Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Превращающая носителя этой страсти
В существо, отравляющее жизнь и себе Самому и своим близким. Однако эта тема трактуется в своеобразном преломлении: В роли скупца выступает Бедняк Эвклион, в руках которого оказался Горшок с золотом; он и не думает О том, чтобы как-нибудь использовать Неожиданно свалившееся богатство, и Продолжает по-прежнему вести жалкую Жизнь. В комедии не раз затрагивается И мотив социального неравенства и порожденной Им разобщенности и вражды между людьми. Комедия Плавта «Клад» Приобрела в последующее время не меньшую популярность, чем его «Хвастливый воин». На сцене были изображены два дома: скупца Эвклиона и его Богатого соседа Мегадора, а также храм Богини Верности с жертвенником перед теперь у городских ворот «руками врозь, с колодкою на шее». Это — прямой Намек на мучительную казнь римских рабов: перед казнью голову осужденного Просовывали в отверстие бруска, К краям которого привязывали или Пригвождали руки несчастной жертвы. Наконец, в пьесе есть, как уже указывалось, Явный намек на тюремное заключения Невия. Оригиналом для Плавта послужила, Судя по его собственным словам, греческая комедия 'Atax£(ov («Хвастун») какого- То неизвестного автора. Однако в науке принято мнение, что «Хвастливый воин» представляет собой контаминацию Из двух греческих пьес. Ним. Комедия открывалась прологом, В котором выступал Лар — бог домашнего Очага — и сообщал зрителям, что Он открыл старому Эвклиону клад, зарытый В середине очага еще дедом Эвклиона. Дочь Эвклиона, Федра, заботилась О Ларе, делала ему приношения, И вот только ради дочери, которую Обесчестил на празднике Цереры один Знатный юноша, Лар и открыл старику Клад, чтобы тот легко мог выдать Федру Замуж. В дальнейшем ходе пьесы раскрывается, Что этим знатным юношей Оказывается не кто иной, как племянник Мегадора Ликонид. Сестра Мегадора уговаривает своего Брата жениться. Разговор происходит Перед домом Мегадора, хотя он и носит Интимный характер. Сестра предлагает Брату взять в жены немолодую уже Женщину с приданым. Но Мегадор не Желает брать жену с приданым, он Опасается, что вслед за ним в дом войдут «крик, капризы, приказания, пурпур, кость слоновая на повозках». Уж если «КЛАД» Римская комедия Жениться, так он возьмет себе в жены Дочь соседа — бедняка Эвклиона. Сестра Одобряет выбор брата. Эвклион соглашается выдать дочь За Мегадора, но предупреждает его, Что никакого приданого по бедности Дать не может. Свадьбу Мегадор желает Справить в тот же день. Когда Эвклион Сообщает об этом своей служанке Стафиле, та говорит сама с собой, что и ей и хозяйской дочери пришел конец: Федра должна сегодня родить, и теперь Уже никак не скрыть позора. Однако В дальнейшем ходе пьесы выясняется, Что Мегадор, которому все стало известно О любовном приключении своего Племянника, отказывается по просьбе Последнего от своего брака с Федрой, И любовная линия комедии кончается Благополучно. Федра так и не появляется На сцене, из дома Эвклиона слышны Только ее крики при родах. Вторая линия фабулы — демонстрация Скупости Эвклиона — связана почти Исключительно с приготовлениями К намеченной вначале свадьбе Мегадора И Федры. Присутствие в доме посторонних Людей — поваров, которых нанял Мегадор и половину которых отвели К Эвклиону, явилось причиной того, Что. боясь кражи, он уносит из дома Горшок с золотом и прячет его вначале В храме богини Верности, а потом в роще Сильвана за городом, где его и крадет Раб Ликонида Стробил. Комедия «Клад» отличается искусным Сценическим построением. Скупость Эвклиона характеризуется не столько Тем, что говорят о нем другие, сколько Самими его поступками. Первый акт Начинается с того, что Эвклион выгоняет Из дому и колотит старую служан- 1 Т и т М а к ц и й П л а в т , Избр! 2 Т а м же, стр. 261. 3 Т а м же, стр. 273. Иата. Плавт 305 Ку Стафилу, чтобы она не пронюхала, Где спрятано золото. Стафила не понимает, что сделалось с ее хозяином: Беда какая! Подлинно с ума сошел. Вот этак-то меня гоняет из дому Раз десять в день. Какое, нешойму никак, Нашло на человека помешательство! Всю ночь не спит, а день придет — по целым Дням Не выйдет, как хромой сапожник, из дому \ Уходя, Эвклион приказывает Стафиле Сторожить дом, запереть двери и не Впускать соседей, зачем бы они ни пришли: Входи, запри там двери. Я сейчас вернусь.
|