Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Афинян по отношению к союзному



острову Мелосу. В «Умоляющих» с большим

Искусством защищается демократия

Против тирании. Если вспомнить,

Что во время Пелопоннесской войны —

Особенно во вторую половину — развернулась

Оживленная деятельность аристократических

Тайных сообществ (гетерий),

Нельзя будет не признать

Эти споры о форме правления весьма

Актуальными для того времени, и притом

Не только для Афин.

Однако по самому свойству своего

Дарования Еврипид больше интересуется

Духовным миром своих героев.

Драматургическая деятельность Еврипида

Тесно связана с новым направлением

В философии (поэт остался, однако,

Свободным от крайностей софистики

С ее произвольной игрой понятиями)

И вообще с культурной жизнью Афин

Второй половины V в. Следуя этому

Направлению, Еврипид стремится преобразовать

Афинскую трагедию, заставить

Ее спуститься с идеальных высот к

Миру повседневной жизни. Звучание

Героической темы в трагедиях Еврипида

Снижается, однако при этом усиливается

Внимание к психологическому

Миру человека и явлениям окружающей

Его жизни.

Еврипид 187

Выше было уже приведено свидетельство

Аристотеля, что будто бы сам

Софокл, оценивая драматургию Еври-

Пида, сказал, что последний изображал

Людей такими, какими они бывают в

жизни. В комедии Аристофана «Лягушки

» в уста Еврипида вкладываются

Слова о том, что он ставит своей целью

Учить зрителей житейским делам; он

Дает в трагедиях изображение обыденного

И повседневного, чтобы зрители

Легче могли судить и о собственных

Делах. Конечно, Аристофан излагает

Взгляды Еврипида на задачи трагедии

В карикатурном виде, но то, что Еврипид

Ставил своей задачей воспроизведение

Повседневной жизни, схвачено

Правильно.

Древнегреческий историк, литератор

И критик I в. до н. э. Дионисий Гали-

карнасский в трактате «О подражании»

Тоже приписывает Еврипиду стремление

К воспроизведению жизни, захватывающему

И ее отрицательные стороны.

«Софокл при изображении страстей

Отличался соблюдением достоинства

Лиц. Еврипиду же доставляло

Удовольствие только правдивое и соответствующее

Современной жизни, почему

Он часто обходил пристойное и

Изящное и не исправлял, как то делал

Софокл, характеры и чувства своих

Действующих лиц в сторону благородства

И возвышенности. Находятся у него

Следы очень точного изображения непристойного,

вялого, трусливого» х.

Говоря об изображении современной

Поэту жизни, необходимо сделать оговорку,

Применимую, впрочем, ко всем

Греческим трагикам. Современная

Жизнь находит у них отражение через

Мифологический сюжет, что бесспорно

Сковывает полноту ее изображения

1 Цит. по «Истории греческой литературы»,

М., Изд-во АН СССР, 1946, стр. 416.

В смысле самих событий. Больший

Простор открывался в изображении

Характеров и мира душевных переживаний

Человека, и надо сказать, что

Еврипид достигает здесь большего совершенства

По сравнению с Софоклом.

В соответствии с взглядами на задачи

Своей поэзии Софокл давал героические

Характеры, приподнятые над

Действительностью, Еврипид же в обобщенных

Образах своих трагедий показывал

Современных ему людей с их мыслями,

Чувствами, стремлениями, иногда

Противоречивыми в одном и том же человеке,

С их тончайшими душевными

Переживаниями. Миф для Еврипида

Становился только материалом или

Основой, дающей возможность высказываться

Его современникам. Эта способность

Еврипида дать углубленную психологическую

Характеристику своих

Современников, во многих отношениях

Представляющую для нас живой интерес,—

Делает его более доходчивым

И понятным для современного читателя.

И, наоборот, близость героев

Еврипида к жизни возмущала некоторых

Защитников старой трагедии, что

видно по критике Аристофана в «Лягушках

». Однако можно предполагать, что

Современников больше смущало скептическое

Отношение драматурга к старой

Религии и мифам. Возможно, что

Тут имели место соображения и политического

характера: в период тяжелых

Военных испытаний могло казаться

Опасным проявление свободомыслия по

Отношению к таким устоям государства,

Как традиционная религия и старые

Мифы. При разборе отдельных трагедий

Еврипида уже указывалось, что

Боги выведены у него в ряде случаев

В очень непривлекательном виде. В не-



Просмотров 430

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!