Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Весь пролог — в нем 152 стиха,— произносит



Меркурий. Обращаясь к зрителям,

он заигрывает с ними: если они

Хотят, чтобы дела шли хорошо и доходы

Постоянно росли, тогда им следует

В молчании выслушать эту комедию.

Сейчас зрители благодаря этой пьесе

Познакомятся с новым сценическим

Жанром — трагикомедией.

Сплошную дать комедию никак нельзя.

Цари и боги в действии участвуют.

Так как же быть? А роль раба имеется:

Вот и возможно дать трагикомедию х.

Меркурий обращается к зрителям с

Любопытной просьбой, которая вводит

Нас в театральный быт того времени.

Пусть распорядители пройдут по рядам.

Если им попадется на глаза наемный

Хлопальщик, надо снять с него в залог

Тогу. А кто будет добиваться награды

Актерам или художнику — лично, письмами

Или через посредника,— того надо

Преследовать так же, как за незаконные

Происки при соискании государственных

Должностей. Комизм последнего

Пожелания заключается в том,

Что актеры, которыми в Риме, за весьма

Немногим исключением, были рабы

И вольноотпущенники, хотят для себя

Таких же законов, какие существуют

Для лиц высших сословий. Имеется и

Еще одна интересная черточка, рисующая

общественное положение актера:

Если при ком-нибудь из них окажется

Наемный хлопальщик или кто-нибудь

Будет вредить успеху другого, то следует

Содрать с того костюм вместе с кожей.

Затем Меркурий излагает завязку

Пьесы. В отсутствие фиванского полководца

Амфитриона, который отправился

На войну с племенем телебоев,

Юпитер, влюбившийся в жену Амфи-

Т и т М а к ц и й Плавт, Избранные комедии, стр. 44.

Римская комедия паллиата. Плавт 319

Триона Алкмену, стал бывать у нее,

Принимая образ ее мужа. Алкмена теперь

вдвойне беременна: муж, уходя

На войну, оставил ее беременной, а позже

Она забеременела и от Юпитера.

Юпитер и теперь находится у Алкмены,

И, благодаря его присутствию, ночь

Стала длиннее. Сам же Меркурий принял

Вид Амфитрионова раба — Сосии.

В прологе, между прочим, дается указание

И на сценические костюмы. Зрители

Легко отличат Сосию от Меркурия,

а Юпитера от Амфитриона: у Меркурия

На шляпе перышки, у Юпитера под

Шляпой золотой пучок. Домашние, конечно,

Не могут видеть этих знаков,

Но зрители их видят.

В первом акте дается блестящая мистификация,

Жертва которой — Сосия.

Он идет к дому Амфитриона: по приказанию

Своего господина он должен сообщить

Алкмене о прибытии в гавань

Ее супруга. Сосия ропщет на нетерпение

Амфитриона, который ночью прогнал

его иа.гавани в город. Сосии страшно:

Он боится встречи и с молодыми кутилами

И с ночным дозором, который,

Пожалуй, отведет его в тюрьму. Однако

Он решает прорепетировать вслух свой

Рассказ Алкмене о сражении с телебоями,

В котором фиванцы одержали блестящую

Победу, а сам Амфитрион собственной

Рукой убил их царя Птере-

Лу. Сосия уже собирается войти в дом

Амфитриона, как вдруг замечает у дверей

Какого-то незнакомого человека.

От страха у него начинают щелкать

Зубы, так как этот незнакомец — рослый

Парень. Меркурий делает вид, что

Не видит Сосии и говорит как бы сам

С собой. Он собирается пустить в дело

Кулаки, которые не дальше как вчера

Уложили четверых, обобранных догола.

Меркурий даже размахивает кулаками,

Показывая, как он изобьет того,

Кто ему попадется. Перепуганный до

Смерти Сосия все-таки решается заговорить

С незнакомцем, приняв предварительно

Храбрый вид. На вопрос

Незнакомца, куда он идет с фонариком,

Сосия вначале не желает говорить,

Но под влиянием угроз Меркурия называет

Себя рабом Амфитриона и сообщает

Свое имя.

Меркурий бьет Сосию за наглую

Ложь, заявляя, что Сосия — это он

Сам. Затем Меркурий рассказывает Сосии

О сражении с телебоями и о победе

Амфитриона. Сосия совсем сбит с толку.

Он к тому же замечает, что и па

Своему внешнему виду незнакомец в

Точности похож на него. Он умоляет

богов сказать ему, где он «сменился»

И потерял прежний вид. Сосия желает

Пойти теперь в гавань и обо всем рассказать

Господину. У него есть, впрочему

одно утешение: быть может, его и хозяин

Не признает, тогда он свободен.

В следующей сцене вышедший из дому

Юпитер нежно прощается с Алкменой,

Которая укоряет своего мнимого мужа

За то, что он так мало побыл с ней.

Юпитер дарит Алкмене чашу, из которой

Пил убитый царь телебоев.

Второй акт начинается оживленным

Диалогом между Амфитрионом и Сосией;

Называя несколько раз Сосию негодяем



Просмотров 453

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!