Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Сына. Сталагм отвечает, что он продал
Ребенка Полиплусию Феодоромеду из Элиды. Гегион потрясен этими словами: Это имя носит отец Филократа и, Стало быть, именно он купил ребенка. Гегион вызывает из дома Филократа И вместе с ним допрашивает Сталагма. Путем расспросов выясняется, что раб Филократа — Тиндар — и есть тот ребенок, Которого выкрал когда-то Сталагм. Гегион счастлив, что нашел давно Потерянного сына. Приводят Тинда- Ра, снимают оковы и надевают их на Сталагма. Уже в прологе этой пьесы подчеркивается, Что она отходит от обычных Образцов. В ней нет сквернословных •стихов, нет ни вероломного сводника, Ни коварной распутницы, ни хвастливого Воина. Зная, что в пьесе пойдет Речь о войне Этолии и Элиды, зрители Надеялись, что им покажут трагедию, Но Пролог успокаивает их на этот •счет. Совсем некстати было бы нам трагедию В костюмах вдруг начать играть комических 1. В конце представления, как бы боясь ^а успех такой необычной комедии, Труппа еще раз обращается к зрителям. В этом обращении комедия названа Нравственной, в ней нет ни любовных Дел, ни подложных детей, ни выкупа Тайком от отца любовницы. Пьеса стремится Улучшить нравы, и мало еще таких Комедий создано поэтами. Действительно, «Пленники» представляют редкий у Плавта образец «слезной » комедии. В пьесе изображается Трогательная дружба между господином Тит М а к ц и й П л а в т , Избранные И рабом, самоотверженность раба и Верность данному слову господина. Из Пьесы мы узнаем и такую интересную Деталь, едва ли бывшую особенно частым Явлением, что господин и раб Даже вместе воспитывались. Раб, как Личность, оказывается равным своему Хозяину. Здесь, бесспорно, звучит определенная Гуманистическая нота, хотя, С другой стороны, в пьесе есть и Места, говорящие о жестоком обращении С рабами как о чем-то общепринятом И естественном. Своеобразие этой комедии отметил Лессинг. Трактат «О слезной или трогательной комедии» (1750) он построил в значительной степени именно на материале «Пленников ». Лессинг сам перевел эту пьесу и называл ее «лучшей пьесой, когда- либо появлявшейся на сцене». Следует, однако, заметить, что в композиционном Отношении эта комедия Плавта не свободна от недостатков. Один из них был уже указан: неясно, Каким образом Сталагм попадает в руки Филополема. Второй, более существенный, Заключается в том, что роль Парасита Эргасила, в сущности, мало связана с развитием действия: он нужен, В конце концов, лишь для того, Чтобы сообщить Гегиону о возвращении Домой из плена его сына, но ведь Этого можно было достичь и каким- Либо иным способом. Впрочем, понятно, Почему Плавт так много внимания Уделяет этой роли. Она значительно Оживляет комедию, особенно благодаря Тому, что поэт влагает в уста Эргасила Ряд остроумных тирад. Декорация в «Пленниках» очень проста. На сцене только дом Гегиона, перед Ним и развертывалось все действие. Пьеса могла исполняться четырьмя актерами. Чтобы не вводить пятого, в комедии, т. I l l , «Academia», 1937, стр. 12. Глава XIV Третьей и четвертой сценах пятого акта Плавт несколько искусственно удаляет Филополема: в сценическом отношении Было бы гораздо эффектнее, если бы И он присутствовал при сцене узнавания В рабе своего брата. Время постановки этой пьесы ученые определяют различно: одни относят ее К 201—200 гг., другие —к 194—192 гг. До н. э. Впрочем, когда бы ни были поставлены «Пленники», ситуация, данная В них, все равно не могла не волновать Зрителя. Ведь в эту эпоху благодаря Постоянным войнам было немало Римских семей, дрожавших за участь Своих близких, которые попали в плен И подвергались опасности. Пленный, за которого своевременно* не поступал Выкуп, оказывался на положении бесправного Раба, а потому участь Тинда- Ра и Филократа не могла не внушать Зрителям глубокой жалости и волнения. «АМФИТРИОН» Это единственная комедия Плавта, В которой действующими лицами — и При этом не только в прологе, но и в ходе Всей пьесы — выступают боги. В пьесе В комическом преломлении обрабатывается Известный греческий миф о Сближении Зевса (у римлян Юпитера) Со смертной женщиной, женой фиван- Ского царя Амфитриона Алкменой, и О чудесном рождении Геракла. Центр Тяжести, однако, перенесен не на рождение Геракла, а на любовное приключение Зевса и связанные с этим комические Недоразумения. Пьеса дошла до Нас с пропуском большого числа стихов В третьем акте.
|