Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Комической силы — и это было отмечено



Еще самими римлянами. Называя

Теренция полу-Меиандром, Цезарь восклицает:

Если бы к нежным твоим стихам приба,

Вилась снла-

Чтобы полны они были таким же компче,

Скнм духом-

Как и у греков!.. г

Комедии Теренция нравились аристократии,

Тяготевшей к греческой

Культуре, но не всегда пользовались

Успехом у плебейского зрителя. Терен-

Ций сам говорит об этом в прологе к

своей комедии «Свекровь». В первый

Раз народ не стал смотреть эту пьесу,

Увлекшись канатным плясуном. Во второй

Раз, уже после первого акта, разнесся

Слух, что будут гладиаторы. Народ

Бросил театр и побежал в цирк.

И только в третий раз пьеса имела

Успех. Однако едва ли можно сказать,

Что Теренций писал чуть ли не для кучки

грекоманов 2: ведь его комедии

Как-никак покупались эдилами для всенародного

Представления. К широкой

Публике апеллирует иногда и сам Теренций

В борьбе со своими критиками.

Комедия «Евпух» была поставлена в

Один день дважды, и поэт получил

;т нее крупный гонорар, далеко превосходящий

Все, что платилось до того

Времени драматургам. Комедия Терен-

1 Цит. по кн.: Г а й С в е т о н и и Т р

«Наука», 1966, стр. 236. 2 Ср.: М. М. П о к р о в с к и й , Истор!

ция «Девушка с Андроса» несколько раз

Ставилась и после смерти поэта. Все

Эти факты, по мнению М. М. Покровского,

Позволяют думать, что к этому

Времени, под усилившимся влиянием

Греческой культуры, произошел некоторый

Сдвиг и в эстетических вкусах

Римского плебса. Не надо забывать и

Того, что Теренций стал писать для

Театра через два года после разгрома

Македонии, когда особенно усилился

Приток в Рим образованных греков.

Каждая комедия Теренция начинается

С пролога. Однако пролог у Теренция

Имеет другой характер, чем у

Плавта. Прологи Плавта служат для

Того, чтобы ввести зрителей в курс происходящего

На сцене и ознакомить их

Особенно с теми событиями, которые

Произошли до начала действия. В прологах

Теренция, произносимых или

Младшим актером, или хозяином труппы,

Сообщается только название пьесы,

А затем начинается полемика с литературными

Противниками автора. Эту полемику

Выступающий в прологе ведет

И от своего имени и от имени автора, давая

Зрителям общее представление о

Той борьбе, которая шла в первой половине

II в. до н. э. вокруг литературы

И театра. Обвинения, которые возводили

На Теренция его литературные и

Театральные противники, и среди них

Прежде всего Лусций Ланувин, касались

Применения им контаминации. Затем

Теренция упрекали в плагиате у

Плавта и Невия, утверждали, что ему

Помогают при сочинении пьес его знатные

Покровители. Наконец, признавали

Сухим и вялым стиль Теренция и

Указывали на отсутствие у него таланта.

Теренций, в общем, удачно защи-

Н к в и л л, Жизнь двенадцати цезарей, М.,

Римской литературы, стр. 67—68.

Римская трагедия и комедия паллиата во II в. до н. э. 331

Щался в своих прологах против этих

Нападок, а временами и сам переходил

В наступление, критикуя недостатки

В пьесах своих противников. В этих

Литературных и театральных спорах

для нас ясно не все, но несомненно одно:

В Риме уже зародилась литературная

И театральная критика, и драматург

Должен был считаться как с ней,

Гак и с публикой, смотревшей в театре

Его пьесы. Публика интересовалась уже

Такими вопросами, как отношение римской

Пьесы к ее греческому оригиналу и

К предыдущим латинским переработкам

Этого оригинала.

К комедиям Теренция сохранились

Дидаскалии. Мы узнаем из них, что

Во всех комедиях Теренция играл Лу-

Ций Амбивий Турпион, известный

Сам Теренций указывает в прологе,

что «Девушка с Андроса» сочинена

Но одноименной комедии Менандра с

Добавлением частей из другой, схожей

по фабуле комедии Менандра «Перфи-

нянки». Но Теренций, как указывает

Донат, осложнил фабулу Менандра

введением второго любовника и его

Слуги. Это осложнение интриги несколько

Замедляло развитие действия,

но зато усиливало перипетию: чем большее

Количество лиц попадало в запутанное

Положение, тем с большим интересом

Зритель ждал развязки. Таким

Образом, прибавление к основной любовной

Интриге было новшеством, характерным

Для Теренция. Этот прием

Облегчал индивидуальную характеристику

Действующих лиц (нельзя

Же было при параллельности интриги

Характеризовать их одинаково) и более

Тонкому освещению драматических

Ситуаций.

Антрепренер и актер того времени.



Просмотров 426

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!