Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Своего глупого хозяина и издевающийся



Над ним, отличается от

Геласима из комедии «Стих», в таких

Словах изображающего свою жалкую

роль:

Я думаю, что голод — мать родная мне:

Со дня рожденья сытым хоть бы раз я был г.

Также разнообразны и типы рабов.

Вообще это ничтожные существа, назначение

Которых вызывать смех. В прологе

к «Амфитриону» указано, что наличие

Роли раба является существенным

Признаком комедии. Рабы в комедиях

Плавта — это, скорее всего, италийские

Рабы, все время ожидающие побоев от

Своего господина, а иногда даже и

Смерти на кресте. С другой стороны,

В пьесах Плавта выступают дерзкие

И наглые рабы, открыто издевающиеся

Над своими господами. Они обычно

Оказываются умнее своих хозяев — молодых

Или старых — и помогают им

В разрешении их дел. На таких рабах

Держится вся интрига пьесы. Это Пале-

стрион в «Хвастливом воине», Псевдол

в комедиР! того же имени, Хрисал в «Вак-

хидах» и другие. В последней пьесе

Показано, как Хрисал обманом достает

Деньги для молодого хозяина от

Его отца. Юноше деньги нужны на выкуп

и содержание любовницы. В своем

Кантике в четвертом акте Хрисал не

Только выражает радость по поводу

Того, что надул старого хозяина, но и

Развивает своеобразную теорию крупного

Мошенничества, считая жалкими

Тех рабов, которые способны стащить

У своего хозяина две или три мины (ст.

639 и следующие). В пьесе «Стих»,

Названной по имени раба, этот последний

Держится на равной ноге со своим

Т п т М а к ц и й П л а в т , Избранные

Т а м же, стр. 383—384.

Господином. По возвращении из путешествия

Он, с разрешения господина,

Устраивает вскладчину пир, на котором

Веселится со своим другом Сагарином

И общей их приятельницей Стефанией.

Однако в пьесе есть любопытное обращение

Стиха к зрителям:

Прошу вас не дивиться, что рабы и пьют,

И любят, и устраивают свой обед:

В Афинах это можно 2.

Надо ли понимать эту оговорку буквально,

То есть что драматург дает картину

чисто греческой жизни? Или же

В Риме тоже можно было наблюдать

Нечто подобное в поведении по крайней

Мере наиболее приближенных из домашних

рабов, управляющих и т. п.?

По-видимому, дело обстоит именно так,

И оговорка Плавта преследует цель

Предохранить себя от возможного обвинения

Со стороны властей в показе

На сцене своеволия и распущенности

Рабов. Хитрые и изворотливые рабы

Комедий Плавта — прообразы вышедших

Из рабов вольноотпущенников, которые

Будут играть такую важную роль и в

Хозяйственной жизни и в государственном

Аппарате Римской империи.

По развитию фабулы комедии Плавта

относятся к типу «подвижных» комедий

В противоположность статичным.

Действительно, пьесы Плавта очень

Динамичны по развитию действия, проникнуты

Пафосом неистощимой энергии

И здоровым оптимизмом. Много места

Занимает в них буффонада и карикатура.

Всеми этими чертами они значительно

Отличаются от своих греческих оригиналов

И являются продуктом римской

Литературной и театральной работы.

Буффонада усвоена Плавтом от римской

Ателланы с ее постоянными маска-

Комедии, стр. 369.

Римская комедия паяли ата. Л лает 325

Ми обжоры, простака, с пощечинами,

Драками и непристойными шутками в

Самом ходе действия. Атмосферу буффонады

Создают и постоянные нарушения

Сценической условности. Так, действующие

Лица у Плавта постоянно обращаются

К зрителям. Например, Эвкли-

он в «Кладе», после того как у него

Украли горшок с золотом, в отчаянии

Обращается к отдельным группам зрителей,

Спрашивая их, не знают ли они,

Кто украл клад. Впрочем, он не уверен

В их помощи, так как среди них много

Воров. В ряде случаев персонажи комедий

Прямо называют себя актерами и

Говорят о театральных делах. Это, как

Мы видели, не один раз происходит

в «Амфитрионе».

Благодаря соединению греческой комедии

С элементами, заимствованными

У ателланы, комедии Плавта нравились

И верхам и низам Римской республики.

Разумеется, грубые и даже непристойные

Шутки Плавта в первую очередь

Рассчитаны были на плебейские низы,

Но их хорошо принимали и верхи римского

Общества, представители которых

Долгое время еще и после смерти Плавта

Оставались малообразованными и в

То же время ближе, чем в последующие

Века, стояли к простому народу по

Своим понятиям и быту.

Замечателен и самый язык, которым

Говорят действующие лица в комедии

Плавта. У него необычайное богатство

Средств выражения, неисчерпаемый запас



Просмотров 479

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!