Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Своего глупого хозяина и издевающийся
Над ним, отличается от Геласима из комедии «Стих», в таких Словах изображающего свою жалкую роль: Я думаю, что голод — мать родная мне: Со дня рожденья сытым хоть бы раз я был г. Также разнообразны и типы рабов. Вообще это ничтожные существа, назначение Которых вызывать смех. В прологе к «Амфитриону» указано, что наличие Роли раба является существенным Признаком комедии. Рабы в комедиях Плавта — это, скорее всего, италийские Рабы, все время ожидающие побоев от Своего господина, а иногда даже и Смерти на кресте. С другой стороны, В пьесах Плавта выступают дерзкие И наглые рабы, открыто издевающиеся Над своими господами. Они обычно Оказываются умнее своих хозяев — молодых Или старых — и помогают им В разрешении их дел. На таких рабах Держится вся интрига пьесы. Это Пале- стрион в «Хвастливом воине», Псевдол в комедиР! того же имени, Хрисал в «Вак- хидах» и другие. В последней пьесе Показано, как Хрисал обманом достает Деньги для молодого хозяина от Его отца. Юноше деньги нужны на выкуп и содержание любовницы. В своем Кантике в четвертом акте Хрисал не Только выражает радость по поводу Того, что надул старого хозяина, но и Развивает своеобразную теорию крупного Мошенничества, считая жалкими Тех рабов, которые способны стащить У своего хозяина две или три мины (ст. 639 и следующие). В пьесе «Стих», Названной по имени раба, этот последний Держится на равной ноге со своим Т п т М а к ц и й П л а в т , Избранные Т а м же, стр. 383—384. Господином. По возвращении из путешествия Он, с разрешения господина, Устраивает вскладчину пир, на котором Веселится со своим другом Сагарином И общей их приятельницей Стефанией. Однако в пьесе есть любопытное обращение Стиха к зрителям: Прошу вас не дивиться, что рабы и пьют, И любят, и устраивают свой обед: В Афинах это можно 2. Надо ли понимать эту оговорку буквально, То есть что драматург дает картину чисто греческой жизни? Или же В Риме тоже можно было наблюдать Нечто подобное в поведении по крайней Мере наиболее приближенных из домашних рабов, управляющих и т. п.? По-видимому, дело обстоит именно так, И оговорка Плавта преследует цель Предохранить себя от возможного обвинения Со стороны властей в показе На сцене своеволия и распущенности Рабов. Хитрые и изворотливые рабы Комедий Плавта — прообразы вышедших Из рабов вольноотпущенников, которые Будут играть такую важную роль и в Хозяйственной жизни и в государственном Аппарате Римской империи. По развитию фабулы комедии Плавта относятся к типу «подвижных» комедий В противоположность статичным. Действительно, пьесы Плавта очень Динамичны по развитию действия, проникнуты Пафосом неистощимой энергии И здоровым оптимизмом. Много места Занимает в них буффонада и карикатура. Всеми этими чертами они значительно Отличаются от своих греческих оригиналов И являются продуктом римской Литературной и театральной работы. Буффонада усвоена Плавтом от римской Ателланы с ее постоянными маска- Комедии, стр. 369. Римская комедия паяли ата. Л лает 325 Ми обжоры, простака, с пощечинами, Драками и непристойными шутками в Самом ходе действия. Атмосферу буффонады Создают и постоянные нарушения Сценической условности. Так, действующие Лица у Плавта постоянно обращаются К зрителям. Например, Эвкли- он в «Кладе», после того как у него Украли горшок с золотом, в отчаянии Обращается к отдельным группам зрителей, Спрашивая их, не знают ли они, Кто украл клад. Впрочем, он не уверен В их помощи, так как среди них много Воров. В ряде случаев персонажи комедий Прямо называют себя актерами и Говорят о театральных делах. Это, как Мы видели, не один раз происходит в «Амфитрионе». Благодаря соединению греческой комедии С элементами, заимствованными У ателланы, комедии Плавта нравились И верхам и низам Римской республики. Разумеется, грубые и даже непристойные Шутки Плавта в первую очередь Рассчитаны были на плебейские низы, Но их хорошо принимали и верхи римского Общества, представители которых Долгое время еще и после смерти Плавта Оставались малообразованными и в То же время ближе, чем в последующие Века, стояли к простому народу по Своим понятиям и быту. Замечателен и самый язык, которым Говорят действующие лица в комедии Плавта. У него необычайное богатство Средств выражения, неисчерпаемый запас
|