Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Весь пролог — в нем 152 стиха,— произносит
Меркурий. Обращаясь к зрителям, он заигрывает с ними: если они Хотят, чтобы дела шли хорошо и доходы Постоянно росли, тогда им следует В молчании выслушать эту комедию. Сейчас зрители благодаря этой пьесе Познакомятся с новым сценическим Жанром — трагикомедией. Сплошную дать комедию никак нельзя. Цари и боги в действии участвуют. Так как же быть? А роль раба имеется: Вот и возможно дать трагикомедию х. Меркурий обращается к зрителям с Любопытной просьбой, которая вводит Нас в театральный быт того времени. Пусть распорядители пройдут по рядам. Если им попадется на глаза наемный Хлопальщик, надо снять с него в залог Тогу. А кто будет добиваться награды Актерам или художнику — лично, письмами Или через посредника,— того надо Преследовать так же, как за незаконные Происки при соискании государственных Должностей. Комизм последнего Пожелания заключается в том, Что актеры, которыми в Риме, за весьма Немногим исключением, были рабы И вольноотпущенники, хотят для себя Таких же законов, какие существуют Для лиц высших сословий. Имеется и Еще одна интересная черточка, рисующая общественное положение актера: Если при ком-нибудь из них окажется Наемный хлопальщик или кто-нибудь Будет вредить успеху другого, то следует Содрать с того костюм вместе с кожей. Затем Меркурий излагает завязку Пьесы. В отсутствие фиванского полководца Амфитриона, который отправился На войну с племенем телебоев, Юпитер, влюбившийся в жену Амфи- Т и т М а к ц и й Плавт, Избранные комедии, стр. 44. Римская комедия паллиата. Плавт 319 Триона Алкмену, стал бывать у нее, Принимая образ ее мужа. Алкмена теперь вдвойне беременна: муж, уходя На войну, оставил ее беременной, а позже Она забеременела и от Юпитера. Юпитер и теперь находится у Алкмены, И, благодаря его присутствию, ночь Стала длиннее. Сам же Меркурий принял Вид Амфитрионова раба — Сосии. В прологе, между прочим, дается указание И на сценические костюмы. Зрители Легко отличат Сосию от Меркурия, а Юпитера от Амфитриона: у Меркурия На шляпе перышки, у Юпитера под Шляпой золотой пучок. Домашние, конечно, Не могут видеть этих знаков, Но зрители их видят. В первом акте дается блестящая мистификация, Жертва которой — Сосия. Он идет к дому Амфитриона: по приказанию Своего господина он должен сообщить Алкмене о прибытии в гавань Ее супруга. Сосия ропщет на нетерпение Амфитриона, который ночью прогнал его иа.гавани в город. Сосии страшно: Он боится встречи и с молодыми кутилами И с ночным дозором, который, Пожалуй, отведет его в тюрьму. Однако Он решает прорепетировать вслух свой Рассказ Алкмене о сражении с телебоями, В котором фиванцы одержали блестящую Победу, а сам Амфитрион собственной Рукой убил их царя Птере- Лу. Сосия уже собирается войти в дом Амфитриона, как вдруг замечает у дверей Какого-то незнакомого человека. От страха у него начинают щелкать Зубы, так как этот незнакомец — рослый Парень. Меркурий делает вид, что Не видит Сосии и говорит как бы сам С собой. Он собирается пустить в дело Кулаки, которые не дальше как вчера Уложили четверых, обобранных догола. Меркурий даже размахивает кулаками, Показывая, как он изобьет того, Кто ему попадется. Перепуганный до Смерти Сосия все-таки решается заговорить С незнакомцем, приняв предварительно Храбрый вид. На вопрос Незнакомца, куда он идет с фонариком, Сосия вначале не желает говорить, Но под влиянием угроз Меркурия называет Себя рабом Амфитриона и сообщает Свое имя. Меркурий бьет Сосию за наглую Ложь, заявляя, что Сосия — это он Сам. Затем Меркурий рассказывает Сосии О сражении с телебоями и о победе Амфитриона. Сосия совсем сбит с толку. Он к тому же замечает, что и па Своему внешнему виду незнакомец в Точности похож на него. Он умоляет богов сказать ему, где он «сменился» И потерял прежний вид. Сосия желает Пойти теперь в гавань и обо всем рассказать Господину. У него есть, впрочему одно утешение: быть может, его и хозяин Не признает, тогда он свободен. В следующей сцене вышедший из дому Юпитер нежно прощается с Алкменой, Которая укоряет своего мнимого мужа За то, что он так мало побыл с ней. Юпитер дарит Алкмене чашу, из которой Пил убитый царь телебоев. Второй акт начинается оживленным Диалогом между Амфитрионом и Сосией; Называя несколько раз Сосию негодяем
|