Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Комической силы — и это было отмечено
Еще самими римлянами. Называя Теренция полу-Меиандром, Цезарь восклицает: Если бы к нежным твоим стихам приба, Вилась снла- Чтобы полны они были таким же компче, Скнм духом- Как и у греков!.. г Комедии Теренция нравились аристократии, Тяготевшей к греческой Культуре, но не всегда пользовались Успехом у плебейского зрителя. Терен- Ций сам говорит об этом в прологе к своей комедии «Свекровь». В первый Раз народ не стал смотреть эту пьесу, Увлекшись канатным плясуном. Во второй Раз, уже после первого акта, разнесся Слух, что будут гладиаторы. Народ Бросил театр и побежал в цирк. И только в третий раз пьеса имела Успех. Однако едва ли можно сказать, Что Теренций писал чуть ли не для кучки грекоманов 2: ведь его комедии Как-никак покупались эдилами для всенародного Представления. К широкой Публике апеллирует иногда и сам Теренций В борьбе со своими критиками. Комедия «Евпух» была поставлена в Один день дважды, и поэт получил ;т нее крупный гонорар, далеко превосходящий Все, что платилось до того Времени драматургам. Комедия Терен- 1 Цит. по кн.: Г а й С в е т о н и и Т р «Наука», 1966, стр. 236. 2 Ср.: М. М. П о к р о в с к и й , Истор! ция «Девушка с Андроса» несколько раз Ставилась и после смерти поэта. Все Эти факты, по мнению М. М. Покровского, Позволяют думать, что к этому Времени, под усилившимся влиянием Греческой культуры, произошел некоторый Сдвиг и в эстетических вкусах Римского плебса. Не надо забывать и Того, что Теренций стал писать для Театра через два года после разгрома Македонии, когда особенно усилился Приток в Рим образованных греков. Каждая комедия Теренция начинается С пролога. Однако пролог у Теренция Имеет другой характер, чем у Плавта. Прологи Плавта служат для Того, чтобы ввести зрителей в курс происходящего На сцене и ознакомить их Особенно с теми событиями, которые Произошли до начала действия. В прологах Теренция, произносимых или Младшим актером, или хозяином труппы, Сообщается только название пьесы, А затем начинается полемика с литературными Противниками автора. Эту полемику Выступающий в прологе ведет И от своего имени и от имени автора, давая Зрителям общее представление о Той борьбе, которая шла в первой половине II в. до н. э. вокруг литературы И театра. Обвинения, которые возводили На Теренция его литературные и Театральные противники, и среди них Прежде всего Лусций Ланувин, касались Применения им контаминации. Затем Теренция упрекали в плагиате у Плавта и Невия, утверждали, что ему Помогают при сочинении пьес его знатные Покровители. Наконец, признавали Сухим и вялым стиль Теренция и Указывали на отсутствие у него таланта. Теренций, в общем, удачно защи- Н к в и л л, Жизнь двенадцати цезарей, М., Римской литературы, стр. 67—68. Римская трагедия и комедия паллиата во II в. до н. э. 331 Щался в своих прологах против этих Нападок, а временами и сам переходил В наступление, критикуя недостатки В пьесах своих противников. В этих Литературных и театральных спорах для нас ясно не все, но несомненно одно: В Риме уже зародилась литературная И театральная критика, и драматург Должен был считаться как с ней, Гак и с публикой, смотревшей в театре Его пьесы. Публика интересовалась уже Такими вопросами, как отношение римской Пьесы к ее греческому оригиналу и К предыдущим латинским переработкам Этого оригинала. К комедиям Теренция сохранились Дидаскалии. Мы узнаем из них, что Во всех комедиях Теренция играл Лу- Ций Амбивий Турпион, известный Сам Теренций указывает в прологе, что «Девушка с Андроса» сочинена Но одноименной комедии Менандра с Добавлением частей из другой, схожей по фабуле комедии Менандра «Перфи- нянки». Но Теренций, как указывает Донат, осложнил фабулу Менандра введением второго любовника и его Слуги. Это осложнение интриги несколько Замедляло развитие действия, но зато усиливало перипетию: чем большее Количество лиц попадало в запутанное Положение, тем с большим интересом Зритель ждал развязки. Таким Образом, прибавление к основной любовной Интриге было новшеством, характерным Для Теренция. Этот прием Облегчал индивидуальную характеристику Действующих лиц (нельзя Же было при параллельности интриги Характеризовать их одинаково) и более Тонкому освещению драматических Ситуаций. Антрепренер и актер того времени.
|