Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Но тот не может отличить настоящего
Амфитриона от поддельного — и в конце Концов уходит. Амфитрион в отчаянии Бросается в дом, собираясь убить Всякого, кто только попадется ему навстречу, Но падает, пораженный ударом Грома. Вышедшая из дома служанка Бромия Видит какого-то человека, поверженного Ударом грома у самой двери. Бромия Подходит к нему и убеждается, что Это ее господин. Амфитрион подымается, и Бромия Рассказывает ему, что Алкмена без Мук родила ему двух мальчиков, что Один из них (то есть Геракл) задушил Двух чудовищных змей, бросившихся К колыбели. И в этот же миг, говорит Бромия, раздался голос Юпитера, который Провозгласил, что он был близок С Алкменой и что мальчик, победивший Змей,— его сын, а другой — сын Амфитриона. Обрадованный Амфитрион Восклицает, что ему вовсе не обидно Делиться половиною благ с Юпитером. Раздается новый удар грома, и появляется Сам Юпитер, приказывающий Амфитриону вернуться к прежнему согласию С Алкменой, так как она ни в Чем-не виновата. Амфитрион приглашает Зрителей громче похлопать в честь Юпитера. Вся пьеса построена на комических Недоразумениях, порожденных необычайным Сходством двух пар главных Персонажей. И, очевидно, эта сторона Фабулы пьесы, греческий оригинал которой Нам неизвестен, в первую очередь И привлекала драматурга. Но в пьесе есть и другое: уже по самому развитию Фабулы боги были представлены в ней В комическом виде. Юпитер выведен Любовником чужой жены, к которой Он является под видом мужа. Меркурий Показан ловким и наглым рабом, помогающим Своему господину в его любовных Приключениях. Обращаясь к зрителям, Меркурий дает такую нелестную характеристику своему отцу: «Вот какой Умелый пройдоха мой отец, как он ласково подольщается к женщине» (ст. 510—511). Очевидно, опасаясь неприятностей За такое далекое от благочестия Изображение Юпитера, драматург Упоминает о благодеяниях, которые Царь богов дарует людям. Меркурий Считает нужным и себя несколько оправдать За свои отнюдь не божеские Поступки. Он превращен в раба по воле Отца (ст. 177—178). А раз он принял Внешность Сосии, то он должен быть Сходен с ним и в характере и во всех Поступках, то есть сделаться таким же Пройдохой и обманщиком, как подлинный Раб Амфитриона. Жертва Зевсовой страсти — Алкмена — показана настоящей римской матроной. Она хранит верность своему В. Головня Глава XIV Мужу и оскорбляется и негодует, когда Он обвиняет ее в измене. Она гордится Подвигами мужа и готова терпеливо Перенести разлуку с ним, лишь бы Только он вернулся из похода со славой. В ее глазах приданое заключается Не в богатстве, которое приносит с собой Жена, а в ее целомудрии, страхе К богам, любви к родителям и в покорности Мужу (ст. 839 и следующие). Она высказывает гордость за свой род, Женщины которого не могли совершить Бесстыдных поступков. В подражание «Амфитриону» Плавта комедию под тем Же заглавием написал Мольер. Персонажи Плавта превращаются в пьесе Мольера В галантных придворных Людовика XIV. ЗНАЧЕНИЕ ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЛАВТА Образцом для Плавта, как было уже Отмечено раньше, послужила новая аттическая Комедия. Однако анализ его Комедий показал, что он — не просто Подражает грекам. Плавт, наделенный Ярким талантом,— создатель самобытной Римской комедии и продолжатель Демократической линии Невия. В своих комедиях Плавт не просто Переделывает греческие оригиналы, прибегая К контаминации, но вносит в свои Пьесы чисто римские отношения и римские Черты. Это касается и персонажей Его комедий и тех обстоятельств, в которых Эти персонажи оказываются. Так, В Риме во время Плавта не было таких Блестящих и образованных гетер, какие Были в Греции. Гетеры Плавта — это Довольно вульгарные и жадные женщины, Думающие лишь о том, как бы обобрать Своих поклонников. Такие именно Гетеры изображены, например, в комедии «Вакхиды». Сестры Вакхиды, Поразительно похожие по наружности Одна на другую, соблазняют не только Молодых людей, но и их старых отцов, Которых они в глаза называют остриженными Начисто овечками. Римлянам Эпохи Плавта неизвестна была также Разновидность прихлебателя-парасита, «бывшего человека», с утонченным вкусом И манерами, который развлекал На пирах афинскую молодежь своими Шутками и остротами. Параситы Плавта — обычно голодные обжоры, которые
|