Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Комических слов, каламбуров и



новообразований. «Очень картинен и

Сложен по своему составу язык Плавта,—

Пишет М. М. Покровский.— В основе

Это — разговорный язык образованных

Римлян. Но Плавт, очевидно,

С любовью изучал уличный римский

Язык с его пословицами, прибаутками,

Остротами и целым арсеналом бранных

слов и ругательств» г. Текст комедий

Плавта не оставляет никакого сомнения

В том, что язык их особенно выигрывал

При сценическом исполнении. Некоторые

Слова произносились особым голосом,

С особенной выразительностью и

интонацией. В комедии «Канат» есть

Любопытное место. Когда обнаружилось

Уже, что спасшаяся от кораблекрушения

Героиня комедии по имени

Палестра нашла своего отца, влюбленный

В нее юноша в волнении задает

Десять вопросов своему рабу. Не хочет

ли отец выдать замуж за него Палестру?

Не поздравить ли отца с находкой?

Не побежать ли бегом? и т. д.— а раб

на все отвечает одним словом: «думаю».

Совершенно очевидно, что, произнося

свое «думаю», раб при каждом ответе

Придавал ему особую окраску. Кроме

Того, комедии Плавта сильно оживляло

Широкое употребление кантиков, в которых

Применяются самые разнообразные

Лирические размеры,— и в этом

Заключается одна из существенных сторон

Той реформы новой комедии, которую

Осуществил Плавт. Его комедия,

Как было уже указано, скорее всего,

Напоминала комическую оперу или оперетту.

Плавт ввел пение, а иногда и

Мимический танец в самое действие и

Сделал их средствами характеристики

Действующих лиц. В новой комедии

этого не бывало: пение и музыка там

Играли роль лишь интермедий и исполнялись

Обычно в антрактах. Этот лирический

Элемент в некоторых пьесах

Плавта является преобладающим —

Диалогические части пьесы отступают

на второй план. Однако пение и музыка

В комедиях Плавта не оттесняют

М. М. П о к р о в с к и й , История римской литературы, М.—Л., Изд-во АН СССР, 1942,

Стр. 54.

Глава XIV

вообще на второй план их чисто литературную

Сторону. Речитатив и пение

Усиливают слово драматурга и помогают

Более полному раскрытию характера

Персонажа. Плавту, как и другим комическим

Поэтам Рима, помогал музыкант,

Имя которого стояло в дидаскалиях

Рядом с именем драматурга и, вне всякого

Сомнения, значилось и в извещениях

О спектакле. Этот музыкант сочинял

Мелодию, но ритм не был его делом. Сам

Поэт создавал ритм, определявший в

Свою очередь музыку. И вот Плавт

Выступает как творец размеров, свойственных

Латинскому языку. Он продолжает

Работу, начатую еще Ливием

Андроником и Невием, приспособляя

Новые лирические формы к требованиям

Римской речи. На основе этих ритмов

Он строит фразу, имея в виду комический

Эффект и возможно лучшую обрисовку

Характеров. У Плавта наблюдается

Большое разнообразие стихотворных

Размеров как в диалогических,

Так и в лирических частях комедий.

Реформатор новой аттической комедии

И вместе с тем настоящий создатель

Римской самобытной комедии, актер,

Режиссер и организатор театрального

Дела, никогда не терявший связи с римской

Народной комедией ателланой,

Плавт представляет собой выдающееся

И неповторимое явление в истории древнего

Римского театра. Комедии Плавта

Сыграли большую роль в той культурной

Перестройке, какую переживало

Римское общество в III — II вв. до н. э.

Несмотря на ограниченность тематики

И отсутствие резко выраженных социально-

Политических тенденций, они не

Только знакомили римских зрителей

Сот ставшим им более близким греческим

Миром, но и давали известное отображение

Их собственной жизни и, уж во

Всяком случае, хорошо рисовали общую

Атмосферу эпохи.

Комедии Плавта пользовались огромным

Успехом. Он был живым явлением

Еще при Цицероне, который хвалит

Его не только за поэтическое дарование,

Но и за превосходный язык.

Плавт оказал большое влияние на

Западноевропейский театр. Его комедии

В эпоху Ренессанса ставят в Италии.

Итальянские, а затем и другие

Западноевропейские драматурги переводят

Его и подражают ему. Шекспир

в «Комедии ошибок» повторяет комическую

ситуацию, данную в «Близнецах

» («Менехмах»), усложняя, впрочем,

Действие пьесы тем, что выводит

Наряду с господами и двух близнецов-

слуг. Мольер в «Скупом» подражает

плавтовскому «Кладу».

В 1923 г. «Менехмы» Плавта были

Поставлены в Ленинградском Большом

Драматическом театре (режиссер К. Хохлов).

ГЛАВА xv



Просмотров 443

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!