики и риторики. Нам эти речи, правда, кажутся Иногда сухими, рационалистическими, сбивающимися на «общие места». Некоторым Из современников Еврипида, насколько Можно судить по нападкам Еврипид 189 Аристофана, они казались сотканными Из хитросплетений, с помощью которых Отдельные персонажи трагедии старались Оправдать свои дурные поступки, Выдавали ложное и безнравственное за Истинное и моральное. Но, с другой Стороны, не подлежит никакому сомнению, Что такие речи очень нравились Людям, которые шли навстречу новому Философскому движению в тогдашних Афинах, воспринимая иногда и отрицательные Черты софистики и риторики (например, убеждение в возможности И позволительности с помощью формальных Доводов доказать истинность Или ложность любого положения). Большое искусство обнаруживает Еврипид и в пользовании так называемой Стихомифией (диалогом, в котором Каждая реплика занимает по одному Стиху). Эти стихомифии достигают большей Театральной выразительности, чем У Софокла. Нас поражают в них чрезвычайно Искусное отображение разнообразных Человеческих переживаний, Страстность тона, умение поразить противника
|